Автор конспекта:
Автор(ы): — Радченко Ольга Евгеньевна
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 23
Краткое описание: — Задачи: • Познакомить с понятием «православный храм». • Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. • Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. • Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Спец.курс "Основы православной культуры и светской этики" в 4 классе по теме "Православные храмы".
Учитель Радченко О.Е.
Цель:
·дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
·Познакомить с понятием «православный храм».
·Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
·Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
·Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
·Воспитыватьценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!
2. Сообщение темы занятия.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет вновь стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покойтолько в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
II. Актуализация знаний учащихся
Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
— Храм — это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
— В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
— В храме много икон.
Зачем люди посещают храмы?
— В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
III. Изучение нового материала.
Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
1.Беседа с учащимися.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божью, строители приступали к работе.
Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
— У него есть купол, на котором находится крест.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
— Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
— Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
— Мысли о храме, церкви, России…
3. Изучение устройства храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.
Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?
(предположения детей)
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть — место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойныебогослужения.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
4. Творческие работы учащихся.
А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмахгорода Ставрополя
V. Коллективная работа.
Часто ли вы бываете в храме?
Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам…
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
Как оканчивается божественная литургия?
VI. Итог занятия.
Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
VII. Домашнее задание.
Общее:
— рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
— узнать, какие храмы есть в нашем селе, прочитать стр.48-51 учебника
— ответить на вопросы стр.51
Индивидуальное:
— нарисовать храм вашей мечты
— подобратьи выучить стихотворение о храме
— составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»
Файлы: prilozhenie_1.pptx
Размер файла: 1925100 байт.