Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочергин Дмитрий Николаевич
Место работы, должность: — МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», учитель истории, обществознания, экономики.
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
-подвести учащихся к пониманию причин английской революции, которая развивалась в форме гражданской войны;
-развивать умения учащихся актуализировать ранее изученное, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
-обеспечить усвоение учащихся понятий «компромисс», «кавалеры», «круглоголовые».
- воспитывать толерантность, умение идти на компромисс.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
А. Я. Юдовская, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкина "История Нового времени. 1500-1800 гг.". М.:Просвещение, 2009 г.
Используемое оборудование: —
проектор, ноутбук, презентация.
Краткое описание: — Урок — изучения новой темы "Парламент против короля. Революция в Англии"
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знанийучащихся по теме «Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия»
-На предыдущем занятии мы познакомились с темой «Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия». Давайте вспомним причины революции и ее итоги.
Работа учеников по карточкам.
Сообщение ученика «Этот день в истории. 24 апреля»
III. Изучение новой темы.
Англия стала первой европейской страной, установившей в конце XVIIв. Парламентскую монархию – форма правления, при котором верховная власть принадлежит парламенту, и одновременно существует монарх. Но для этого стране пришлось пережить две революции. О первой из них мы поговорим сегодня.
А сначала запишем тему урока: «Парламент против короля. Революция в Англии». (Слайд №1)
План урока: (Слайд №3)
Проблемный вопрос: Каковы были итоги английской буржуазной революции? (Слайд №4)
1.Англия накануне революции. (Слайд №5)
Английская экономика в XVIвеке процветала: развивалась промышленность, процветала морская торговля, особенно после победы над «Непобедимой армадой», после чего она стала «владычицей морей». У Англии была своя колония в Новом свете – Виргиния, названная в честь королевы Елизаветы I. Развивалось искусство и наука. Многие джентри (дворяне-землевладельцы) и торговцы не уступали в своем богатстве даже старейшим фамилиям.
Вместе с этим в стране росло число последователей кальвинизма –пуритан. Они хотели очистить англиканскую церковь от пышных богослужений, требовали, чтобы церковь стала «дешевой». И чтобы король считался с мнением парламента.
Король оставил требования пуритан без внимания и недовольство общества королем возрастает. Стала назревать революция.
2. Причины революции. (Слайд №6)
Причины революции были обусловлены тем, что шла борьба между королем и парламентом, где большинство мест занимали пуритане.
- Какие были причины? Давайте найдем по тексту параграфа (с.141) и назовем. (Учащиеся ведут поиск информации и называют причины революции)
- Конфликт короля с парламентом.
- Экономическая политика короля: поддержка старой цеховой системы, продажа исключительного права на торговлю и производство товаров.
- Религиозная политика короля, преследование пуритан.
- Недовольство внешней политикой короля.
- Размах казнокрадства и взяточничества
Сообщение ученика о короле Карле I.
3. Начало революции. (Слайд №7)
1640 г. – казна опустела. Для ведения войны с Шотландией нужны были деньги, и нужно было устанавливать налоги. А налоги в Англии мог устанавливать только парламент, еще с 1215 г.(Великая хартия вольностей). Карлу пришлось созвать парламент (Долгий, т.к. не расходился 12 лет). Это событие и стало началом революции.
- Парламент принимает реформы. Какие? Назовите. (Поиск информации учащимися по тексту учебника. Называют реформы).
Реформы Долгого парламента:(Слайд №8)
- уничтожение королевских судов;
- запрет епископской цензуры и полиции;
- закон о роспуске палаты общин только с ее согласия;
- закрепление парламентского права установления налогов.
4. Гражданская война. (Слайд №9-10)
Но Карл 1 не пошел на компромисс и в 1642 г. бежал из Лондона на север страны, рассчитывая на помощь крупных землевладельцев.
Началась гражданская война короля с парламентом.
Англия оказалась разделенной на два враждебных лагеря: на сторонников короля – «кавалеров» и сторонников парламента – «круглоголовых».
- Итак, кто же поддержал короля и парламент? ( Карта на слайде № 11)
Вначале военные действия не приносили парламенту побед, но армия нового образца, созданная Оливером Кромвелем, 14 июня 1645 г. у деревни Нейзби разбила армию Карла 1.Переодетый король тайно бежал к шотландцам.
5. Реформы парламента. (Слайд №11)
Разгром армии «кавалеров» дал возможность провести новые реформы парламенту:
- Дворян-землевладельцев (джентри) освободили от феодальных платежей в пользу короны;
- Купцам больше не нужно покупать разрешение на торговлю;
- Земли короля и его сторонников было решено конфисковать и распродать.
От короля требовалось признать реформы и господство пуританской церкви. Зимой 1647 г. Карла Iшотландцы продали парламенту, который поместил его под охрану в замок. Но в силу своего характера и взглядов Карл 1 не пошел на компромисс.
Армия требовала суда над королем. Была проведена чистка парламента от умеренных и создан чрезвычайный суд из 150 человек. 20 января 1649 г. вынесен обвинительный приговор. Задание: на странице 150-151 учебника прочитайте документ «Обвинение против короля» (Слайд № 12)
30 января 1649 г. приговор исполнен.
6. Установление республики.
Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть была уничтожена. В мае 1649 г. Англию провозгласили республикой. (Слайд № 14). Гражданская война закончилась победой пуритан. Король казнен, абсолютизм уничтожен. Провозглашена республика.
- Карл 1 не пошел на компромисс с парламентом, хотя такая возможность появлялась трижды. Мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: «Каковы были итоги английской буржуазной революции?» (Учащиеся высказывают свое мнение). (Слайд №13)
IV. Подведение итогов.
Итак, мы сегодня с вами изучили еще одну страничку истории. Давайте подведем итоги, и ответим на вопросы. (Слайд № 14, 15)
1. Созыв Долгого парламента, послуживший началом революции в Англии, произошел в:
а) 1640 г. б) 1642 г. в) 1645 г. г) 1649 г.
2. Англия была провозглашена республикой в:
а) 1640 г. б) 1642 г. в) 1645 г. г) 1649 г.
V. Домашнее задание.
Прочитать § 16, выполните задание 7 к параграфу 16.
Для юных исследователей: найти интересные факты «Этот день в истории». Источники: интернет, энциклопедии.
VI. Рефлексия.
Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке? Какие новые знания получили?
Файлы: Парламент против короля. Революция в Англии.doc
Размер файла: 47104 байт.