Автор конспекта:
Автор(ы): — Городинец Галина Григорьевна

Место работы, должность: — МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школла №2 имени Н.А.Заболоцкого»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — «Формирование у обучающихся основных умений, необходимых для выполнения практических работ на уроках экономической географии России»

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература:

1) Дронов В.П. Ром В.Я.География России. Население и хозяйство. Москва. Дрофа, 2007.

2) Иванов Н.В. География РМЭ. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2004.

Используемая методическая литература: —

Литература:

1) Бабанский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. Москва. Просвещение,1991.

2) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Москва. Просвещение, 2008.

3) Ковалевская М.К. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии. Москва. Дрофа,1994.

4) Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Москва,2007.

5) Сиротин В.И.Самостоятельные и практические работы по географии. Москва. Дрофа,1991.

Краткое описание: — Педагогический проект "Практические работы по экономической географии России 9 класс" дает представление и системе работы педагога с обязательными практическими программными работами в курсе 9 класса.

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная

школа № 2 имени Н.А. Заболоцкого»

Проект

«Практические работы в курсе экономической географии России»

Подготовила учитель

географии ССШ №2

Г.Г.Городинец

Сернур

2009

1. Ф.И.О.: Городинец Галина Григорьевна.

2. Общешкольная тема: «Творческое саморазвитие личности учителя и обучающихся».

3. Индивидуальная тема научно-методической работы:

«Практические работы в курсе экономической и социальной географии России».

4. Сроки реализации проекта: 2009-2010 учебный год

5. Цель проекта: «Формирование у обучающихся основных умений, необходимых для выполнения практических работ на уроках экономической географии России»

6. Задачи проекта:

ü Сократить разрыв между теоретическими знаниями по географии и фактическими умениями по применению их в новой учебной ситуации или практике.

ü Научить учащихся применять, углублять, развивать теоретические знания в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков.

ü Готовить учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

ü Использовать практические работы для проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отраженными в программе.

ü Активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

7. Основные вопросы для изучения темы:

1. Роль и значение практических работ в курсе изучения экономической и социальной географии.

2. Роль учителя в зависимости от цели проведения практической работы.

3. Этапы подготовки обучающихся к проведению практических работ.

4. Виды практических работ в курсе экономической и социальной географии России.

5. Методика преподавания экономической и социальной географии России.

Литература:

1) Бабанский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. Москва. Просвещение,1991.

2) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Москва. Просвещение, 2008.

3) Дронов В.П. Ром В.Я.География России. Население и хозяйство. Москва. Дрофа, 2007.

4) Иванов Н.В. География РМЭ. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2004.

5) Ковалевская М.К. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии. Москва. Дрофа,1994.

6) Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Москва,2007.

7) Сиротин В.И.Самостоятельные и практические работы по географии. Москва. Дрофа,1991.

8. Содержание работы

а) Концептуальная основа.

Согласно проекту базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2008 года (стандартов второго поколения) содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умений организовывать свою деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике. Изучение естественно-научных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности – природной, социальной среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, производить анализ и обработку информации.

Известно, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое развитие не одномоментно, а протекает на протяжении всей жизни.

Приоритетом обучения должно стать не усвоение обучающимися определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать их с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. Этому способствуют и практические работы по экономической и социальной географии РФ.

б) Содержательная часть обучения:

Цели обучения:

1. Повысить эффективность и качество обучения экономической и социальной географии России.

2. Научить обучающихся при выполнении практических работ использовать необходимый комплекс различных источников информации.

3. Углубить и закрепить знания об основных понятиях экономической географии, формировать умения отражать с помощью схем взаимосвязи отраслей народного хозяйства России.

4. Формировать умения проводить простейшие расчеты для доказательства размещения производства по территории страны, анализировать экономические карты, статистические данные, делать выводы.

- Содержание учебного материала соответствует программе Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений по курсу «География России. Население и хозяйство»,9 класс (68 часов). Москва. Дрофа,2004. Учебники: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. Москва. Дрофа,2007. Иванов Н.В. География РМЭ Йошкар-Ола. Марийское книжное издание,2004.

в) Процессуальная часть - технологический процесс.

Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, наглядных пособий, схем и т. д.). Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа может быть тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Учитель может использовать практические работы и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками.

На необходимость совершенствования практической части программы указывает и практика обучения. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся и особенно их умений. Зная определение практических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение обучающимися своих знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.

Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития, решить создавшуюся проблему невозможно. Не закрепленные в процессе практической деятельности знания остаются для учащихся мертвым грузом и быстро забываются.

Самостоятельные и практические работы – это один из самых ценных видов работы в классе, который может:

ü разгрузить классное время учителя от обязательного из урока в урок объяснения;

ü теснее связать классное занятие с домашним , ибо классное занятие по типу самостоятельной работы над учебником учит тому ,как работать дома;

ü учит пользоваться уже приобретенными знаниями и основательно их закреплять, ибо то, что человек черпает путем проработки заданий и упражнений удерживается в памяти прочнее;

ü прививает практические навыки при работе с картой, таблицами, схемами.

Но практические и самостоятельные работы, хотя и продуктивны, но требуют от учителя:

- хорошо разработанной системы заданий;

- большой затраты времени со стороны учителя к таким занятиям;

- образцовой дисциплины учащихся, при ее отсутствии каждое занятие будет требовать больше времени и давать слабые результаты.

Главное искусство при составлении заданий для практических и самостоятельных работ должно заключаться в проведении неуклонного усложнения заданий как картографического так статистического, так и географического мышления, нельзя топтаться на месте, тем более возвращаться вспять, но нельзя делать больших рывков вперед.

Формулировки заданий должны быть четкими, простыми, исключающими какие – либо недоразумения. Лучше всего их выписать на доске. При этом обязательны пояснения.

Форма выполнения может быть устная или письменная. Письменная форма имеет преимущества: каждый ученик вынужден работать, и работу каждого ученика учитель может легко проверить, собрав тетради.

Однообразные работы не рекомендуются, они вызывают скуку и понижают усвоение.

Не всякая практическая работа является самостоятельной, таковой она будет в том случае, если ведет к получению нового результата ранее неизвестного ученику. К недостаткам самостоятельных и практических работ относится то, что учитель на уроке даст знаний больше, чем их добудут дети.

9. Практические выводы по теме.

Тематическое планирование программных практических и самостоятельных работ по экономической и социальной географии России в 9 классе.

п/п

Содержание работы

Цель работы

Источники знаний

1

Обозначение на к/к субъектов РФ со столицами и центрами.

Формирование умений рабо-тать с политико-администрати-вной картой РФ, знаний о гео-графическом положении субъектов РФ.

Атлас, к/к, 1

2

Определение по картам размеще-ния трудоемкого и металлоемкого ма-шиностроения РФ.

Формирование умений анали-зировать экономические кар-ты, обосновывать принципы размещения машиностроения

Атлас, 18-19

3

Характеристика одного из районов добычи нефти или угля по картам и статистическим ма-териалам.

Формирование умений состав-лять экономико-географичес-кую характеристику топливной базы по картам и статистичес-ким материалам.

Атлас, приложение учебника, 22

4

Составление типо-вой схемы АПК.

Углубление знаний об АПК. Формирование умений отра-жать с помощью схем взаимо-связи отраслей с/х с промышленным производ-ством.

Атлас, 31

5

Определение эф-фективности при-ближения обраба-тывающих приз-водств пищевой промышленности к с/х предприятиям.

Формирование умений произ-водить простейшие расчеты для доказательства приближе-ния пищевой промышленнос-ти к с/х сырью.

Атлас, 33

6

Характеристика одной из транспор-тных магистралей по типовому плану

Формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя различ-ные источники информации.

Атлас, дополни-тельная литература, 35

7

Изучение местного предприятия и описание его по плану.

Формирование умений состав-лять ЭГХ предприятия на осно-ве собранных материалов.

Материалы, по-лученные при изучении пред-приятия.

8

Изображение на к/к схемы внешних территориально-производственных связей Централь-ной России.

Углубление знаний о разделе-нии труда. Формирование умений отражать на к/к произ-водственные связи,существую-щие между районами РФ.

Атлас, к/к, 43

9

Составление ЭГХ промышленного узла.

Углубление знаний о взаимо-связи различных отраслей про-изводства. Формирование умений составлять ЭГХ промышленного узла на осно-ве экономических карт и тек-ста учебника.

Атлас, к/к, 43, 52, 55.

10

Составление по нескольким ис-точникам харак-теристики одного ТПК.

Формирование умений составлять характеристику ТПК на основе комплексного использования карт атласа, схем и текста учебника.

Атлас, к/к, 61, 62

Практические работы по географии РМЭ

1

Определение по картам географи-ческого положе-ния РМЭ.

Установление особенностей географического положения РМЭ.

Карта РМЭ, учебник «Гео-графия РМЭ».

2

Определение плотности и осо-бенностей разме-щения населения РМЭ.

Вычислить среднюю плотность населения по районам РМЭ Получить знания об особенностях размещения населения по РМЭ.

Карта РМЭ, учебник «Гео-графия РМЭ», статистические таблицы, к/к.

3

Хозяйственная оценка природ-ных ресурсов РМЭ.

Установить особенности природных богатств РМЭ.

Учебник, карта РМЭ, к/к.

4

Составление кар-тосхемы террито-риальной структу-ры хозяйства РМЭ.

Определить территориальную структуру отраслей хозяйства РМЭ.

Учебник, карта РМЭ.

5

Внешние эконо-мические связи РМЭ.

Углубить знания обучающихся о внешних экономических связях РМЭ, научить состав-лять схемы внешних экономи-ческих связей.

Учебник «Гео-графия РМЭ», к/к.

10. Результаты работы над научно – методической темой.

В результате выполнения практических работ у обучающихся формируются:

- навыки работы с несколькими источниками знаний текстом учебника, экономическими и физическими картами, схемами, таблицами, статистическими материалами.

-умения анализировать собранный материал, отбирать главное, делать выводы, создавать свои творческие работы.

-знания по основным темам экономической и социальной географии России углубляются и закрепляются в результате сокращается разрыв между теорией и практикой.

11. Представление темы.

25 августа 2008 года выступила на районной конференции работников образования Сернурского района на секции учителей географии по теме «Современное метеорологическое оборудование кабинета географии», где речь шла о практических работах в 6 классе по наблюдению за погодой и последующей обработкой полученных данных.

4 марта 2009 года дала открытый урок в 6-«б» классе на тему «Обработка материалов календаря погоды за февраль месяц» для школьного МО учителей биологии, химии, географии, где обучающиеся научились вычислять среднюю месячную температу-ру, амплитуду температур месяца, составлять график хода температур февраля месяца, составлять диаграммы облачности и типов погод, розу ветров по данным своего календаря погоды, который вели в течение всего месяца самостоятельно.

В августе 2009 года выступлю с данным проектом на районной секции учителей географии Сернурского района.

К проекту прилагаются практические работы обучающихся.

Файлы: Климат Африки пр..ppt
Размер файла: 87040 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология