Автор конспекта:
Автор(ы): — Чигурова Галина Ивановна

Место работы, должность: — МЭЛ. Учитель юиологии.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса; раскрыть многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 13

Краткое описание: — Строение,местообитание,жизнедеятельностьпаукообразных.Мифы,легенды,стихи учащихся,загадки.Творческое задание-дописать сказки Леонардо да Винчи о пауках.

Класс «Паукообразные»
Тема урока: Многообразие и значение паукообразных. Особенности их строения и жизнедеятельности.
Цель урока: раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса; раскрыть многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом. Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: коллекция паукообразных, карты с заданиями и упражнениями, таблицы: «Паук – крестовик» и «Класс Паукообразные», тексты сказок Леонардо да Винчи («Паук и виноград» и «Паук и стриж»
Ход урока
Изучает пауков наука Арахнология.
Откуда появилось такое название?
Арахна.
В древнейшие годы Арахна жила
Из тоненьких нитей полотна ткала.
И возгордилась своими трудами,
Твердо решив состязаться с богами

С богиней Афиной спор завела,
Что лучше ее полотна плела!
Решила Афина выткать людей.
Арахна сплела море божих страстей!
Работа Арахны прекрасней была.
Богиня со злости ее порвала!
Арахну она в паука превратила,
Чтоб вечно ткачиха плела паутину,
Чтоб люди труды ее вечно срывали,
Паучьи глаза ее, чтобы пугали…
Столетья прошли, но Арахна живет!
И с тем же уменьем полотна плетет!Дорофеева М.
Вот так и появилось название науки о пауках — Арахнология.
— —
Ребята, вы уже знаете признаки ракообразных и в задании они есть. Вам необходимо: выписать их в левую колонку таблицы, а в правую – оставшиеся признаки.
1. Покров тела хитиновый.
2. Тело состоит из головогруди и брюшка.
3. Животные имеют восемь ног.
4. Усиков нет.
5. Усиков две пары – длинные и короткие.
6. Брюшко членистое.
7. Брюшко нечленистое.
8. Органы дыхания – жабры.
9. Органы дыхания – трахеи и легкие.
10. У животных пять пар ног.
11. Раздельнополые животные.
12. Кровеносная система незамкнутая.
13. У большинства животных по два сложных глаза.
14. Глаза простые (от одной пары до пяти пар).
15. Желудок мускулистый «сосательный»
16. Органы выделения — две зеленые железы.
17. Челюсти, ротовой аппарат – грызущий.
18. Потомство развивается на брюшных ножках.
19. Потомство развивается в коконах.
Ответы: паукообразные – 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 19.
ракообразные – 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18.

Общая характеристика пауков.
Пауки – самый большой отряд паукообразных: Сегодня учеными описано 35 тыс. видов, и, как считают, это число возрастает до 50 тыс. Пауки – одна из наиболее процветающих групп животных. Они освоили все природные зоны Земли – от пустынь и тропических лесов до островов Антарктиды. Их видели на высоте 7 км.! В тайге их насчитывается до 300-350 экземпляров на 1м2 почвы.
Характерной чертой пауков является отсутствие усиков и сложных глаз. Глаза у них простые и их количество от 1 пары до 5 пар у скорпионов. У клещей нет глаз. На головных сегментах ротовые органы – видоизмененные членистые конечности. 1 пара – хелицеры. При основании хелицер имеются ядовитые железы. 2 пара конечностей – ногощупальца (педипальпы) – это органы осязания, иногда они участвуют в передвижении, или они хватательные с клешнями.
Что еще характерно для паукообразных?
Брюшко у них не всегда сегментировано; у многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое тело; у скорпионов оно четко сегментировано. Конечностей на брюшке нет, есть паутинные бородавки.
Каковы особенности пищеварения и пищеварительной системы паукообразных?
Средняя кишка образует слепые выросты, которые увеличивают ее вместимость и всасывающую поверхность. В брюшке из них образуется печень. Клетки печени участвуют в переваривании пищи. Пауки принимают большое количество пищи, в большинстве своем, жидкой, а потом долго могут голодать.
Арахниды отличаются и друг от друга.
Если вы хотите представить, как выглядели древнейшие паукообразные 500 млн. лет назад, в палеозойскую эру, взгляните на нашего современника – скорпиона. По своим размерам (до 20 см.) скорпионы – рекордсмены среди паукообразных. Но их вымершие предки – ракоскорпионы – достигали иногда 1,8 м. в длину и были настоящей грозой рек, дельт и лагун.
Жалит ли скорпион себя?
Существует легенда, что скорпион, будучи окружен кольцом горящих углей, наносит себе смертельный удар жалом, чтобы избежать мучительной смерти.
Так ли это на самом деле?
Послушаем сообщение о скорпионах.
Как пауки взаимодействуют со средой обитания?
Пауки – один из наиболее обширных отрядов класса паукообразные
Роль их в природе весьма важна. Они – важнейшие истребители насекомых. По мнению ученых, они уничтожают гораздо больше насекомых, чем птицы и другие насекомоядные животные. Главная особенность пауков – образование паутины.
Можно сказать, что пауки взаимодействуют с окружающей средой посредством паутины.
Какова же роль паутины в жизни пауков?
Сообщение учащегося о роли паутины.
Живут ли пауки в воде?
Живет в наших водоемах интересный паук. Послушайте о нем
Загадку.
Все мои друзья – на суше,
Ну, а я живу в пруду
Когда надо, дом воздушный
Под водою заведу. (Паук – серебрянка)
Почему у него такое название?
Давайте выясним. Сообщение ученика о пауке серебрянке.
Есть еще группа пауков. Они не плетут ловчие сети, а преследуют свою добычу или бросаются на нее из засады.
На своем паучьем свете
Неумейка, так сказать.
Не вязал ни разу сети
И не думаю вязать. (Паук – волк)
О каких пауках идет речь?
О пауках – волках. Они не плетут ловчие сеть, а устраивают себе норки в земле, выстилая их паутины. Материала для этого требуется, конечно, гораздо меньше, чем для постройки тенёт и не нужны большие паутинные железы. Поэтому этих пауков отличают длинные и сильные бегательные ноги и небольшое брюшко. Самка откладывает яйца в кокон и таскает его на себе.
Паук- скакунчик- малый симпатичный
Добычу он поймал, запаковал,
И на свиданье, в настроении отличном
Он, прихватив подарок, поскакал.
И вот он дар свой преподносит,
Не забывая кланяться, слегка,
А вдруг, красавица подарок бросит
И невзначай проглотит жениха?
Подарок развернет она степенно
Такаппетитна муха, так легка!
Семью глазами смотрит на подарок,
Ну, а восьмым — косит на паука.
Паук не дилетант, он дело знает,
Немедленно он к танцам приступает.
Довольно лихо па он исполняет,
А самка аппетит свой утоляет,
Танцор ее не слишком занимает.
Вот трапеза уж близится к концу –
Быть осторожным надо молодцу
Финальный вмиг исполнив поворот,
Обратно в норку он ползет.

Крупные виды бродячих пауков – тарантулы- встречаются и у нас.
Известный итальянский танец носит название « Тарантелла».
Есть ли связь между этим танцем и пауком? Если есть, то какая? Ответ на этот вопрос найдите к следующему уроку.
У Леонардо да Винчи есть сказка о тарантуле, который угрожал крестьянину, говоря: « Знай, невежа, что мой укус смертелен, и ты умрешь, корчась в страшных муках. Не подходи, не то хуже будет!»Человек не испугался, и тарантулу удалось его укусить.
Тарантул. Но, кроме легкого укола, крестьянин ничего не ощутил.
Укусы тарантула вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни не представляют. О пауках вы можете прочитать в детской энциклопедии. Есть паукообразные, с которыми имеют дело и агрономы, и врачи, и ветеринары.
Это клещи!Их характеристика:
1. Тело слитное.
2. Ротовые части приспособлены для прокалывания и сосания.
3. Мелкие размеры.
4. У личинок 3 пары ног.
Мало кто испытываетк клещам симпатию. Люди обычно представляют иксодовых, питающихся кровью зверей и человека. Взрослые клещи обычно подкарауливают свои жертвы.
Отрывать присосавшегося клеща не следует – его «головка» останется в коже и вызовет воспаление, более опасное, чем сам укус.
Лучше прижать к клещу пузырек со спиртом или одеколоном, и клещ отпадет сам. Если клеща не трогают, он сосет кровь около суток, увеличиваясь в 200 раз, потом отпадает. Они могут долго голодать. Некоторые в опытах голодали 7 лет!
Большой вред приносят растительноядные клещи, высасывая соки растений, вызывая усыхание.
Некоторые клещи живут в зерновках хлебных злаков, муке и плодятся там, в большом количестве. Это делает продукты непригодными для употребления. Чесоточные клещи (зудни) поселяются на теле животных и человека, вызывая чесотку. Чтобы избежать заражения, необходимо следить за чистотой рук. Роли клещей в переносе возбудителей энцефалита от диких животных человеку была выяснена благодаря работе ученых во главе с академиком Е.Н. Павловским. Среди клещей есть и полезные. Это – хищники, поедающие вредителей растений. Почвенные клещи активно участвуют в почвообразовательном процессе.
Яд пауков – используют в медицине.
Где только не поселились вездесущие клещи! 200 видов освоили жизнь в морях и океанах.
Задание на дом:
1.стр.81-82
2. Заполнить таблицу.
— —

Представители класса
Особенности строения
Признаки
Значения
1
2
3
4
— — — —

3. Закончите сказку Леонардо да Винчи. (Тексты каждому ученику).
— — Леонардо да Винчи
Паук и виноград
Наблюдая несколько дней кряду за полетом мошкары, паук заметил, что чаще всего она тучами вьется над виноградником.
- Теперь мошкаре несдобровать! – ухмыльнулся паук и полез по лозе. Он протянул крепкую сеть к одной из самых крупных душистых кистей, а сам спрятался в углублении между прохладными виноградинами.
Из своего укрытия хитрый разбойник нападал исподтишка на беспечных мошек, привлеченных терпким запахом зреющего винограда и не подозревавших, какая их ждет опасность. Прожорливый паук передушил немало мошек, и подвох сходил ему с рук.
Но вот наступила пора…
— — — — Паук и стриж.
Трижды паук был вынужден натягивать между деревьями свою серебристую паутину, и всякий раз, пролетая на бреющем полете, стриж – насмешник разрывал крылом его сети.
- Почему ты мешаешь мне работать? – возмущенно спросил паук. – Разве я тебе помеха?
- Да ты само воплощение коварства! – прощебетал стриж в ответ. – А твоя паутина – невидимка – смертельная ловушка для насекомых.
- тебе ли говорить, братец, такие слова? – подивился паук. — Чем же ты лучше меня? …
— — Сравните отношение автора в одной и другой сказке к паукам?
— —

Рубрики: Биология Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология