Автор конспекта:
Автор(ы): — Чигурова Галина Ивановна
Место работы, должность: — МЭЛ. Учитель юиологии.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса; раскрыть многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 13
Краткое описание: — Строение,местообитание,жизнедеятельностьпаукообразных.Мифы,легенды,стихи учащихся,загадки.Творческое задание-дописать сказки Леонардо да Винчи о пауках.
Класс «Паукообразные»
— Тема урока: Многообразие и значение паукообразных. Особенности их строения и жизнедеятельности.
Цель урока: раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса; раскрыть многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом. Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: коллекция паукообразных, карты с заданиями и упражнениями, таблицы: «Паук – крестовик» и «Класс Паукообразные», тексты сказок Леонардо да Винчи («Паук и виноград» и «Паук и стриж»
— Ход урока
Изучает пауков наука Арахнология.
Откуда появилось такое название?
— Арахна.
В древнейшие годы Арахна жила
Из тоненьких нитей полотна ткала.
И возгордилась своими трудами,
Твердо решив состязаться с богами
С богиней Афиной спор завела,
Что лучше ее полотна плела!
Решила Афина выткать людей.
Арахна сплела море божих страстей!
— Работа Арахны прекрасней была.
Богиня со злости ее порвала!
Арахну она в паука превратила,
Чтоб вечно ткачиха плела паутину,
Чтоб люди труды ее вечно срывали,
Паучьи глаза ее, чтобы пугали…
— Столетья прошли, но Арахна живет!
И с тем же уменьем полотна плетет!Дорофеева М.
Вот так и появилось название науки о пауках — Арахнология.
— —
Ребята, вы уже знаете признаки ракообразных и в задании они есть. Вам необходимо: выписать их в левую колонку таблицы, а в правую – оставшиеся признаки.
1. Покров тела хитиновый.
2. Тело состоит из головогруди и брюшка.
3. Животные имеют восемь ног.
4. Усиков нет.
5. Усиков две пары – длинные и короткие.
6. Брюшко членистое.
7. Брюшко нечленистое.
8. Органы дыхания – жабры.
9. Органы дыхания – трахеи и легкие.
10. У животных пять пар ног.
11. Раздельнополые животные.
12. Кровеносная система незамкнутая.
13. У большинства животных по два сложных глаза.
14. Глаза простые (от одной пары до пяти пар).
15. Желудок мускулистый «сосательный»
16. Органы выделения — две зеленые железы.
17. Челюсти, ротовой аппарат – грызущий.
18. Потомство развивается на брюшных ножках.
19. Потомство развивается в коконах.
— Ответы: паукообразные – 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 19.
ракообразные – 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18.
Общая характеристика пауков.
— Пауки – самый большой отряд паукообразных: Сегодня учеными описано 35 тыс. видов, и, как считают, это число возрастает до 50 тыс. Пауки – одна из наиболее процветающих групп животных. Они освоили все природные зоны Земли – от пустынь и тропических лесов до островов Антарктиды. Их видели на высоте 7 км.! В тайге их насчитывается до 300-350 экземпляров на 1м2 почвы.
Характерной чертой пауков является отсутствие усиков и сложных глаз. Глаза у них простые и их количество от 1 пары до 5 пар у скорпионов. У клещей нет глаз. На головных сегментах ротовые органы – видоизмененные членистые конечности. 1 пара – хелицеры. При основании хелицер имеются ядовитые железы. 2 пара конечностей – ногощупальца (педипальпы) – это органы осязания, иногда они участвуют в передвижении, или они хватательные с клешнями.
Что еще характерно для паукообразных?
Брюшко у них не всегда сегментировано; у многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое тело; у скорпионов оно четко сегментировано. Конечностей на брюшке нет, есть паутинные бородавки.
Каковы особенности пищеварения и пищеварительной системы паукообразных?
Средняя кишка образует слепые выросты, которые увеличивают ее вместимость и всасывающую поверхность. В брюшке из них образуется печень. Клетки печени участвуют в переваривании пищи. Пауки принимают большое количество пищи, в большинстве своем, жидкой, а потом долго могут голодать.
Арахниды отличаются и друг от друга.
Если вы хотите представить, как выглядели древнейшие паукообразные 500 млн. лет назад, в палеозойскую эру, взгляните на нашего современника – скорпиона. По своим размерам (до 20 см.) скорпионы – рекордсмены среди паукообразных. Но их вымершие предки – ракоскорпионы – достигали иногда 1,8 м. в длину и были настоящей грозой рек, дельт и лагун.
Жалит ли скорпион себя?
Существует легенда, что скорпион, будучи окружен кольцом горящих углей, наносит себе смертельный удар жалом, чтобы избежать мучительной смерти.
Так ли это на самом деле?
Послушаем сообщение о скорпионах.
Как пауки взаимодействуют со средой обитания?
Пауки – один из наиболее обширных отрядов класса паукообразные
Роль их в природе весьма важна. Они – важнейшие истребители насекомых. По мнению ученых, они уничтожают гораздо больше насекомых, чем птицы и другие насекомоядные животные. Главная особенность пауков – образование паутины.
Можно сказать, что пауки взаимодействуют с окружающей средой посредством паутины.
Какова же роль паутины в жизни пауков?
Сообщение учащегося о роли паутины.
Живут ли пауки в воде?
Живет в наших водоемах интересный паук. Послушайте о нем
Загадку.
Все мои друзья – на суше,
Ну, а я живу в пруду
Когда надо, дом воздушный
Под водою заведу. (Паук – серебрянка)
Почему у него такое название?
Давайте выясним. Сообщение ученика о пауке серебрянке.
Есть еще группа пауков. Они не плетут ловчие сети, а преследуют свою добычу или бросаются на нее из засады.
— На своем паучьем свете
Неумейка, так сказать.
Не вязал ни разу сети
И не думаю вязать. (Паук – волк)
О каких пауках идет речь?
О пауках – волках. Они не плетут ловчие сеть, а устраивают себе норки в земле, выстилая их паутины. Материала для этого требуется, конечно, гораздо меньше, чем для постройки тенёт и не нужны большие паутинные железы. Поэтому этих пауков отличают длинные и сильные бегательные ноги и небольшое брюшко. Самка откладывает яйца в кокон и таскает его на себе.
Паук- скакунчик- малый симпатичный
Добычу он поймал, запаковал,
И на свиданье, в настроении отличном
Он, прихватив подарок, поскакал.
И вот он дар свой преподносит,
Не забывая кланяться, слегка,
А вдруг, красавица подарок бросит
И невзначай проглотит жениха?
Подарок развернет она степенно
Такаппетитна муха, так легка!
Семью глазами смотрит на подарок,
Ну, а восьмым — косит на паука.
Паук не дилетант, он дело знает,
Немедленно он к танцам приступает.
Довольно лихо па он исполняет,
А самка аппетит свой утоляет,
Танцор ее не слишком занимает.
Вот трапеза уж близится к концу –
Быть осторожным надо молодцу
Финальный вмиг исполнив поворот,
Обратно в норку он ползет.
Крупные виды бродячих пауков – тарантулы- встречаются и у нас.
Известный итальянский танец носит название « Тарантелла».
Есть ли связь между этим танцем и пауком? Если есть, то какая? Ответ на этот вопрос найдите к следующему уроку.
— У Леонардо да Винчи есть сказка о тарантуле, который угрожал крестьянину, говоря: « Знай, невежа, что мой укус смертелен, и ты умрешь, корчась в страшных муках. Не подходи, не то хуже будет!»Человек не испугался, и тарантулу удалось его укусить.
Тарантул. Но, кроме легкого укола, крестьянин ничего не ощутил.
Укусы тарантула вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни не представляют. О пауках вы можете прочитать в детской энциклопедии. Есть паукообразные, с которыми имеют дело и агрономы, и врачи, и ветеринары.
Это клещи!Их характеристика:
1. Тело слитное.
2. Ротовые части приспособлены для прокалывания и сосания.
3. Мелкие размеры.
4. У личинок 3 пары ног.
Мало кто испытываетк клещам симпатию. Люди обычно представляют иксодовых, питающихся кровью зверей и человека. Взрослые клещи обычно подкарауливают свои жертвы.
Отрывать присосавшегося клеща не следует – его «головка» останется в коже и вызовет воспаление, более опасное, чем сам укус.
Лучше прижать к клещу пузырек со спиртом или одеколоном, и клещ отпадет сам. Если клеща не трогают, он сосет кровь около суток, увеличиваясь в 200 раз, потом отпадает. Они могут долго голодать. Некоторые в опытах голодали 7 лет!
Большой вред приносят растительноядные клещи, высасывая соки растений, вызывая усыхание.
Некоторые клещи живут в зерновках хлебных злаков, муке и плодятся там, в большом количестве. Это делает продукты непригодными для употребления. Чесоточные клещи (зудни) поселяются на теле животных и человека, вызывая чесотку. Чтобы избежать заражения, необходимо следить за чистотой рук. Роли клещей в переносе возбудителей энцефалита от диких животных человеку была выяснена благодаря работе ученых во главе с академиком Е.Н. Павловским. Среди клещей есть и полезные. Это – хищники, поедающие вредителей растений. Почвенные клещи активно участвуют в почвообразовательном процессе.
Яд пауков – используют в медицине.
Где только не поселились вездесущие клещи! 200 видов освоили жизнь в морях и океанах.
Задание на дом:
1.стр.81-82
2. Заполнить таблицу.
— —
— Представители класса
Особенности строения
Признаки
Значения
1
2
3
4
— — — —
— 3. Закончите сказку Леонардо да Винчи. (Тексты каждому ученику).
— — Леонардо да Винчи
Паук и виноград
Наблюдая несколько дней кряду за полетом мошкары, паук заметил, что чаще всего она тучами вьется над виноградником.
- Теперь мошкаре несдобровать! – ухмыльнулся паук и полез по лозе. Он протянул крепкую сеть к одной из самых крупных душистых кистей, а сам спрятался в углублении между прохладными виноградинами.
Из своего укрытия хитрый разбойник нападал исподтишка на беспечных мошек, привлеченных терпким запахом зреющего винограда и не подозревавших, какая их ждет опасность. Прожорливый паук передушил немало мошек, и подвох сходил ему с рук.
Но вот наступила пора…
— — — — Паук и стриж.
Трижды паук был вынужден натягивать между деревьями свою серебристую паутину, и всякий раз, пролетая на бреющем полете, стриж – насмешник разрывал крылом его сети.
- Почему ты мешаешь мне работать? – возмущенно спросил паук. – Разве я тебе помеха?
- Да ты само воплощение коварства! – прощебетал стриж в ответ. – А твоя паутина – невидимка – смертельная ловушка для насекомых.
- тебе ли говорить, братец, такие слова? – подивился паук. — Чем же ты лучше меня? …
— — Сравните отношение автора в одной и другой сказке к паукам?
— —