Автор конспекта:
Автор(ы): — Федулова Ирина Николаевна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области", ментор географии, биологии и химии высшей категории

Регион: — Саратовская плоскость

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее медиаобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

1) Образовательная: изучить особенности строения и жизнедеятельности папоротников, формировать понятия о усложнении и развитии растений;

2) Развивающая: формировка умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы проблемного обучения; продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ;

3) Воспитательная: Воспитывать сознание гордости после солидарный счет познавательной деятельности, подвести детей к выводу, чисто не стоит искать залежь с помощью цветка папоротника, так неизмеримо лучше заработать квазиденьги честным трудом

Тип урока: — Комбинированный паремия

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Многообразие живых организмов" — учебник биологии ради 7 класса, полиграф Сонин Н.И.

Используемая методическая литература: —

  • Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И. Сонина/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 447 с.
  • Биология. 5-9 классы: проектная аврал учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
  • Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Задания ради самостоятельной работы учащихся по биологии( разделы «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники»). – М.: Школа – Пресс, 1999. («Биология на школе», молния 4. Библиотека журнала).
  • Семенцова В.Н. Биология. 7 класс. Технологические игра уроков: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 224 с. (Серия «Поурочное планирование».)
  • Старцев П.Е., Наумов А.А. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Биологические карты: Дидактический материал к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
  • Тяглова Е.В.Исследовательская и проектная аврал учащихся по биологии: метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с. (Уроки мастерства)
  • Используемое оборудование: —

    Компьютер, мультимедиапроэктор, экран.

    Используемые ЦОР: —

    "Строение папоротников"

    "Размножение папоротников"

    Краткое описание: — Объект искусства: На уроке используется фрагмент изо фильма-сказки А.Роу "Финист — резкий сокол" ради постановки проблемного вопроса урока. Цели и задачи:1. Образовательные: изучить особенности строения и жизнедеятельности папоротников, формировать понятия о усложнении и развитии растений 2. Развивающие: формировка умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы проблемного обучения. Продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ, навыки работы с текстом (умение находить на тексте необходимую информацию) 3. Воспитательная: воспитывать сознание гордости после солидарный счет познавательной деятельности, подвести детей к выводу, чисто не стоит искать залежь с помощью цветка папоротника, так неизмеримо лучше заработать квазиденьги честным трудом Планируемые результаты от использования объекта искусства: 1. счистка напряжения; 2. увеличение интереса к предмету и к изучаемой теме 3. Развитие умений нахождения решений заданной проблемы

    Конкурс «Искусство ради науки»

    Конспект урока по теме «Отдел Папоротниковидные» учителя биологии, географии и химии высшей категории МОУ

    « СОШ с. Липовка Духовницкого муниципального района Саратовской области» Федуловой Ирины Николаевны

    Тип урока: составной (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).

    Форма проведения: паремия — исследовательский проект

    Используемый мегаобъект искусства: тип – кинематограф, фрагмент изо фильма-сказки А.Роу «Финист – резкий сокол»

    Цели урока:

  • Образовательные: изучить особенности строения и жизнедеятельности папоротников, формировать понятия о усложнении и развитии растений
  • Развивающие: формировка умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы проблемного обучения. Продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ, навыки работы с текстом (умение находить на тексте необходимую информацию)
  • Воспитательная: воспитывать сознание гордости после солидарный счет познавательной деятельности, подвести детей к выводу, чисто не стоит искать залежь с помощью цветка папоротника, так неизмеримо лучше заработать квазиденьги честным трудом
  • Оборудование:

  • Учебник «Многообразие живых организмов». Автор Сонин Н.И.
  • Презентация к уроку, фрагмент изо сказки «Финист-ясный сокол» , ЦОР «Строение папоротников», ЦОР «Размножение папоротников»
  • Натуральные образцы Папоротниковидных (Нефролепис высокий)
  • Раздаточный материал (Приложение 1, надбавка 2)
  • План урока:

    Этапы урока

    Время (минуты)

    1.

    Организация класса

    0,5

    2.

    Контроль знаний по пройденным темам

    7

    3.

    Объявление темы урока. Показ отрыв изо сказки с целью постановки проблемного вопроса

    7

    4.

    Изучение нового материала

    • Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и общество обитания
    • Изучение строения папоротника (выполнение лабораторной работы, переглядывание ЦОР)
    • Размножение папоротника (изучение текста учебника, переглядывание ЦОР, беседа)

    25

    6

    12

    7

    5.

    Рефлексия (ответ на проблематичный предмет урока)

    3

    6.

    Этап объявления домашнего задания и оценок после урок

    2,5

    Ход урока

  • Организация класса.
  • Начнём наш паремия с небольшой разминки.
  • На какие двум крупные группы позволено разделить все высшие растения? (споровые и семенные)
  • Какие отделы растений входят на группу споровых? (мхи, плауны, хвощи, папоротники)
  • От каких древних растений произошли моховидные? (от псилофитов)
  • Какую функцию выполняют ризоиды? (всасывают питательные вещества изо почвы)
  • Чем ризоиды отличаются от настоящих корней? (состоят изо одинаковых тонкостенных клеток)
  • Есть династия корни у плаунов? (да, есть) А у хвощей? (Есть)
  • Чем отличаются хвощевидные от других споровых растений? (членистым строением побегов)
  • Назовите вегетативные органы мхов. (стебли и листья)
  • Вегетативные органы хвощей (стебель, лист, корень)
  • Чем отличается вешний росток хвоща лесного от летнего? (У весеннего (спороносного) дудки ветвей и листьев)
  • Что лишнее? (слайд 2 — 4)

    Гаметофит, спорофит, спорангии, спора

    Сфагнум, кукушкин лён, печёночник, дифазиаструм раздавленный (плаун)

    Вопрос с подвохом:

    Мхи, папоротники, плауны, хвощи (папоротники мы ещё не изучали!)

  • Тема нашего урока «Отдел Папоротниковидные или Папоротники» (Слайд 5)
  • А отслеживание этой темы мы начнём С сказки. Внимание на экран! (просмотр отрыв изо фильм А. Роу «Финист – резкий сокол»).

    Ребята, все вам знаете поговорку «Сказка – ложь, но на ней намёк!»

    Какая вранье сокрыта на этом отрывке, так точнее, какая биологическая неточность здесь допущена? И есть династия на этом сюжете каковой – мера намёк?

    Вот с этими вопросами мы нынче постараемся разобраться.

    Для этого мы проведём с вами рядок исследований, и, возможно, сделаем некоторые открытия. Результаты работы вам будете фиксировать на журнале «МОИ ОТКРЫТИЯ» (Приложение 1), ознакомьтесь, пожалуйста, с его содержанием. Всякое обследование начинается с выдвижения гипотезы (предположения). Я будь любезна вам записать свою собственную гипотезу ответа на проблематичный предмет урока.

  • Внимательно прослушайте мой притча и заполните пропуски на таблице.
  • Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и общество обитания (Слады 6 – 10)

    Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собою один изо самый древних групп высших растений. В каменноугольный этап наравне с хвощами и плаунами, занимали господствующее основа на растительном мире Земли, образуя обширные леса.

    В действительность перфект насчитывается порядка 300 родов и более 10000 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих от времени до времени высоты 25 метров с диаметром ствола задолго 50 см, задолго крошечных растений до скорой встречи только только на один крошку миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они вот влажных тропических лесах.

    В большинстве своём — это травянистые растения, так встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях.

    Итак, Каковы жизненные формы папоротника? (травянистые, древовидные, лиановидные, эпифиты)

    Около 2/3 изо всех видов папоротников по большей части произрастают на тропиках, так оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень малоупотребительно встречаются папоротники на степях и пустынях. С чем связано такое экспансия папоротников на планете?

    Какова общество обитания? (места с повышенной влажностью)

    В Саратовской области массово распространён водный папоротник – папоротник плавающая, и гостящий на дубовых и сосновых лесах папоротник обыкновенный. Остальные виды редкие и занесены на «Красную книгу Саратовской области». Это папоротник женский, страусник обыкновенный, папоротник сильный и другие. ( слады 11 – 14)

    Изучение строения папоротника

    Внимательно прочтите информацию на справочнике (Приложение 2) «Строение папоротников», рассмотрите рисунок.

    Просмотр ЦОР «Строение папоротников»

    Какие поколения чередуются на жизненном цикле папоротника? (спорофит и гаметофит)

    Какое изо них преобладает (бесполое – спорофит)

    Как называется флор папоротника (вайя)

    Какие вегетативные органы есть у папоротника (стебель, листья, корни)

    Какой особенностью обладают листья папоротника? (верхушечный рост, молодые листья закручены улиткообразно)

    В чем произошло усложнение на организации папоротника по сравнению С мхами?

    Выполните лабораторную работу «Строение Нефролеписа высокого»

    Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнения папоротников по сравнению с хвощами.

    Оборудование: натуральные образцы Нефролеписа высокого, лупа, рисунки (приложение 2)

    1.Рассмотрите внешнее построение папоротника по рисунку и натуральному образцу. Найдите росток с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют?

    2.Рассмотрите флор (черешок, юный лист-улитку) папоротника и опишите его строение.

    3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки С спорами. Каково величина разлад на жизни папоротника?

    4.Сравните папоротник с хвощом. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща».

    Название растения

    Части растения

    Хвощ полевой

    Папоротник

    Нефролепис высокий

    Корни, корневая система

    Придаточные,

    мочковатая

    Придаточные,

    мочковатая

    Листья:

    • Внешнее строение
    • Наличие проводящей системы
    • Особенности роста

    Чешуевидные

    Проводящая сервосистема отсутствует

    Длинночерешковые, перистые

    Имеется проводящая система

    Верхушечный рост, молодые листья закручены улткообразно

    Нахождение спорангиев

    Спороносные колоски

    На нижней стороне листа

    Размножение папоротников

    Найдите и прочитайте на справочнике информацию о размножении папоротников. Рассмотрите набросок на учебнике на стр. 63.

    Какие способы размножения характерны ради папоротников? (половой и бесполый)

    Бесполый: делением корневища; присыпав почвой место листа, позволено получить последний побег.

    Как называется половое поколение папоротника? (гаметофит, заросток)

    Где на заростке развиваются яйцеклетки? (в архегониях) Сперматозоиды? (в антеридиях)

    При каких условиях быть может гиногенез яйцеклетки? (капля воды)

    Для зачем чаятельно это кондиция (для передвижения сперматозоидов)

    Какая диплофаза на жизненном цикле папоротника преобладает? (спорофит)

    Просмотр ЦОР «Размножение папоротников»

  • Рефлексия.
  • Итак, исследования наши подходят к логическому завершению.

    Как поживает проблематичный вопрос: Какая же всё-таки биологическая неточность допущена на сказке? (папоротник ввек не цветёт) (Слайд 15)

    Запишите отзыв на графу «Вывод»

    Так стоит династия верить легендам и ждать исполнения желаний от цветка папоротника? (нет, лучше проявить профессиональную активность и обеспечить себе и близким достойную жизнь)

  • Домашнее задание: Стр.61- 65 на учебнике. Подготовить телефонограмма «Значение папоротников на природе и жизни людей».
  • Выставление оценок.

    Используемая литература:

  • Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И. Сонина/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 447 с.
  • Биология. 5-9 классы: проектная аврал учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
  • Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Задания ради самостоятельной работы учащихся по биологии( разделы «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники»). – М.: Школа – Пресс, 1999. («Биология на школе», молния 4. Библиотека журнала).
  • Семенцова В.Н. Биология. 7 класс. Технологические игра уроков: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 224 с. (Серия «Поурочное планирование».)
  • Старцев П.Е., Наумов А.А. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Биологические карты: Дидактический материал к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
  • Тяглова Е.В.Исследовательская и проектная аврал учащихся по биологии: метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с. (Уроки мастерства)
  • Используемые электронные ресурсы :

    • http://www.aquariumhome.ru
    • http://www.zemun.ru
    • http://collection.cross-edu.ru/catalog/res/000004e2-1000-4ddd-6bfa-570046bc4332/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&
    • school-collection.edu.ru

    Все материалы к уроку "Отдел Папоротниковидные"

    Файлы: Documents1.odt
    Размер файла: 21594 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология