Автор конспекта:
Автор(ы): — Тихонравова Юлия Евгеньевна

Место работы, должность: —

МБОУ ДОД ДЮЦ "Гелиос", методист

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Социальный работник
Целевая аудитория: — Иная категория

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

· Ознакомить с теоретико-методологическими проблемами педагогической этики;

· раскрыть понятие конфликта в педагогике; практическим путем определить возможные способы решения конфликтных ситуаций;

· поднять уровень морально-педагогической подготовки педагогов и вооружить их знаниями, пользуясь которыми, противоречия в процессе обучения могут быть решены более эффективно;

· выработать рекомендации педагогам по изучаемому вопросу;

· обсудить и сформулировать основные положения этического кодекса педагога.

Школа педагога

«Педагогическая этика- основа педагогического мастерства»

Цель:

· Ознакомить с теоретико-методологическими проблемами педагогической этики;

· раскрыть понятие конфликта в педагогике; практическим путем определить возможные способы решения конфликтных ситуаций;

· поднять уровень морально-педагогической подготовки педагогов и вооружить их знаниями, пользуясь которыми, противоречия в процессе обучения могут быть решены более эффективно;

· выработать рекомендации педагогам по изучаемому вопросу;

· обсудить и сформулировать основные положения этического кодекса педагога.

Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему

П. Швейцер

Культура человека — это не роль, которую он играет, а свет его истинной сути, который он проявляет во всём, что делает.

Дина Дин

Предмет и задачи педагогической этики.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд задач:

· исследование проблем методологического характера;

· выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей педагога;

· разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда;

· изучение состояния нравственного сознания педагога;

· выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога;

Обратимся к истории!

Зарождение и развитие педагогической этики.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Эпоха

Представители

Основы педагогической этики

Античность

Демокрит

Платон

Квинтилиан

Указывал на необходимость сообразовывать воспитание с природой ребёнка, использовать детскую любознательность как основу учения, предпочтение средств убеждения над средствами принуждения;

Исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использование методов наказания при неповиновении;

Предостерегал педагога от использования принуждения, апеллировал к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

Средневековье

Доминировала религия в вопросах обучения

Эпоха Возрождения

Монтень

Я.Коменский

Локка

Обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка»;

акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей;

уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).

Просвещение

Руссо

учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества

Пестолоцци

Дистервег

истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)

Революционеры-демократы

Добролюбов

«Воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей»;

Советская эпоха

Сухомлинский

учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.

Категории педагогической этики.


Педагогическая справедливость — своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.

Справедливость — это нравственное качество педагога и оценка мер его воздействия на обучающихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

Профессиональный педагогический долг– одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к обучающимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честьв педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитетпедагога – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.

Педагогическая мораль– это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.

Педагогическая моральпризнаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации.

Конфликтная ситуация- это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, “силой” или рангом. Ранг оппонента — это социальная характеристика человека..

Две трети учащихся старших классов в объект конфликта вкладываютобъективно существующее противоречие, проявляющееся:

· в несоответствии взглядов учащихся и педагога на суть дисциплины (“Я только повернулся и попросил карандаш у друга, а она уже замечание в дневник пишет”);

· в неоптимально выработанных и несогласованных с учащимися критериях оценивания результата учебной работы (“В четверти выходило 4, а поставили 3”);

· в отсутствии у учителей преподавательских умений и навыков (“Учитель рассказывает неинтересно, на уроке скучно, хочется хоть с соседом поговорить”), педагогической этики и такта (“Чуть что не по ней, то сразу начинает кричать и ругаться”);

· в приверженности традиционной авторитарной педагогической философии (“Мое дело учить, а ваше — молчать и слушать”), которая вступает в противоречие с доминирующими потребностями возраста старших школьников — не только брать, но и отдавать, не только исполнять, но и вести и т.п.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся. В то же время конфликтная ситуация — это сигнал, звонок, набат какого-то нарушения. Это возникшее, обнажившееся пpотивоpечие. Не замечать его нельзя.

Советы по предупреждению конфликтных ситуаций:

· познакомиться с листом здоровья и сведениями о родителях по журналу класса. Если у ребенка заболевание эндокринной системы — ждите немотивированных поступков и эмоциональных взрывов.

· возможно возникновение инцидента,как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Это касается прежде всего эмоциональной сфены (pаздpажение, гнев, обида). В таких случаях и ученику, и учителю могут помочь навыки саногенного мышления и поведения.

· если пpедупpедить конфликт не удалось, то его пpидется pазpешать. В педагогике неpазpешенные конфликты особенно опасны как для педагогов, так и для учащихся. Разрешение конфликта — длительный процесс, но при правильном его развитии воспитательный успех обеспечен.

Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной ситуации заложена в его должностных функциях. Поэтому задача учителя – избегать развития и обострения любого конфликта.

Данный Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики:

1.Педагог проявляет себя как профессионал тем, что обеспечивает развитие обучающихся. Педагог существует для воспитанников, а не они для него.

2. Своей работой педагог возвышает обучающихся над обыденностью, заботится об их здоровье и благополучии.

3. Доверие к себе педагог приобретает компетентностью, искренностью, умением хранить тайну, дорожить словом.

4. Педагог проявляет себя как ответственный организатор образовательной деятельности тех обучающихся, которые должны и могут присутствовать на его занятиях.

5. Педагог не позволяет относиться к общей работе без уважения, не начинает и не заканчивает урок в суетливой спешке.

6. Педагог стремится быть элегантным и красивым, он несет в коллектив оптимизм, улыбку.

7. Педагог не позволяет себе показывать своё раздражение. Он и обучающиеся сосредоточены на предмете изучения.

8. Работая с одним обучающимся, педагог не забывает об остальных. Взаимодействуя со всеми обучающимися, он заботится о каждом.

9. Педагог не требует демонстрации тех знаний и умений, которые еще не даны обучающимся.

10. Педагог — образец человека, стремящегося к размышлению. Он делает явными все важные условия учебных задач и их оптимальные решения.

11. Педагог не позволяет перебивать себя и своих воспитанников. То, что сказано в объединении для всех, он делает ясным для каждого участника общей работы.

12. Педагог не отзывается плохо о людях и ценностях, которыми дорожит или может дорожить воспитанник.

13. Педагог не позволяет себе употребление вульгарных выражений, не читает поучений, избегает иронии или насмешки.

14. Педагог не демонстрирует, а применяет свои возможности и силы.

15. Педагог требователен не только в определении сущности предмета, но и в соблюдении норм, форм учебной работы.

16. Педагог умеет и учит находить интересное в необходимом и необходимое в интересном.

17. Педагог не подвергает осуждению или сомнению личные качества воспитанника. Он делает явной связь между свободой выбора и ответственностью за наступившие или возможные последствия.

Литература по теме:

1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. Казань: ЦИТ, 2003.

2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. М.: МПСИ, 2007.

3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность. Педагогика. 1999

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002

5. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. Ростов н/Дону: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004.

6. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.

Файлы: Rabochia_prog_rus_ias_5.doc
Размер файла: 321536 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология