Автор конспекта:
Автор(ы): — Колбасова Е.В.

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №13″ учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Сформировать представление о хронотопе как о композиционной особенности, отражающей авторский замысел и идею произведения

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые ЦОР: —

Прензентация PowerPoint, Интернет-ресурсы

Краткое описание: — Цели, задачи дидактического материала — формировать умение использовать различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы; самостоятельно отбирать, анализиро-вать обобщать информацию; — формировать отношение к Интернету как к средству самообразования и саморазвития; — развивать аналитические умения при работе с Интернетом; -управление темпом подачи материала с использованием компьютерной демонстрации мультимедийного урока -формирование у учащихся учебно-информационной компетенции. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным,аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Урок литературы в 6 классе

Особенности хронотопа в повести Н. В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством».

Цель:сформировать представление о хронотопе как о композиционной особенности, отражающей авторский замысел и идею произведения.

Задачи:

— познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. В. Гоголя на примере повести «Ночь пред Рождеством»;

— формировать умение использовать различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы; самостоятельно отбирать, анализировать и представлять информацию: выделять ключевые слова, определять тему, отделять основную информацию от второстепенной, фиксировать необходимую информацию из прочитанного, обобщать содержащуюся в тексте информацию;

— формировать отношение к Интернету как к средству самообразования и саморазвития;

— развивать аналитические умения при работе с художественным текстом и Интернетом, умение выявлять и сопоставлять контрастные детали, сцены, образы;

— воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя.

Предварительная работа:

  • Составить цитатный план эпизода описания Петербурга;
  • Выписать цитаты, характеризующие украинский хутор: природу, обычаи, поведение;
  • 3. Используя тематический список ссылок (Приложение 1), письменно ответить на вопросы и выполнить задания (Приложение 2).

  • Выписать из текста повести приметы места и времени изображаемых событий.
  • Ход урока:

    1. Беседа с классом.

    Учитель:Вы дочитали до конца повесть «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, которая входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поделитесь своими впечатлениями об этом произведении. ( Ученики высказывают свое отношение к прочитанному, обмениваются впечатлениями.)

    Учитель: В самом названии повести есть указание на место и время происходящих событий – ночь перед Рождеством. Что вы знаете об этом времени? Какие поверья связаны с этой ночью? ( Считается, что в эту ночь

    нечистая сила последние часы имеет какую-то силу, поэтому часто гадают.

    В эту ночь раньше колядовали. И т. д.).

    Учитель:Почему же Гоголь выбрал именно это время для своих героев и событий? (Ответы детей)

    Учитель:Чтобы ответить на этот вопрос, понять замысел одного из самых загадочных писателей, мы исследуем время и пространство в повести.

    — Как называется художественное время и пространство? (Хронотоп)

    Запись темы урока. (Слайд 1)

    2. Ответы на вопросы домашнего задания.

    Учитель: Каким может быть изображаемое время в художественном произведении? (Ответы детей резюмируем: создаются образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического ( конкретная эпоха, исторические события), космического ( представления о вечности и вселенской истории), календарного и суточного ( день и ночь, будни и праздники).

    Учитель: Каким может быть художественное пространство? (Делаем вывод из ответов учащихся: автор может показывать образы пространства замкнутого и открытого, земного и космического, реально видимого и изображаемого). ( Слайд 2)

    В тетради ученики записывают информацию в виде схемы.

    Учитель: Пространство и время в повести выполняет сюжетообразующую роль: события разворачиваются в Диканьке, затем переносятся в Петербург и вновь – в Диканьку, где все происходящее завершается, организуя кольцевую композицию произведения. (Слайд 3)

    Как можно охарактеризовать время и пространство в повести? (Ответы учащихся). Вывод: В повести указано конкретное время событий: ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю.

    Время, в которое происходят события в Диканьке, вынесено в заглавие, в нём содержится прямое указание на праздник (Рождество) время суток (ночь),следовательно, его можно охарактеризовать как календарное.

    Место также названо – Малороссия, Диканька и Петербург. Это реально существующий населённый пункт, обозначенный на географической карте. Таким образом, художественное пространство в повести конкретное. В "Ночи…" конкретно названо и другое пространство – Петербург, а также указано время — XVIIIвек, время царствования Екатерины II; изображены реальные исторические личности — Потемкин и Фонвизин. Следовательно, это художественное пространство можно охарактеризовать как историческое ( конкретная эпоха). Художественное время в повести завершённое: рождественская история закончена, Вакула и Оксана счастливы, у них растет чудесный сын, и кузнец занимается своим любимым делом — рисованием. (Поэтапное открытие слайда 4).

    В тетрадь заносится схема.

    Учитель: Как Н.В.Гоголь описывает хутор близ Диканьки? Какими чувствами проникнуто описание? (Ученики зачитывают подготовленные эпизоды). (Слайд 5)В повести Гоголь вдохновенно изобразил чудесную украинскую природу с ее раздольными степями и чудными снежными зимами, описал простой украинский народ, его верования и традиции. Представлено много ярких картин украинского народного быта. Гоголь живописно изображает деревенские колядки, разгульное веселье парубков и девчат после трудового дня накануне Рождества. И все это наполнено поэзией, музыкой, яркими красками и неподдельной, искрящейся радостью.

    Учитель: Каким предстаёт Петербург на страницах повести? ( Ответы детей)

    (Слайд 6) Мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным.Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В “Ночи перед Рождеством” Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем. Петербург — это место, где процветают разные искусства — и в том числе искусства интриг и лицемерия. Символично, что в столицу Вакула попадает с помощью черта, то есть Петербург связывается Гоголем со злом, с нечистой силой, которая из мира родной природы, «веселости, искренней, непринуждённой», переносит героя в холодный, лицемерный, чопорный город.

    Учитель: Как отозвался об этой повести А. С. Пушкин?

    «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами такая поэзия! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».

    Найдите значение слов «чопорность», «жеманство» в Толковом словаре. (Ребята объясняют значения слов)

    Учитель:Где мы видим чопорность, жеманство? (Во дворце: блеск, роскошь и фальш, корыстолюбие, чопорность, жеманство. (Слайд 7) В тетрадь заносится схема.

    Учитель:Таким образом, в повести изображено два мира: светлый, жизнерадостный мир Диканьки и холодный, чопорный Петербург, куда и попасть-то можно только на чёрте. Какое высказывание литературоведа С.И.Машинского очень точно характеризует эти два мира? (Ответы детей: «Светел, безоблачен поэтический мир, в котором живут кузнец Вакула и прелестная Оксана.

    Неслыханна красота её и беспредельна его любовь к ней. Но рядом с этим светлым миром существует другой мир, в котором главенствуют раболепие и корысть, лукавство и высокомерие. В резко обличительном контрасте сталкивает фантазия писателя образ народной Украины и официальный лик екатерининского Петербурга») (Слайд 8). Запись в тетради.

    Учитель: Создавая произведение, писатель непременно отражает в нём своё отношение к героям, событиям, природе. Чтобы понять, что хотел сказать нам автор, необходимо знать его биографию, те события, которые формировали его мировоззрение. Как вы думаете, какие этапы жизни Гоголя повлияли на его восприятие родной Украины и Перербурга?

    (Ответы учащихся).

    Учитель:

    Изображая время и пространство в повести, Н.В.Гоголь отразил свои жизненные впечатления и переживания, повлиявшие на его мировоззрение.

    Первый мир, Диканька, не просто конкретное место, а тот сказочный мир детства, где всё привычно и понятно, где добро побеждает зло. Это мир, блещущий удивительно яркими красками, чудесная украинская природа с ее раздольными степями и чудными снежными зимами, живёт здесь простой украинский народ со своими верованиями и традициями, все это наполнено поэзией, музыкой, яркими красками и неподдельной, искрящейся радостью. Жизнерадостным, добрым чувством наполнены картины народной жизни. Гоголь создает прекрасную сказку, в которой изображает жизнь такой, какой она должна быть и какой представляется народу в его мечтах. Он вневременной, вечный, как вечна борьба добра и зла, как любовь и искусство, изгоняющие зло из жизни людей, вызывающие к нему отвращение. Не случайно время – «ночь перед рождеством» — вынесено автором в заглавие: это последняя ночь, когда нечистая сила (зло) имеет возможность вторгаться в жизнь людей, происходит борьба добра и зла, гордыни и истинной любви. Ночь проходит – наступает Рождество и Добро побеждает.

    Другой мир — Петербург XVIIIвека, времени царствования Екатерины II. Это город, потрясающий своей красотой и величием, но великолепие его зловещее. Человек чувствует беспомощность и страх перед шумом, грохотом, домами, «поднимающимися из земли» и «устремляющими на него свои бесчисленные и огненные очи». Во дворце – роскошь и блеск, за которыми раболепие, высокомерие и фальшь. Петербург — это место, где процветают разные искусства — и в том числе искусства интриг и лицемерия.Петербург у Гоголя — это нереальное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти. ( Слайд 9).

    В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» изображено два мира: мир сказки, веселья, любви и мир расчетливости, лицемерия и равнодушия. Эти два мира противопоставлены друг другу.

    Итог урока: (Записывается в тетрадь). Хронотоп в повести «Ночь перед Рождеством» состоит из двух частей, которые являются воплощением представлений Н.В.Гоголя об идеальном мире и отражают его отношения к реальности, к Петербургу, образ которого впервые появился в этом произведении. (Слайд 10).

    Домашнее задание:1. Написать сочинение на тему «Картины народной жизни и изображение Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

    2. В программе MicrosoftOffisePublisher создать схемы, зарисованные на уроке или иллюстрации к своему сочинению.

    Приложение 1

    Тематический список ссылок по теме «Особенности хронотопа в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»»

    www.prosv-ipk.ru

    www.vupkro.ru

    www.glinka.ru

    www.russofile.ru

    googol.lit-into.ru

    revizor.net

    www.foxdesign.ru

    http://www.ruthenia.ru

    http://www.klassika.ru

    1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и

    термины: Учеб. пособие / Л.В.Чернец. – М., «Академия», 1999.

    2. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков, Е.А.Шкловский.- М.:

    Педагогика-Пресс, 1998.

    3. Золотусский И. Гоголь в Диканьке. – М., ЭКСМО, 2007

    Приложение 2

    Вопросы

    (Для выполнения заданий учащиеся распределяются на 5 групп)

    1. Что такое хронотоп? (все)

    2. Каким может быть изображаемое время в художественном произведении? (1 группа)

    3. Каким может быть изображаемое место в художественном произведении? (2 группа

    4. Найдите описания тех мест, где прошли детство и юность Гоголя.

    (3 группа)

    5. Что пришлось пережить Н.В.Гоголю в начале своей жизни в Петербурге? (4 группа)

    6. Как отозвался А.С.Пушкин о сборнике «Ночь перед Рождеством»? (5 группа)

    7. Найдите отзывы критика С.И.Машинского (и др.) о «Ночи перед Рождеством». (5 группа).

    Файлы: 190 лет Фету-часть2.ppt
    Размер файла: 9341952 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология