Автор конспекта:
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Показать умение анализировать и обобщать циклическое произведение,
выявлять сходства и различия, разделять целое на части и объединять фрагменты в единое целое.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 7
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
Краткое описание: —
В занятии принимают участие учащиеся 7 класса фортепианного отделения.
Организационный момент, настройка внимания учащихся.
- Обращаем внимание на то, что занятие приурочено к 140-летию со дня рождения композитора.
- История создания цикла. Выдержки из переписки композитора и воспоминания друзей и знакомых, связанные с возникновением цикла.
(зачитывают учащиеся в инсценированной форме).
Определение термина цикл, примеры различных циклов из наследия мировой музыкальной литературы, примеры использования такого же названия в других произведениях
Педагог обращает внимание на количество пьес:
- сколько, почему?
Акцентируется внимание на подзаголовки, дающие возможность более доступного восприятия содержания музыки. Например, педагог предлагает перечислить названия зимних. весенних пьес и т.д.
Предполагаемые вопросы:
- стихи каких поэтов использовал композитор в качестве эпиграфа;
- с какой целью даны эпиграфы;
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Жердевская детская школа искусств
Разработка
учебного занятия
по теме:
«П.И.Чайковский «Времена года»
Опыт композиционного обобщения
автор: Кузнецова Е.В.
преподаватель музыкально-теоретических
и хоровых дисциплин
2012 г
Открытое занятие по музыкальной литературе
Тема занятия:
П.И.Чайковский «Времена года». Опыт композиционного обобщения.
Цель урока:
Показать умение анализировать и обобщать циклическое произведение,
выявлять сходства и различия, разделять целое на части и объединять фрагменты в единое целое.
Задачи урока:
- закрепить теоретические знания учащихся.
- способствовать выработке навыков обобщения музыкально-теоретических
знаний.
- выработать у учащихся навыки художественного восприятия
и сравнительного анализа музыкальных произведений.
- свободно анализировать как на слух, так и по нотному тексту.
- развивать творческое мышление и инициативу учащихся.
- способствовать формированию эстетического вкуса.
Тип занятия:
Комплексное применение знаний и умений.
Дидактические материалы:
- нотное издание фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».
- карточки всех 12 пьес цикла с названиями и краткими характеристиками музыки ( например: карточка №6 « Июнь .Баркарола», лирика)
- картины пейзажей различных времён года местного художника
Крапивина И.Н.
Дополнительные иллюстрации:
- вокальное исполнение пьесы №4 «Апрель. Подснежник».
- музыкальные фрагменты пьес цикла в исполнении учащихся.
- использование фоно-записей на CD-носителе.
- чтение литературных эпиграфов, предшествующих пьесам.
Ход урока:
В занятии принимают участие учащиеся 7 класса фортепианного отделения.
Организационный момент, настройка внимания учащихся.
- Обращаем внимание на то, что занятие приурочено к 140-летию со дня рождения композитора.
- История создания цикла. Выдержки из переписки композитора и воспоминания друзей и знакомых, связанные с возникновением цикла.
(зачитывают учащиеся в инсценированной форме).
Определение термина «цикл», примеры различных циклов из наследия мировой музыкальной литературы, примеры использования такого же названия в других произведениях
Педагог обращает внимание на количество пьес:
- сколько, почему?
Акцентируется внимание на подзаголовки, дающие возможность более доступного восприятия содержания музыки. Например, педагог предлагает перечислить названия «зимних». «весенних» пьес и т.д.
Предполагаемые вопросы:
- стихи каких поэтов использовал композитор в качестве эпиграфа;
- с какой целью даны эпиграфы;
Блиц-вопросы.
Учащиеся (или педагог) читают четверостишие и отгадывают, какой пьесе он предшествует. Например:
- И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет уголёк,
И свечка нагорела.
А.С.Пушкин (№1 Январь. «У камелька»)
«Времена года» Чайковского – своеобразный музыкальный дневник композитора, энциклопедия русской усадебной жизни, петербургского городского пейзажа. В музыкальных образах цикла запечатлены бескрайние русские просторы, деревенский быт и сценки из домашней жизни русских людей того времени.
- Педагог предлагает на основе музыкальных характеристик пьес разделить цикл на несколько разделов.
Предполагаемые вопросы:
- перечислите пьесы цикла, в которых переданы образы природы;
- назовите пьесы, являющиеся зарисовками бытовых и народных сцен;
Предполагаемые ответы:
- №3 Март. «Песнь жаворонка», №6 Июнь. «Баркарола» и др.
- №2 Февраль. «Масленица», №8 Август. «Жатва» и др.
Таким образом, в цикле явно прослеживаются два жанровых направления:
— пейзажные зарисовки
— бытовые сценки
Обращается внимание на то, что сам композитор определял жанр многих лирических пьес как «пейзажи настроения».
Предполагаемый вопрос:
- в каких пьесах композитор использует приём звуковой изобразительности;
- какими средствами достигнут эффект звуковой изобразительности;
Предполагаемые ответы:
- №3 (трели жаворонка)
- №6 (всплеск воды)
- №9 (звуки охотничьего рога)
- №11 (звуки колокольчика)
Учащиеся перечисляют наиболее яркие приёмы:
- высокий регистр, форшлаги, трели, арпеджированная фактура, эффект удаления на диминуэндо, фанфарность за счёт триольного унисона с использованием «золотого хода валторны» и т.д.
Все примеры иллюстрируются учащимися на фортепиано.
Педагог предлагает сделать сравнительно-обобщающий анализ выразительных средств каждой жанровой группы цикла.
Предполагаемые вопросы:
- назовите выразительные средства таких пьес, как «Подснежник»,
«Белые ночи» , «Осенняя песнь»…
- перечислите выразительные средства пьес «Масленица», «Жатва», «Охота»,
«На тройке», «Святки».
Предполагаемые ответы:
- умеренный или медленный темп, кантиленная певучая мелодия. В пьесе «Подснежник» трепетность и взволнованность придают подвижный темп и аккордовая фактура, которая многократно повторяясь, создаёт эффект «учащённого биения сердца».
- подвижный или быстрый темп способствует созданию образа активного действия, например «Жатва».
Педагог наводящими вопросами предлагает проследить взаимопроникновение жанровых направлений. Например:
- найдите схожие выразительные средства в пьесе «У камелька».
Предполагаемый ответ:
- по образному содержанию пьеса представляет собой следующую картину:
зимний вечер в кругу семьи возле камина, т.е. бытовая сценка. Однако, по музыкальной характеристике пьеса гораздо ближе к лирической сфере цикла.
Таким образом, делается вывод, что ряд пьес цикла совмещают в себе черты нескольких жанров, а деление на группы весьма условно.
Угадайка.
В заключении занятия предлагается угадать на слух фрагменты наиболее известных пьес цикла.
Подводится итог:
Значение фортепианного цикла «Времена года».
Список используемой литературы: