Автор конспекта:
Автор(ы): — Бондаренко Людмила Петровна

Место работы, должность: — педагог дополнительного образования

Регион: — Тюменская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: —

— Сформировать представления учащихся о творческом процессе как совокупности умения видеть красоту окружающего мира, владения мастерством его изображения, на примере работ Джузеппе Арчимбольдо.

— Вызвать особенный интерес к этому жанру, стимулировать их на создание собственных работ, привлекая необычныйнестандартный материал; ознакомить детей с понятием «коллаж».

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемая методическая литература: —

Список литературы: Газета “Искусство” № 11: Издательский дом “Первое сентября” 2007.http://www.ikleiner.ru/lib/encyclopedia/miracle-0001.shtml ; http://www.artwall.ru/products/poster_2737 .

Используемое оборудование: —

1. Мультимедийное оборудование, ноутбук.

2. Репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо.

3. Слайдовая презентация « Великий чудак Джузеппе Арчимбольдо».

4. Корзина,наполненная муляжами овощей, фруктов, грибов.

5. Ткань, ножницы, нитки, швейные иголки, вата, клей.

6. Музыка Вивальди «Времена года».

Краткое описание: — Ход урока. Педагог: — Дорогие ребята, сегодня на занятии вы ознакомитесь с такими понятиями, как «коллаж», и многообразием его исполнения, посредствам составления коллективной декоративной композиции в технике шитья. Мы будет составлять декоративную композицию, учитывая специфику вида творчества данного объединения. — Сегодня звуки этой прекрасной музыки помогут нам перенестись в другое время, удаленное от нас более чем на 400 лет. Музыка поможет нам представить, что мы идем по залам старинного дворца, стены которого украшены картинами в потускневших золотых рамах. Мы идем, чтобы увидеть картины удивительного художника, по имени Джузеппе, а по фамилии Арчимбольдо.

« Великий чудак Джузеппе Арчимбольдо».

Тема: «Удивительный Арчимбольдо»

Цель:

— Сформировать представления учащихся о творческом процессе как совокупности умения видеть красоту окружающего мира, владения мастерством его изображения, на примере работ Джузеппе Арчимбольдо.

— Вызвать особенный интерес к этому жанру, стимулировать их на создание собственных работ, привлекая необычныйнестандартный материал; ознакомить детей с понятием «коллаж».

Задачи:

  • Образовательная: создать условия для изучения учащимися произведений великого мастера маньеризма Джузеппе Арчимбольдо.
  • Развивающая:развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров; развивать желание изучать культуру через произведения искусства;
  • Воспитательная:воспитание художественного вкуса, выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры.

Задание:

· Создание декоративной композиции; изображение конкретного времени года в образе человека. Характерные для сезона овощи, фрукты, ягоды, травы складываются в единый образ, подобный человеческому лицу.

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование, ноутбук.

2. Репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо.

3. Слайдовая презентация « Великий чудак Джузеппе Арчимбольдо».

4. Корзина,наполненная муляжами овощей, фруктов, грибов.

5. Ткань, ножницы, нитки, швейные иголки, вата, клей.

6. Музыка Вивальди «Времена года».

Список литературы: Газета “Искусство” № 11: Издательский дом “Первое сентября” 2007.http://www.ikleiner.ru/lib/encyclopedia/miracle-0001.shtml ; http://www.artwall.ru/products/poster_2737 .

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Ход урока.

Педагог:

— Дорогие ребята, сегодня на занятии вы ознакомитесь с такими понятиями, как «коллаж», и многообразием его исполнения, посредствам составления коллективной декоративной композиции в технике шитья. Мы будет составлять декоративную композицию, учитывая специфику вида творчества данного объединения.

— Сегодня звуки этой прекрасной музыки помогут нам перенестись в другое время, удаленное от нас более чем на 400 лет. Музыка поможет нам представить, что мы идем по залам старинного дворца, стены которого украшены картинами в потускневших золотых рамах. Мы идем,чтобы увидеть картины удивительного художника, по имени Джузеппе, а по фамилии Арчимбольдо.

Презентация. (Слайды 1, 2, 3, 4).

Арчимбольдо был одним из символов раннего этапа маньеризма.

— Итак, произведения эпохи маньеризма отличались изысканностью, виртуозной техникой, вычурностью образов, в отказе от изображений реального мира и уходом в мир фантастический (вспомните “Мадонну с длинной шеей” Пармиджанино или картины Эль Греко).

— На старинной гравюре, считающейся автопортретом знаменитого итальянского мастера Арчимбольдо, есть надпись, якобы принадлежащая самому художнику. Она гласит в русском переводе (Слайд 5):

Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством Арчимбольдо.

— На картине изображена громадная скала, поросшая лесом, кое-где среди деревьев виднеются каменные дома. Поперек скалы вздымается мост, под ним – поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды. Но стоит вглядеться в изображение, и скала превращается в человеческое лицо, деревья – в волосы, плоские дома – в глаза, древняя башня – в нос, мост – в усы…Кто, же этот художник?

Давайте, обратимся к его картинам.

(Слайды 6–9).

– Чем отличаются его произведения?

Учащиеся высказывают свои суждения.

Напрашивается вопрос: (Слайд 10).

– Картины Арчимбольдо прекрасны или безобразны?

Давайте попробуем вместе найти ответ на этот вопрос, перелистав немногие страницы, сохранившие кое-что о жизни этого замечательного человека.

Биография художника.

— Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году, в Милане. Умер 11 июля 1593 года там же, в Милане. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец– художником.

Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи. Отец Джузеппе был дружен с семьей Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Благодаря этому он мог видеть работы великого мастера, наброски из его записных книжек с удивительными чудовищами, карикатурами, всевозможными гибридами растений и животных, составляющие человеческие лица. Эти рисунки поразили молодого художника и навсегда остались в его памяти.

— Его художественным приемом стало смешивание жизни и смерти, грань между правдой и вымыслом становилась все более призрачной. Все чаще его реальность походила на иллюзию, а натюрморты на живых людей.

(Слайды 11–14).

— Его картины полны аллегорий. Портреты можно долго разглядывать, восхищаясь мастерством и фантазией художника. Это не точное изображение “очеловеченного” образа, но и не “заумные” фантазии, когда каждый видит то, что ему хочется. Замысел художника легко понимается. Арчимбольдо один из первых стал использовать свойства оптической иллюзии. Среди сохранившихся работ его картины – перевертыши (Слайды 15–17), на которых при повороте на 180 градусов появляется совершенно новое изображение.
Большинство полотен Арчимбольдо – воплощение игры ума, как раз в духе маньеризма, когда форма иногда выглядит затейливей содержания и одна из главных задач – поражать воображение.

Еще один цикл картин Арчимбольдо “Времена года” (Слайд 18).

Чтение стихотворения на картину Арчимбольдо “Лето”

Такое лето, видимо, настало,
Что колоски, попав за воротник,
Забыться, не позволят ни на миг,
А клюнет птица – то пиши-пропало!
Хотя достоинств, зреющих, не мало,
Но встретит дева скромная и – в крик.
А в голове – соцветья земляник,
И всё, что в чернозёме прорастало.
И баклажан там есть и кабачок,
Опять же, груша, да и кукуруза,
Три желудя, гороховый стручок.
Потяжелела голова от груза -
Затылок, лоб и темя и висок -
Хотя она без тыквы и арбуза.

— В этих картинахон выражает “дух природы”, ее “внутренний разум”, природа и человек здесь сливаются воедино. Художник подобно магу оживляет неживую природу.

Можно с уверенностью сказать, (Слайд 19) что маньеризм – это искусство высокой игры и Джузеппе Арчимбольдо – был одним из самых гениальных игроков этого направления. Совершенное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать и сегодня.

— При жизни Арчимбольдо был знаменит, его работы стали предметом подражания для многих художников. Они создавали портреты из даров природы, предметов и т.п. Такие картины назывались "арчимбольдесками". Вот и сегодня на уроке, вы попробуете выполнить портрет в стиле Арчимбольдо.

— Теперь мне интересно, удивитесь ли вы, увидев репродукции его картин.

( Слайд 20 с репродукциейкартины «Портрет осени»).

Педагог:

-Можем ли мы сказать, что умение видеть красоту природы помогло художнику создать этот портрет? (Да).

УМЕНИЕ – первый помощник художника. Ведь природа является учителем художника.

— Вот и в нашей корзине много овощей, фруктов, похожих на те, которые изображены на картине. Ребята мы с вами будем создавать «портрет» — аппликацию из фруктов, ягод, овощей, цветов. Можем ли мы сказать, что фантазия помогла художнику «сочинить» из фруктов, овощей и растений портрет? Да.

ФАНТАЗИЯ – второй помощник художника. Можем ли мы сказать, что прекрасное умение рисовать и писать то, что мы называем мастерством и без чего ни один замысел не может быть осуществлен, помогло художнику? Да.

МАСТЕРСТВО – третий помощник художника. Не только изобразительным искусством можно создать такие прекрасные работы, но и в декоративно- прикладном искусстве можно изобразить,то прекрасное и удивительное, что хотел передать Арчимбольдо.

( Слайд21с аппликациями в стиле Арчимбольдо).

_ Теперь внимательно рассмотрим портреты времен года. Попробуйте узнать, где осень, зима, весна и лет? Объясните, почему вы так думаете? В каждом портрете художник соединил вместе только то, что соответствует времени года.

— Попробуйте отгадать фрукты и овощи, которые вы узнали. Морковь, картофель, груша, персики, вишни, сливы, всего не перечесть. Почувствуйте, с какой любовью и терпением написан каждый цветочек, каждая даже самая маленькая ягодка, каждый колосок. Все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы.

— Его портреты сохранились до наших дней. Очень долгое время почти никто не видел их, потому что Арчимбольдо был не простым, а королевским художником. Его работы украшали дворцы, куда пропускали не каждого, а только очень знатных людей.

— Ребята, посмотрите здесь выполнены аппликации в стиле портрета. На полотнах «Лето» и «Осень» — композиции из овощей и фруктов, «Весна» — цветочная композиция. «Зима» ветвистое дерево с кислым лимоном. У каждого времени года свои признаки.

Педагог:

— Ребята, у каждого из вас на столе лежит рамка под аппликацию и шаблоны овощей и фруктов. Я предлагаю вам составить свой портрет в стиле Арчимбольдо.

(дети приступают к работе).

Выставка и обсуждение детских работ.

Педагог:

— Дары природы – такая же часть мира, как и человек. Человека можно «сложить» из даров природы, конечно, добавив при этом долю добродушного юмора и улыбку к своей фантазии и умению изображать.

Давайте и мы с вами пофантазируем. Ведь воображение и фантазия не имеют границ. А сейчас вы должны сделать коллективную работу портрет осени.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

— Прежде чем приступить к работе вспомним технику безопасности.

Ребята, декоративная работа, которую вы сейчас будете создавать, называется «коллаж». Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей, красок, но и таким необычным способом; соединением нетрадиционных материалов.Нетрадиционные материалы могут вдохновить художника для творческой деятельности.

ВОПРОСЫ:

— Какие нетрадиционные материалы могут вдохновить художника, как вы думаете? (скрепки, пуговицы, веревка, монетка, ленточка, даже вырезки из газет и журналов и т.д.) Природные материалы (ракушки, перышки, веревочки, камешки, песок и т.д.).

Педагог:

— Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать художник для создания своей композиции.

Попробуйте сделать подобную работу. Каждый кружок работает с определенными материалами. При составлении композиции не забудьте о выделении композиционного центра, о том, как с помощью цвета и цветового ритма можно добиться нужного впечатления.

— Вот и мы с вами стали художниками в своей работе. Наши портреты получились веселые, озорные, необычные не похожие не на какие другие портреты.

— Такой коллаж может успешно украсить интерьер и в школе, и дома, а также быть хорошим подарком для близких и друзей.

Итог урока:

— Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале урока.

-Прекрасны работы художника или безобразны?

— Какие чувства вызывает работа?

— Очем думаете, когда смотрите на работу?

— Что больше всего понравилось, каковы впечатления?

Спасибо за внимание!

Файлы: удивительный Арчимбольдо.docx
Размер файла: 636456 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология