Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеев Иван Николаевич

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Краткое описание: — Открытый урок по истории в 7 классе Тема: Реформы Петра I.

Целиурока:

  • Охарактеризовать государственные реформы ПетраI.
  • Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
  • Осветить роль сподвижников ПетраI.
  • Показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.
  • Задачиурока:

    1.Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.

    2.Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, документами, с материалом параграфа учебника.

    Основныепонятияитермины:

    Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.

    Оборудованиеурока:

    Доска с меловым текстом; портреты ПетраI, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И.Ягужинского, репродукция Н. Н. Ге «ПётрIдопрашивает своего сына царевича Алексея»; телевизор с видеомагнитофоном, видеокассеты – фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Пётр Первый»; раздаточный материал – конспект-шаблон урока.

    Планурока:

    1.Реформа центрального управления.

    2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.

    3.Областная реформа.

    4.Реформа городского управления.

    5.Церковная реформа.

    6.Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

    Ходурока:

    Началоурока:1) Постановка целей и задач урока.

    2) Беседа по домашнему заданию:

    1.Итоги Северной войны.

    2.Реорганизация армии (военные преобразования ПетраI).

    3.Заслушиваются короткие доклады по сподвижникам ПетраI:А. Д. Меншиков,Б. П. Шереметев.

    Объяснениеновогоматериала:

    Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.

    Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.

    Конспект-шаблон урока (смв приложении).

  • Реформа центрального управления.
  • В 1699 Боярская дума была заменена царёмБлижней канцелярией, переименованной в1708 годув«консилиюминистров».

    В1711 годусозданПравительствующий сенатиз 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

    «Оком государевым» в Сенате в1722годубыл назначенгенерал-прокурор. Им был Павел ИвановичЯгужинский.(далее звучит короткое сообщение о нём, рассказанное учеником).

    В1718 – 1720 гг.на смену приказам пришликоллегии(сначала их было11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

    Далее – заполнение таблицы по коллегиям.

    Названиеколлегии

    Чем ведала (компетенция)

    Иностранных дел

    Внешняя политика

    Воинская

    Сухопутная армия

    Адмиралтейств-коллегия

    Морской флот

    Юстиц-коллегия

    Гражданский и уголовный суд

    Берг-коллегия

    Горно-заводскаяпромышленность

    Мануфактур-коллегия

    Мануфактурная промышленность

    Коммерц-коллегия

    Торговля

    Штатс-контор-коллегия

    Государственные расходы

    Ревизион-коллегия

    Контроль зафинансами

    Камер-коллегия

    Государственные доходы

    Вотчинная коллегия

    Землевладение

    Главный магистрат

    Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

    В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.

    СозданаТайная канцелярия– занималась делами о государственных преступлениях.

  • Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  • Вотчина и поместье в России после1714 года.

    Доуказа

    Указ ПетраIот 1714 г.

    Послеуказа

    Вотчина– наследственная собственность.

    Поместье– пользование землёй при условии несения военной службы.

    Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

    Поместье передаётся по наследству.

    Обязательность службы для дворянсо-хранялась.

    В1722 годуцарь принялТабель о рангах.

    Классы

    Чины военные сухопутные

    Чины гражданские

    Что давало? I

    Генералиссимус,Фельмаршал

    Канцлер

    Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

    II

    Генерал от артиллерии…

    Действительный тайный советник

    III

    Генерал-лейтенант

    Тайный советник

    IV

    Генерал-майор

    Действительный статский советник

    V

    Бригадир

    Статский советник

    VI

    Полковник

    Коллежский советник

    VII

    Подполковник

    Надворный советник

    VIII

    Майор

    Коллежский асессор

    IX

    Капитан

    Титулярный советник

    Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

    X

    Штабс-капитан

    Коллежский секретарь

    XI

    Сенатский секретарь

    XII

    Поручик

    Губернский секретарь

    XIII

    Подпоручик

    Сенатский регистратор

    XIV

    Прапорщик

    Коллежский регистратор

    Теперь старая и новаяаристократия(смв конце параграфа – стр. 122) уравнивалась и в служебном положении.Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

    3.Областная реформа.

  • Городская реформа.(1720 год.)
  • В городах стали выбирать выборные органы -магистраты, во главе которых стоялибурмистры.(Добавить в коллегии по Главному магистрату!)

  • Церковная реформа.
  • В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

    (Можно включить фрагмент изучебногов/ф«Пётр Великий»)

    Установлена Духовная коллегия –Святейший правительствующий Синод– управлял делами церкви.

    В1722 годуза его надзором введена светская должностьобер-прокурора.

    6.Выступлениепротивреформ.«ДелоцаревичаАлексея».

    Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «ПётрПервый».После фрагмента –вопрос:в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.

    Заключительная часть урока:

    1) Выводы – значение петровских преобразований (можно зачитать последний пункт параграфа 15.

    2) Для закрепления можно использовать матрицу по понятиям (есть на доске!).

    3) Подведение итогов урока.Д/з– параграф 15.


    Тема:РеформыПетраI.

  • Реформа центрального управления.
  • В 1699 Боярская дума была заменена царёмБлижней канцелярией, переименованной в1708 годув«консилиюминистров».

    В1711 годусозданПравительствующий сенатиз 9 человек, назначенных царём, – это_______________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    «Оком государевым» в Сенате в1722годубыл назначен ___________

    _______________________________. Им был _____________________

    ____________________________________________________________.

    В1718 – 1720 гг.на смену приказам пришликоллегии(сначала их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное)обсужде-ниедел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия.

    Названиеколлегии

    Чем ведала (компетенция)

    Иностранных дел

    Воинская

    Адмиралтейств-колл.

    Юстиц-коллегия

    Берг-коллегия

    Мануфактур-коллегия

    Коммерц-коллегия

    Торговля

    Штатс-контор-колл.

    Государственные расходы

    Ревизион-коллегия

    Контроль зафинансами

    Камер-коллегия

    Государственные доходы

    Вотчинная коллегия

    Землевладение

    Главный магистрат

    В каждую коллегию входили: ________________________________________

    _________________________________________________________________.

    СозданаТайная канцелярия– занималась делами ______________________

    _________________________________________________________________.

  • Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  • Вотчина и поместье в России после1714 года.

    Доуказа

    Указ ПетраIот 1714 г.

    Послеуказа

    Вотчина– наследственная собственность.

    Поместье– пользование землёй при условиинесе-ниявоенной службы.

    Поместьепередаёт-сяпо наследству.

    Обязательностьслу-жбыдля дворянсо-хранялась.

    В1722 годуцарь принялТабель о рангах.

    Классы

    Чины военные сухопутные

    Чины гражданские

    Что давало?

    I

    Генералиссимус,Фельмарш.

    Канцлер

    II

    Генерал от артиллерии…

    Действит. тайный советник

    III

    Генерал-лейтенант

    Тайный советник

    IV

    Генерал-майор

    Действит. статскийсоветн.

    V

    Бригадир

    Статский советник

    VI

    Полковник

    Коллежский советник

    VII

    Подполковник

    Надворный советник

    VIII

    Майор

    Коллежский асессор

    IX

    Капитан

    Титулярный советник

    X

    Штабс-капитан

    Коллежский секретарь

    XI

    Сенатский секретарь

    XII

    Поручик

    Губернский секретарь

    XIII

    Подпоручик

    Сенатский регистратор

    XIV

    Прапорщик

    Коллежский регистратор

    Теперь старая и новаяаристократия(?) уравнивалась и в служебном положении.Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

    8.Областная реформа.

  • Городская реформа.(1720 год.)
  • В городах стали выбирать выборные органы — __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.

  • Церковная реформа.
  • В 1700 году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия –Святейший правительствующий Синод– управлял _________________.

    В1722 годуза его надзором введена светская должность _________________

    ВЫВОД:БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ.В РОССИИ ОФОРМИЛСЯАБСОЛЮТИЗМ– ЭТО_______________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    Файлы: Письменный опрос по истории Древней Греции.doc
    Размер файла: 27648 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология