Автор конспекта:
Автор(ы): — Евдокимова Лариса Анатольевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ №15, учитель

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Открытый урок для уч-ся 9 класса

Население Владимирской области

Урок — практикум

Цели:

  • Повторение, коррекция, закрепление и контроль знаний, умений по изученной теме.
  • Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России и Владимирской области.
  • Совершенствование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами.
  • Обучение приемам обработки, анализа и интерпретации количественных данных.
  • Оборудование: географические атласы, графики, пакет статистических данных, инструктивные карты.
    Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

    Ход урока

    Организационный момент

    Это главная производительная сила общества и одновременно- главный потребитель
    всех создаваемых материальных благ. Это фактор, который влияет на развитие хозяйства территорий. Что это? (НАСЕЛЕНИЕ)

    Класс делится на 5 групп, примерно равных по силам. Каждая группа для работы получает пакет статистических материалов, инструктивную карту.
    Приложение

    1.Статистические данные
    1группа

    Оценка динамики численности населения.
    Цели: выявить изменения в численности населения, объяснить причины этих изменений.
    Инструктивная карта

  • Вспомните определение естественного прироста населения. Что отражает это понятие?
  • Уточните, с какого периода показатели естественного прироста получили отрицательные значения. Подумайте, какими процессами вызван демографический кризис, о котором говорит падение естественного прироста населения. (Таблица №5)
  • Объясните, используя таблицу №4,почему при отрицательном естественном приросте населения, численность его к 2000 году практически не изменилась.
  • Каковы основные особенности демографической ситуации в области рис 27.
  • Используя полученные сведения и проанализировав таблицы 5 и 4 сделайте вывод о тенденциях общего прироста населения на перспективу.
  • 2группа
    Определение тенденции изменения численности трудовых ресурсов

    Цели: выявить изменения доли населения различных возрастов, объяснить причины и тенденции этих изменений.

    Инструктивная карта

  • Вспомните определения: трудовые ресурсы, экономически активное население.
  • Используя рис 28, определите, как изменилось соотношение групп населения:
    а)моложе трудоспособного возраста;
    б)трудоспособного возраста;
    в) старше трудоспособного возраста.
  • Пользуясь сведениями таблицы 6, определите, как изменялась в области численность экономически активного населения.
  • Проанализировав таблицу 6, определите, как изменилась в области доля безработных в экономически активном населении.
  • Используя полученные сведения и проанализировав таблицы, сделайте вывод о тенденциях изменения численности трудовых ресурсов области на перспективу.
  • 3группа
    Определение основных закономерностей размещения населения Владимирской области
    Цели:выявить закономерности в размещении населения, какие районы в области выделяются наиболее высокой и низкой плотностью населения.

    Используя рис 29, 30.

    1.Определите основные закономерности размещения сельского населения, использую показатель его плотности? Какие административные районы области выделяются наиболее высокой и низкой плотностью сельского населения? Почему?

    2.Почему городское население увеличивается? Какие проблемы с эти связаны?

    3.Вдоль какой экономической оси расположена большая часть городских поселений области?

    4.Используя рис.29, охарактеризуйте особенности размещения населения на территории вашего района.

    4группа
    Выявление особенностей миграций на территории области
    Цели:; проследить влияние миграций на численность населения и долю трудоспособного населения.
    Инструктивная карта

  • Вспомните определения: миграция, эмиграция, иммиграция.
  • Что такое урбанизация ? Что такое субурбанизация?
  • Какие факторы послужили причинами изменения численности мигрантов?
  • Как миграция влияет на численность населения области? На долю трудоспособного населения?
  • Составьте прогноз изменений миграционных потоков и численности мигрантов на 2011 год. Обоснуйте свое мнение.
  • 5группа
    Возрастной состав населения Владимирской области

    Цели: выявить причину изменения соотношения мужчин и женщин по годам
    Инструктивная карта

  • Рассмотрите особенности современной возрастно-половой структуры населения Владимирской области. Объясните их. рис. 27
  • Чем можно объяснить различия в возрастной структуре населения России и Владимирской области? рис 28.
  • Как возрастной состав населения зависит от изменения численности населения?
  • Обобщение:

  • Охарактеризуйте демографическую ситуацию в области.
  • Как необходимо изменить социально-экономические процессы в области, чтобы повысить естественный прирост населения?
  • Файлы: открытый урок по населению.ppt
    Размер файла: 8968704 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология