Автор конспекта:
Автор(ы): — Ермолаева Светлана Валерьевна

Место работы, должность: — МОУ СОШУИП №3 г. Лабытнанги

Регион: — Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — 1. Сформировать представления о подвигах защитников Руси. Подвести учащихся к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства. Выявить предпосылки объединения земель и показать, почему центром объединения Руси стала Москва. Показать, что Куликовская битва была величайшим событием в русской истории; подчеркнуть героизм, мужество, патриотизм русского народа, полководческий талант Дмитрия Донского. 2. Развивать интерес к истории, кругозор, творческое воображение и культуру речи. 3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

1. Вводный курс истории и естествознания. Учебник для 3-го класса. «Моё Отечество». Д.Д. Данилов, С.В. Тырин. – М.: «Баласс», 2008г. Допущено Министерством образования РФ.

2. Моё Отечество. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Д.Д. Данилов, Л.И. Гребенюк. – М.: «Баласс», 2008 г.

Используемая методическая литература: —

v Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

1. Моё Отечество. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Д.Д. Данилов, Л.И. Гребенюк. – М.: «Баласс», 2008 г.

Краткое описание: — Урок построен в соответствии с технологией проблемного диалога. Поиск решение проблемы это путь открытия нового знания.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Ход урока.

I. Организационный момент:

- Урок истории.

II. Проверка домашнего задания:

А) - Проверим ваши знания по предыдущему разделу: «Времена Древней Руси».

- Выбери правильный ответ. ( презентация №1)

- Проверим работу друг у друга в парах,

ключи и критерии оценок перед вами.

Б) - Вспомним пройденные исторические понятия.

Я показываю начало слова, а вы называете его полностью. (демонстрирую карточки)

Пле (племя) коч (кочевники) куп… (купцы) биб…(библия)

фрес… (фрески) рыц (рыцари) зак (закон) ис… (ислам)

Чин(Чингизхан) лет (летопись) Зол… (Золотая Орда) гос…(государство)

(вывешиваю на доску 3 термина)

ЛЕТОПИСЬ ЗОЛОТАЯ ОРДА ГОСУДАРСТВО

- Объясните эти слова.

Летопись - запись событий истории Руси по годам.

Золотая Орда – государство монголов, созданное в XIII веке ханом

Батыем после похода на Русь.

Государство – организация общества в какой либо стране. В государстве

должны быть правительство, законы, армия.

III. Постановка проблемы:

- Вы повторили 2 раздел: «Времена Древней Руси».

- А сейчас познакомимся с новым этапом в истории Руси.

- Но сначала, расшифруете древнюю летопись.

(один ученик читает)

«О, светло светлая и красиво украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»

- О чём идёт речь?

Ученики: Речь идёт о временах раздробленности Руси, о междоусобицах.

«А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла…»

- Что это за беда?

Ученики: Нашествие монголо-татар.

«Создали захватчики своё государство, а русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!»

- О чём главная мысль этой летописи?

На доске вывешиваю запись: « В XIII веке Русь попала под власть Золотой Орды »

- Но в этой летописи есть продолжение:

«И лишь 200 лет спустя, наконец — то всё переменилось на Руси! Прогнали черных воронов, снова Русь светом засияла!»

- О чём оно?

На доске вывешиваю запись: « В XIII веке Русь освободилась от власти Золотой Орды »

- Посмотрите на доску, какое вы заметили противоречие?

Ученики: В XIII веке не смогли защититься от врагов, а через 200 лет смогли освободиться.

-Какой возникает вопрос?

Ученики: Чем объяснить, что в XIII веке русские князья были вынуждены подчиняться ханам Золотой Орды, а спустя 2 века смогли освободиться?

- Сформулируем основной вопрос (проблему) урока:

На доске появляется запись: «Почему Русь смогла стать свободной и независимой» ?!

IV. Версии детей. Актуализация знаний.

- Вспомните, что представляла собой Русь в IX-XI веках?

Ученики: Было единое государство, со столицей Киев.

(Прикрепляю 1значок единого государства со столицей Киев)

IXв., Xв., XIв.

- Государство было сильным?

Ученики: Да, оно успешно защищалось от половцев, европейских рыцарей и других врагов.

-Что случилось с государством в середине XII века?

Ученики: Наступил период раздробленности.

(Прикрепляю 2 значок раздробленной Руси)

XIIв., XIIIв

-А к чему это привело в середине XIII века?

Ученики: Нашествие Батыя. Русь попала под власть Золотой Орды.

- Что должно произойти с Русью, чтобы она смогла избавиться от власти Орды?

Ученики: Необходимо объединить Русь.

— Сформулируйте тему урока. ( ученики предлагают свои варианты)

- Откройте учебник с. 48. И прочитайте название темы.

Ученики читают: «От Древней Руси к единой России».

Открываю на доске тему: «От Древней Руси к единой России».

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа в группах.

- Займёмся решением основной проблемы урока, прочитайте первый абзац раздела «Собирание Руси» вслух.

(ученики читают)

- А почему надо было силой и жестокостью объединять княжества?

Ученики: Не все ещё поняли, что это необходимо, хотели справиться каждый сам.

- Да, нелегко было это сделать. Нам сейчас предстоит выяснить, благодаря каким людям совершилось объединение Руси.

- Работаем в группах, (ученики рассаживаются в 4 группы) заполняем таблицу.

- Каждая группа получает задание, читает текст учебника, обсуждает и выбирает из предложенных вариантов правильный.

Освобождение Руси.

Личности

Деятельность

Андрей Рублёв

Сергий Радонежский

Дмитрий Иванович, князь Московский

Иван III, правнук Дмитрия Донского

- Проверяем, 1 группу. Что сделал Андрей Рублёв для великого дела – объединения Руси?

(ученики 1 гр. заполняют таблицу)

- Одному представителю из каждой группы было дано домашнее задание, используя дополнительную литературу, более подробно познакомиться с деятельностью великих людей того времени. И они будут у нас играть роль экспертов и дополнять ответы каждой группы интересными небольшими сообщениями.

- Пожалуйста, представитель 2 группы, ты согласен с ответом 1 группы? Дополни их ответ, прочтя дополнительное сообщение об Андрее Рублёве.

(Чтение всех сообщений сопровождается показом презентации №2)

«Андрей Рублёв – великий русский художник. Родился в 1360 году и прожил 70 лет. Расписывал Благовещенский собор в Кремле, Успенский собор во Владимире и другие храмы. Иконы Рублёва поражают своей мягкостью и человечностью. Самое знаменитое произведение Рублёва – икона «Троица». Праведному старцу явились три ангела в облике прекрасных юношей. Ангелы были олицетворением троицы: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. В этой картине воплощены идеи мира, человеколюбия и единения. Ангелы, склонив головы друг к другу, вели тихую беседу.

Люди, любуясь этой иконой, понимали, что надо действовать сообща, пора объединяться». (слайды №1,2)

- 2 группа заполните свою часть таблицы о Сергии Радонежском.

- А дополнит ответ ученик из 1 группы.

«Сергий Радонежский – один из самых почитаемых служителей православной церкви. Родился под Ростовым в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Основал множество церквей и монастырей.

Принимал деятельное участие в Куликовской битве. Он не только напутствовал Дмитрия Донского его армию на бой, но и отправил с ним двух лучших монахов своего монастыря Пересвета и Ослябю.

Именно с поединка Пересвета и татарского богатыря Челубея началась Куликовская битва. Оба поразили друг друга насмерть с первого удара копьями. Челубей сразу упал с коня, а мёртвого Пересвета конь понёс в бой». ( слайды №3,4)

-Третья группа заполните сведения о Дмитрия Донском, а 4 группа дополнит.

«Князь Дмитрий знал, что русские княжества должны объединить свои силы. И он разослал по всей Русской земле скорых гонцов. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси, около 150 тысяч человек! Сражение состоялось 8 сентября 1380 года на Куликовом поле близ устья Дона и Непрядвы. Сразу после поединка Пересвета и Челубея русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались как солома, молниями сверкали на солнце мячи. Теснили монголы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк, из засады вышли отборные русские дружины. Отступавшая конница Золотой орды, опрокинула и растоптала собственную пехоту. Многие славные русские войны полегли тогда на Куликовом поле, по данным историков, около 20 тысяч. Всё огромное поле пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны. Хоронили погибших 7 дней. Но войско Дмитрия Донского совершило великое дело — разгромили сильного врага. С Куликова поля возвращалось уже единое войско под руководством московского князя!» (слайды №5,6,7,8)

- Давайте откроем следующий значок под лентой времени. Как вы думаете, что там может быть?

Ученики: Московское княжество, а вокруг другие княжества. (Прикрепляю 3 значок) XIVв., XVв.

4 группа, чем известен в истории Великий князь Иван Ш? Дополняет 3 группа.

«Иван III был правнуком Дмитрия Донского. Иван III стал именовать себя государем всея Руси. Его великие указы скреплялись печатью. На одной её стороне был изображён герб России – двуглавый орёл, а на другой всадник, поражающий копьём змея. Он объединил под властью Москвы русские земли, отказался платить дань монгольскому хану и избавил Русь от Золотой Орды». (слайды №9,10,11)

Освобождение Руси.

Личности

Деятельность

Андрей Рублёв

Написал икону «Троица», которая

Послужила призывом к объединению Руси.

Сергий Радонежский

Основал Троицкий монастырь, призывал прекратить распри между людьми. Благословил Московского князя на битву с Ордой.

Дмитрий Иванович, князь московский

Создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве в 1380 году.

Иван III, правнук Дмитрия Донского

Объединил Русские земли. Отказался платить дань хану. Первый правитель Московского государства.

- Да, в объединении Руси вокруг Москвы участвовало много людей. Это князья и простые воины, монахи и художники. Предположите, что за рисунок скрывается за последним листом?

(Открываю последний 4 значок единого Московского государства)

XVIв., XVIIв.

VI Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Почему Русь смогла стать свободной и независимой?

- Русь стала свободной? (стала)

- Почему вы так считаете?

Ученики: Русь стала свободной и независимой, потому что она смогла объединиться вокруг Москвы, в результате, Золотую Орду прогнали. И в этом участвовала вся Русь: воины и художники, князья и монахи.

VII Итог урока.

- Что на уроке вам показалось самым интересным?

(Аргументация и выставление оценок).

Домашнее задание: 1) Обязательное: выполнить задания в тетрадях по истории с.19-20.

2) Творческое (по желанию): описать битву на Куликовом поле от имени русского воина или воина Золотой Орды.

3) Индивидуальные: приготовить сообщения на темы:

-Книгопечатник Иван Фёдоров

-Царь Иван Грозный.

-Храмы Московского Кремля:

А) Архангельский собор

Б) Благовещенский собор

В) Колокольня Ивана Великого.

- Урок окончен, спасибо за работу.

Файлы: Задание 1.doc
Размер файла: 463360 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология