Автор конспекта:
Автор(ы): — Чаленко Вера Глебовна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ п. Учебный Ершовского района Саратовской области"

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель: знакомство с творчеством Т. Толстой как представителем постмодернизма.

Задачи: 1. Знакомство с жизнью и основными произведениями Т.Толстой.

2. определение круга проблем в разрезе современности.

3. выявление художественных особенностей стиля писательницы.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник "Литература" под редакцией В.П.Журавлева М., "Просвещение" 2011

Используемая методическая литература: —

Н.В.Егораева "Поурочные разработки по русской литературе" 11 класс универсальное издание М, "Вако" 2013

Краткое описание: —

план-конспект урока по литературе 21 века позволяет не только познакомиться с биографией писательницы, но и с новеллой На златом крыльце сидели…, дан анализ произведения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Открытого урока в 11 классе по литературе

«ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Чаленко Вера Глебовна

ТЕМА УРОКА: ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ.

Цель: знакомство с творчеством Т. Толстой как представителем постмодернизма.

Задачи: 1. Знакомство с жизнью и основными произведениями Т.Толстой.

2. определение круга проблем в разрезе современности.

3. выявление художественных особенностей стиля писательницы.

Ход урока.

  • Вступительное слово учителя. «По-разному входят в литературу. Бывает, врываются со скандалом, эпатажем, с пощечинами общественному вкусу; бывает, мнутся в прихожей, оттаивают и обвыкают, все набираясь решимости заговорить своим голосом». По мнению Бахнова Л., Татьяна Толстая вошла «твердо, независимо и спокойно». Ее дебют в 1983 году сразу же обратил на себя внимание критики, вызвав массу разноречивых рецензий. Одни рецензенты вписывают имя Т. Толстой в «женскую» прозу (В. Токарева, Л. Петрушевская, В. Нарбикова). Другие ставят автора «Кыси» в иной типологический ряд: В. Ерофеев, Вяч. Пьецух, В. Нарбикова, С. Каледин, В. Пелевин. Однако все признают ее одним из самых ярких авторов нового литературного поколения.
  • Биография Т.Н.Толстой. Сообщение учащегося с презентацией.
  • Обзор творчества Т.Толстой. сообщение учащегося с презентацией.
  • Работа по теме урока.
  • А) термин «новелла» - (итал. новость)- малый прозаический жанр, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом, композиционной выверенностью. Изображение событий преобладает над изображением характеров, мотивировка действий часто бывает парадоксальной.

    Какие слова в определении вас насторожили?(парадоксально)

    Как вы понимаете это слово?(мнение, противоречащее общему мнению)

    Новелла «На золотом крыльце сидели»-парадокс? Наша современная жизнь парадокс? Что же именно в новелле является парадоксальным?

    Б) сюжет- краткий пересказ. Сюжет новеллы представляет собой воспоминания о детстве, которое представляется чудесной страной“без конца и края”, “без границ и заборов”, “в шуме и шелесте”…В детстве-сказке любое событие необыкновенно, удивительно. Взрослая жизнь кажется далёкой-далёкой —“через сто лет”;смерть вообще невероятной. Как в настоящей сказке, в детстве есть чудо-страна — родной дом и сад, волшебные превращения — смена времён года, злая царица — соседка Вероника Викентьевна,“заколдованный принц” —дядя Паша, пещера Аладдина — заветная комната соседского дома, волшебные часы и многое другое.

    В) композиция- “Вначале был сад. Детство было садом…” —так начинается повествование. И далее рассказывается о сказочно-волшебном мире детства, которое шелестит листвой чудесного сада. Постепенное взросление героев-рассказчиков; то, что было загадочным, волшебным, необычным превращается в труху, ветошь, тряпки. Происходит превращение сказки в быль, т.е. парадокс.

    Кто рассказчик?(маленькие девочки)

    Как определили?(по диалогу)

    —Какими они предстают перед нами?

    —Рисует ли автор их портреты? (Описание внешности и характера нет в тексте.)

    —С помощью каких приёмов создаётся целостность образа?

    —Какие композиционные признаки новеллы обращают на себя внимание?

    —Обратившись к тексту, покажите, что и как мы узнаём о внутреннем мире героев черезпоступки, переживания, отношения к миру и взрослым, речевые характеристики.

    —Каким видят окружающий мир дети?

    Г) образы героев. Выборочное чтение. Образ Вероники Викентьевны, которая живёт на соседней даче, представляется им образом царицы —“самой жадной женщины на свете”, “белой огромной красавицы” с “пальцами прекрасной купчихи в ягодной крови”,измучившей своей жадностью и жестокостью бедного дядю Пашу. Это образ злой ведьмы.

    Дядя Паша, муж“страшной женщины”, сохранился в воспоминаниях совершенно другим сказочным героем:“Халиф на час, заколдованный принц, звёздный юноша, кто дал тебе эту власть над нами, заворожёнными, кто подарил тебе эти белые крылья за спиной…”Попасть к нему в гости — всё равно что распахнуть дверь в пещеру Аладдина:“О комната! О детские сны! О дядя Паша — царь Соломон!”Его дом — запретная сказка, которая наконец-то открылась, перед которой благоговеешь и которая, конечно же, никогда не кончится!..

    Д) Определение стиля, особенности языка повествования.

    -Меняется ли представление о мире и жизни с течением времени? Подумайте, какую роль в новелле играет время — прошлое, настоящее и будущее?

    —Что есть жизнь? Какова она? Меняется ли представление о ней по ходу повествования?

    Ключевым словом в рассказе является слово “жизнь”.

    Выпишите фразы с этим словом и проанализируйте их.

    “Жизнь вечна. Умирают только птицы” —восприятие бесконечности жизни детьми и невозможности смерти. Это основа оптимистического, лёгкого отношения к миру и его явлениям.

    “Жизнь всё торопливее меняла стёкла в волшебном фонаре” —следующий этап взросления — юность, волшебное время, пролетевшее очень быстро.“И, оглянувшись однажды… мы ощупали дымчатое стекло, за которым, прежде чем уйти на дно, в последний раз махнул платком наш сад”.

    “Как глупо ты шутишь, жизнь!”Пыль, прах, тлен.“Вынырнув с волшебного дна детства, из тёплых сияющих глубин, на холодном ветру разожмём озябший кулак — что, кроме горсти сырого песка, унесли мы с собой?”Мир взрослой жизни представлен контрастом миру детства. Главная причина в том, что исчезает сказочное, праздничное восприятие жизни как подарка, ежеминутного чуда.

    Образ времени представлен в новелле образами золотой Дамы и Кавалера —“хозяев Времени”:“Дама бьёт по столу кулаком, и тоненький звон пытается проклюнуть скорлупу десятилетий”.

    Особенно привлекает раскованная и непринужденная манера писательницы. Авторская речь близка к устной, обиходно-разговорной с ее характерными чертами — жаргонизмами, нелогичностью, перескоками с предмета на предмет. Вся наша современная жизнь говорит устами автора, — жизнь с ее стремительностью, торопливостью. Старость, болезни, несчастья, даже уродства, в общем, разнообразное людское неблагополучие является предметом пристального внимания автора. Иногда Т. Толстая правдива до жестокости. Но, не жалея читателей, она сочувствует своим героям, обделенным жизнью, так и не дождавшимся радости. Язык Татьяны Толстой заслуживает особого разговора. Порой словосочетания, которые встречаются у нее, настолько выразительные, что не будет преувеличением назвать их экзотическими.Стиль писательницы очень своеобразен. Прежде всего, замечаешь обилие прилагательных, — они теснятся, порой противоречат друг другу, сталкиваются с существительными в парадоксальных сочетаниях.В некоторых случаях, когда автору мало одной детали, одного сравнения, одного эпитета, изобилие как бы переваливает через край. Фраза растет, пухнет от подробностей и деталей. Конечно, стиль Татьяны Толстой, яркий и необычный, привлекает внимание читателей прежде всего. Ее прозу хочется назвать своевольной. Но не менее важным моментом является пристальное внимание к современному человеку, к его нелегкой судьбе.

    Е) проблематика новеллы.

    Конфликт рассказа также многопланов и типичен для всего творчества Т. Толстой. Это столкновение внутренних переживаний главного героя — дяди Паши — с его внешним, обыденным существованием. Это противоречие и реальных жизненных проблем, и наивных, но прекрасных детских представлений девочки-рассказчицы.
    Дядя Паша представляется воплощением «маленького, робкого, затюканного» человека, замкнутого в тесном мирке повседневности. С ним контрастирует образ жены Вероники Викентьевны, который постоянно гиперболизируется: «огромная белая красавица», «необъятная золотоволосая Царица». Она спит «на огромной кровати о четырех стеклянных ногах».
    Но именно у дяди Паши сохраняется по-детски незамутненное видение жизни. После работы в «прокуренном полуподвале» он торопится «в свой Сад, в свой Рай, где с озера веет вечерней тишиной».
    Вообще невозможно не согласиться с тем, что взгляд ребенка — самый правдивый, его нельзя обмануть. В рассказе Толстой мы находим яркое подтверждение этой мысли.
    Так, дети с самого начала понимают истинную сущность характера Вероники, которая представляется им «самой жадной женщиной на свете». В сцене разделки зарезанного ею теленка им справедливо видится «кошмар, ужас — холодный смрад — сарай, сырость, смерть», от которых надо бежать. Таким образом, уже в детстве человек постигает скрытую сторону, «изнанку» жизни.
    Куда же можно спрятаться от этого ужаса жизни?
    Одним из способов такого «бегства» в рассказе выступает мир вещей. Кажется, что через дом дяди Паши «призрачными шагами прошествовал караван верблюдов» и «растерял свою драгоценную поклажу».
    Другая форма бегства от повседневной жизни — погружение в сон, который «уносил дядю Пашу в страну утраченной юности, в страну несбывшихся надежд».
    Наконец, еще один способ противостоять миру обыденности — произвести внешние изменения в жизни. Дядя Паша приглашает в дом Маргариту — сестру умершей Вероники, убирает злого желтого пса от калитки, пускает в мансарду дачников.
    Но мы видим, что все эти способы оказываются ложными и вызывают авторскую иронию. Так, мир человеческих чувств поглощается миром вещей, в котором они теряются, забываются, обесцениваются. И вот уже «багдадская поклажа» вещей в доме дяди Паши оборачивается «ветошью и рухлядью». Девочка-рассказчица взрослеет и начинает понимать, что все сокровища этого дома — «пыль, прах и тлен». У нее возникает недоумение, как же все это «пело и переливалось, горело и звало»?Мы замечаем и то, что произведенные преобразования тоже не спасают дядю Пашу от тоски и ощущения конца жизни, потому что все в жизни стареет или возвращается на прежние места: «сгорбилась Маргарита» и «вышел из сундука желтый пес».
    Сон также не позволяет герою вырваться с замкнутого жизненного круга. Когда дядя Паша засыпал на своей огромной кровати, «возвращалась Вероника Викентьевна… и отдавливала ему маленькие теплые ножки». Сон героя превращался в символический сон души, бесцельное существование в мире повседневности. И напрасен был голос судьбы: «…Эй, проснись, дядя Паша! Вероника-то скоро умрет».
    Таким образом, герой живет в страшном замкнутом мире. Он жалок и ничтожен перед лицом судьбы. Дядя Паша живет в мире своих снов и мечтаний. Играющий Лунную сонату, он сравнивается с «халифом на час». Величие человека мимолетно и призрачно. Писательница показывает хрупкость человеческой жизни. Рассказ «На золотом крыльце сидели…» иллюстрирует идею непостоянства самого существования человека.

    Одно из значений образа цепи — всеобщая связь событий и явлений жизни. Человек постоянно движется по кругу, поэтому и «перетирается цепь» жизни дяди Паши, которая «все торопливее меняла стекла в волшебном фонаре». Старость застает героя врасплох: «Осень вошла к дяде Паше и ударила его по лицу… Постой, ты что же, всерьез?..»
    Можно ли разомкнуть эту цепь и вырваться из замкнутого круга судьбы?Цепь — символ духовной несвободы человека, его зависимости от людей и обстоятельств. В связи с этим в рассказе возникает образ «драгоценных часов с ненашими цифрами и змеиными стрелками». Но для героев произведения Толстой оказывается невозможным остановить время. Тщетны усилия состарившегося дяди Паши завести часы, и «над циферблатом, в стеклянной комнатке съежились маленькие жители…».Дядя Паша оказывается привязанным к своей Веронике. Наконец, цепь символизирует семейные узы, преемственность поколений. Дяде Паше тоже не удалось этого сделать.Он замерз на крыльце своего дома: «не смог дотянуться до железного дверного кольца и упал лицом в снег».
    Во-вторых, дяде Паше не позволили присоединиться к предкам Маргарита и ее дочь, которые не похоронили его по-человечески, а поставили жестяную банку с его прахом в пустом курятнике.
    Однако «белые морозные маргаритки выросли между его одеревеневшими пальцами». Эту метафору можно истолковать как предстоящую смерть близких героя. Возможно, это намек на то, что скоро и «согнутая годами пополам» Маргарита покинет мир. И тогда «золотая Дама Времени, выпив до дна кубок жизни, простучит по столу для дяди Паши последнюю полночь…»

    И всё-таки светлые или тёмные начала одерживают верх над происходящим?

    Почему мир оказывается благожелательным к детям и враждебным к взрослым?

    5.ВЫВОД.

    6.Домашнее задание. Письменный анализ новеллы «Факир» или написать свою новеллу.

    Файлы: Классный час на тему.doc
    Размер файла: 56320 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология