Автор конспекта:
Автор(ы): — Белоус Анна Ивановна
Место работы, должность: — Детский сад комбинированного вида»Льдинка» Воспитатель
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: — Закрепить знания детей о культуре народов крайнего Севера, и их национальных особенностях. Продолжить ознакомление с историей Таймыра. Задачи: Привить детям чувство любви и уважения к истории своего народа. Воспитывать нравственные качества в детях к традициям и культуре народов севера. Учить заботиться о своих близких и об окружающих. Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей. Беседа с детьми, о коренных жителях Таймыра. Знакомство с природой Севера. Рассматривание иллюстраций о Таймыре. Чтение загадок, поговорок и стихотворений о Родине. Чтение сказок и легенд о Таймыре.
Учащихся в классе (аудитории): — 14
Используемые учебники и учебные пособия: —
"Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред М.А. Васильевой
Используемое оборудование: —
иллюстрационный материал
Краткое описание: — воспиотание патриотических чувств и любви к своей малой Родине
Ход занятия:
- Ребята, вы знаете, как называется страна, в которой мы живём? (Ответ детей: Россия).
- Как называется наш край? (Ответ детей: Красноярский край). Полуостров? (Ответ детей: Таймыр). Город? (Ответ детей: Дудинка).
- Чем занимаются люди в городе? (Ответ детей: Работают в магазинах, на предприятиях, в больницах, в порту, учатся, ходят в детский сад и т.д.).
- Какие народы проживают на Таймыре? (Ответ детей: Долгане, Ненцы, Нганасане, Энцы).
Посмотрите, в наш детский сад пришло письмо! Давайте откроем его и прочтём.
Это пишет нам злой шаман. Он очень сильно завидует богатству и красоте Таймыра и решил он наш полуостров разбить на части и уничтожить всё живое. Нам необходимо помешать сделать это! А для этого мы должны вернуться в прошлое и найти все части полуострова Таймыр и соединить их в единое целое. Для этого давайте посмотрим на карту, которую нам в подсказку дали жители Таймыра.
Один шаман научил меня, как управлять временем. Сейчас я постучу в волшебный барабан и вызову дух времени, который перенесёт нас на много лет назад! (Воспитатель усаживает детей около себя и накрывает их тканью). Закрывайте глазки и слушайте, сейчас произойдёт волшебство!
Ребята, вы помните, какая первая подсказка была на карте, куда нам надо идти. (Ответ детей: там нарисован чум).
Сейчас мы увидим, как люди жили раньше, чем занимались и соберём все недостающие части полуострова.
1. Смотритеребята, куда мы пришли! Это жилище! Как оно называется? (Ответ детей: чум).
- А из чего они их делали? (Ответ детей: шкуры оленя).
- А как вы думаете, почему именно из шкур оленя? (Ответ детей: потому что их шкуры очень тёплые и оленей на Таймыре очень много).
- Вы ответили на все вопросы. А где же кусок карты? (Воспитатель заглядывает в чум, достаёт часть карты и прикрепляет его на доску).
- Теперь нам надо идти дальше, поэтому, ребята, давайте посмотрим на карту.
2. А чем занималисьмужчины на Таймыре?
- Как Вы думаете, что они делали? (Ответ детей: рыбачили, охотились, занимались оленеводством).
- На каких животных они охотились? Каких северных животных вы знаете? (Ответ детей: олень, песец, рысь, черно-бурая лисица, овцебык, волк, заяц, лемминг и т.д.).
- Какую рыбу ловили рыбаки в реке и озёрах? (Ответ детей: зубатка, корюшка, нельма, чир, сиг, муксун, осётр и т.д.).
- Для чего люди разводили оленей? (Ответ детей: чтобы получать от них мясо, молоко, шкуру; чтобы использовать их как средство передвижения).
- Кто помогал оленеводам перегонять стада оленей? (Ответ детей: собаки).
- Вы ответили на все вопросы правильно. Теперь нам надо найти следующую часть карты. А вот и она. (Воспитатель берёт часть карты, которая находится за животным и прикрепляет его на доску).
3. Чем занимались в своих чумах женщины? (Ответ детей: воспитывали детей, разделывали рыбу, готовили пищу, выделывали шкуры, шили и украшали одежду, облагораживали жилище).
- Из чего они шили одежду, чем её украшали? (Ответ детей: шили унтайки, парки из шкуры оленя, украшали бисером).
- Вы молодцы! Хорошо знаете обычаи коренных народов Таймыра. Значит и здесь нас ждёт недостающая часть карты. (Воспитатель берёт часть карты и прикрепляет её на доску).
4. Ребята, чтобы собрать целиком всю карту Таймыра нам не хватает последней части карты. Где же нам её найти? В подсказке нарисован «вопросительный знак». Как вы думаете, что это значит? Может быть, мы должны загадать загадки о Севере и рассказать поговорки о Родине? Ребята, вы знаете такие загадки и поговорки?
Ответ детей:
1) Поговорки:
· Где сосна взросла, там она и красна.
· Дома и стены помогают.
· Своя земля и в горести мила.
· Родимая сторона – мать родна, чужая – мачеха.
· На чужой сторонушке рад своей воронушке.
· Чужбина – калина, родина – малина.
2) Загадки:
· В тундре зимой без неё – ни на шаг,
С места рванёт, тольковетер в ушах. (Ответ: собачья упряжка)
· Кто по снегу, по траве
Носит лес на голове. (Ответ: олень)
· К небу тянется чудак –
Не дотянется никак. (Ответ: дым под чумом)
· Скачет по тундре, то взад, то вперёд,
Воет, гудит и яранги трясёт. (Ответ: пурга)
- Вы знаете поговорки и загадки о Родине. Теперь осталось найти последнюю часть карты. Куда же злой шаман мог спрятать её? А может быть, она находится у флага? Да, так и есть. (Ребёнок берёт недостающую часть карты и прикрепляет её к доске).
Ну вот, ребята, сегодня мы узнали много нового о жизни людей на Таймыре. Мы с Вами собрали все части карты Таймыра, и теперь злой шаман не сможет разрушить наш полуостров. Мы спасли всех жителей Таймыра.
А теперь давайте возвращаться в своё время, в 2010 год! Я снова возьму волшебный бубен и верну нас в наш детский садик. (Воспитатель усаживает детей около себя и накрывает их тканью). Закрывайте глазки и слушайте, сейчас снова произойдёт волшебство!
Ребята смотрите ещё одно письмо! Неужели это снова нам пишет злой шаман. (Воспитатель разворачивает письмо). Нет, это не он, это написали нам стихотворение благодарные жители Таймыра. А теперь мы с вами пройдём в гостиную и там прочитаем стихотворение.
—
к