Автор конспекта:
Автор(ы): — Романова Наталия Григорьевна

Место работы, должность: — МОУ «Сятракасинская СОШ» Моргаушского района, учитель истории

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История

Цель урока: — 1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период «оттепе-ли». 2. Показать на примерах пределы «оттепели». 3. Проанализировать противоречивый характер «оттепели» в духовной сфере. 4. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, де-лать выводы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М., Просвещение.

Используемая методическая литература: —

1.Арасланова О.В., Позднеев А.В. Поурочные разработки по истории России. XX – начало XXI века. 9 класс. М., ВАКО, 2005.

2.Сорокина Е.Н. История России. 9 класс. Поурочные планы. Часть II. Волгоград, Учитель, 2003.

3.Кадневский В. Тесты по истории России XX века. 9 класс. М., Рольф, 2000.

Используемое оборудование: —

1. Компьютер, локальная сеть.

2. Ресурсы Интернет.

Используемые ЦОР: —

http://www.krugosvet.ru

http://www.litra.ru

http://www.pasternak.niv.ru

1. Тесты «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг».

2. Презентация урока в PowerPoint.

Краткое описание: — 1) Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. А) Выполнение учащимися заданий на карточках №№1,2. Б) Обсуждение ответов на задания. 2) Развитие науки (ознакомление с материалом в рамках электронного учебника) Электронный учебник. История России. Часть 4. КЛИО СОФТ. 2001. §42. «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования. 2.Развитие науки. 3) Развитие образования. А) Выполнение учащимися заданий на карточке №3. Б) Обсуждение ответов на задание.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг».

Выполнение тестовых заданий.

1.В августе 1953 г. с собственной программой экономических преобразований выступил:

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

2.Меры по улучшению сельского хозяйства, предложенные Г.М. Маленковым сводились к:

1)повышению урожайности

2)включению фактора личной заинтересованности колхозников

3)освоению целинных и залежных земель

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

3.Обеспечить подъем сельского хозяйства за счет повышения закупочных цен на продукцию колхозов и освоения целинных и залежных земель предлагал:

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

4.Пенсии колхозникам были введены:

1) с завершением коллективизации

2) во исполнение Конституции 1936 г.

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

5.Быстрый рост благосостояния крестьян породил опасения о «перерождении» их в «кулаков», и власти начинают возврат к администрированию и принуждению:

1) с соответствии с решениями XX съезда КПСС

2) с принятием Программы построения коммунизма

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

6.С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу увеличились более чем вдвое, что привело:

1) решению проблем обеспечения населения говядиной

2) увеличению почти вдвое сбора зерновых

3) общему снижению сбора зерновых

4) созданию надежной кормовой базы животноводства

7.Кризис в освоении целинных земель в 1962-1963 гг. связано с:

1) ослаблением внимания руководящих органов к освоению новых земель

2) эрозией почв, непродуманной системой земледелия и погодными условиями

3) падением трудовой дисциплины

8.Повышение в июне 1962 г. цен на ряд основных продуктов питания вызвало недовольство и даже открытые выступления рабочих, наиболее серьезным из которых было выступление в:

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

9.Курс на преимущественное развитие легкой промышленности, проводившийся правительством с августа 1953 г., был свернуть:

1) с началом освоения целины в 1954 г.

2) с отставкой Г.М. Маленкова с поста главы правительства

3) после XX съезда КПСС

4) на июньском 1957 г. Пленуме ЦК КПСС

10.За 1950-1965 гг. удвоились объемы производства промышленности:

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

4) целлюлозно-бумажной

Ответы: 1-1; 2-5; 3-3; 4-4; 5-4; 6-3; 7-2; 8-1; 9-2; 10-1.

III. Изучение новой темы.

План изучения новой темы.

1) Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.

А) Выполнение учащимися заданий на карточках №№1,2.

Б) Обсуждение ответов на задания.

2) Развитие науки (ознакомление с материалом в рамках электронного учебника)

Электронный учебник. История России. Часть 4. КЛИО СОФТ. 2001.

§42. «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования.

2.Развитие науки.

3) Развитие образования.

А) Выполнение учащимися заданий на карточке №3.

Б) Обсуждение ответов на задание.

1) Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.

А) Выполнение учащимися заданий на карточках №№1,2.

Карточка-задание для группы №1.

Литература

1.Внимательно изучите литературу, которая указана ниже.

Учебник § 41, стр. 287-290 гг.

Исторические документы.

2.Ответьте на вопросы:

  • В чем видят причины «всех бед» советские писатели?
  • Какие произведения пользовались популярностью в период «оттепели»?
  • Почему многие деятели искусства и литературы не смогли найти своего места в жизни советского общества?
  • Появляются ли новые черты в советской литературе и искусстве?
  • 3.Сделайте вывод.

    Предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС

    13 мая 1956 г.

    …Содранный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.

    Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня,- кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература – этот высший плод нового строя – унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать худшего. Чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти – невежды.

    Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни.

    Последняя надежда была хоть сказать это людям. Которые правят государством, но в течение уже 3-хлет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.

    Из литературного наследия Ф.А. Абрамова.

    Дневники, рабочие записи, переписка.

    1958-1982гг.

    …В чем причины всех бед наших? Что поставило деревню на грань катастрофы?

    Панферов (речь идет о его романе «Раздумье») объясняет просто: в ЦК пробрались авантюристы, вроде Муратова, которые и встали между ЦК и народом, а внизу насадили бездушных «статуев» Гараниных и Ростовцевых (председ.с/сов. и секретарь райкома), которые бесчинствовали, как опричники, подавляли все живое и расправлялись с честными, преданными партии, но не угодными им людьми.

    Возможно, что в этом наивном объяснении есть доля истины. Муратовы были. На какова же цена остальным членам ЦК? Как же так получилось, что их скрутили Муратовы? Значит, они были оторваны о народа, шли на поводу у Муратовых, не выполнили своих обязанностей. Критика Муратовых – это критика ЦК. Вот чего не понимает Панферов. И вот чего не понимают те, кто начал кампанию по разоблачению Сталина…

    Карточка-задание для группы №2.

    Литература

    1.Внимательно изучите литературу, которая указана ниже.

    Учебник § 41, стр. 287-290 гг.

    Исторический документ.

    2.Ответьте на вопросы:

  • Как относились власти к новым веяниям культуры?
  • Как осуществлялся контроль за деятелями искусства и литературы?
  • Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологических недостатков?
  • Что было поставлено в вину Б.Л. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго»?
  • 3.Сделайте вывод.

    Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР

    и президиума правления Московского отделения СП РСФСР

    о Пастернаке

    28 октября 1958 г.

    …Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать.

    Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.

    Б.Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в политическое оружие в руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов…

    Б) Обсуждение ответов на задания.

    2)Развитие науки (ознакомление с материалом в рамках электронного учебника).

    Электронный учебник. История России. Часть 4. КЛИО СОФТ. 2001.

    §42. «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования.

    2.Развитие науки.

    3) Развитие образования.

    Карточка-задание.

    Образование.

    1.Внимательно изучите литературу, которая указана ниже.

    Учебник § 41, стр. 290 – 291 гг.

    Исторический документ.

    2.Ответьте на вопросы:

  • Какие реформы были проведены в образовании?
  • Как развитее образования противоречило развитию экономики?
  • Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве??
  • Какие проблемы в образовании не были решены?
  • 3.Сделайте вывод.

    Из письма Члена — корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева

    первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н. Косыгину

    о положении сельского хозяйства СССР

    1 февраля 1965 г.

    …Мы несомненно и без экономической потребности и возможности раздуваем дело просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей социалистической стране, должны быть значительно выше соответствующих показателей капиталистических стран. Но все же мы перегибаем палку, торопимся и живем в этой области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме экономики.

    Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование, чтобы доярка, скотница, ткачиха, прядильщица и другие аналогичные работники шли на производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные знания были бы хуже, если бы они имели семилетнее образование? Наоборот, среднее образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для включения юношества в производство. А сколько миллионов людей в связи с этим отвлекается от производительного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для того, чтобы гоняться за этими показателями образования?

    То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру экономических возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей.

    Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподаванию в высшей школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей…

    IV.Выводы по уроку.

    В развитии культуры конца 50-х – нач. 60-х гг. проявились две противоречивые тенденции

    Оживление культурной жизни, «оттепель»

    Стремление поставить духовную жизнь общества на службу командно – административной системе

    Линия прогресса, преодоления застоя и догматизма

    Линия догматизма и плохо замаскированного сталинизма, оправдание и обеливание прошлого, нетерпимость и административный произвол

    V. Домашнее задание..

    1.Прочитать § 41 учебника.

    2.Написать эссе «Уроки хрущевской «оттепели»».

    Файлы: Оттепель.ppt
    Размер файла: 265216 байт.

    Рубрики: Искусство Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология