Автор конспекта:
Автор(ы): — Рыжкова Ольга Вячеславовна
Место работы, должность: — МАОУ СОШ № 34 Набережные Челны
Регион: — Республика Татарстан
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — История
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Задачи урока: А) образовательные: — ознакомить с причинами отечественной войны; — изучить ход и итог войны; — ознакомить учащихся с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения изучаемой эпохи; Б) развивающие: — развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом, уметь выражать собственное мнение и оценочное суждение; — развивать историческое мышление, показав на конкретных событиях Отечественной войны 1812 г.; В) воспитательные: — воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость. Тип урока: изучение нового материала Литература: История государства и народов России XIX век. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. XIX век. Н. С. Кочетов План урока: 1. Причины и начало войны. 2. Бородинское сражение. 3. Отступление русской армии. 4. Наполеон в Москве. 5. Завершение войны. Оборудование урока: 1.Презентация 2.Фильм «Бородинское сражение» 3.Документы по Отечественной войне 1812 г.
Класс 8
Задачи урока:
А) образовательные:
- ознакомить с причинами отечественной войны;
- изучить ход и итог войны;
- ознакомить учащихся с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения изучаемой эпохи;
Б) развивающие:
- развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом, уметь выражать собственное мнение и оценочное суждение;
- развивать историческое мышление, показав на конкретных событиях Отечественной войны 1812 г.;
В) воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость.
Тип урока: изучение нового материала
Литература:
История государства и народов России XIX век. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
История России. XIX век. Н. С. Кочетов
План урока:
1. Причины и начало войны.
2. Бородинское сражение.
3. Отступление русской армии.
4. Наполеон в Москве.
5. Завершение войны.
Оборудование урока:
1.Презентация
2.Фильм «Бородинское сражение»
3.Документы по Отечественной войне 1812 г.
Ход
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап
Приветствие
— 2 этап
Постановка целей и задач урока
Тема урока «Отечественная война 1812 г.» (слайд 1). Нам необходимо разобрать (слайд 2):
1.Причины и начало войны
2. Смоленское сражение
3.Бородинское сражение
4.Тарутинский маневр
5.Партизанское движение
6.Гибель «Великой армии»
Задание на урок: В конце урока мы должны с вами сформулировать причины победы России в Отечественной войне 1812 г. (слайд3)
прописывают тему урока в тетрадь
3 этап
Актуализация ранее изученного материала
Вспомним отношения Франции и России на кануне войны 1812 года?
ответы учащихся (1807 г. Тильзитский мирный договор между Францией и Россией)
4 этап
Изучение нового материала
В 1811 г. Обе стороны начали подготовку к войне. Рассмотрим количественный состав двух противоборствующих армий по учебнику страница 25. (слайд 6)
Давайте познакомимся с командующим составом русской армии (слайд 7), сообщение учащегося оБарклай де Толли.
Какова была стратегия русской армии в начале войны?
Первоначально Барклай де Толли и Багратион должны были соединиться в районе Витебска. Однако Наполеон этого не допустил, и армии встретились только в Смоленске (слайд 8)
Знакомимся с документом № 1 (слайд 9)
Почему? Кто виноват, что армия отступает? На генерала сыпется «изменник», «немец». И страна начинает искать нового героя, и находит в лице М. И. Кутузова (слайд 10)
— Какова тактика Кутузова?
— Соотношение сил на кануне Бородинской битвы (слайд 11)
Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо начистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Земли русской. За образом шел Кутузов и весь штаб. На пути иконы на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.
Лишь солнца опалило пушки
И леса синие верхушки,
Французы тут как тут….
— Бородино – победа или поражение?
Создаем «ромашку чувств»:
красный – гордость
синий – разочарование
зеленый – сострадание
желтый– никаких чувств
Работаем по учебнику
— — — И в самом начале войны, как только враг вторгся в пределы России и на протяжении всей войны создавались партизанские отряды, (слайд 16, 17)
Какие проблемы начинает испытывать французская армия при отступлении?
(слайд 18, 19)
Сформулируйте причины поражения французской армии (слайд 20)
— — работа по учебнику с. 25
Обсуждение прочитанного, делаем вывод (двойное превосходство сил противника)
— Сообщение учащегося (опережающее задание)
Ответы учащихся (любой ценой сохранить войско)
— — — — — Знакомимся с документом № 1
— — — — — Сообщение учащегося о Кутузове
фронтальная беседа с классом по вопросу.
— Работаем по документу № 2
— — — — — — — — — — — — Просмотр фильма Бородино
Работа по документу № 3
На доске раскладываем «ромашку чувств»
— — — Задание по учебнику с. 29-30, читать и отвечать на вопрос: В чем смысл Тарутинского маневра?
— — — — Работа по документу №3
Обсуждение документа
— Фронтальная беседа
— — — — — 5 этап
Закрепление
— — Задание урока: Сформулируйте причины побед России в Отечественной войне 1812 г.? (слайд 21)
— Фронтальная беседа с учащимися по вопросу
— 6 этап
Домашнее задание
1.Составить хронологическую таблицу «Отечественная война 1812 г.»
2.Дополнительно: нарисовать карикатуру «напрасно ждал Наполеон…»
—
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Сообщение
«Барклай де Толи полководец выходец из шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Особенно прославился в период наполеоновских войн, за семь лет, пройдя путь от генерал-майора до фельдмаршала, однако испытал период опалы и всеобщей нелюбви, когда находясь на посту военного министра, приказал после вторжения Наполеона в 1812 году отступать в глубь России. Чтобы сберечь армию. В день, когда Барклай решился на генеральное сражение с Наполеоном, главнокомандующим русской армии стал М.И. Кутузов, продолживший путь отступления. В сентябре 1812 года Барклай вынужден был покинуть армию, чтобы вернуться в 1813 году, подтвердить славу одного из лучших полководцев России .»
— — — Сообщение:
«Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из сражений он потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Род его известен еще с восемнадцатого века, со времен Александра Невского. 67-летний полководец, заслуживавший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего.
Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом». Вступив на должность главнокомандующего, Кутузов объявил, что действия Барклая-де-Толли были верными, и отступил еще ближе к Москве.
— — — — — — — — — — — — — — — — Самоанализ урока Рыжкова О. В.
Класс 8 а
Тема урока «Отечественная война 1812 г.»
Тип урока: изучение нового материала
Место в разделе: данный урок относится к разделу «Внешняя политика России 1806 – 1814 гг.»
Краткая характеристика класса:
-количество учащихся 24 (девочек – 16, мальчиков – 8)
-основная масса учащихся: среднеуспевающие;
-особенности класса:
Задачи урока:
А) образовательные:
- ознакомить с причинами отечественной войны;
- изучить ход и итог войны;
- ознакомить учащихся с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения изучаемой эпохи;
Б) развивающие:
- развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом, уметь выражать собственное мнение и оценочное суждение;
- развивать историческое мышление, показав на конкретных событиях Отечественной войны 1812 г.;
В) воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость.
Главные этапы урока:
2 этап – актуализация темы, через использование ранее изученного материала (составление хронологической таблицы 1806 – 1811 гг.);
3 этап – изучение нового материала, рассказ и объяснения учителя, презентация, фильм «Бородинская битва», выступления учащихся, работа с документами.
4 этап – закрепление, фронтальная беседа с учащимися
Формы и методы работы: объяснительный, наглядно-иллюстративный (презентация, фильм «Бородинская битва»), работа с документом, частично поисковый (работа с учебником).
Психологическая атмосфера в классе была комфортной, учитель взаимодействовал с учащимися, которые активно вели себя на уроке.
Планы: принять на заметку рекомендации и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности.
— —
Файлы: file_20091113211445.ppt
Размер файла: 4666368 байт.