Автор конспекта:
Автор(ы): — Терентьева Нина Сергеевна

Место работы, должность: —

КГОУ «Камчатская специальная (коррекционная) общеобразовательная интернат ради детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

Регион: — Камчатская нотогея

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — специальное (коррекционное) основание

Класс(ы): — Все игра

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — остальной разряд

Краткое абрис ресурса: —

Данный материал сносно интересен учителям-дефектологам и учителям-логопедам.

Педагоги-дефектологи, учителя-логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих (мутичных) детей может быть пропорциональный молва неужто тяжелая квадрат тугоухости, их органы речи могут быть внутренне резко повреждены неужто не иметь видимых патологий, духовный ординар их развития эпизодически бывает более чем высоким, да порой – гораздо снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь как на оригинальный высокопрофессиональный опыт, следовательно и на результаты объективного обследования ребенка. Если же освидетельствование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, да опять же избавь видимых предпосылок ради грубого недоразвития мыслительных процессов, так у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, ему может быть поставлен заключение ранний ребячий аутизм (РДА).

Одним изо основных нарушений рядом аутических расстройствах является срыв развития речи. Спектр речевых расстройств детей с аутизмом более чем широк варьирует от полного мутизма прежде опережающего (по сравнению с нормой) развития.

Невербальная коммуникация

Наблюдения надо здоровыми младенцами обнаруживают соотношение посереди специфическими движениями рук, направлением взора, вокализацией и передний экспрессией. Многие исследователи раннего возраста указывают на то, ровно махание, растопыривание пальцев, хватание, да опять же фигура кисти, аналогичное указательному жесту и др. боевито появляются задолго прежде того, как аналогичные движения будут использоваться ребенком с целью общения. Тем не меньше поуже в возрасте 9-15 недель инициативность рук в определенной последовательности связана с поведенческими реакциами. Например: указательная аппель прежде неужто затем вокализации рядом взаимодействии стивидор в стивидор с матерью, стискивание кисти во година вокализации, растопыривание пальцев в те моменты, когда ребенок отводит взгляд от ее лица. Появление таких двигательных актов на ранних этапах развития, желательно ради того, ради в предпочтительно позднем возрасте те же самые реакции были реорганизованы и могли быть использованы ради обслуживания функций речи. Действительно, результаты экспериментальных исследований здоровых детей показывают соотношение развития жестов с уровнем развития речи.

Очевидно, ровно в тех случаях, когда отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта, ровно специфично ради аутизма, нынешний приготовительный эон сносно протекать аномально, да это не может не сказаться на развитии целого рядя психических функций. Действительно, в предпочтительно старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации да именно: лесоиспользование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень почасту отсутствует индикационный жест. Ребенок берет родителей после руку и ведет к объекту, к лицу уместно его привычного расположения и ждет, до свидания ему дадут предмет.

Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения. В анамнезе у большинства детей отмечается слабая выраженность голосовых реакций на первом году жизни. Как правило, отсутствуют певучее гуление, действенный лепет, детям не используют лепет и поступок как биохинол коммуникации. Отсутствует интонационная значительность голосовых реакций, интонационно-мелодическая пародия простой фразы, не бывает попыток произнести позже после взрослым гудение неужто слог, к концу годы не появляются такие типичные ради здорового ребенка слова, как мама, баба. Дети с аутизмом общепринято не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на стивидор говорящего. Что делает могутный кнопка первого годы жизни.

Сравнительная характеристика развития детей в норме и рядом аутизме

Возраст

Сопоставляемые параметры

Нормальное развитие

Развитие рядом аутизме

0-1мес.

1,5 -5мес

Речь

Недифференцированный плач. Первая гидролиз на окружающую среду, итог тотального телесного ответа;
Дифференцированный плач. Голодный плач, плач, сцепленный с болью в животе.

Плач опасно интерпретировать

3-6,7 мес.

Речь

Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и продуцирует их сам

Гуление ограничено неужто странно (скорее напоминает верезг неужто крик), отсутствует пародия звуков.

6-12 мес.

Речь

Лепет, сколок слышимых звуков, слогов;

Очень почасту отсутствует лепет.

9-10 мес.

Речь

Эхолалии. Повторение звуков, которые кнопка слышит. Отличие от лепета в том, ровно кнопка повторяет то, ровно самый слышит от другого индивида.

типично

наличие

эхолалий

2 года

Речь

Имеет наглядный словарный запас, задает простые вопросы

Словарный багаж меньше 15 слов

3 года

Речь

Активно использует сочетания слов

Комбинации слов использует редко

Речевые расстройства самый доступно видны затем 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, так и в тех случаях, когда стиль развивается, во многих аспектах она остается аномальной. В разница от здоровых детей наблюдается направление повторять одни и те же фразы, да не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные неужто непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и направление к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются следовательно же, как слышатся, длительное година отсутствуют такие ответы, как "да" неужто "нет". В речи таких детей не редки перестановки звуков, неправильное растрата предложных конструкций.

Возможности понимания речи опять же ограничены у детей с аутизмом. В возрасте рядом 1-го года, когда здоровые детям любят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты обращают внимание на стиль не больше, нежели на любые другие шумы. В микроток длительного времени кнопка не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя.

В следовательно же година некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитость речи. Они с охотой слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста реально дословно, их стиль производит импрессия недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности молва производительный радиодиалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и ради трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такие особенности речевого развития в большей степени специфично ради детей с синдромом Аспергера.

Особенности интонационной стороны речи опять же отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, стиль воспринимается окружающими как "деревянная", "скучная", "механическая". Нарушены окраска и ход речи.

Специфичные ради аутизма особенности.

Прежде всего, здесь долженствует назвать срыв коммуникативной функции речи. Аутичный кнопка избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его стиль автономна, эгоцентрична, мало связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, беспомощность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является в дальнейшем приваливание в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице.
Характерной ради всех вариантов речевого развития рядом аутизме является в пирушка неужто какой-то форме выраженная плоскость речи; часта тенденция к словотворчеству, "неологизмам". Почти у всех детей развитость речи проходит путем стадия эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи допустимо конек отдельными речевыми формами, константа игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, подтасовывание слов, прочитывание стихов назубок "километрами". Но ради дела используется не более чем мизерный наз речевых штампов.
Таким образом, то, ровно в норме является основой организации речевого взаимодействия, ради детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции — мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие сначала и сначала воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.
У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.
Работа вдоль развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная функционирование вдоль развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.

Основные задачи этой работы представляются следующими:

— расчленение речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

-установление эмоционального контакта с ребенком;

-активизация речевой деятельности;

-формирование и развитость спонтанной речи в быту и в игре;

— развитость речи в обучающей ситуации.

Основные этапы работы

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, чьи вокализации проявляются не более чем на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитость самый сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными гораздо облегчает квадривиум аутичного ребенка, имеющего разряд мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем резче мы приступим к обучению чтению, единица предпочтительно шансов вызвать у ребенка эхолаличное сколок звуков речи. Параллельно ведется специальная функционирование вдоль преодолению артикуляторной апраксии, наличность которой может служить серьезным препятствием ради успешного развития речи. Но пропасть аутистических расстройств не позволяет одним махом приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До азбука работы надо речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.

Первый этап. Первичный контакт

Адаптационный стадия работы с ребенком общепринято растягивается на крохотку месяцев, благодаря тому к формированию взаимодействия ученика с педагогом позволительно приступать поуже на 2-3-м занятии, затем установления формального контакта с ребенком. Формально урочный соединение предполагает, ровно кнопка почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это година определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные – раскачивание на качелях, тактильные – щекотка, сенсорные – трещотки, пищевые). Выбираются те изо них, которые в дальнейшем будут использоваться ради поощрения на занятиях.

Второй этап. Первичные учебные навыки

В случае, когда у ребенка имеется выраженная отрицательная гидролиз на занятия после столом, уне первым делом раскладывать изготовленный ради урока материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки и т.п.) там, где-нибудь он чувствует себя комфортнее, скажем на полу. Картинку неужто игрушку, на которую кнопка обратил внимание, долженствует переложить на жертвенник и как бы забыть о ней. Вероятнее всего, кнопка сносно случаем подходить к столу и брать в руки поуже знакомые предметы. Постепенно неофобия исчезнет, и позволительно сносно проводить занятия после столом.

Организация занятий и рабочего места

Правильно организованное рабочее пункт вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. Подготовленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задача – справа. Убирать поучительный материал и перекладывать его на правую сторону стола приготовишка желательно лично неужто с незначительной помощью. На первых порах ребенку предлагается не более чем наблюдать после тем, как наставник выполняет задание. От ученика не более чем лишь надобно вдоль окончании каждого элемента работы разложить поучительный материал вдоль коробкам неужто пакетам. После того, как кнопка выполнил это действие, долженствует поощрить его уже определенным способом. Так кнопка удерживается в рамках структурированной деятельности и отходит от стола с положительным чувством завершенности работы.

Работа надо опорными коммуникативными навыками

Как сортосмена взгляда «глаза в глаза», первым делом вырабатывается концентрация взора на картинке, которую наставник держит на уровне своих губ. Если кнопка не реагирует на обращение, долженствует женственно повернуть его после подбородочек и дождаться, когда взор скользнет вдоль предъявляемому материалу. Постепенно година фиксации взора на картинке сносно возрастать и заменяться взглядом в глаза.

На этом этапе используется минимальное нажин речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна ради дальнейшего обучения. В качестве стимульного материала подойдут парные картинки неужто предметы. Желательно, ради кнопка фиксировал взгляд на картинке прежде момента ее передачи в его руки. Этого позволительно добиться простым способом: вдвоем с картинкой наставник держит в руке лакомство. Ребенок отслеживает подведение к нему вкусного кусочка (с карточкой) и получает его, коли удерживает взор на картинке достаточное время.

Третий этап. Работа надо указательным жестом и жестами «да», «нет»

Спонтанное употребление жестов «да», «нет» и указательного песнь детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, да может и начисто не проявиться, ровно бесконечно затрудняет связь с этими детьми. Специальный секстреннинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное связь ребенка с близкими людьми.

На занятиях наставник постоянно задает ученику вопросы: «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его позитивно кивнуть головой. Если кнопка не делает этого самостоятельно, долженствует несильно нажать ладонью на затылочную нотогея его головы. Как не более чем поступок стал получаться, нехай с помощью рук педагога, вводим поступок «нет». Сначала используем те же вопросы, так задаем их, до свидания задача не завершено. Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы.

Одновременно отрабатывается индикационный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем вновь одну: «Покажи». Педагог фиксирует стиль ребенка в положении песнь и учит доступно устанавливать конечность на нужном предмете неужто картинке.

Несмотря на некоторую механистичность в использовании жестов, долженствует поощрять их употребление ребенком, следовательно как нынешний наименьший наз невербальной коммуникации позволяет родителям определять желания ребенка, единица самым устраняя многие конфликтные ситуации.

При работе с пазлами, деревянными рамками и другими заданиями на плодотворный праксис, используется речевая инструкция: «Двигай». Когда кнопка совмещает кусочки мозаики неужто пазлы (с помощью взрослого), историзм «Двигай» повторяется прежде тех пор, до свидания микродеталь доступно не встанет на место. В нынешний этап долженствует провести ручкой ребенка вдоль собранному полю, определяя неявка зазоров и выпуклостей, повторяя рядом этом: «Гладко получилось». Ровность и приглаженность рабочего материала служит критерием правильности сборки, затем чесо кнопка поощряется.

Четвертый этап. Обучение чтению

Обучение чтению желательно молва вдоль трем направлениям:

–аналитико-синтетическое чтение;

–послоговое чтение;

–глобальное чтение.

Занятие строится вдоль принципу чередования всех три направлений, следовательно как всяк изо этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку багаж сосредоточиться именно на ультразвуковой стороне речи, ровно создает базу ради включения звукоподражательного механизма. Послоговое декламирование помогает работать надо слитностью и протяжностью произношения. Глобальное декламирование опирается на хорошую зрительную парамнезия аутичного ребенка и самый вне сомнения ему, следовательно как видеографический наружность слова одним махом связывается с реальным объектом. Однако коли обучать ребенка не более чем приемам глобального чтения, изрядно борзо наступает момент, когда механическая парамнезия перестает удерживать приумножающийся листаж слов.

Следует подчеркнуть, ровно развитость полноценной речи у детей с аутизмом требует адекватной коррекционной работы. Начальные этапы работы вдоль развитию речи проводятся в тесном взаимодействии психолога, логопеда, дефектолога и врача-психиатра. Ближайшей задачей коррекционной работы является адаптация в домашних условиях — ради неговорящих детей; установление уровня речевого развития, достаточного ради введения в ребячий коллектив и обучения в школах различного типа, — ради детей способных пользоваться самостоятельной речью.
Нарушения в общении у аутичного ребенка привольно варьируют: в предпочтительно легких случаях кнопка может быть селективно контактен в привычной ради него ситуации и прежде чрезвычайности заторможен в новой обстановке, в присутствии посторонних лиц. Часто рядом необходимости установления контакта он испытывает большое затруднение и напряжение, нередко проявляет негативизм. В самый тяжелых случаях он полностью игнорирует окружающих, не замечает их.

Правила работы с аутичными детьми:

• Принимать ребенка таким, кой он есть.
• Исходить изо интересов ребенка.
• Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
• Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают госбезопасность ребенка).
• Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
• Чаще присутствовать в группе неужто классе, где-нибудь занимается ребенок.
• Как позволительно чаще разговаривать с ребенком.
• Обеспечить комфортную обстановку ради общения и обучения.
• Терпеливо объяснять ребенку содержание его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
• Избегать переутомления ребенка.
• Если кнопка начисто мал, долженствует как позволительно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже коли он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Файлы: Статья Терерина Е. Н..doc
Размер файла: 31232 байт.

Рубрики: Другие Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология