Автор конспекта:
Автор(ы): — Жакупова Ольга Викторовна

Место работы, должность: —

МОУ "Урало-Ахтубинская СОШ"

учитель начальных классов

Регион: — Волгоградская раздел

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее новообразование

Класс(ы): — 1 экономкласс
Класс(ы): — 2 экономкласс
Класс(ы): — 3 экономкласс
Класс(ы): — 4 экономкласс

Предмет(ы): — Внеклассная материал
Предмет(ы): — Изобразительное знание
Предмет(ы): — Литературное прочтение
Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — замысел

Краткое изложение ресурса: —

Творческий учительский проект. УМК Школа России. Срок работы надо проектом-5 лет. Цель проекта-воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа.

Муниципальное образовательное учреждение

«Урало-Ахтубинская средняя школа»

Быковский муниципальный район

Волгоградская область

Педагогический проект

Тема: «Народные традиции – моя культура, моя история»

Предметы эстетического цикла, 1-4 классы

УМК «Школа России»

Педагог начальных классов высшей квалификационной категории

Жакупова Ольга Викторовна

Быковский район

п.Катричев

2009 — 2010г.

Тема проекта: Народные традиции — моя культура, моя история.

Цель проекта:Воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа.

Актуальность проблемы

В последнее пора государством особое заботливость уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? – миссия не изо легких на современном мире. Достичь этого можно, лишь едва только добившись того, затем чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции свое­го народа, его историю, культуру. Потому точно нежели внимательнее мы будем к нацио­нальному, тем поближе к общечеловеческо­му, основывающемуся на принципах оп­тимизма и гуманизма. «Наши мудрые предки изо поколения на поколение твердили, яко не может быть будущего там, где-нибудь предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого отнюдь будущего. Именно патриотизм, на конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцовский и детей.(Руководитель организации"Народно-Патриотическое Объединение « РОДИНА»Алексей Тихонов). На мои взгляд, причиной падения нравов, проявле­ния грубости и зла, антигуманности посредь населения, явилось интердикт на недавнем прошлом учащихся ото нацио­нальных традиций, обычаев и родич культуры, влюбленность и стилизация современным западным веяниями. А это значит, яко основ­ной задачей сразу наверное характер патронат национального самосознания. В начальной школе оно начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Стоит помнить, яко низший ученический годы – самая важная анафаза формирования личности человека, её фундамент. И именно с ран­него возраста необходимо воспитывать почтительность к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Это обязывает меня, педагога начальной школы, к созданию благоприятных условий на педагогическом процессе для привития детям любви к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, чай «корни человека лежат на той почве, которая его вскормила, безусловно ветви своего древа мы можем устремлять на различных направлениях…» (Джавахарлал Неру)Это сообщение точно нельзя правильнее говорит о том,что знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ре­бенку мочь развиваться соответственно с его способностям и желаниям и на ногу со временем. Как данный дело сделать увлекательным, творческим и эффективным предстояло выяснить на ходе реализации данного проекта.

Задачи проекта:

1.Выбрать формы и методы знакомства учащихся с фольклорным материалом и выявить обостренно эффективные изо них.

2.Отобрать материал для изучения соответственно с возрастными особенностями учащихся и материалом учебных предметов.

3. Проводить на каждом классе фольклорные праздники.

Этапы и сроки проведения проекта:

— Формирование темы исследования

— Составление плана работы

— Выбор возможных источников информации

— Выбор форм и методов работы

— Поэтапное добывание результатов

— Работа педагога по сбору фотографий, творческих работ учащихся

— Оценка результатов

— Подготовка презентации

Проект – творческий

Длительность работы надо проектом – 5 лет

Источники информации:

  • Научная и художественная литература
  • Интернет-ресурсы
  • Жизненный опыт, якшанье со старшим поколением

Изучение информации, добывание знаний происходит на уроках эстетического цикла:

  • ИЗО и поэтический труд
  • Литературное чтение
  • Музыка

А примерно сказать же на

  • Классных часах
  • Факультативе – Ритмика

Формы работы:

  • Интегрированные уроки.
  • Поскольку народные традиции – это веками накопленные и узко связанные посерединке собой музыкальные, литературные, хореографические, декоративно-прикладные и изобразительные традиции, обучение предметов эстетического цикла наверное нес­ти объединенный характер.

    Именно на пермь дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка осуществляется обостренно интенсивное созревание отношений к окружающей действительности путем свет эмоциональных отношений и переживаний. Все вышеперечисленные виды искусства обостренно воздействуют на ребенка своими специфическими, художественными средствами и материалами: унитерм на литературе, всплеск на музыке, линии и цвета на изобразительном искусстве, движения на ритмике. Использование на уроках залпом нескольких средств художественной выразительности предметов эстетического цикла позволяет охватить материал по изучению той либо какой-нибудь традиции, обычая на полном объеме, создать измеренный пафосный настрой, помощь детям увидеть историю своего народа по-иному, развивать воображение, активизировать созидательный процесс. Связь предметов позволяет педагогу образнее раскрыть тему.

    Рассмотрим интеграцию предметов:

    «изобразительное знание – литература».

    В начальной школе очевидна межпредметная конференцсвязь близ изучении «устного творчества русского народа» и изобразительного народного искусства. Раздел «устное фольклор русского народа» на учебнике по литературе представлен русскими народными песнями, потешками, небылицами, сказками. Этот учебный материал воспринимается более осознанно, если одинаково с текстами ребятки познакомятся с подлинными произведениями изобразительного искусства, узнают о традиционных росписях и ремеслах своей Родины. Орнаменты резьбы по дереву, мотивы вышивок сопоставимы со складом былин. Дымковская глиняная матрешка непроизвольно перекликается с образами персонажей народных сказок. Так были проведены интегрированные уроки:

    — «Книги Древней Руси и современные книги»

    — «Искусство оформления книги. Творчество Ю.Васнецова»

    — «Небылицы на творчестве мастеров изо Дымкова, Филимонова»

    — «Мотивы народных росписей Хохломы, Гжели на русских народных песнях»

    — «Князь Олег – мужской общенародный образ»

    — «Древний город на сказке П.П. Ершова «Конек – Горбунок»

    2.Уроки с элементами театрализации.

    Издавна каждый праздник, обычай, коляда сопровождался театральным зрелищем . В свою участок кубуки – это концентрирование на гармоничное целое всех видов искусства. Сопереживание зрителей и актеров усиливает эмоциональное влияние театрального зрелища. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя и порицая их. Театр нечеловечески влияет на любую субъект и развивает ее морально и эстетически. Особенно это действенно, если дитя собственноручно является актером, отчего на уроках я использую элементы театрализации народных сказок, обрядов, сцен изо жизни крестьян и т.д.

    Были проведены уроки:

    — «Мы строим гурьбой с мастером постройки» (театрализация сказки

    «Заюшкина избушка»)

    — «О нежели говорит искусство?» (театрализация сказки «Аленушка и

    братец Иванушка»).

    . — «Художник и зрелище» (театрализация рус. народной сказки )

    — «Народные праздники России»

    (театрализация обычая празднования «Лукового дня» на Руси).

    Такие обобщающие уроки с элементами театрализации способствуют развитию артистических способностей учеников, развитию личности путем самовыражение и творчество, повышают выгода к предмету, активизируют творческую деятельность.

    3.Презентации.

    Поскольку наглядного фольклорного материала для показа учащимся не примерно сказать много, безусловно изготовить его на нужном количестве – это многотрудный и копотливый труд, купить – не чинквеченто по средствам, перед учителем чинквеченто стояла задача: точно заиметь такую методическую копилку? Сейчас, по причине использованию новых информационно-коммуникативных технологий , это возможно. Я боевито пользуюсь интернет-ресурсами и компьютерными программами по созданию презентаций для знакомства учащихся с нужной информацией. Сейчас на моей методической копилке презентации к проведенным урокам, классным часам, праздникам, яко многозначаще облегчит мою дальнейшую работу на новых классах.

    4.Фольклорные праздники.

    Настоящий фольклорный празднование получится едва только тогда, иной раз детям справно известно его содержание, изучен желательный материал. Поэтому фольклорный празднование я рассматриваю точно резюме предыдущей учебно-воспитательной работы, провертываемый и на уроках, и на классных часах, и на внеурочное время. Учащиеся должны поделиться с другими ребятами своими знаниями, отчего на празднование мы чинквеченто приглашаем по горло гостей, они также принимают участие: отгадывают загадки, играют на народные игры. Фольклорные праздники показывают корреляция устного и изобразительного народного искусства, их органическую конференцсвязь с трудом, бытом, природой, пробуждают на ребенке эстетические идеалы о национальном, духовном и культурном наследии . Эта конференцсвязь очевидна. Издавна периэк живет на контакте с природой, она-то и вдохновляет его к творческой деятельности. Красоту природы периэк переносит на свою жизнь, жилище, быт. Человек научился резать по дереву, вышивать, расписывать , сочинять песни и сказки и стал творцом. Жизнь наших предков жуть нечеловечески зависела ото природы, и вследствие чего периэк с давних пор верил и поклонялся силам природы, безусловно отсюдова возникли народные обряды, праздники.

    Фольклорные праздники, посвященные трудовым процессам, имплементация новых и старых обрядов, обычаев, ритуалов, вызывают у детей важный пафосный подъем, духовную радость, жуирование художественным образом русского народа, повышают выгода к истории своего народа, раскрывают творческие способности детей, способствуют формированию патриотической культуры учащихся.

    В каждом классе я провожу фольклорные праздники, учитывая:

    — возрастные особенности учащихся;

    — артистические способности учащихся (особенности классного коллектива)

    — интересы учащихся,

    — пансион учебного материала по предметам.

    Следует отметить, яко фольклорный празднование является уж и важным средством воспитания культуры межнациональных отношений. Ведь на территории России веками проживали, взаимодействуя любезный с другом, представи­тели разных народов. В нашем регио­не соответственно с одинаковыми природ­ными условиями, общностью истории, об­разом жизни сложились схожие нравствен­ные ценности, общие черты быта и искус­ства. Вековое якшанье народов способствовало выработке у людей уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других национальностей. А на классном коллек­тиве чинквеченто есть ребятки разных национальностей. Поэтому авторитетно уделять должное заботливость воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений. Самый признанный лад работы по воспитанию культуры межнационального общения – информирование, которое осуществляется, точно правило, путем внеклассные мероприятия, фа­культативы, классные часы, безусловно примерно сказать же общешкольные фольклорные праздники, пропагандирующие культуру разных народов. Детям нравится изучать традиции, обряды и обычаи не едва только своей, однако и других наций. На уроках мы находим общее для всех нас, живущих на п.Катричев, экий бы национальности мы ни были.

    Результаты проекта:

    В ходе проведения народных праздников была разработана определенная подструктура построения сценария фольклорного праздника. Она позволяет обостренно полно представить нам, точно все происходило на далекие времена.

    I. Структура фольклорного праздника:

  • На праздникедолжна быть представлена курьез возникновения той либо какой-нибудь народной традиции.
  • Показана сама ценность проведения с использованием соответствующего музыкального, изобразительного, танцевального, литературного материала.
  • Разыгрываются театрализованные сценки изо жизни крестьян, связанные еле и буднями народа.
  • Происходит столкновение с русскими народными играми, на которых участвуют желающие изо зал и участники. Это повышает выгода к празднику, активизирует внимание, раскрепощает.
  • На празднование готовится авиасалон творческих работ учащихся по теме праздника.
  • При проведении праздника необходимо уделить особое заботливость эстетике быта, т.е. оформлению. Должны быть неизбежно декорации, которые соответствуют месту происходящего действия. Например, «посиделки»: внутреннее интерьер избы (печь, кумачный угол, лавки и т.д.); празднование на улице: фракция деревенской улицы (изба, изгородь, березка, водка и т.д.).

    II. В результате проекта собрана методическая копилка:

    — компьютерные презентации ;

    — сценарии фольклорных праздников проводившихся на каждом классе;

    — конспекты интегрированных уроков, классных часов;

    — творческие работы учащихся, точно яркий материал для дальнейшей работы и идеал детского творчества.

    III. Разработана дифсистема проведения фольклорных праздников на 1-4 классах соответственно с учебным материалом и возрастными особенностями.

    Фольклорные праздники на начальной школе:

    1 экономкласс « Масленица»

    «Праздник птиц»

    2 экономкласс « У воротник хоровод» (встреча весны)

    «Праздник урожая»

    3 экономкласс « Народные промыслы России»

    « Покров»

    4 экономкласс « Луковые посиделки»

    «Зимние посиделки»

    IV. Спланированноезнакомство с основами народной жизни, обрядами, традициями вызвало у учащихся выгода к истории родного края: уж с 3 класса 5 периэк изо класса стали заниматься на школьном краеведческом кружке.

    Изучение обычаев и традиций национальностей, проживающих на нашем селе, научило учащихся аристократия и уважать культуру своего и других народов. 10 периэк занимаются на танцевальном кружке, где-нибудь обучаются хореографическому искусству разных народов.

    Приглашенные на фольклорные праздники и уроки гости, родители, коллеги не однажды высказывали на адресок учеников и учителя едва только добрые слова благодарности, о нежели свидетельствуют печатные статьи на районной газете Быковского района Волгоградской области — «Коммунар».

    Педагогический замысел «Народные традиции — моя культура, моя курьез » занял Iместо на районном фестивале педагогических проектов по направлению эколого-краеведческое на 2010 г.

    Список использованной литературы:

    1. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Изобразительное знание и поэтический надсада на начальной школе: дифсистема преподавания уроков ИЗО на 1-4 классах по программе Б.М. Неменского /сост. Александрова А.Г., Капустина Н.В. — Волгоград: Учитель, 2006/

    2. Гончаров Н.Н. Педагогическая дифсистема К.Д. Ушинского. — М., 1974 г.

    3. Кошмина И.В. Межпредметные связи на начальной школе. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

    4. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. – М.: Просвещение,1981/

    5.Автор-составитель Ю.В.Вакуленко Эстетическое патронат на начальной школе, Волгоград: Учитель, 2007.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология