Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусатова Инна Николаевна

Место работы, должность: —

МОУДОТ "Детская музыкальная школа №14" г. Саратова, преподаватель фортепиано.

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Основные понятия и педализации.

Основные понятия и педализации.

Педаль – ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано.

Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатством , подобным педальному звучанию.

Чувствуязвук во всех его градациях и чувствуя педаль во всем многообразии ее применения — это значит обладать определенным пианистическим мастерством.

Обучение педализации должно быть составной частью всего педагогического процесса.

Вся работа над педализацией – работа для слуха. Научить педализации – это значит прежде всего научить слушать, научить подчинять педаль ( ногу) требованиям слуха.

Методика обучения педализации сводится к двум основным разделам:

  • Овладение приемами и навыками педализации.
  • Воспитание отношения к педализации как к творческому процессу.
  • Существует некоторые основные принципы применения педали , имея ввиду соотношения педализации со стилем , фактурой, регистром , темпом и динамикой.

    Основные принципы применения педали:

  • Применение прямой педали.
  • Применение запаздывающей педали.
  • Окончивший школу ученик должен уметь самостоятельно разобраться в несложном произведении, справиться с техническими , звуковыми и педальными трудностями , исполнить его грамотно , выразительно и создать определённый художественный образ.

    Уже с первых лет занятий ученик должен осознать , что педаль является одним из необходимых средств выразительности , что в певучей пьесе нужна иная педализация ,чем в танцевальной.

    Работая с учащимися над звуком , педагог обращается к музыкальному слуху , показывает движения , добивается ощущения слитности пальцев с клавиатурой , так же и в работе над педализацией уметь направить слух учащегося , лишь попутно показывая движение , вызывая ощущение слитности ноги с педалью ,чтобы ученик в итоге не думал специально о педали.

    Надо воспитывать у учащегося мгновенную реакцию ноги на требование слуха . Накапливается такое умение в процессе познания каждого отдельного приёма педализации .Постоянное вслушивание поможет ученику почувствовать естественную необходимость педализации .Одной из основных задач педагога является воспитание хорошеговкуса .

    Развивая в ученике умение педализировать , надо стремиться к тому , чтобы ученик слышал как можно больше гармонически чистого , красивого звучания .

    Короче говоря всё время заниматься вопросами педализации наряду со всеми основными задачами развития техники и исполнительства . Начинать обучение педализации с простейших случаев можно уже на раннем этапе – на втором году обучения – после освоения нот и постановки рук .

    Но если ребёнок ещё мал ростом и при нормальной посадке ноги его не достают до педали , то некоторое время воздержаться от её применения . Так как , чтобы дотянуться до педали , ученик садится ниже нормального уровня и близко к клавиатуре . От этого локти свисают вниз , спина отклоняется назад . Эта неправильная посадка может войти в привычку , привести к напряжению в спине и руках , отрицательно отразиться на качестве звука о ограничить возможности технического развития .

    С объяснения какой педали лучше объяснять-с прямой или запаздывающей ?

    Лучше начинать обучение педализации с приёма запаздывающей педали .

    Почему ? Этому есть простое объяснение . Что такое прямая педаль ? Это педаль одновременного движения – звука и педали . Ребёнку конечно легче координировать движение рук и ноги в одну сторону ( вниз ). А нам важно направить внимание ребёнка на слушание педального звучания ,а не на механику движения .

    Важно , чтобы ученик не просто услышал педальную окраску , а сразу привыкал бы слушать чистое педальное звучание , бесшумность движения ( педального механизма ) , что вернее достигается на приёме запаздывающей педали .Как показал опыт , если ученик прежде всего усвоил прямую педализацию ,ему уже труднее переключиться на запаздывающую педаль : нога по привычке будет нажимать педаль одновременно с извлечением звука , предыдущая гармония захватывается педалью и звучит « грязь».

    В случае же перехода от запаздывающей педали к прямой ученик может , например , по привычке взять педаль чуть позднее короткого аккорда ,который из-за этого не попадёт в педаль .Такая ошибка принесёт меньше неприятности ,т.к. при этом не возникает « грязное» звучание и не страдает слух ученика .

    Наладить же одновременное движение рук и ноги обычно бывает нетрудно .

    Для овладения запаздывающей педали я беру гамму из 5-ти звуков legato– движение вверх и вниз . Ученики довольно успешно справляются с этим заданием .

    Первое применение педали – событие в музыкальной жизни ребёнка . Оно должно оставить яркое впечатление . Стоит выбирать такие произведения , в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах . Это заставит ученика насторожить свой слух в определённый момент , он яснее услышит появление нового звучания в результате нажима педали и исчезновение его в момент отпускания педали . Примером может служить пьеса «Танец» — А.Гедике.

    Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и особенно отпускания педали ,слитности ноги с педалью (как будто подошва «приклеилась» к педали.)

    Надо следить ,чтобы ученик ставил ногу только на расширение педальной лапки («головку» педали)

    Если в пьесе педализируется заключительный аккорд , следует приучить ученика не снимать руки с клавиш , пока длится аккорд на педали , а педаль и руки снять одновременно , дослушав до конца аккорд .

    Если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз , то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения .

    Этим достигается две цели : во первых , не приходиться искать ногой педаль (иногда мы видим как ученик заглядывает под рояль) непосредственно перед нажимом , а во-вторых – создаётся привычка держать покойно ногу на педали . У детей , не привыкших к этому , возникает рефлекс : как только нога коснулась педали ,происходит нажим кстати и некстати . Надо проверить , свободна ли нога на педали или ученик «держит» её небольшим напряжением в голеностопном суставе . К сожалению у некоторых пианино педаль расположена выше , чем у рояля , в этих случаях приходится действительно «держать» ногу. Для того чтобы избежать напряжения в голеностопном суставе , можно под педаль у пианино подкладывать доску и на неё опираться пяткой ноги .

    На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью ,т.е. ученик выучивает нотный текст без педали .Когда же включится педаль ,то ученик услышит в своём исполнении новый звуковой колорит . Сравнение беспедального звучания и педального направит слух ученика на восприятие гармонии . Так фа мажорная пьеса Е.Гнесиной («Маленькие пьесы») без педали звучит двухголосно , а на педали звуки собираются в аккорд и ученик слышит уже гармонию .

    На пьесах с такой фактурой , где на педали происходит собирание звуков в один аккорд , ученик услышит , как обогащается гармония благодаря постепенному появлению новых аккордовых звуков разной громкости , как исчезает прежняя гармония в момент смены педали . Примером может служить пьеса П.И.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

    Приём смены педали широко используется в фортепианном исполнительстве . Надо в течении ряда лет проходить с учеником возможно больше педальных пьес разнообразного характера , чтобы основательно закрепить этот приём (запаздывающую педаль) .

    Прямая педаль.

    Прямая педаль употребляется главным образом , в пьесах с острым , чётким или танцевальным ритмом .

    Педаль подчёркивает сильные доли или создаёт ритмическую опору фразы . Такая педаль хороша , например , в марше , где должен быть очень отчётливый ритм , и достигается при этом определённость начала каждой фразы , что и подчёркивается прямой педалью . Пример : «Марш» из «Детского альбома» Р.Шумана.

    В этой пьесе чеканным штрихом надо передать весёлую детскую торжественность . Решительное начало каждой фразы следует окрасить глубокой и относительно продолжительной педалью .

    В «Смелом наезднике» при лёгком staccatoв довольно быстром темпе предполагается короткий и неглубокий нажим педали , оттеняющий упругость ритма .

    Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера даст ученику возможность лучше почувствовать ритм , «педальное дыхание» , прелесть беспедального звучания между педальными (например , на третьей четверти такта в вальсах , или в затактах гавота ). Это поможет педагогу развивать в исполнении ученика черты гибкости и изящества .

    Во многих танцевальных пьесах ритмическая педаль на сильную долю является также и связующей педалью , т.к. соединяет бас с аккордом .

    В процессе работы полезно отдельно поучить ритмическую фигуру пьесы (в частности аккомпанемент) с педалью . Пример : Э.Григ «Листок из альбома».

    В подвижных танцевальных пьесах ученики , чтобы успеть взять аккорд вовремя , нередко берут отдалённый бас настолько коротким звуком , что он или вовсе не подхватывается на педали , или же в педали остаётся только «призвук» баса , как бы эхо от взятого звука . Но ведь бас – это гармоническая основа и он должен звучать полноценно , пока длится педаль .

    Здесь очень полезно поиграть в медленном темпе – полезно взять отдалённый бас глубоким звуком и несколько придержать его , а в быстром темпе научиться брать басовый звук чуть тяжелее , чем остальные лёгкие аккорды сопровождения . При этом следует переносить руку от баса гибко , как бы по «пути» движения руки вверх . Ни в коем случае не брать аккорд после баса движением руки сверху .

    Прямая педаль ещё возможна в том случае , если перед нажимом педали стоит пауза , или звук staccato, или звук ,одинаковый по высоте с педализируемым , т.е. одной гармонии .

    Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев бывает неглубокая .И не всегда абсолютно прямая .Если мелодия начинается с затакта , то педаль надо брать не одновременно , а почти одновременно со звуком на сильной доле такта , как бы «следом за звуком», так чтобы педалью не захватился затактовый звук . Это требует специальной ,кропотливой работы и обострения слухового внимания ученика.

    Полезно учить , останавливаясь на сильной доле без нажатия педали , и слушать , исчез ли последний затактовый звук , чисто ли звучит бас и лишь после этого нажать педаль .

    Файлы: Визитная карточка СОШ имени В.doc
    Размер файла: 82432 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология