Автор конспекта:
Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Показать умение анализировать и обобщать циклическое произведение,

выявлять сходства и различия, разделять целое на части и объединять фрагменты в единое целое.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • А. Николаев. Фортепианные произведения П.И.Чайковского. – М.: Музгиз, 1957 г.
  • Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. – Л.: Музыка, 1972 г.
  • Владыкина-Бачинская Н. П.И. Чайковский. – М.: Музыка, 1975 г.
  • Никитин Б.С. Чайковский. Старое и новое. – М.: Знание, 1990 г.
  • П.И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе. – Л.: Музыка, 1976 г.
  • Используемая методическая литература: —

  • А. Николаев. Фортепианные произведения П.И.Чайковского. – М.: Музгиз, 1957 г.
  • Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. – Л.: Музыка, 1972 г.
  • Владыкина-Бачинская Н. П.И. Чайковский. – М.: Музыка, 1975 г.
  • Никитин Б.С. Чайковский. Старое и новое. – М.: Знание, 1990 г.
  • П.И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе. – Л.: Музыка, 1976 г.
  • Краткое описание: —

    В занятии принимают участие учащиеся 7 класса фортепианного отделения.

    Организационный момент, настройка внимания учащихся.

    - Обращаем внимание на то, что занятие приурочено к 140-летию со дня рождения композитора.

    - История создания цикла. Выдержки из переписки композитора и воспоминания друзей и знакомых, связанные с возникновением цикла.

    (зачитывают учащиеся в инсценированной форме).

    Определение термина цикл, примеры различных циклов из наследия мировой музыкальной литературы, примеры использования такого же названия в других произведениях

    Педагог обращает внимание на количество пьес:

    - сколько, почему?

    Акцентируется внимание на подзаголовки, дающие возможность более доступного восприятия содержания музыки. Например, педагог предлагает перечислить названия зимних. весенних пьес и т.д.

    Предполагаемые вопросы:

    - стихи каких поэтов использовал композитор в качестве эпиграфа;

    - с какой целью даны эпиграфы;

    Муниципальное бюджетное

    образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    Жердевская детская школа искусств

    Разработка

    учебного занятия

    по теме:

    «П.И.Чайковский «Времена года»

    Опыт композиционного обобщения

    автор: Кузнецова Е.В.

    преподаватель музыкально-теоретических

    и хоровых дисциплин

    2012 г

    Открытое занятие по музыкальной литературе

    Тема занятия:

    П.И.Чайковский «Времена года». Опыт композиционного обобщения.

    Цель урока:

    Показать умение анализировать и обобщать циклическое произведение,

    выявлять сходства и различия, разделять целое на части и объединять фрагменты в единое целое.

    Задачи урока:

    - закрепить теоретические знания учащихся.

    - способствовать выработке навыков обобщения музыкально-теоретических

    знаний.

    - выработать у учащихся навыки художественного восприятия

    и сравнительного анализа музыкальных произведений.

    - свободно анализировать как на слух, так и по нотному тексту.

    - развивать творческое мышление и инициативу учащихся.

    - способствовать формированию эстетического вкуса.

    Тип занятия:

    Комплексное применение знаний и умений.

    Дидактические материалы:

    - нотное издание фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».

    - карточки всех 12 пьес цикла с названиями и краткими характеристиками музыки ( например: карточка №6 « Июнь .Баркарола», лирика)

    - картины пейзажей различных времён года местного художника

    Крапивина И.Н.

    Дополнительные иллюстрации:

    - вокальное исполнение пьесы №4 «Апрель. Подснежник».

    - музыкальные фрагменты пьес цикла в исполнении учащихся.

    - использование фоно-записей на CD-носителе.

    - чтение литературных эпиграфов, предшествующих пьесам.

    Ход урока:

    В занятии принимают участие учащиеся 7 класса фортепианного отделения.

    Организационный момент, настройка внимания учащихся.

    - Обращаем внимание на то, что занятие приурочено к 140-летию со дня рождения композитора.

    - История создания цикла. Выдержки из переписки композитора и воспоминания друзей и знакомых, связанные с возникновением цикла.

    (зачитывают учащиеся в инсценированной форме).

    Определение термина «цикл», примеры различных циклов из наследия мировой музыкальной литературы, примеры использования такого же названия в других произведениях

    Педагог обращает внимание на количество пьес:

    - сколько, почему?

    Акцентируется внимание на подзаголовки, дающие возможность более доступного восприятия содержания музыки. Например, педагог предлагает перечислить названия «зимних». «весенних» пьес и т.д.

    Предполагаемые вопросы:

    - стихи каких поэтов использовал композитор в качестве эпиграфа;

    - с какой целью даны эпиграфы;

    Блиц-вопросы.

    Учащиеся (или педагог) читают четверостишие и отгадывают, какой пьесе он предшествует. Например:

    - И мирной неги уголок

    Ночь сумраком одела.

    В камине гаснет уголёк,

    И свечка нагорела.

    А.С.Пушкин (№1 Январь. «У камелька»)

    «Времена года» Чайковского – своеобразный музыкальный дневник композитора, энциклопедия русской усадебной жизни, петербургского городского пейзажа. В музыкальных образах цикла запечатлены бескрайние русские просторы, деревенский быт и сценки из домашней жизни русских людей того времени.

    - Педагог предлагает на основе музыкальных характеристик пьес разделить цикл на несколько разделов.

    Предполагаемые вопросы:

    - перечислите пьесы цикла, в которых переданы образы природы;

    - назовите пьесы, являющиеся зарисовками бытовых и народных сцен;

    Предполагаемые ответы:

    - №3 Март. «Песнь жаворонка», №6 Июнь. «Баркарола» и др.

    - №2 Февраль. «Масленица», №8 Август. «Жатва» и др.

    Таким образом, в цикле явно прослеживаются два жанровых направления:

    — пейзажные зарисовки

    — бытовые сценки

    Обращается внимание на то, что сам композитор определял жанр многих лирических пьес как «пейзажи настроения».

    Предполагаемый вопрос:

    - в каких пьесах композитор использует приём звуковой изобразительности;

    - какими средствами достигнут эффект звуковой изобразительности;

    Предполагаемые ответы:

    - №3 (трели жаворонка)

    - №6 (всплеск воды)

    - №9 (звуки охотничьего рога)

    - №11 (звуки колокольчика)

    Учащиеся перечисляют наиболее яркие приёмы:

    - высокий регистр, форшлаги, трели, арпеджированная фактура, эффект удаления на диминуэндо, фанфарность за счёт триольного унисона с использованием «золотого хода валторны» и т.д.

    Все примеры иллюстрируются учащимися на фортепиано.

    Педагог предлагает сделать сравнительно-обобщающий анализ выразительных средств каждой жанровой группы цикла.

    Предполагаемые вопросы:

    - назовите выразительные средства таких пьес, как «Подснежник»,

    «Белые ночи» , «Осенняя песнь»…

    - перечислите выразительные средства пьес «Масленица», «Жатва», «Охота»,

    «На тройке», «Святки».

    Предполагаемые ответы:

    - умеренный или медленный темп, кантиленная певучая мелодия. В пьесе «Подснежник» трепетность и взволнованность придают подвижный темп и аккордовая фактура, которая многократно повторяясь, создаёт эффект «учащённого биения сердца».

    - подвижный или быстрый темп способствует созданию образа активного действия, например «Жатва».

    Педагог наводящими вопросами предлагает проследить взаимопроникновение жанровых направлений. Например:

    - найдите схожие выразительные средства в пьесе «У камелька».

    Предполагаемый ответ:

    - по образному содержанию пьеса представляет собой следующую картину:

    зимний вечер в кругу семьи возле камина, т.е. бытовая сценка. Однако, по музыкальной характеристике пьеса гораздо ближе к лирической сфере цикла.

    Таким образом, делается вывод, что ряд пьес цикла совмещают в себе черты нескольких жанров, а деление на группы весьма условно.

    Угадайка.

    В заключении занятия предлагается угадать на слух фрагменты наиболее известных пьес цикла.

    Подводится итог:

    Значение фортепианного цикла «Времена года».

    Список используемой литературы:

  • А. Николаев. Фортепианные произведения П.И.Чайковского. – М.: Музгиз, 1957 г.
  • Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. – Л.: Музыка, 1972 г.
  • Владыкина-Бачинская Н. П.И. Чайковский. – М.: Музыка, 1975 г.
  • Никитин Б.С. Чайковский. Старое и новое. – М.: Знание, 1990 г.
  • П.И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе. – Л.: Музыка, 1976 г.
  • Рубрики: Искусство Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология