Автор конспекта:
Автор(ы): — Рахимова Роза Илалетдинова

Место работы, должность: — МОУ «Татарская гимназия №1″ Вахитовского района г.Казани

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1.Образовательные: Закреплять основные знания , умения , навыки анализа художественного произведения; формировать понятия «форма» и «содержание» произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история ,музыка, лингвистика, изобразительное искусство. 2.Развивающие: Развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять термины и текст. 3.Воспитательные: Воспитывать патриотизм, любовь к родному языку, литературе, развивать чувство прекрасного.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

-

Используемая методическая литература: —

-

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} компьютер, компьютерная презентация, магнитофон, музыка к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта», Вивальди «Времена года. Лето», таблица антонимов, раздаточный материал (см. приложение).

Используемые ЦОР: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} компьютер, компьютерная презентация, магнитофон, музыка к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта», Вивальди «Времена года. Лето»

Краткое описание: — поэма А. Блока «Двенадцать»

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Новое в уроке: выбор темы мотивирован необходимостью расширить представление о шедевре русской литературы на широком фоне исторической эпохи, неоднозначность, в оценке которой очевидна. Урок призван показать, что настоящее классическое произведение не исчерпывается его содержанием и ,возможно, является лучшей иллюстрацией своей эпохи и позволяет ученикам глубже ощутить трагизм переломных исторических моментов. Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.Оргмомент

Приветствие, знакомство с классом.

2.Объявление темы, постановка целей

-Мотивация учащихся

Читает под музыку Вивальди стихи Ф. Тютчева:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель.

Он в их совет допущен был-

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертья пил!

Фронтальная беседа:

-Какие минуты в жизни мира можно назвать роковыми?

-Как вы понимаете слово «всеблагие»?

-Какой эпитет Тютчев подбирает к слову зрелища?

-Почему?

-Кем является поэт в минуты, роковые для мира?

Тютчев – поэт-философ 19 века, первый русский поэт-символист. А поэт-символист 20 века А. Блок после революции 1917 года напишет, обращаясь к интеллигенции: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию.»

-Кем является поэт у Блока?

Значит, в минуты роковые для мира, поэт должен слушать, внимать и видеть, избранный небожителями, наделенный властью над людьми.

-Какие строки из программного стихотворения великого русского поэта о его поэтическом назначении подсказывает вам память?

Как мы видим, Пушкин, Тютчев, Блок родились в разное время , но свое поэтическое назначение понимали одинаково. Тема нашего урока «…».

Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».

Слушают учителя

Война, революция

Небожители, ангелы, боги

Высокие

Несмотря на трагичность многих исторических событий, они являются неотъемлемой частью мирового процесса

Зрителем

Слушателем

А. С. Пушкин «Пророк»

Восстань ,пророк,

И виждь, и внемли…

Магнитофон

,диск

Первый слайд на доске

3.Объяснение нового материала

-Работа с текстом поэмы

-Лирический герой

-Жанры

-Последняя строфа

Глубоко понимая свое пророческое назначение поэта, Блок создает поэму, которая действительно обожгла сердца людей. Революция – время парадоксальное, сочетающее в себе несочетаемое, время гротеска и оксюморона.

-Какие революции вы изучали на уроках истории ?

-Подберите синонимы к слову «революция».

Слово «переворот», вероятно, наиболее точно отражает внутреннюю сущность революции. Противоречивость революции я выразила в антонимических парах.

-Какие из этих пар являются контекстуальными антонимами?

Эта таблица поможет нам глубже понять поэму, посвященную революции.

Учитель читает первую и вторую строфу из поэмы.

-Каково место действия поэмы?

-В какое время года происходит действия?

- Какова его символика?

- Какая стихия действует в первой главе и какова ее символика?

Блок говорит: «Революции приходят, опоясанные бурями.»

А Флоренский назвал поэму

«Бесновидением в метель».

Метель перед нами, а где же бесы?

-Кто появляется в первой главе?

-Какую форму выбирает Блок для выражения их содержания?

-Почему Блоку понравились иллюстрации Анненкова к поэме?

Два художника, два современника, они слышали и видели революцию. В данном случае живопись является еще одним доказательством объективности Блока.

Поэма – жанр лиро-эпический.

-Что является в содержании поэмы воплощением эпоса?

-Что является воплощением лирики?

-Кто главный герой?

-Найдите их коллективный портрет во второй главе

-На что намекает Блок?

