Автор конспекта:
Автор(ы): — Бахтиярова С.А.
Место работы, должность: — СОШ № 45 г. Набережные Челны
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Изучить основные операторы Турбо Паскаль
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)
2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)
3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)
1.Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска
Краткое описание: — 1. Цели, задачи 2. Организационный момент 3. Актуализация знаний 4. Изучение нового материала 5. Закрепление 6. Домашнее задание
Организационный момент.
Здравствуйте дети. Все ли у вас готово к уроку? Начнем урок.
Изучение новой темы.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Основные операторы языка Паскаль».
Алфавит языка.
Любой язык (в том числе и алгоритмический) начинается с алфавита. Используя алфавит, мы составляем слова; слова объединяем во фразы, соблюдая синтаксические правила данного языка. Алфавит алгоритмического языка состоит из фиксированного набора основных символов, причем могут быть использованы и определенные комбинации литер.
В алфавите языке Паскаль можно выделить три группы знаков: буквы, цифры и специальные символы.
В качестве букв используются прописные (заглавные) латинские буквы от A до Z. В некоторых версиях языка допускается расширение набора букв за счет букв русского алфавита, но русские слова могут быть использованы только как комментарии.
Цифрами являются обычные десятичные цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Группа специальных символов довольно многочисленна и в ней можно выделить 3 основные подгруппы – знаки арифметических операций, знаки операций сравнения, разделители.
Арифметические операции.
+
сложение
-
вычитание
*
умножение
/
деление вещественное
div
деление целочисленное
mod
Получение остатка от деления целых чисел
Структура программы на языке Паскаль.
Программа, записанная на языке Паскаль, начинается заголовком PROGRAM, за которым следует имя программы, и заканчивается служебным словом ENDи точкой. Между этими словами располагаются два раздела программы: раздел описания данных и раздел описания действий. Действие мы будем называть оператором. Схематично это выглядит так:
Заголовок PROGRAMM ;
Раздел описания
данных
BEGIN {начало раздела}
Раздел операторов
Конец программы END.
В разделе описания данных используются служебные слова: LABEL, CONST, TYTE, VAR, PROCEDURE, FUNCTION. Сейчас их запоминать не нужно, так как о каждом из них мы будем подробно говорить позже.
Раздел операторов начинается служебным словом BEGIN. Каждое предложение (инструкция) программы заканчивается точкой с запятой.
Текст программы заканчивается служебным словом END и точкой.
Типы данных.
Константа — величина, значение которой не изменяется в период ее существования; англ. constant.
Переменная — некоторая величина, которая может изменяться, принимая в процессе этого изменения различные значения; англ, variable.
Данные — информация, представленная в формальном виде, который обеспечивает возможность ее хранения, обработки и передачи; англ, data, information.
В языке Турбо-Паскаль любая константа, переменная, значение функции или выражения (назовем их объектами) характеризуются своим типом.
Тип данных — одно из фундаментальных понятий языка Паскаль, к которому мы будем возвращаться неоднократно. Сейчас важно понять следующее: программа предназначена для обработки информации, информация может быть представлена в числовом виде, символьном виде, звуковом и графическом, программа может работать с постоянными величинами (константами) и переменными величинами. Каждая величина должна быть объявлена, т.е. указан ее тип, какая она — целочисленная, реальная или буква (или что-то еще).
Чтобы объявить переменную используется служебное слово var(от англ, variable— переменная) и слово, определяющее тип переменной — например, целый — integer; вещественный (реальный) — real.
Математические функции.
Решая различные задачи, мы сталкиваемся с необходимостью извлекать квадратные корни, вычислять значения тригонометрических функций и т. д. Для этого необходим алгоритм решения и, соответственно, программа. Для облегчения работы программиста наиболее распространенные алгоритмы разработаны фирмой-производителем и поставляются вместе с языком. Они хранятся в специальной библиотеке и называются встроенными функциями. Для того чтобы их использовать, необходимо знать синтаксис и правила обращения к ним. В таблице приведены некоторые из них.
Функция
Запись в языке Паскаль
Тип аргумента
Тип результата
/х/
abs(x)
integer real
integer real
х2
sqr(x)
integer real
integer real
Öх
sqrt(x)
integer real
real
Sin x
sin(x)
integer real
real
Cos x
cos(x)
integer real
real
ех
exp(x)
real
real
выделение дробной части аргумента
Frac(x)
real
real
выделение целой части аргумента
int(x)
real
real
ln x
ln(x)
real
real
проверка четности
odd(x)
longint
boolean(true, если число нечетное)
формирование случайного числа
random(x)
word
integer
random;
аргумент не задан
real
округление вещественного числа до целого
round(x)
real
integer longint
выделение целой части вещественного числа
trunc(x)
real
integer longint
—
Основные операторы языка Паскаль.
Оператор— предписание в данном языке программирования предназначенное для задания некоторого завершенного действия в процессе переработки информации на ЭВМ.
Оператор — одно из основных понятий языка. Каждый оператор представляет собой законченную фразу языка и определяет некоторый этап обработки данных. Оператор присваивания.
1) Сочетание символов ":=" называется оператором присваивания. Фраза с:= а+bна русском языке звучит так: к значению переменной а прибавить значение переменной bи полученный результат присвоить переменной с.
Это основной оператор в любом языке программирования.
а := 3 — эта запись означает, что переменной а присваивается значение 3.
а := а+1, а эта запись означает, что к прежнему значению переменной а прибавляется единица и этой же переменной присваивается ответ, если считать, что а было равно 3, то после выполнения второго оператора присваивания значение переменной а будет 4. Прежнее значение не сохраняется.
2)Вводданных: read(a,b);
readln(a,b);
Английское readlnсоответствует русскому читать. Этим словом мы сообщаем компьютеру, что он должен прочитать написанное нами на клавиатуре. Вслед за служебным словом указывают список переменных, в которые попадают нужные значения. Обратите внимание: список переменных пишут в круглых скобках — read(a, b, с).
Предположим, что Вы написали с помощью клавиатуры три числа, разделенные пробелами: 13 20 -40. Компьютер "прочитает" их и присвоит переменной а значение 13, переменной b— 20.
Служебное слово readln. "подскажет" компьютеру, что после завершения ввода данных нужно переместить курсор на одну строку вниз.
3) Инструкция вывода данных: write(список вывода);
writeln(список вывода);
Встретив в программе слово writeангло-говорящий компьютер напишет на экране что написано в скобках. Если после вывода результата на экран необходим переход на следующую строку, слово writeнужно заменить словом writeln.
Домашняя работа.
Выучить материал урока.
Итог урока.
— Дети чему вы сегодня научились?
— Сегодня мы узнали основные операторы Паскаля, узнали структуру программы Паскаля.