Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеев Иван Николаевич
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — История
Краткое описание: — Открытый урок по истории в 7 классе Тема: Реформы Петра I.
Целиурока:
Задачиурока:
1.Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.
2.Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, документами, с материалом параграфа учебника.
Основныепонятияитермины:
Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.
Оборудованиеурока:
Доска с меловым текстом; портреты ПетраI, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И.Ягужинского, репродукция Н. Н. Ге «ПётрIдопрашивает своего сына царевича Алексея»; телевизор с видеомагнитофоном, видеокассеты – фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Пётр Первый»; раздаточный материал – конспект-шаблон урока.
Планурока:
1.Реформа центрального управления.
2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3.Областная реформа.
4.Реформа городского управления.
5.Церковная реформа.
6.Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
Ходурока:
Началоурока:1) Постановка целей и задач урока.
2) Беседа по домашнему заданию:
1.Итоги Северной войны.
2.Реорганизация армии (военные преобразования ПетраI).
3.Заслушиваются короткие доклады по сподвижникам ПетраI:А. Д. Меншиков,Б. П. Шереметев.
Объяснениеновогоматериала:
Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.
Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.
Конспект-шаблон урока (смв приложении).
В 1699 Боярская дума была заменена царёмБлижней канцелярией, переименованной в1708 годув«консилиюминистров».
В1711 годусозданПравительствующий сенатиз 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).
«Оком государевым» в Сенате в1722годубыл назначенгенерал-прокурор. Им был Павел ИвановичЯгужинский.(далее звучит короткое сообщение о нём, рассказанное учеником).
В1718 – 1720 гг.на смену приказам пришликоллегии(сначала их было11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.
Далее – заполнение таблицы по коллегиям.
Названиеколлегии
Чем ведала (компетенция)
Иностранных дел
Внешняя политика
Воинская
Сухопутная армия
Адмиралтейств-коллегия
Морской флот
Юстиц-коллегия
Гражданский и уголовный суд
Берг-коллегия
Горно-заводскаяпромышленность
Мануфактур-коллегия
Мануфактурная промышленность
Коммерц-коллегия
Торговля
Штатс-контор-коллегия
Государственные расходы
Ревизион-коллегия
Контроль зафинансами
Камер-коллегия
Государственные доходы
Вотчинная коллегия
Землевладение
Главный магистрат
Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)
В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.
СозданаТайная канцелярия– занималась делами о государственных преступлениях.
Вотчина и поместье в России после1714 года.
Доуказа
Указ ПетраIот 1714 г.
Послеуказа
Вотчина– наследственная собственность.
Поместье– пользование землёй при условии несения военной службы.
Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.
Поместье передаётся по наследству.
Обязательность службы для дворянсо-хранялась.
В1722 годуцарь принялТабель о рангах.
Классы
Чины военные сухопутные
Чины гражданские
Что давало? I
Генералиссимус,Фельмаршал
Канцлер
Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.
II
Генерал от артиллерии…
Действительный тайный советник
III
Генерал-лейтенант
Тайный советник
IV
Генерал-майор
Действительный статский советник
V
Бригадир
Статский советник
VI
Полковник
Коллежский советник
VII
Подполковник
Надворный советник
VIII
Майор
Коллежский асессор
IX
Капитан
Титулярный советник
Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги
X
Штабс-капитан
Коллежский секретарь
XI
–
Сенатский секретарь
XII
Поручик
Губернский секретарь
XIII
Подпоручик
Сенатский регистратор
XIV
Прапорщик
Коллежский регистратор
Теперь старая и новаяаристократия(смв конце параграфа – стр. 122) уравнивалась и в служебном положении.Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
3.Областная реформа.
В городах стали выбирать выборные органы -магистраты, во главе которых стоялибурмистры.(Добавить в коллегии по Главному магистрату!)
В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.
(Можно включить фрагмент изучебногов/ф«Пётр Великий»)
Установлена Духовная коллегия –Святейший правительствующий Синод– управлял делами церкви.
В1722 годуза его надзором введена светская должностьобер-прокурора.
6.Выступлениепротивреформ.«ДелоцаревичаАлексея».
Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «ПётрПервый».После фрагмента –вопрос:в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.
Заключительная часть урока:
1) Выводы – значение петровских преобразований (можно зачитать последний пункт параграфа 15.
2) Для закрепления можно использовать матрицу по понятиям (есть на доске!).
3) Подведение итогов урока.Д/з– параграф 15.
Тема:РеформыПетраI.
В 1699 Боярская дума была заменена царёмБлижней канцелярией, переименованной в1708 годув«консилиюминистров».
В1711 годусозданПравительствующий сенатиз 9 человек, назначенных царём, – это_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
«Оком государевым» в Сенате в1722годубыл назначен ___________
_______________________________. Им был _____________________
____________________________________________________________.
В1718 – 1720 гг.на смену приказам пришликоллегии(сначала их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное)обсужде-ниедел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия.
Названиеколлегии
Чем ведала (компетенция)
Иностранных дел
Воинская
Адмиралтейств-колл.
Юстиц-коллегия
Берг-коллегия
Мануфактур-коллегия
Коммерц-коллегия
Торговля
Штатс-контор-колл.
Государственные расходы
Ревизион-коллегия
Контроль зафинансами
Камер-коллегия
Государственные доходы
Вотчинная коллегия
Землевладение
Главный магистрат
В каждую коллегию входили: ________________________________________
_________________________________________________________________.
СозданаТайная канцелярия– занималась делами ______________________
_________________________________________________________________.
Вотчина и поместье в России после1714 года.
Доуказа
Указ ПетраIот 1714 г.
Послеуказа
Вотчина– наследственная собственность.
Поместье– пользование землёй при условиинесе-ниявоенной службы.
Поместьепередаёт-сяпо наследству.
Обязательностьслу-жбыдля дворянсо-хранялась.
В1722 годуцарь принялТабель о рангах.
Классы
Чины военные сухопутные
Чины гражданские
Что давало?
I
Генералиссимус,Фельмарш.
Канцлер
II
Генерал от артиллерии…
Действит. тайный советник
III
Генерал-лейтенант
Тайный советник
IV
Генерал-майор
Действит. статскийсоветн.
V
Бригадир
Статский советник
VI
Полковник
Коллежский советник
VII
Подполковник
Надворный советник
VIII
Майор
Коллежский асессор
IX
Капитан
Титулярный советник
X
Штабс-капитан
Коллежский секретарь
XI
–
Сенатский секретарь
XII
Поручик
Губернский секретарь
XIII
Подпоручик
Сенатский регистратор
XIV
Прапорщик
Коллежский регистратор
Теперь старая и новаяаристократия(?) уравнивалась и в служебном положении.Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
8.Областная реформа.
В городах стали выбирать выборные органы — __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.
В 1700 году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия –Святейший правительствующий Синод– управлял _________________.
В1722 годуза его надзором введена светская должность _________________
ВЫВОД:БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ.В РОССИИ ОФОРМИЛСЯАБСОЛЮТИЗМ– ЭТО_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Файлы: Письменный опрос по истории Древней Греции.doc
Размер файла: 27648 байт.