Верно, на полях поэмы Блок поместил некрасовскую строчку: «Жило двенадцать разбойников»

-В чем символика количества человек в патруле?

Воспользуйтесь таблицей и проанализируйте содержательную и символическую стороны этого образа.

-Найдите портрет Катьки в 4 главе

-Кто такая Катька?

-Какую форму выбрал Блок для рассказа о ней?

-Найдите слова , которые описывают любовные отношения в поэме

-Сравните ,используя таблицу антонимов, любовь до революции и после.

-Каков подтекст , символика женского образа в поэме?

-Чьими глазами видит революцию читатель?

-Где он находится?

Хочется показать вам перекличку времен. Недаром, стихотворение о назначении поэта «Арион» Пушкина Блок упоминает в статье «Интеллигенция и революция»

-Что до шторма делал поэт?

-Какова символика шторма?

Спроецируйте содержание стихотворения на эпоху революции 1917 года.

-Чем сходно поведение лирических героев?

Если революция-это музыка, то и жанры(формы) для рассказа о ней Блок выбирает музыкальные.

-Соотнесите отрывки из поэмы с жанрами.

-Сравните свою работу с тем ,что видите на доске

-Есть ли порядок в чередовании жанров? Почему?

Каждый из вас услышит свою музыку в поэме Блока. Я услышала такую музыку…

Под вой ветра и выстрелы автор подводит читателя к заключительной строфе. Ее загадку разгадывают по сей день. Не претендуя на конечную истину, попробуем дать строфе свою оценку.

-Кто олицетворяет в ней добро и зло?

-Какие эпитеты подбирает поэт к слову пес?

- Зачитайте строки, вводящие в образ Христа. В чем их особенность?

-Видит ли патруль Христа? Почему?

Блок назвал своих героев «дети в железном веке». Почему?

-Почему Христос с кровавым флагом?

-Где место патруля в завершающей процессии поэмы?

Французская буржуазная революция, революция 1905 и 1917 годов

Бунт, путч, переворот

Текст-подтекст, холод-пожар

Петроград, весь мир

Зима

Холод, бездорожье

Ветер, буря сметает все на своем пути

Поп, старуха и др.

Обрисовал героев схематично, нет глаз, лица похожи на маски, страшный карнавал

Форма и содержание иллюстраций совпадают с блоковским текстом

Революционные события

Любовный треугольник

Патруль

Зачитывают портрет

На уголовное прошлое патруля.

Двенадцать апостолов, традиционный для античной драматургии хор- вестник судьбы

Ученики зачитывают портрет

Падшая женщина

Разбойничью песню

«Поблуди, спать с собою положи»

Женщина – символ возрождения. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.

Глазами автора –поэта

Где-то высоко

Пел пловцам

Некая трагедия, переворот

Как и прежде автор беспристрастен, он на стороне искусства, он слушает революцию, рассказывает о ней будущим поколениям

Порядка нет. Какова форма таково и содержание: все смешалось в страшной и прекрасной симфонии революции

Христос и пес

Находят в тексте

Другой ритм , другие звуки

Не видит, так как не верит в Бога.

Они не ведают, что творят

Возможно, берет ответственность за кровь, пролитую патрулем

Патруль между добром и злом, но процессия движется за Христом, то есть в сторону добра и это закономерно, так как выражает объективный закон существования мира: единства и борьбы противоположностей

Таблица антонимов

Второй слайд

Третий слайд

Четвертый слайд

Работа с раздаточным материалом

Пятый слайд Звучит отрывок из балета Прокофьева

Шестой слайд

Седьмой слайд

4. Подведение итогов урока

-Рефлексия

-Творческое задание

Работа с «кругом»(см. Презентацию)

-Символом чего является круг?

Ефим Эткинд сказал: «В поэме все оказывается содержанием, каждый, даже самый ничтожный элемент формы строит смысл. По-настоящему понимать поэзию- значит понимать форму, ставшую содержанием.»

Создав гениальную поэму, Блок выполнил свое пророческое назначение в роковые для России времена.

-Заполните анкеты экспресс -диагностики

-Запишите домашнее задание:

Напишите сочинение на тему «Отражение эпохи в форме и содержании стихотворения О.Мандельштама «Мой век»»

Выставление оценок с опорой на дифференцированный опросник(см. Приложение).

«Красные» вопросы-5

«зеленые»-4

«черные»-3

Символом единства, начала и конца

Файлы: Urok Leont'evojj Ol'gi Genrikhovny.doc
Размер файла: 135680 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология