Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусатова Инна Николаевна
Место работы, должность: —
МОУДОТ "Детская музыкальная школа №14" г. Саратова, преподаватель фортепиано.
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: —
Основные понятия и педализации.
Основные понятия и педализации.
Педаль – ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано.
Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатством , подобным педальному звучанию.
Чувствуязвук во всех его градациях и чувствуя педаль во всем многообразии ее применения — это значит обладать определенным пианистическим мастерством.
Обучение педализации должно быть составной частью всего педагогического процесса.
Вся работа над педализацией – работа для слуха. Научить педализации – это значит прежде всего научить слушать, научить подчинять педаль ( ногу) требованиям слуха.
Методика обучения педализации сводится к двум основным разделам:
Существует некоторые основные принципы применения педали , имея ввиду соотношения педализации со стилем , фактурой, регистром , темпом и динамикой.
Основные принципы применения педали:
Окончивший школу ученик должен уметь самостоятельно разобраться в несложном произведении, справиться с техническими , звуковыми и педальными трудностями , исполнить его грамотно , выразительно и создать определённый художественный образ.
Уже с первых лет занятий ученик должен осознать , что педаль является одним из необходимых средств выразительности , что в певучей пьесе нужна иная педализация ,чем в танцевальной.
Работая с учащимися над звуком , педагог обращается к музыкальному слуху , показывает движения , добивается ощущения слитности пальцев с клавиатурой , так же и в работе над педализацией уметь направить слух учащегося , лишь попутно показывая движение , вызывая ощущение слитности ноги с педалью ,чтобы ученик в итоге не думал специально о педали.
Надо воспитывать у учащегося мгновенную реакцию ноги на требование слуха . Накапливается такое умение в процессе познания каждого отдельного приёма педализации .Постоянное вслушивание поможет ученику почувствовать естественную необходимость педализации .Одной из основных задач педагога является воспитание хорошеговкуса .
Развивая в ученике умение педализировать , надо стремиться к тому , чтобы ученик слышал как можно больше гармонически чистого , красивого звучания .
Короче говоря всё время заниматься вопросами педализации наряду со всеми основными задачами развития техники и исполнительства . Начинать обучение педализации с простейших случаев можно уже на раннем этапе – на втором году обучения – после освоения нот и постановки рук .
Но если ребёнок ещё мал ростом и при нормальной посадке ноги его не достают до педали , то некоторое время воздержаться от её применения . Так как , чтобы дотянуться до педали , ученик садится ниже нормального уровня и близко к клавиатуре . От этого локти свисают вниз , спина отклоняется назад . Эта неправильная посадка может войти в привычку , привести к напряжению в спине и руках , отрицательно отразиться на качестве звука о ограничить возможности технического развития .
С объяснения какой педали лучше объяснять-с прямой или запаздывающей ?
Лучше начинать обучение педализации с приёма запаздывающей педали .
Почему ? Этому есть простое объяснение . Что такое прямая педаль ? Это педаль одновременного движения – звука и педали . Ребёнку конечно легче координировать движение рук и ноги в одну сторону ( вниз ). А нам важно направить внимание ребёнка на слушание педального звучания ,а не на механику движения .
Важно , чтобы ученик не просто услышал педальную окраску , а сразу привыкал бы слушать чистое педальное звучание , бесшумность движения ( педального механизма ) , что вернее достигается на приёме запаздывающей педали .Как показал опыт , если ученик прежде всего усвоил прямую педализацию ,ему уже труднее переключиться на запаздывающую педаль : нога по привычке будет нажимать педаль одновременно с извлечением звука , предыдущая гармония захватывается педалью и звучит « грязь».
В случае же перехода от запаздывающей педали к прямой ученик может , например , по привычке взять педаль чуть позднее короткого аккорда ,который из-за этого не попадёт в педаль .Такая ошибка принесёт меньше неприятности ,т.к. при этом не возникает « грязное» звучание и не страдает слух ученика .
Наладить же одновременное движение рук и ноги обычно бывает нетрудно .
Для овладения запаздывающей педали я беру гамму из 5-ти звуков legato– движение вверх и вниз . Ученики довольно успешно справляются с этим заданием .
Первое применение педали – событие в музыкальной жизни ребёнка . Оно должно оставить яркое впечатление . Стоит выбирать такие произведения , в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах . Это заставит ученика насторожить свой слух в определённый момент , он яснее услышит появление нового звучания в результате нажима педали и исчезновение его в момент отпускания педали . Примером может служить пьеса «Танец» — А.Гедике.
Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и особенно отпускания педали ,слитности ноги с педалью (как будто подошва «приклеилась» к педали.)
Надо следить ,чтобы ученик ставил ногу только на расширение педальной лапки («головку» педали)
Если в пьесе педализируется заключительный аккорд , следует приучить ученика не снимать руки с клавиш , пока длится аккорд на педали , а педаль и руки снять одновременно , дослушав до конца аккорд .
Если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз , то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения .
Этим достигается две цели : во первых , не приходиться искать ногой педаль (иногда мы видим как ученик заглядывает под рояль) непосредственно перед нажимом , а во-вторых – создаётся привычка держать покойно ногу на педали . У детей , не привыкших к этому , возникает рефлекс : как только нога коснулась педали ,происходит нажим кстати и некстати . Надо проверить , свободна ли нога на педали или ученик «держит» её небольшим напряжением в голеностопном суставе . К сожалению у некоторых пианино педаль расположена выше , чем у рояля , в этих случаях приходится действительно «держать» ногу. Для того чтобы избежать напряжения в голеностопном суставе , можно под педаль у пианино подкладывать доску и на неё опираться пяткой ноги .
На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью ,т.е. ученик выучивает нотный текст без педали .Когда же включится педаль ,то ученик услышит в своём исполнении новый звуковой колорит . Сравнение беспедального звучания и педального направит слух ученика на восприятие гармонии . Так фа мажорная пьеса Е.Гнесиной («Маленькие пьесы») без педали звучит двухголосно , а на педали звуки собираются в аккорд и ученик слышит уже гармонию .
На пьесах с такой фактурой , где на педали происходит собирание звуков в один аккорд , ученик услышит , как обогащается гармония благодаря постепенному появлению новых аккордовых звуков разной громкости , как исчезает прежняя гармония в момент смены педали . Примером может служить пьеса П.И.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».
Приём смены педали широко используется в фортепианном исполнительстве . Надо в течении ряда лет проходить с учеником возможно больше педальных пьес разнообразного характера , чтобы основательно закрепить этот приём (запаздывающую педаль) .
Прямая педаль.
Прямая педаль употребляется главным образом , в пьесах с острым , чётким или танцевальным ритмом .
Педаль подчёркивает сильные доли или создаёт ритмическую опору фразы . Такая педаль хороша , например , в марше , где должен быть очень отчётливый ритм , и достигается при этом определённость начала каждой фразы , что и подчёркивается прямой педалью . Пример : «Марш» из «Детского альбома» Р.Шумана.
В этой пьесе чеканным штрихом надо передать весёлую детскую торжественность . Решительное начало каждой фразы следует окрасить глубокой и относительно продолжительной педалью .
В «Смелом наезднике» при лёгком staccatoв довольно быстром темпе предполагается короткий и неглубокий нажим педали , оттеняющий упругость ритма .
Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера даст ученику возможность лучше почувствовать ритм , «педальное дыхание» , прелесть беспедального звучания между педальными (например , на третьей четверти такта в вальсах , или в затактах гавота ). Это поможет педагогу развивать в исполнении ученика черты гибкости и изящества .
Во многих танцевальных пьесах ритмическая педаль на сильную долю является также и связующей педалью , т.к. соединяет бас с аккордом .
В процессе работы полезно отдельно поучить ритмическую фигуру пьесы (в частности аккомпанемент) с педалью . Пример : Э.Григ «Листок из альбома».
В подвижных танцевальных пьесах ученики , чтобы успеть взять аккорд вовремя , нередко берут отдалённый бас настолько коротким звуком , что он или вовсе не подхватывается на педали , или же в педали остаётся только «призвук» баса , как бы эхо от взятого звука . Но ведь бас – это гармоническая основа и он должен звучать полноценно , пока длится педаль .
Здесь очень полезно поиграть в медленном темпе – полезно взять отдалённый бас глубоким звуком и несколько придержать его , а в быстром темпе научиться брать басовый звук чуть тяжелее , чем остальные лёгкие аккорды сопровождения . При этом следует переносить руку от баса гибко , как бы по «пути» движения руки вверх . Ни в коем случае не брать аккорд после баса движением руки сверху .
Прямая педаль ещё возможна в том случае , если перед нажимом педали стоит пауза , или звук staccato, или звук ,одинаковый по высоте с педализируемым , т.е. одной гармонии .
Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев бывает неглубокая .И не всегда абсолютно прямая .Если мелодия начинается с затакта , то педаль надо брать не одновременно , а почти одновременно со звуком на сильной доле такта , как бы «следом за звуком», так чтобы педалью не захватился затактовый звук . Это требует специальной ,кропотливой работы и обострения слухового внимания ученика.
Полезно учить , останавливаясь на сильной доле без нажатия педали , и слушать , исчез ли последний затактовый звук , чисто ли звучит бас и лишь после этого нажать педаль .
Файлы: Визитная карточка СОШ имени В.doc
Размер файла: 82432 байт.