Автор конспекта:
Автор(ы): — Жигулина А.А.

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Изучить простейших — обитателей различных водоемов

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Знакомство с простейшими, обитающими в пресных водоемах. Сравнительная характеристика простейших.

Тема урока: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТЕЙШИХ,
ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В БИОЦЕНОЗАХ
И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
• Демонстрационный материал: таблицы с изображением однокле¬точных животных и рисунки; слайды «Многообразие и значе¬ние простейших»; аппликации с названием типов классов; микро-препараты; микроскопы, мультимедиапроектор.
Ход урока
• Введение (подготовка к уроку, организационные моменты, введение в тему)
Цель: изучить простейших — обитателей различных водоемов.
Задачи:
• образовательная: рассмотреть особенности строения и процессов жизне¬деятельности амебы обыкновенной как одноклеточного животного; познакомиться с представителями различных систематических групп простейших; выделить особенность паразитического образа жизни споровиков, объяснить причины возникновения малярии; в ходе лабораторной работы закрепить полученные знания о про¬стейших;
• развивающая: формировать умения и навыки работы с микроскопом, самостоятельной работы с учебником; выделять главное, формулировать выводы;
• воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Организационный момент:
• проверка посещаемости занятия
• введение в тему
• постановка целей и задач урока.
• Основная часть
1. Проверка знаний.
1. Фронтальный опрос.
- Чем отличаются животные от растений?
- В чем проявляется сходство растений и животных?
- Каково значение зоологических знаний?
- Где на Земле нет животных?
2. Индивидуальный опрос.
- Что было бы с человечеством, если бы оно не изучало живот¬ных?
- В чем причина обожествления животных?
II. Изучение нового материала по плану:
1. Общие сведения о простейших.
2. Особенности строения амебы обыкновенной.
3. Дизентерийная амеба.
4. Морские корненожки.
5. Радиолярии.
6. Солнечники.
7. Споровики. Малярийный плазмодий.
1. Общие сведения о простейших.
Голландец Антони ван Левенгук в 1676 г. описал группу одно¬клеточных организмов, среди которых была и амеба обыкновенная. Амеба — прозрачное одноклеточное животное (рисунок на доске с обозначением органоидов. Ученики выполняют рисунки амебы в тетрадях). Амеба обыкновенная передвигается, выпячивая ложно¬ножки цитоплазмы, которые похожи на корни растений. Поэтому этих животных называют корненожками (смотри слайд № 8,9). На Земле обнаружено 70 тыс. видов простейших. Они изобилуют в морях, пресных водах, в почве, есть паразитические формы. Из-за малых размеров эти жи¬вотные заметны лишь при массовом размножении: они окрашива¬ют море, вызывая свечение воды; после их гибели скелетные час¬тицы образуют целые горы. Самые мелкие — внутриклеточные па¬разиты — имеют размеры 1-5 мкм. Крупные (100-600 мкм) свободноживущие виды простейших обнаруживаются простым глазом в виде точек.
2. Особенности строения и процессов жизнедеятельности амебы. (слайд № 9)
Амеба имеет сократительную вакуоль, которая позволяет ей существовать в водной среде. Удаление из организма излишков воды и вредных веществ у амебы происходит в результате образо¬вания вакуоли в виде пузырька, объем которого постепенно растет. Достигнув определенного размера, пузырек лопается, выделяя на¬ружу содержимое: воду и вредные вещества.
Задание: Рассмотрите особенности строения и жизнедеятельности аме¬бы обыкновенной как одного из представителей класса Корнено¬жек (слайд № 9).
Оформление в тетради: Амеба обыкновенная
Среда обитания — поверхность ила или пруда.
Тело — l = 0,1 мм; протоплазма ограничена плазмалеммой.
Движение — псевдоподии.
Питание — фагоцитоз.
Дыхание — всей поверхностью тела.
Выделение — сократительная вакуоль.
Размножение — деление надвое.
Раздражимость — реагирует на раздражители.
Размножаются амебы бесполым способом путем деления тела надвое. При неблагоприят¬ных условиях тело амебы покрывается плотной оболочкой — обра¬зуется циста.
• Подчеркнуть важность такой биологической особенности простейших, как инцистирование.
Циста
1. Состав — ядро с небольшим объемом цитоплазмы, содержа¬щей необходимые органоиды, окружено толстой многослойной капсулой.
2. Состояние — покой; процессы обмена веществ практически прекращены.
3. Сохранность — сохраняют жизнеспособность в течение мно¬гих десятков и сотен лет.
4. Активизация — «раскрываются» при попадании в благопри¬ятные условия, и из них выходят простейшие в виде активных и подвижных особей.
• Предложить учащимся объяснить, почему, как правило, в благоприятных условиях одноклеточные размножаются бесполым путем, а при наступлении благоприятных — половым.
• Обсудите с учащимися вопрос о том, что среда обитания про¬стейших чрезвычайно разнообразна и в современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы саркожгутиконосцев, споровиков, реснич¬ных или инфузорий.
3. Дизентерийная амеба была открыта профессором Петер¬бургской военно-медицинской академии Лешем (слайд № 10). Эта амеба вызы¬вает изъязвления кишечника и тяжелую форму колита, питается клетками кишечника и эритроцитами. Сейчас существуют препара¬ты, излечивающие заболевание. Крайне важны профилактические меры — соблюдение личной гигиены, охрана питьевых вод от за-грязнения.
Выполнить лабораторную работу № 1 «Знакомство с много¬образием водных простейших» (с. 13, § 3).
4. Морские корненожки (смотри слайд № 11, 12) фораминиферы («несущие дырки») имеют домик — раковинку представляющую собой слой органиче¬ского вещества, покрытого песчинками или пропитанного СаСОз. Длинные псевдоподии выходят не только из устья, но и из дырочек в стенках раковинки. Известковые раковинки отмерших фораминифер образуют на морском дне толстый слой осадков, с течением времени превращающихся в известняки.
Вопрос:
- Где на Земле нет животных? Чем объясняется отсутствие жи¬вотных в названных географических точках?
5. Радиолярии всю жизнь плавают в толще воды морей. Наи¬более многочисленны они в теплых водах. Обладают внутренним скелетом, располагающимся в цитоплазме, который образован иго-лочками, срастающимися в ажурную конструкцию. Длинные ните¬видные псевдоподии максимально увеличивают поверхность клет¬ки. Скелет состоит из различных материалов. Э. Геккель, всю жизнь изучавший радиолярий, считал их самыми красивыми суще¬ствами на свете. Останки радиолярий на морском дне образуют кремнистые глины и сланцы, из которых состоят некоторые остро¬ва (например, Барбадос). Под действием давления и подземного жара из них же образуются полудрагоценные камни: яшма, халце¬дон, опал.
6. Солнечники — это пресноводные простейшие, похожие на ра¬диолярий, также с кремневыми иголками, но без центральной капсу¬лы.
7. Споровики. Большинство из них образуют споры — покоя¬щиеся стадии с прочной оболочкой, служащие для расселения. У них сложный жизненный цикл. Возбудитель малярии — малярий¬ный плазмодий — передается через укусы комаров из рода анофелес (от лат. «бесполезный»). После попадания его со слюной комара в кровь животного или человека в печени, селезенке, в эндотелии кровеносных сосудов возникают первые поколения этого возбуди¬теля — шизонты. Потом они внедряются в эритроциты. Число эрит¬роцитов в крови пораженного снижается в 5 раз, и наступает ане¬мия. Кроме того, при разрушении эритроцитов в кровь попадают токсичные продукты обмена, вызывая у больного приступ тяжелой лихорадки.
История одного открытия
Несколько десятилетий назад во всем мире была широко распростра¬нена болезнь, которая уносила ежегодно жизни миллионов людей. В Рос¬сии ее называли трясухой, знобухой, лихоманкой. Больного бросало то в жар, то в холод. Он терял сознание, лежал в бреду, его знобило так, что содрогались все мышцы, а зубы выбивали частую дробь.
Причины этого заболевания были неизвестны, но связь с болотисты¬ми местами была установлена давно. Поэтому считали, что причина всего — дурной воздух болот. Отсюда и закрепившееся за заболеванием назва¬ние — малярия, что в переводе и означает «дурной воздух».
При лечении больных малярией использовали кору хинного дерева, а затем и хинин, который научились получать фармацевты. Вскоре убеди¬лись, что лекарствами зло не уничтожить. Вылечится человек, но вскоре снова заболевает. Чтобы победить болезнь, нужно было найти ее возбуди¬теля и способы заражения им. Возбудителей искали в слюне, поте, ис¬пражнениях больного. В 1880 г. французский ученый Лаверан обнаружил в крови больных людей бесцветные живые существа. Когда человеку да¬вали хинин, то кровь его освобождалась от этих существ. Открытие Лаверана явилось крупным событием в биологии и медицине, хотя и не сразу получило признание.
• Заключение (подведение итогов урока, повторение и закрепление, раздача домашних заданий)
III. Закрепление изученного.
1) Учитель просит рассказать об открытии простейших.
2) Один ученик на доске выполняет схематический рисунок амебы, обозначив оболочку, ядро, пищеварительные вакуоли.
3) Два учащихся настраивают микроскопы и рассматривают готовый препарат амебы.
Вопросы:
- Какие корненожки называются паразитическими?
- Какова роль простейших в жизни человека?
Домашнее задание: изучить § 3. По желанию подготовить сообщения о морских корненожках и споровиках, а также на темы: «Дизенте¬рийная амеба — причина тяжелого заболевания»; «Опасность маля¬рийного плазмодия».
Медиаматерналы
• Используемые на уроке в архивном файле: Презентация по теме «Жгутиковые протисты».

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология