Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеев Иван Николаевич

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Краткое описание: — ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ ПОЭМА ГОМЕРА ОДИССЕЯ

Тип урока: Интегрированный ( историяи литература)
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведениями Гомера как
историческими источниками. Учащиеся должны иметь общее представление о
содержании поэмы Гомера Одиссея.
I. Обучающая
1.Совершенствовать
навыки
работы
с
историческим
источником:
анализировать его содержание и делать собственные выводы.
2. Способствовать развитию речевых коммуникаций.
II. Воспитывающая
1.Воспитание интереса к истории мировой культуры.
2.Воспитание эстетического вкуса учащихся.
3.Воспитание нравственных качеств на примере героев поэм.
III. Развивающая.
1. Развивать информационно-коммуникативные и речевые компетенции
учащихся.
2. Развивать интерес к чтению произведений исторической тематики.
Оборудование:
1.Интерактивная доска.
2.Презентация.
3.Иллюстративный материал из комплекта раздаточного материала к учебнику
истории Древнего мира.
4.Поэма Гомера Одиссея. Раздаточный материал (фрагменты текстов поэм
Гомера)
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель и дети приветствуют друг друга. Дежурный отмечает отсутствующих.
Учитель ставит перед детьми цели работы на предстоящем уроке.

2.Основная часть урока.
1.Текущий контроль знаний и умений.
Осуществляется в форме краткой беседы по содержанию поэмы Гомера
Илиада. Подробное знакомство с произведением состоялось на предыдущем
уроке.
Вопрос: Каков сюжет Илиады?
Сюжет Илиады и Одиссеи взят из Троянского цикла сказаний о походе
на Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении
греков на родину.
Вопрос: Какова действительная причина Троянской войны?
Борьба за побережье полуострова Малая Азия греческих городов под
предводительством царя Микен с Троянским царством.
Вопрос: Когда написана Илиада?
Илиада, по-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н. э. в Ионии и
посвящена событиям последнего года Троянской войны.
Вопрос: Кто главный герой Илиады?
В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев — Ахиллеса,
Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой "Илиады" -
Ахиллес — сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии
- совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит
стрелой Париса.
Вопрос: Какой прием применялся при написании Илиады?
Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов.
Гекзаметр (греч. hexametros, "шестимерник") — древнейшая форма стиха в
античной европейской поэзии. В античной поэзии дактилический гекзаметр
был наиболее распространенным размером, встречаясь главным образом в
героическом эпосе, почему получил название героический или эпический
стих. Этот вид стихосложения основывался на ритмическом чередовании
долгих и кратких слогов. Гекзаметр имел обязательную цезуру, то есть паузу, в
середине третьей или четвертой стопы.

2.Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя о
Г. Шлимане (Приложение 1)
В.А.Жуковском. (Приложение 2)
Гомере (Приложение 3)
Сопровождается презентацией.
Примечание: По ходу рассказа учителя дети записывали в тетради их имена и
годы жизни.
Переходя к изучению поэмы Одиссея учитель вместе с детьми определяет
цели:
- познакомиться с приключениями Одиссея на пути на Итаку;
- определить значение поэмы как исторического источника;
- определить литературные особенности поэмы.
Краткое слово учителя о содержании Одиссеи.
"Одиссея" повествует о последних приключениях одного из героев Троянской
войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного
Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет
о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В
отличие от "Илиады", В "Одиссее" изображены преимущественно бытовые
картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды
гостеприимства и прочее. Создана она несколько позже "Илиады" и содержит
около 12100 стихов.
2. Работа с текстом произведения сопровождается презентацией и работой с
интерактивной доской.
Пояснение.
Ученики имеют текст этого произведения на партах. Весной, перед уходом на
каникулы, учитель познакомился с учениками 4 класса (будущими
пятиклассниками) и их родителями. На последнем в учебном году
родительском собрании были даны рекомендации по внеклассному чтению с
целью развития интереса к предмету история. В списке рекомендованной

литературы были произведения Гомера в изданиях, доступных для понимания
детей. Родителям рекомендовано совместное комментированное чтение с
детьми. Ученики работают с текстом произведения; отвечают на вопросы
учителя, подтверждая ответы отрывками из текста поэмы.
1.С чего начинается повествование о возвращении Одиссея домой, на
Итаку?
Ответ: с описания прихода в дом Одиссея Афины Паллады в образе путника
Ментеса на помощь Телемаху.
2. Какие качества Телемаха отмечает Гомер?
Ответ: характеризуя сына Одиссея уместно процитировать:
Богиню Афину
Прежде других Телемах богоравный увидел….
Тотчас он встал и ко входу поспешно пошел, негодуя
В сердце, что странник был ждать принужден за порогом; приближаясь,
Взял он за правую руку пришельца, копье его принял,
Голос потом свой возвысил и бросил крылатое слово:
Радуйся, странник; войди к нам; радушно тебя угостим мы;
Нужду ж свою нам объявишь, насытившись нашею пищей.
3. Какой совет дала Афина Телемаху?
Ответ: Изгнать из дома непрошеных гостей — женихов, сватавшихся к
Пенелопе, отправиться на поиски отца.
4. Каким образом Одиссею удалось покинуть остров нимфы Калипсо?
Ответ: Калипсо по распоряжению Зевса дала Одиссею орудия труда и 20
деревьев из рощи. Одиссей, срубив их, сделал плот.
Нимфа три меха на плот принесла; был один драгоценным
Полон напитком, другой ключевою водой, а третий

Хлебом, дорожным запасом и разною лакомой пищей.
…она призвала благоговеющий ветер попутный.
Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру
Вверившись, поплыл.
5. Что случилось с Одиссеем на восемнадцатый день путешествия?
Ответ: Посейдон наслал бурю. Одиссей едва не погиб. Боги помогли ему
спастись. Он оказался во владениях феакийского царя Алкиноя. Во дворец
привела его Навсикая — дочь царя.
Примечание: необходимо обратить внимание детей на описание дворца и сада
Алкиноя. По сравнению с Итакой это благоухающий край.
Долго, дивясь, стоял перед ним (домом Алкиноя) Одиссей богоравный…
…поглядевши на все с изумленьем великим…
6. О чем рассказал Одиссей Алкиною?
Ответ: О своих приключениях после отплытия от берегов Трои.
3. Динамическая пауза.
Под речевку ученики выполняют несколько упражнений, позволяющих снять
мышечное напряжение.
4. Индивидуальные сообщения учеников с опорой на содержание
произведения. Иллюстрируются презентацией.
На острове циклопов.
На острове Цирцеи
В царстве мертвых.
Тайное возвращение на Итаку. Победа над женихами.
Установление мира.
Примечание: по ходу сообщений дети записывают имена героев, новые слова
и крылатые выражения в тетрадь.

5.Рефлексия:
- Какие трудности встретились Одиссею на пути домой?
- Что помогло Одиссею их преодолеть?
- Какие из описанных событий исторически достоверные?
- Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?
Подвести детей к выводу:
1. Гомер высоко чтит человека, человеческий разум, человеческую
деятельность. Он как бы утверждает: боги бессмертны, но человек
обладает бессмертным разумом; сила мысли и искусных рук человека
способна противостоять всемогуществу олимпийских богов.
2. Поэма Гомера Одиссея может рассматриваться и как литературный
памятник, и как исторический источник по историиДревнего мира.
6. Выставление и комментирование оценок за урок.
Ученикам, активно работавшим на уроке, выставляются в дневники оценки.
Выставление оценок сопровождается комментариями.
7. Задание на дом:
Параграф 27.
Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (по выбору).
По желанию:
Рисунок к одному из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов 10г.о. Тольятти.
Центральный район.
ПЛАН — КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ИСТОРИИДРЕВНЕГО МИРА
ПОЭМА ГОМЕРА ОДИССЕЯ .
5 КЛАСС
Учитель истории и обществознания
Кудашева Марина Федоровна.
2006 — 2007 учебный год.

Приложение 1.
Биография Г.Шлимана
Генрих Шлиман родился 6 января 1822 года. Его отец был священником.
Рядом с домом, где жила семья Шлимана, находились развалины замка и уже в
раннем детстве в нем пробудился археолог. Гибель Помпеи во время
извержения вулкана, Троянская война и другие яркие события прошлого
будоражили воображение ребёнка. Мальчик заинтересовался: ведь если в Трое
были крепостные стены, значит, их остатки можно найти в земле. И он решил
для себя, что обязательно отыщет Трою. Наивная детская любознательность
жила в нём всю дальнейшую жизнь.
Шлиману удалось отучиться в гимназии всего три месяца. Его интерес к
истории и классическим языкам не получил развития. Ему пришлось учиться в
реальном училище.14-летний Шлиман закончил училище и начал работать
приказчиком в бакалейной лавке. Юноша мечтал лишь об одном — отыскать
Трою. Через пять лет 19-летнему Шлиману выпал шанс изменить судьбу.
Шлиман отправился пешком в Гамбург, надеясь найти работу на корабле. Он
нанялся юнгой на шхуну Доротея. Но путешествие не состоялось: вскоре
после отплытия судно попало в бурю. Юноша тяжело заболел. После лечения в
госпитале его устроили на работу в торговую компанию. Там он принялся
изучать русский язык. Компания отправила талантливого сотрудника в Санкт-
Петербург своим торговым представителем. В январе 1846 года Шлиман отбыл
в Россию. Постепенно Генрих Шлиман становился все видной фигурой в
деловом мире России. Он получил звание почетного потомственного
гражданина и называл свою новую родину моей любимой Россией. Шлиман
читал литературу Древней Греции, в том числе своего любимого Гомера.
Став состоятельным, Шлиман перебрался в Грецию и совершил первые шаги на
археологическом поприще. Он начал раскопки на Итаке, находящейся западнее
Балканского полуострова. На этом острове происходит часть событий
гомеровской Одиссеи — там находился дом главного героя.
Шлиман
понял:
единственный
способ
доказать
свою
правоту

собственными силами найти Трою. Более года ушло на получение разрешения

турецкого правительства. Наконец, в октябре 1871 года Генрих Шлиман
приступил к осуществлению задуманного.
Поиски проводились с 1871 по 1873 год и, вопреки ожиданиям, увенчались
успехом. Развалины Трои Шлиману удалось найти уже во время первых своих
серьёзных раскопок в 1871 году. Шлиман раскопал под руинами греческого
города классической эпохи остатки более древнего укрепления и несколько
культурных слоев, уводящих к бронзовому веку. Так была открыта микенская
цивилизация.
В 1890 году Шлиман
работал
на раскопках Трои — как оказалось,
последних для него. Он серьезно заболел и летом ему пришлось остановить
поиски. В 1890 году Шлиман умер, тело его перевезли в Грецию. В гроб
археолога положили по экземпляру гомеровских Илиады и Одиссеи.
Приложение 2
Биография В.А.Жуковского.
Родился 29 января 1783г. в селе Мишенское Тульской губернии. Отец,
Афанасий Иванович Бунин, помещик, мать, турчанка Сальха, попавшая в
Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости
Бендеры. Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея
Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это
позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного, но для
получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на
фиктивную военную службу. В 1789 он был произведен в прапорщики, что
давало право на дворянство, был внесен в соответствующий раздел дворянской
родословной книги Тульской губернии.
Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных. Обучался в
частном пансионе, затем в Главном народном училище. Отсюда был исключен
"за неспособность" и далее продолжал обучение в доме В.Юшковой, сводной
сестры поэта. Здесь впервые приобщился к литературному творчеству.

В 1797 — 1801 учился в Благородном пансионе при Московском университете,
где начал писать стихи. Творчество Жуковского приобретает романтический
характер, первые баллады: Людмила, Кассандра, Светлана.
В началевойны 1812 года вступил в ополчение; откликом на военные
события явились стихи Певец во стане русских воинов, послание
Императору Александру, принесшие ему широкую известность. Творческая
деятельность Жуковского не ослабевала и в последний период жизни: перевел
поэму Одиссея Гомера. В 1845 пишет Сказки о Иване-царевиче и Сером
Волке. Смерть прервала его работу над переводом Илиады.
Умер Жуковский в Баден-Бадене 12 апреля 1852. Его прах был перевезен в
Россию и погребен в Петербурге на кладбищеАлександро-Невской лавры.
Приложение 3
Рассказ о Гомере
Гомер — древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных
доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции
было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за
честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из
Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить что Гомер
жил приблизительно в 8 веке до н.э.
Гомеру
приписывают
авторство
двух
величайших
произведений
древнегреческой литературы — поэм Илиада и Одиссея. В древности
Гомеру приписывали комические поэмы Маргит и Война мышей и
лягушек, цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в
Грецию. Под названием Гомеровские гимны существовало собрание из 33
гимнов богам. Современная наука закрепляет за Гомером только Илиаду и
Одиссею, причем существует мнение, что эти поэмы созданы разными
поэтами и в различное историческое время.
Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами,
противоречивы и малоправдоподобны. Относительно времени жизни Гомера
античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 веке до нашей эры

(после Троянской войны) и кончая 7 веке до нашей эры; широко бытовала
легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают
большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии,
в Ионии в 8 веке до нашей эры на основании мифологических сказаний о
Троянской войне.
В 19 веке Илиада и Одиссея сравнивались с былинами славян, финским
и германским эпосом. Илиада и Одиссея всецело принадлежат
многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное
творчество анонимно. До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы
подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много (Аристотель). Главное
отличие Илиады и Одиссеи от всех остальных эпических произведений
Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование
постепенно, а строит его вокруг одного события, — в основе поэм лежит
драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также
обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора,
а речи, произносимые самим героем.
Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии
подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей
окончательной редакции он сложился в 8 веке до нашей эры. Греческие дети
учились
читать
по
Илиаде
и
Одиссее.
Гомера
цитировали,
комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм
Гомера призывали исправлять души философы. Плутарх сообщает, что
Александр Македонский всегда имел при себе список Илиады, который
хранил под подушкой вместе с кинжалом.
В 3 в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел Одиссею на
латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и
ссылкам у латинских писателей. Впервые фрагменты Илиады на русский
язык перевел Михаил Ломоносов. Высочайшим художественным мастерством
отличается перевод Одиссеи Василия Андреевича Жуковского.

Файлы: Заседание клуба.doc
Размер файла: 53760 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология