Особенности географического положения Атлантического океана и виды хозяйственной деятельности в нём.
Автор конспекта:
Автор(ы): — учитель географии Антипова С.Н,
Место работы, должность: — МБОУ «ПСОШ»
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Сформировать представление об особенностях географического положения океана, влиянии его на хозяйственную деятельность.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
В.А. Коринская И.В. Душина под редакцией Дронова " География материков и океанов "
Используемая методическая литература: —
Литература учителя
- Н.А. Максимов « За страницами учебника географии» — М.: Просвещение,1981г.
- журнал « ГЕО» — №1.2,3, 1998год.
Используемое оборудование: —
карта " Атлантический океан", проигрыватель, музыкальная пластинка.
Римский — Корсаков • Шахрезада 1 часть ( тема моря)
Используемые ЦОР: —
проектор
Краткое описание: — На уроке учащиеся отрабатывают умение находить карты нужного содержания, анализировать их, на и делать выводы.За 2-3 урока из класса детям даётся задание подготовить выступления по темам.
Тема урока: Особенности географического положения Атлантического океана и виды хозяйственной деятельности в нём.
Содержание и планируемые результаты обучения:
Атлантический океан: особенности природы, хозяйственное освоение, загрязнение вод и меры по борьбе с загрязнением.
Опорные знания и умения:
Свойства вод Мирового океана:
а/ соленость;
б/ температура»
Движение вод в океане:
а/ ветровые воины;
б/ цунами;
в/ приливы и отливы.
Течение в океане, их виды.
Растения и животные в океане:
а/ охрана природы океана;
б/ изучение М.о. / география, 6 класс/
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать: особенности природы Атлантического океана как крупного природного комплекса Земли.
Учащиеся должны уметь:
на основе имеющихся знаний и умений выявить по картам атласа отличительные особенности природы Атлантического океана;
составлять устный рассказ об этом природном комплексе. Номенклатура:
Границы Атлантического океана, Срединно — Атлантический хребет, Гольфстрим, Северное — Пассатное течение,Канарское, Бразильское, Бенгельское, Северо — Атлантическое,
Оборудование урока: карта " Атлантический океан", проигрыватель, музыкальная пластинка.
Римский — Корсаков • Шахрезада 1 часть ( тема моря)
Литература для учащихся: В.А. Коринская И.В. Душина под редакцией Дронова " География материков и океанов"; " По материкам и океанам» Н.П. Смирнова, А.А, Шибанова — М. " Просвещение" 1988г.; Н.А. Максимов « За страницами учебника географии» — М.: Просвещение,1981г.
Литература учителяжурнал « ГЕО» — №1.2,3, 1998год.
Домашнее задание: стр. 76 — 81, зад, 3 / письменно/
Опережающие д/з — 4 учащихся подготовили выступлений по новой теме урока.
Ход урока:
1. Организационный момент( 1-2 мин).
2. Опрос пройденного материала ( 5-6МИН.)
(КАЖДОМУ учащ, раздается тест: НАПРОТИВ каждого океана поставить соответствующую цифру:
Тихий океан ( 2,3,4,6,7), Индийский океан ( I,4,5,8)
1. Находятся острова : Сейшельские, Маскаренские, Мальдивы.
2. Самый большой по площади.
3. Находятся течения: Куросио, Аляскинское, Перуанское
4. Минимальная соленость поверхностных вод
5. Имеет уникально течение, направленное летом от экватора к Северу и являющиеся холодным, а не теплым
6. Самый теплый по ТЕМПЕРАТУРЕ поверхностных вод
7. Ф. Магеллан дал название ….
8. Берега океана – один из регионов древней цивилизации.
Ответы Оценка
7- 8 "5"
6 "4"
5-4 "3"
менее4 «2"
III. Объяснение нового материала (30 м.)
Атлантический океан!!
«Необозримая водная равнина, раскинувшаяся на 25 миллионов квадратных миль! Величественная водная гладь. ИЗ конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира».
Ж. Верн
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями природы Атлантического океана, как крупного природного комплекса Земли. С видами хозяйственной деятельности ведущейся в океане!
Первое, с чего МЫ начнем — это покажем ГРАНИЦЫ ОКЕАНОВ
I. Название, границы, размеры.
Атлантический океан расположен большей частью в З.П. и ограничен берегами Европы, Северной и Южной Америки, Африки и Антарктиды. Граница с С — Л.0. по условной линии восточного входа в Гудзонов залив, через Пролив Девисов и Датский к берегам Норвегии.
— Ребята, сообщаются ли воды А. о. с другими о.?
(Да на Юге широко соединяется с Тихим океаном и Индийским, на севере с сСеверно — Л.о.)
В этих пределах океан имеет площадь 93 млн. км21
Сравните его с S других океанов — 2-й, но величине океан
Сравните его с S других материков В 2 р. больше Евразии
В 3 р. Африки.
В 4 раза – С.Америки.
В 5 раз Южной Америки.
В 13 раз Австралии.
В 6,5 раз – Антарктиды.
2. Нахождение географического положения.
— Большая протяжённость с С Ю — 16 тыс.км.
( от Арктики до Антарктиды)
— Сравнительная узость в экваториальных широтах. — 2900 км.
Эта часть Атлантики наиболее узкая, подвержена сухим горячим ветром Сахары,
— В каких климатических поясах располагается океан?
Воды А.о. имеют широкий контакт с холодными арктическими и антарктическими водами.
3. Берега, моря, острова. Береговая линия его в С.п. сильно
расчленена полуострова.
Давайте назовем и покажем на карте основные — Скандинавский,
Пиренейский, Лабрадор
Крупные заливы — Бискайский, Мексиканский.
Много островов — Великобритания, Ирландия, Ньюфаундленд. Внутренние моря — Средиземное, Черное, Азовское, Балтийское окраинных — Карибское, Саргассово.
Выступление о Саргассовом Море.
За кормой убегает вода, впереди неизвестность, и не видно уже ни Земли, ни остров очка… А тут- еще каким — то страшным, необычным стал океан: то тут, то там виднелись длинные — предлинные водоросли .
Иx становилось все больше и больше, ветер стих, волны успокоились,
Корабли замедлили ход. Казалось дно рядом, близко, водоросли ведь обычно растут на дне! Но сколько ни мерили длинной предлинной веревкой, дна она так и не достала. Откуда было знать морякам, что эти удивительные водоросли плавают сами по себе, а до океанического дна тысячи метров! Это страшное место посреди океана называют Саргассовым морем! Из воспоминаний Колумба.
— Ребята, почему наибольшая соленость в тропических широтах?
— Большое испарение, выпадает мало осадков, почти нет крупных
рок, несущих пресные воды в океан.
— Почему температура поверхностных вод Атлантического океана ниже, чем Индийского Тихого?
— Широкий контакт с холодной арктической антарктической водой.
Водой.
— Объясните нахождение низких температур южной части Атлантики.
— Близость материка Антарктида полностью покрытого ледовым
панцирем.
6. Особенности природы Атлантического океана.
Благодаря ярко выраженным приливно — отливным течением на берегах океана успешно действуют приливные электростанции во Франции, США.
Наибольшую опасность в северной части океана представляют
aайсберги.
Что же такое айсберг?
— Белая гора льда, большей частью погруженная в воду. — Как вы думаете, почему айсберги опаснее в северной Атлантике, чем в южной? Для этого откройте учебник на стр. 8О и атлас Политическая карта мира.
— По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны США, Канада, Франция, Португалия, Германия, Великобритания — морские супер державы расположенные в С.п.
Ребята, в 1912 г. произошло столкновение корабля с айсбергом.
Как назывался корабль?
— Титаник.
— Почему большая часть пасс ажиров погибла?
Суперлайнер, оснащенный по последнему слову
техники, не имел положенного количества жилетов и шлюпок, что и привело к большим человеческим жертвам.
— Какой урок извлекли люди?
— Создан ледовой патруль.
С тех пор от столкновения с айсбергами не погиб ни один человек. Хотя лучшая защита от них по — прежнему заключается в наблюдении за движением " ледяной горы" и своевременном оповещение судов по радио.
Показываю иллюстрации журнала " ГЕО» о Титанике. Какое место занимает Атлантический океан в хозяйственной деятельности человека?
Издревле Атлантический океан занимает важнейшее место в мировом судоходстве, торговле и рыболовстве.
Показываю иллюстрации журнала "Гео" о древних цивилизациях, расположенных на Среднеземноморским побережье — Греция — Афины» Египет.
— Какие причины способствовали быстрому и давнему освоению
Атлантического океана?
Расположение древних цивилизаций, плавание X, Колумба к берегам Индии.
— Как же используется Атлантический океан человеком?
Выступление №2.
Многие страны Атлантики используют опресненную воду. Например:
Тунис, Ливия, государства на побережье Карибского моря, Канада, Великобритания разрабатывают подводные месторождения каменного угля. В Северном море и на шельфе Мексиканского залива на плавучих платформах добывает нефть»
Выступление №3.
Ведется добыча морских водорослей. Морские водоросли очень питательны. Жители некоторых стран употребляет в пищу ламинарию -морскую капусту , а так же зеленый и красный морской салат, эти водоросли идут на приготовление супов, соусов, различного рода запеканок, гарниров. Из морских гарниров готовят водорослевую крупу, которую засыпают в супы.
Из приготовленных соответствующим образом водорослей получают вкусную пастилу, мармелад, доле» Являются они и лечебным средством
Человек не может всё время пользоваться дарами Атлантического океана не соблюдая охраны его вод. В 1973 году была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов. Суда " сдают" теперь грязные воды, на берег, где они проходят специальную очистку.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 4
Но чтобы океан щедро отдавал людям свои богатства его воды необходимо охранять от загрязнения. Первым признаком приближающейся экологической катастроф стала массовая гибель тюленей, на сегодняшний день число найденных мертвых животных в Северном и Балтийских морях уже превысило 3000. Гибнут морские звезды, рыбы. Серьезней опасностью стало гигантское скопление мелких морских водорослей: они покрывают жабры рыб и разрушают их b течение нескольких минут. Кроме того, они употребляют огромное количество кислорода, отбирая его у других обитателей моря. Ученые считают, что такой быстрый рост водорослей вызван тем, что попадающие в море речные воды, несут в себе рас творящие минеральные удобрения с полей, а также боды промышленных предприятий содержат в себе большое количество окиси азота, ускоряющий рост этих водорослей.
У всех людей — одна планета.
И ветрам нет на ней границ.
Как нет границ потоком света
И перелету диких птиц,
И нам беречь планету надо!
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездушно сыплем яды.
И дом свой травим не скупясь.
Файлы: Факторы, определяющие особенности климата.doc
Размер файла: 73728 байт.