Автор конспекта:
Автор(ы): — Журбина Вера Васильевна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6 МО «Ахтубинский район»

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова на примере повести «Весенние перевертыши»;

исследовать процесс формирования характера главного героя повести и этапы его нравственного становления;

воспитание доброты, сочувствия.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемая методическая литература: —

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • http://hrono.ru/biograf/bio_t/tendrjakov_vf.php
  • Используемое оборудование: —

    презентация, текст повести «Весенние перевертыши»,портрет Н.Н.Гончаровой, сборник стихов А.С.Пушкина,раздаточный материал.

    Краткое описание: — урок-открытие творчества Тендрякова

    Программа урока

    1.Оргмомент.

    2.Вступительное слово учителя:

    -Сегодня вам предстоит открыть для себя нового писателя – Владимира Федоровича Тендрякова, и в частности познакомиться с его повестью «Весенние перевертыши». Исследовать процесс формирования характера главного героя произведения – задача нашего урока.

    Итак, В.Ф.Тендряков. Перелистаем страницы жизни и творчества писателя.

    3.Выступление учащегося с сообщением «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова» и просмотр презентации.

    4.Учитель:

    — Особое место в творчестве Тендрякова занимают произведения, посвященные детям, школе. Одно из них – «Весенние перевертыши». Откроем книгу, и пройдем за героем сложный путь познания мира. (Чтение пролога). Что же случилось с героем? На этот вопрос нам и предстоит ответить. Но вначале давайте познакомимся с героем – Дюшкой Тягуновым.

    5.Опрос: представление героя.

    6.Беседа:

    • И вот в один из весенних дней мир, который «кругом был прост и понятен», стал непростым и непонятным для Дюшки. Почему? (Дюшка по-новому стал смотреть на мир, замечать то, чего раньше не видел; задумываться над тем, о чем раньше не думал. С этого и начинается его взросление)
    • Тринадцатилетний Дюшка открывает для себя мир. Что прежде всего поражает его, когда он выходит на улицу? (Природа преображается – весна – движение в душе героя)
    • Вместе с поэзией жизни входит в душу подростка любовь. Какое открытие делает Дюшка, когда открывает сборник стихов Пушкина? (Римка Бретенева похожа на Н.Н.Гончарову)
    • Какие чувства он испытывает к ней? (Влюбленность)
    • А меняется ли его отношение к ней, когда узнает, что она гуляет с Левкой? (Нет)
    • Влюбленность делает душу мальчика чуткой и восприимчивой, бескорыстной. Он часто цитирует Пушкина. Прослушайте два стихотворения поэта («Я вас любил…», «Пускай увенчанный любовью…»). Какое из них лучше всего раскрывает душевное состояние героя? Почему?

    7. Опрос:

    — Взросление Дюшки продолжается. Любовь к жизни предполагает ненависть к тем, кто мешает жить; активную борьбу со злом, то есть с Сашкой Ерахой. Расскажите о нем.

    -Выступление учащегося.

    8.Беседа:

    • Кульминационным моментом борьбы с Санькой является сцена драки. (Выразительное чтение сцены драки из главы 17). Что испытывает в этот момент Дюшка? (Злобу, ненависть)
    • Как автор подчеркивает, что в данной ситуации Дюшка уподобляется Саньке? (С помощью портретной характеристики)

    9.Работа с текстом:

    -Тендряков, описает героев во время драки так:

    — «У Саньки широкое, плоское лицо»;

    — «Дюшка почувствовал, что у него исчезло лицо, вместо него что-то плоское».

    Что означает эпитет «плоское»?

    10.Работа с листами-характеристиками.

    -Два человека. Два характера. Кому из них симпатизируете вы? Кого из них можно назвать личностью? Но вначале заполним листы-характеристики

    Дюшка Тягунов

    Черты характера

    Санька Ераха

    гордость

    самовлюбленность

    смелость

    ранимость

    самоуверенность

    +

    доброта

    -

    жестокость

    -

    эгоизм

    +

    способность любить

    Задание: синим цветом отмечаем положительные черты, красным – отрицательные.

    -Внимательно посмотрите на лист-характеристику, какой вывод можно сделать? (Дюшка Тягунов – личность, способная любить, сопереживать)

    -Какие жизненные уроки извлек Дюшка?

    -Отразились ли на окружающих изменения, произошедшие с Дюшкой?

    -Какой вывод из прочитанного можем сделать вы, читатели? (Завтрашняя жизнь начинается сегодня. От каждодневных решений зависит то, каким каждый из вас станет в самостоятельной, взрослой жизни).

    11.Подведение итогов урока.

    12.Домашнее задание:письменно ответить на вопрос «Почему повесть называется «Весенние перевертыши»?»

    Файлы: Образы помещиков в поэме «Мертвые души».pptx
    Размер файла: 2283381 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология