Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочергин Дмитрий Николаевич

Место работы, должность: — МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», учитель истории, обществознания, экономики.

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

-подвести учащихся к пониманию причин английской революции, которая развивалась в форме гражданской войны;

-развивать умения учащихся актуализировать ранее изученное, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

-обеспечить усвоение учащихся понятий «компромисс», «кавалеры», «круглоголовые».

- воспитывать толерантность, умение идти на компромисс.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

А. Я. Юдовская, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкина "История Нового времени. 1500-1800 гг.". М.:Просвещение, 2009 г.

Используемое оборудование: —

проектор, ноутбук, презентация.

Краткое описание: — Урок — изучения новой темы "Парламент против короля. Революция в Англии"

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знанийучащихся по теме «Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия»

-На предыдущем занятии мы познакомились с темой «Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия». Давайте вспомним причины революции и ее итоги.

Работа учеников по карточкам.

Сообщение ученика «Этот день в истории. 24 апреля»

III. Изучение новой темы.

Англия стала первой европейской страной, установившей в конце XVIIв. Парламентскую монархию – форма правления, при котором верховная власть принадлежит парламенту, и одновременно существует монарх. Но для этого стране пришлось пережить две революции. О первой из них мы поговорим сегодня.

А сначала запишем тему урока: «Парламент против короля. Революция в Англии». (Слайд №1)

План урока: (Слайд №3)

  • Англия накануне революции.
  • Причины революции.
  • Начало революции.
  • Гражданская война.
  • Реформы парламента.
  • Установление республики.
  • Проблемный вопрос: Каковы были итоги английской буржуазной революции? (Слайд №4)

    1.Англия накануне революции. (Слайд №5)

    Английская экономика в XVIвеке процветала: развивалась промышленность, процветала морская торговля, особенно после победы над «Непобедимой армадой», после чего она стала «владычицей морей». У Англии была своя колония в Новом свете – Виргиния, названная в честь королевы Елизаветы I. Развивалось искусство и наука. Многие джентри (дворяне-землевладельцы) и торговцы не уступали в своем богатстве даже старейшим фамилиям.

    Вместе с этим в стране росло число последователей кальвинизма –пуритан. Они хотели очистить англиканскую церковь от пышных богослужений, требовали, чтобы церковь стала «дешевой». И чтобы король считался с мнением парламента.

    Король оставил требования пуритан без внимания и недовольство общества королем возрастает. Стала назревать революция.

    2. Причины революции. (Слайд №6)

    Причины революции были обусловлены тем, что шла борьба между королем и парламентом, где большинство мест занимали пуритане.

    - Какие были причины? Давайте найдем по тексту параграфа (с.141) и назовем. (Учащиеся ведут поиск информации и называют причины революции)

    • Конфликт короля с парламентом.
    • Экономическая политика короля: поддержка старой цеховой системы, продажа исключительного права на торговлю и производство товаров.
      • Религиозная политика короля, преследование пуритан.
      • Недовольство внешней политикой короля.
      • Размах казнокрадства и взяточничества

    Сообщение ученика о короле Карле I.

    3. Начало революции. (Слайд №7)

    1640 г. – казна опустела. Для ведения войны с Шотландией нужны были деньги, и нужно было устанавливать налоги. А налоги в Англии мог устанавливать только парламент, еще с 1215 г.(Великая хартия вольностей). Карлу пришлось созвать парламент (Долгий, т.к. не расходился 12 лет). Это событие и стало началом революции.

    - Парламент принимает реформы. Какие? Назовите. (Поиск информации учащимися по тексту учебника. Называют реформы).

    Реформы Долгого парламента:(Слайд №8)

    • уничтожение королевских судов;
    • запрет епископской цензуры и полиции;
    • закон о роспуске палаты общин только с ее согласия;
    • закрепление парламентского права установления налогов.

    4. Гражданская война. (Слайд №9-10)

    Но Карл 1 не пошел на компромисс и в 1642 г. бежал из Лондона на север страны, рассчитывая на помощь крупных землевладельцев.

    Началась гражданская война короля с парламентом.

    Англия оказалась разделенной на два враждебных лагеря: на сторонников короля – «кавалеров» и сторонников парламента – «круглоголовых».

    - Итак, кто же поддержал короля и парламент? ( Карта на слайде № 11)

    Вначале военные действия не приносили парламенту побед, но армия нового образца, созданная Оливером Кромвелем, 14 июня 1645 г. у деревни Нейзби разбила армию Карла 1.Переодетый король тайно бежал к шотландцам.

    5. Реформы парламента. (Слайд №11)

    Разгром армии «кавалеров» дал возможность провести новые реформы парламенту:

    • Дворян-землевладельцев (джентри) освободили от феодальных платежей в пользу короны;
    • Купцам больше не нужно покупать разрешение на торговлю;
    • Земли короля и его сторонников было решено конфисковать и распродать.

    От короля требовалось признать реформы и господство пуританской церкви. Зимой 1647 г. Карла Iшотландцы продали парламенту, который поместил его под охрану в замок. Но в силу своего характера и взглядов Карл 1 не пошел на компромисс.

    Армия требовала суда над королем. Была проведена чистка парламента от умеренных и создан чрезвычайный суд из 150 человек. 20 января 1649 г. вынесен обвинительный приговор. Задание: на странице 150-151 учебника прочитайте документ «Обвинение против короля» (Слайд № 12)

    30 января 1649 г. приговор исполнен.

    6. Установление республики.

    Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть была уничтожена. В мае 1649 г. Англию провозгласили республикой. (Слайд № 14). Гражданская война закончилась победой пуритан. Король казнен, абсолютизм уничтожен. Провозглашена республика.

    - Карл 1 не пошел на компромисс с парламентом, хотя такая возможность появлялась трижды. Мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: «Каковы были итоги английской буржуазной революции?» (Учащиеся высказывают свое мнение). (Слайд №13)

    IV. Подведение итогов.

    Итак, мы сегодня с вами изучили еще одну страничку истории. Давайте подведем итоги, и ответим на вопросы. (Слайд № 14, 15)

    1. Созыв Долгого парламента, послуживший началом революции в Англии, произошел в:

    а) 1640 г. б) 1642 г. в) 1645 г. г) 1649 г.

    2. Англия была провозглашена республикой в:

    а) 1640 г. б) 1642 г. в) 1645 г. г) 1649 г.

    V. Домашнее задание.

    Прочитать § 16, выполните задание 7 к параграфу 16.

    Для юных исследователей: найти интересные факты «Этот день в истории». Источники: интернет, энциклопедии.

    VI. Рефлексия.

    Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке? Какие новые знания получили?

    Файлы: Парламент против короля. Революция в Англии.doc
    Размер файла: 47104 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология