Автор конспекта:
Автор(ы): — Журбина Вера Васильевна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6 МО «Ахтубинский район»
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова на примере повести «Весенние перевертыши»;
исследовать процесс формирования характера главного героя повести и этапы его нравственного становления;
воспитание доброты, сочувствия.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
презентация, текст повести «Весенние перевертыши»,портрет Н.Н.Гончаровой, сборник стихов А.С.Пушкина,раздаточный материал.
Краткое описание: — урок-открытие творчества Тендрякова
Программа урока
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя:
-Сегодня вам предстоит открыть для себя нового писателя – Владимира Федоровича Тендрякова, и в частности познакомиться с его повестью «Весенние перевертыши». Исследовать процесс формирования характера главного героя произведения – задача нашего урока.
Итак, В.Ф.Тендряков. Перелистаем страницы жизни и творчества писателя.
3.Выступление учащегося с сообщением «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова» и просмотр презентации.
4.Учитель:
— Особое место в творчестве Тендрякова занимают произведения, посвященные детям, школе. Одно из них – «Весенние перевертыши». Откроем книгу, и пройдем за героем сложный путь познания мира. (Чтение пролога). Что же случилось с героем? На этот вопрос нам и предстоит ответить. Но вначале давайте познакомимся с героем – Дюшкой Тягуновым.
5.Опрос: представление героя.
6.Беседа:
- И вот в один из весенних дней мир, который «кругом был прост и понятен», стал непростым и непонятным для Дюшки. Почему? (Дюшка по-новому стал смотреть на мир, замечать то, чего раньше не видел; задумываться над тем, о чем раньше не думал. С этого и начинается его взросление)
- Тринадцатилетний Дюшка открывает для себя мир. Что прежде всего поражает его, когда он выходит на улицу? (Природа преображается – весна – движение в душе героя)
- Вместе с поэзией жизни входит в душу подростка любовь. Какое открытие делает Дюшка, когда открывает сборник стихов Пушкина? (Римка Бретенева похожа на Н.Н.Гончарову)
- Какие чувства он испытывает к ней? (Влюбленность)
- А меняется ли его отношение к ней, когда узнает, что она гуляет с Левкой? (Нет)
- Влюбленность делает душу мальчика чуткой и восприимчивой, бескорыстной. Он часто цитирует Пушкина. Прослушайте два стихотворения поэта («Я вас любил…», «Пускай увенчанный любовью…»). Какое из них лучше всего раскрывает душевное состояние героя? Почему?
7. Опрос:
— Взросление Дюшки продолжается. Любовь к жизни предполагает ненависть к тем, кто мешает жить; активную борьбу со злом, то есть с Сашкой Ерахой. Расскажите о нем.
-Выступление учащегося.
8.Беседа:
- Кульминационным моментом борьбы с Санькой является сцена драки. (Выразительное чтение сцены драки из главы 17). Что испытывает в этот момент Дюшка? (Злобу, ненависть)
- Как автор подчеркивает, что в данной ситуации Дюшка уподобляется Саньке? (С помощью портретной характеристики)
9.Работа с текстом:
-Тендряков, описает героев во время драки так:
— «У Саньки широкое, плоское лицо»;
— «Дюшка почувствовал, что у него исчезло лицо, вместо него что-то плоское».
Что означает эпитет «плоское»?
10.Работа с листами-характеристиками.
-Два человека. Два характера. Кому из них симпатизируете вы? Кого из них можно назвать личностью? Но вначале заполним листы-характеристики
Дюшка Тягунов
Черты характера
Санька Ераха
гордость
самовлюбленность
смелость
ранимость
самоуверенность
+
доброта
-
жестокость
-
эгоизм
+
способность любить
Задание: синим цветом отмечаем положительные черты, красным – отрицательные.
-Внимательно посмотрите на лист-характеристику, какой вывод можно сделать? (Дюшка Тягунов – личность, способная любить, сопереживать)
-Какие жизненные уроки извлек Дюшка?
-Отразились ли на окружающих изменения, произошедшие с Дюшкой?
-Какой вывод из прочитанного можем сделать вы, читатели? (Завтрашняя жизнь начинается сегодня. От каждодневных решений зависит то, каким каждый из вас станет в самостоятельной, взрослой жизни).
11.Подведение итогов урока.
12.Домашнее задание:письменно ответить на вопрос «Почему повесть называется «Весенние перевертыши»?»
Файлы: Образы помещиков в поэме «Мертвые души».pptx
Размер файла: 2283381 байт.