Автор конспекта:
Автор(ы): — Лохина О.Ю.

Место работы, должность: —

МОУ ДОД ДЮСШ №2 Тамбовского района

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Физическая культура

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

В данной работе рассматривается технология педагогического контроля и самоконтроля в учебно-тренеровочном процессе

«Технология педагогического контроля и самоконтроля в учебно- тренеровочном процессе»

Виды контроля

Надо ли говорить о важной роли контроля за ходом подготовки спортсменов и учета всех получаемых показателей. Без этого невозможен анализ оценки и выработки новых решений. Для контроля и учета используются следующие взаимосвязанные формы:

1. Педагогический контроль и учет.

2. Дневник и ежедневный самоконтроль спортсмена.

3. Медицинский и научный контроль.

Для эффективного управления процессом подготовки учеников чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Для этого тренер должен проводить три вида контроля:

1) оперативный или текущий (ежедневно, 2—3 раза в день, 3—5 раз в неделю), состоящий из нескольких простых тестов, упражнений, приборных измерений, позволяющих увидеть требуемую динамику;

2) этапный (раз в 1—3 месяца) в конце этапа или периода и включающий в себя комплексное обследование многих сторон подготовленности спортсмена, чтобы оценить происшедшие изменения под влиянием проведенной тренировки, выявить ее эффективность, определить сильные и слабые места в состоянии и работоспособности атлета. Особенно важен этапный контроль для оценки хода адаптационных изменений и восстановительных процессов;

3) итоговый (в конце большого цикла подготовки), состоящий из этапного комплекса обследования с добавлением медицинских методов для всесторонней оценки состояния здоровья спортсменов.

Для всех видов контроля выбираются те средства и методы из указанных далее, которые соответствуют виду спорта, подготовленности атлета и наиболее показательны для оценки состояния и работоспособности спортсмена.

Педагогический контроль

Учет тренировки и запись данных контроля ведутся спортсменами в дневнике, а тренером — в специальном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячном и микроцикловом плане и затем постепенно переносится в годичный план (важно видеть общую картину выполнения плана).

Педагогический контроль за ходом подготовки спортсменов осу­ществляется в следующих направлениях:

1.Фиксация фактического выполнения индивидуального плана по объему, интенсивности, координационной сложности упражнений и т. д.

2.Ежедневное определение состояния спортсмена (работоспособности, переносимости нагрузок, восстановления, настроения, желания тренироваться, поведения и др.) на основе данных самоконтроля спортсмена, наблюдений тренера за ходом тренировки и ее результативностью.

3.Определение уровня отдельных компонентов подготовленности легкоатлета с помощью контрольных упражнений. Так, посредством прикидок на 30, 60 и 100 м определяют, не снижается ли скорость бегуна на 100 м в связи с удлинением дистанции, а на основании этого можно судить о его специальной выносливости. Если у бегуна на средние дистанции скорость бега на 30—40 м с ходу не повышается с течением времени, а даже ухудшается, значит, методика тренировки неправильна.

Контрольные упражнения в спортивной технике — это отдельные ее детали, узловые элементы, правильность выполнения которых в значительной мере характеризует и правильность действия в целом. Оценка техники легкоатлета производится тренером по десятибалльной системе, а также с помощью объективных методов (кино-фотографирование, запись на видеомагнитофон, измерение параметров движения в элементах и частях избранного вида спорта и в целом виде).

Имеются упражнения, по выполнению которых можно в некоторой мере судить и о волевых качествах. Например, о смелости, решительности легкоатлетов может говорить выполнение прыжков через твердые препятствия, спуск на лыжах с крутой горы и т. п.

Для определения уровня общей физической подготовленности могут быть использованы другие виды спорта (например, для прыгунов и метателей продолжительный бег, бег на лыжах).

Выбранный комплекс контрольных упражнений по общей и спе­циальной физической подготовленности проводится не менее четырех раз в год (например, при одном большом цикле в году вначале и в середине подготовительного периода, в начале и в середине соревновательного периода).

Контрольные упражнения в наиболее важном компоненте подготовленности (например, толкание штанги для метателя скорость бега на коротком отрезке для барьериста) следует выполнять чаще, чтобы видеть динамику роста ведущего качества перед контрольными упражнениями проводится обычная разминка. Измерение силы разных мышечных групп, быстроты реакции и движений, выносливости в различных режимах работы, подвижности в суставах и других качеств с помощью средств срочной ин­формации.

Измерения рекомендуется производить всегда в одно и то же время, так как на протяжении дня уровень работоспособности значительно изменяется. Для примера приводим комплекс возможных измерений и контрольных упражнений, которые можно применял для легкоатлетов.

Для измерения уровня физической подготовленности используются тесты рекомендованные В.И. Ляхом.

2.2.1 ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

При помощи тестов на выносливость определяется, прежде всего, функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование этих тестов позволяет дать количественную оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую нагрузку или нормально функционировать в экстремальных условиях. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений (измеряется пальпаторно) и кровяное давление (измеряется сфигмоманометром). Предполагается, что величина и характер изменений указанных переменных свидетельствует о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательных систем, а это, в свою очередь, служит хорошим индикатором общей (аэробной) выносливости организма.

Для оценки уровня выносливости широко применяются следующие тесты.

1. 12-минутный беговой тест Купера.

Тестирование проводится на спортивной площадке или беговой дорожке.

Оборудование: свисток, секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за 12 мин. Пройденная им дистанция тщательно измеряется (что не составляет труда, если тестирование проводится на стандартной беговой дорожке, в других случаях могут использоваться специальные приспособления). Длина дистанции фиксируется, а результат оценивается разработанной К. Купером специальной шкале.

2. Бег или ходьбана 600, 800, 100 м (дети 7-10 лет), 2000 м (11-14 лет), 3000 м (15-18) и более метров (5000 – 42195 м) в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей.

Результат– время бега (абсолютный показатель выносливости). Определение относительных показателей выносливости рассмотрено выше.

3. Тесты на определение выносливости в беге на месте и в движении с любой заданной интенсивностью(например, 50, 60, 70, 80, 90% от максимальной скорости преодоления дистанции).

Пример.Время бега ученика 5 класса на 100 м равно 14,0 с. Для определения выносливости в беге с интенсивностью 50% от максимальной средняя скорость бега на 100 м задается 28,0 с, с интенсивностью 70% от максимальной – 20,0 с, с интенсивностью 90% от максимальной – 15,6 с. далее по длительности удержания скорости с заданной интенсивностью определяются показатели выносливости.

4. Тест «Лечь – сесть»- для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса. Критерий оценки – число повторений поднимания туловища из положения лежа на спине в сед за 1 мин.

Вариант.То же, но за 30 сек.

5. Поднимание и опускание прямых ног.

Тест для определения силовой выносливости мышц ног и брюшного пресса.

Оборудование:мат, гимнастическая палка. Секундомер, свисток.

Процедура тестирования.Испытуемый лежит на спине на мате, прямые ноги вместе, руки лежат на мате за головой, пальцы переплетены. Партнер расположен со стороны головы тестируемого и удерживает его за руги. По сигналу испытуемый поднимает прямые ноги (угол 45˚) до касания пальцами ног установленной гимнастической палки или другого пригодного для этой задачи предмета, затем опускает их, до касания пятками мата. Экзаменатор фиксирует касания и число выполненных полных циклов движений за 30 или 60 с.

6. Удержание туловища.

Тест для оценки показателя силовой выносливости мышц спины.

Оборудование:секундомер.

Процедура тестирования.Испытуемый принимает исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90˚, туловище под углом 40˚ к поверхности пола, руки за головой, пальцы переплетены. Партнер удерживает стопы испытуемого. Задача – сохранить такое положение как можно дольше.

Результат – время в секундах.

7. Отжимание в упоре лежа.

Тест для оценки выносливости мышц верхнего плечевого пояса. Критерием выносливости служит число отжиманий: для мальчиков – в упоре лежа; для девочек – с опорой на согнутые колени.

8. Тесты для оценки статистической выносливости различных мышечных групп при различной интенсивности напряжений.

Пример.С помощью динамометра задается величина усилия 50% от максимальной для двуглавой мышцы правой руки. Предположим, что максимальная сила этой группы мышц равна 100 кг. Тогда 50% от нее составляет 50 кг. Показателем статической выносливости двуглавой мышцы плеча будет время поддержания данного усилия. Аналогично определяется статическая выносливость для других мышц и при другой интенсивности поддержания задаваемого усилия с помощью всевозможных динамометров.

9. Тесты для оценки статической выносливости различных мышечных групп.

Главным показателем выносливости во всех этих тестах служит время удержания соответствующей позы.

2.2.2. ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамическую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры.

1. Тесты, измеряющие силу кистей, сгибателей предплечья, сгибателей туловища, разгибателей туловища, разгибателей бедра и голени.

В средних школах разных стран для оценки уровня развития силы наиболее часто используются приведенные ниже тесты. Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования.

2. Подтягивания.

Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы – количество подтягиваний.

Упрощенный вариант подтягиваний используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки.

Процедура тестирования.Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90˚. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся подтягивается.

3. Отжимания на параллельных брусьях.

При помощи этого теста можно оценить уровень развития силы мышц-разгибателей локтя, сгибателей плеча и депрессоров плечевого пояса. Тест могут выполнять одновременно два учащихся (на разных концах брусьев), что дает преподавателю возможность протестировать 60 учащихся в течении 40 мин.

Процедура тестирования. Испытуемый становится лицом к концам брусьев (необходимо подобрать и установить удобную высоту и расстояние между ними), подпрыгивает и принимает положение в упоре, после чего сгибает локти под углом 90˚ или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения в упоре. Правильно выполненное отжимание составляет один балл, неправильное – 0,5 балла.

4. Отжимание от пола.

Упрощенный вариант отжиманий используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки. Существует несколько модификаций этого упражнения. Приведем две наиболее распространенные: отжимания от пола с согнутыми коленями (выполняются так же, как отжимания от пола, но с упором на согнутые колени).

5. Поднимание туловища из положения лежа.

Процедура исследования.Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение.

6. Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями.

Как и предыдущее, это упражнение используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.

Процедура тестирования.Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнер удерживает его стопы в этом положении). В остальном упражнение выполняется так же, как и предыдущее.

7. Висы на согнутых и полусогнутых руках.

Упражнение используется для оценки силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса.

Процедура тестирования.Испытуемый принимает положение виса на высокой перекладине. Затем самостоятельно или с помощью преподавателя принимает положение виса на согнутых руках (хватом сверху или снизу, подбородок над перекладиной) или положение виса на полусогнутых руках угол между предплечьем и плечевой костью 90˚). Определяется время удержания данного положения от начала его принятия до прекращения упражнения или изменения исходного положения (изменения угла удержания согнутых или полусогнутых рук).

8. Прыжок вверх с места со взмахом и без взмаха рук.

Тест проводится с помощью прибора конструкции В.М. Абалкова, а также с использованием других приспособлений и вариантов. Определяется высота подскока.

9. Метание (толчок) набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой.

Процедура тестирования. Метание набивного мяча из положения сед ноги врозь, мяч удерживается двумя руками над головой.Из этого положения испытуемый слегка наклоняется назад и метает мяч вперед как можно дальше. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Длина метания определяется от воображаемой линии пересечения таза и туловища до ближней точки касания снаряда.

Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя. Испытуемой стоит в 50 см от стены в исходном положении. По команде он стремится толкнуть мяч двумя руками от груди как можно дальше. Их трех попыток учитывается лучший результат.

То же, что и предыдущее контрольное испытание, но испытуемый удерживает набивной мяч одной рукой у плеча, вторая поддерживает его. Осуществляется толкание набивного мяча одной рукой на дальность полета.

Метание набивного мяча двумя руками снизу. Испытуемый удерживает мяч двумя прямыми руками внизу. По команде он выполняет метание двумя руками снизу (руки движутся вперед-вверх), возможно одновременное приподнимание на носки.

Метание набивного мяча из-за головы двумя руками, стоя спиной к направлению метания. Испытуемый, удерживая мяч внизу двумя руками, стремится толкнуть мяч через голову как можно дальше.

2.2.3. ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Эти тесты делятся на четыре основные группы:

  • для оценки быстроты простой и сложной реакции;
  • для оценки скоростных одиночных движений;
  • для оценки максимальной частоты движений в разных суставах;
  • для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

1. Бег на 30, 50, 60, 100 мна скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Проводится по правилам легкой атлетики. Бег на 60 и 100 и рекомендуется учащимся с 11 лет.

2.2.4. ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГИБКОСТИ

Для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контрольных испытаний «на гибкость» требуется определенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности.

1. Наклоны туловища вперед в положении седа.

Оборудование:скамья, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол или скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперед — вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние от груди испытуемого до пола (скамьи).

Результат– показатель уровня развития гибкости учащегося.

Возможны два варианта интерпретации результата: а) сравнение показателя тестируемого с показателями других учащихся в этом тесте; б) сравнение его результата в указанном тесте с результатами в других тестах на гибкость.

Вариант,тот же тест, но выполняется из положения стоя.

2. Поднимание рук вверх в положении лежа на животе.

Этот тест используется для оценки уровня гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья.

Процедура тестирования.Испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивая руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой.

Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи. Интерпретация этого результата осуществляется так же, как и в предыдущем тесте

3. Отход от стены.

Этот тест тоже используется для измерения гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование:рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной к стене, ноги вместе, руки разводит в стороны так, чтобы мизинцы обеих рук касались стены отходит на максимальное расстояние вперед.

Учитель измеряет на уровне лопаток расстояние от спины испытуемого до стены. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущем тесте.

4. «Мостик».

Процедура выполнения этого упражнения известна.

Результат– расстояние от пяток до конца пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат.

5. Разведение ног в стороны.

Рекомендуется два варианта.

Процедура тестирования.Испытуемый стремится, как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед – назад с опорой на руки.

Результат — расстояние от вершины угле, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость.

2.2.5. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Разработка методов и критериев оценки координационных способностей (КС) необходима для решения ряда взаимосвязанных задач: определения уровня развития тех или других КС детей разного возраста и пола; установления связи тех или иных КС друг с другом и с другими факторами: физическим развитием, кондиционными способами, психофизиологическими функциями; выявления влияния занятий разными видами спорта на особенности изменения КС; влияние направленного применения координационных упражнений на динамику КС и на показатели эффективности (результативности) технико-тактических действий; предварительного отбора и ориентации детей для занятий теми или иными видами спорта, в которых КС является одним из ведущих факторов успеха.

МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Основными методами оценки КС являются; метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Метод наблюдения- один из наиболее древних. Он многое может сказать, прежде всего, опытному и грамотному педагогу о степени развития КС воспитанников систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель (тренер) имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники различным двигательным действиям (гимнастическим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивают они двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС человека.

Быстротакак критерий оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в условиях дефицита времени; скорости овладения новыми двигательными действиями; времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или экономичности; быстроты реагирования в сложных условиях. То же можно сказать и про остальные критерии. Следует иметь в виду также, что одни из ниххарактеризуют явные (абсолютные), а другие – латентные, или скрытые (относительно) показатели КС. В явных показателях не учитываются максимальные скоростные, скоростно-силовые возможности индивида, а в латентных – учитываются.

Например, время челночного бега 3х10 – это абсолютный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (бегу), а разность во времени бега 3х10 и 30 м по прямой – это латентный показатель КС, учитывающий скоростные возможности конкретного учащегося. Поскольку весьма разнообразны различные виды специальных и специфических КС, постольку много может быть предложено явных и латентных показателей, определяющих эти способности. Это надо учитывать как при разработке, так и при анализе показателей КС, полученных в результате тестирования.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

Перед проведением тестов учителю следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов.

На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценки необходимо давать несколько зачетных попыток (2-5), а для метаний на точность – 8-10. После каждой попытки должна следовать точная информация о достигнутом результате, которая способствует поддержанию мотивации учащегося и коррекции его двигательных действий. Испытуемым необходимо также предоставлять одну или несколько пробных попыток для того, чтобы облегчить разучивание или привыкание к опыту.

Контрольные испытания следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требующими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний.

Контрольные испытания рекомендуется проводить один раз в первой половине учебного года (с 10 по 25 сентября) для определения исходного уровня КС и один раз во второй половине (с 10 по 25 мая) для выявления их изменения в течение года. Отдельные теста можно использовать также до начала и после прохождения конкретного учебного материала, чтобы усвоить эффект его воздействия на показатели координационной подготовленности учащихся.

В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специальные упражнения или как средства тренировок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания превратятся в прочный двигательный навык.

Контрольные испытания наиболее целесообразно проводить в соревновательной форме (в парах или последовательно друг за другом).

Приведенные тесты КС достаточно сложны в координационном отношении. Координационная сложность является одним из критериев отбора. Тесты рекомендуются для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет. Отдельные из них можно использовать с 5 лет. Нет противопоказаний для проведения этих тестов и после 17 лет. Во всех контрольных испытаниях использована метрическая система мер, чтобы по возможности максимально избежать субъективизма при оценке КС. Рекомендуемую для массовых измерений батарею тестов «на КС» желательно проводить два дня: теста, приведенные под номерами 1, 2, 5 – в первый день; тесты 3,4 – во второй. Эти тесты целесообразно проводить в сочетании с другими контрольными испытаниями, рекомендованными ранее для оценки кондиционных способностей.

Предложенный комплекс двигательных тестов, с помощью которого можно выяснить абсолютные (явные) и относительные (латентные) показатели КС, является гетерогенным, так как входящие в него тесты измеряют весьма различными по своему психофизическому содержанию и двигательному составу: КС в циклических локомоциях, акробатических упражнениях, баллистических двигательных действиях с установкой на дальность и точность метания, в спортивно-игровых двигательных действиях.

ТЕСТЫ И НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

IТесты для оценки КС, относящихся к целостным двигательным действиям

1. Челночный бег(3х10 м) в исходном положении лицом вперед.

Оборудование:секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой – два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.

Процедура тестирования.По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем.

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой четой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращаясь назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Тест закончен.

Результат – время бега на 30 м (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды (условное обозначение – Т1); время челночного бега (3х10 м) с точностью до десятой доли секунды (Т2). Т2 является абсолютным показателем КС в циклических локомоциях (беге). Относительный (латентный) показатель КС определяется по разности Т2 – Т1. Чем меньше эта разность, тем выше латентный показатель КС.

Общие указания и замечания.В беге на 30 м разрешаются 1-2 попытки. В челночном беге испытуемый имеет 2 попытки. В протокол заносятся лучшие результаты (Т2 и Т1). В забеге могут участвовать двое испытуемых. Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый не обегает мяч. Дорожка должна быть не скользкой, в хорошем состоянии. Учащиеся выполняют задание в резиновых кедах или полукедах. Челночный бег можно проводить в зале.

2. Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Оборудование:теннисные мячи, полоса метания с разметкой, позволяющей легко измерить дальность метания с точностью 0,1 м.

Процедура тестирования.Испытуемый принимает и.п. – сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободно опущена. По команде «Можно» учащийся выполняет метание из-за головы (ведущей, а затем неведущей рукой), сидя лицом по направлению метания.

Результат- расстояние, которое пролетает мяч от линии пересечения таза испытуемого до точки ближнего касания мяча.

Общие указания и замечания. Испытуемый должен бросать мяч под углом около 45°. Для метания каждой рукой предоставляется по три попытки. В протокол включаются лучшие результаты метания мяча ведущей (S1) рукой и неведущей (S2) рукой. Дальность метания для ведущей и неведущей руки определяется отдельно.

S1 и S2характеризуют абсолютные показатели КС в баллистических движениях с установкой на «силу» .

3. Метание теннисного мяча на точность попадания.

Оборудование:теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита (резиновой дорожки) размером 2х2 м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания мяча с ошибкой 0,05 м.

Процедура тестирования.Из и.п. – сед ноги врозь по команде «Можно» испытуемый последовательно выполняет 10 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча способом из-за головы в горизонтальную мишень.

Результат– точность метания, которая оценивается по средней арифметической (из 10 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень (ошибка в см с точностью до 5 см).

Точность метания для ведущей руки получает индекс S3, а для неведущей – S4. S3и S4характеризуют абсолютные показатели КС, проявляемые в баллистических (метательных) движениях с установкой «на меткость». Вычисляются также показатели частного отделения S3/S1и S4/S2, которые представляют собой относительные (латентные) показатели КС баллистических движениях с установкой «на меткость». Чем меньше дробь, тем выше КС.

Общие указания и замечания. Мишень устанавливается в одном месте (если тест проводится в спортивном зале, то мишень желательно расположить в конце одной из его сторон). Мишень должна быть хорошо вида испытуемому. В центре мишени устанавливается деревянный брусок высотой 10-15 см, являющийся ориентиром для попадания. От центра бруска определяется расстояние в 50% от максимальной дальности метания и индивидуально для каждого испытуемого и отдельно для его ведущей и неведущей руки. После этого указывается отметка, на которой учащийся принимает исходное положение для метания на точность. Все испытуемые выполняют броски на точность сначала ведущей, а затем неведущей рукой.

Тесты для оценки специфических координационных способностей

Тесты для оценки способности к кинестезическому дифференцированию.

  • Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели.
  • Оборудование:измерительная лента, 6 теннисных мячей, 1 гимнастический обруч, 1 медицинбол массой 1 кг, 1 мат.

    Процедура тестирования.Испытуемый стоит за линией броска, спиной к направлению броска. Ему необходимо, бросая мяч над головой или над плечом, попасть в цель, находящуюся на расстоянии 2 м. После объяснения и демонстрации следует 1 пробная и 5 зачетных попыток.

    Результат– попадание в цель оценивается очками: мат – 1 очко; в гимнастический обруч – 2 очка; между обручем и медицинболом – 3 очка; в медицинбол – 4 очка. Ориентировочно оценки для учеников IIIкласса: «отлично» – 8 очков и больше; «хорошо» – 6 очков; «удовлетворительно» – 4 очка; «достаточно» – 3 очка.

    Общие указания и замечания.В старших классах можно ввести более широкий набор целей. Учащиеся-помощники должны регистрировать попадания, очки и приносить мячи. Во время броска испытуемый не имеет права поворачиваться. Это можно делать только после броска, чтобы узнать результат своей попытки.

    2. Прыжки вниз на разметку.

    Оборудование:ящик для прыжков высотой 90 см, 1 мат для прыжков, измерительная лента, мел.

    Процедура тестирования.Испытуемый стоит на ящике высотой 90 см. на мате, на расстоянии 1 м от ящика мелом отмечена черта. Ученик прыгнув вниз, должен приземлиться пятками за этой чертой. После объяснения и показа ученику предоставляется две зачетные попытки.

    Результат– расстояние со средним отклонением (в см) из двух попыток. Рекомендация для оценки: «отлично» – отклонение 3 см, «хорошо» — 5 см, «удовлетворительно» – 9 см, «достаточно» – 12см.

    Общие указания и замечания.Этот тест рекомендуется для применения в младших классах. В старших классах его необходимо усложнить: увеличить высоту ящика до 110 см и расстояние от ящика до линии приземления на 10 – 50 см.

    3. Точное катание мяча рукой.

    Оборудование:две гимнастические скамейки, измерительная лента, набивной мяч массой 1 кг.

    Процедура тестирования.Две гимнастические скамей стоят параллельно друг другу на расстоянии 10 см. Испытуемый должен толкнуть мяч рукой с такой силой, чтобы он докатился до линии, находящейся в 3 м от начала гимнастической скамейки. Ученику даются две пробные и пять зачетных попыток для каждой руки. После каждой попытки следует точная информация о показанном результате.

    Результат – среднее отклонение (в см) из 5 попыток. Определяется также разность между показателями ведущей и неведущей руки.

    Вариант. Кроме набивного мяча можно использовать еще и волейбольный и баскетбольный мячи. Задание в этом случае следует выполнять последовательно: вначале набивным мячом, затем баскетбольным и волейбольным (всего 10 – 15 зачетных попыток для каждой руки).

    Результат – среднее отклонение (в см) из 10 – 15 зачетных попыток.

    4. Точное катание мяча ногой.

    Испытуемый выполняет то же задание, что и в предыдущем тесте, но ведущей и неведущей ногой.

    Тесты для определения способности к комплексной реакции.

    1. Падение палки – реакция.

    Оборудование:гимнастическая палка, измерительная лента, мел.

    Процедура тестирования:учитель держит опущенную на пол гимнастическую палку вертикально. Ученик стоит в 150 см от палки на линии старта. Учитель отпускает палку, а учащийся, подбежав, должен ее поймать до того. Как она упадет на землю. После этого расстояние от палки до линии старта увеличивается на 10 см. если палка коснулась земли при первой попытке, то ученику предоставляется повторная попытка. Испытание прекращается тогда, когда палка коснется земли два раза подряд.

    Результат — расстояние между линией начала бега и линией, на которой учащийся не смог поймать палку до второго касания.

    2. Отпускание палки – реакция.

    Оборудование:пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка.

    Процедура тестирования.Учитель держит пронумерованную гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1 – 2 с отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).

    Результат – среднее расстояние (в см) из трех попыток от нижнего края палки до места хвата учащимся со стороны мизинца. Для сравнения целесообразно выполнять тест ведущей и неведущей рукой.

    Тесты для определения способности к равновесию

    Для оценки динамического равновесия

    1. Балансирование на гимнастической скамье.

    Оборудование: гимнастическая скамья (длина 4 м, ширина узкой стороны скамейки 10 см), секундомер, медицинбол (масса 2 кг).

    Процедура тестирования.На расстоянии 150 см от стартовой линии находится перевернутая гимнастическая скамейка. В конце скамейки лежит медицинбол. Испытуемый пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо; на ладони правой руки лежит мячик. В этом положении по команде «Марш!» ученик бежит по узкой поверхности скамейки до медицинбола, сталкивает его стопой, поворачивается и бежит обратно по узкой поверхности скамейки.

    Результат — время пробегания ( с) от линии старта до пересечения с линией финиша.

    Общие указания и замечания.Упражнение не засчитывается, если ученик изменяет положение тела или если падает с поверхности скамейки более трех раз. За одно касание земли – 1 штрафная секунда. На месте, где произошло касание, ученик должен опять взобраться на подставку и продолжить упражнение. После объяснения, демонстрации и опробования выполняется одна зачетная попытка. Контрольное упражнение может проводиться в I– VIIклассах при прохождении раздела «Гимнастика».

    Для оценки статического равновесия

    2. Стойка на одной ноге.

    Оборудование:секундомер.

    Процедура тестирования.Испытуемый занимает и.п. – стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер.

    Результат — средний показатель времени удержания равновесия (из трех попыток) (с).

    Общие указания и замечания.Дается опробование теста. Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу же в момент потери равновесия (схождение с места, приподнимание на пальцах ноги, переход на двойную опору, падение).

    3. Стойка на одной ноге на планке

    Оборудование:специальная прямоугольная планка на высоте примерно 10 см над полом шириной 5 см; секундомер.

    Процедура тестирования.Испытуемый принимает и.п. – стойка на одной ноге продольно на планке, другая нога слегка согнута в колене, опущена вперед – вниз, ноги на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый стремится, как можно дольше удержать равновесие, а экспериментатор включает секундомер.

    Результат– суммарная (из двух зачетных попыток) время удержания равновесия (с).

    Общие указания и замечания.Тест приведен в модификации. Максимальное время удержания равновесия в одной пробе 120 с. Если это удается испытуемому, тест прекращается.

    Наблюдения за становлением спортивной техники и тактики и их совершенствованием осуществляются с помощью киносъемки (с последующим анализом совместно со спортсменами), видеомагнитофона, других приборов срочной информации, визуального метода, по оставленным следам на дорожке, по эффективности и результативности движения и т. д.

    Работоспособность спортсмена определяется выполнением стан­дартной тренировочной пробы. Эта проба состоит из одного или нескольких наиболее часто применяемых упражнений, всегда одних и тех же по структуре движений, продолжительности, интервалов отдыха и т. п. Например, стайер проверяет свою подготовленность, пробегая 6X2000 м с двухминутным интервалом отдыха. Поскольку такой бег включается довольно часто в годичную тренировку, по результату на каждых 2000 м стайер может судить о динамике своих возможностей, о развитии спортивной формы. Такая стандартная тренировочная проба позволяет тренерам, врачам, физиологам, биохимикам получать и сравнивать данные на протяжении длительного времени и в разных условиях.

    Стандартная тренировочная проба должна строго соответствовать особенностям избранного вида спорта (например, для метателей стандартная серия возможно далеких бросков). Эта проба должна быть органической частью подготовки и регулярно применяться в тренировочных целях.

    Каждый тренер должен иметь в своем распоряжении простейшие контрольно-измерительные приборы; универсальный динамометр, измеритель прыгучести, кистевой динамометр, секундомеры обычный и трехсекундный (для измерения коротких промежутков времени), шагомер (для измерения числа шагов, количества движений и пр.), рулетку. На месте тренировки должны быть медицинские весы. Кроме того, каждый тренер должен иметь киносъемочный аппарат.

    Наряду с этим необходимо расширить возможности контроля за счет специальной аппаратуры (электрохронометр с пуском на старте и фотоэлементной остановкой; электронное устройство, фиксирующее усилия, скорость движений и ускорения в них с помощью датчиков в туфлях, на поясе, на манжетах для ног и рук, пульсометр и др.).

    Научный контроль

    Научный контроль за состоянием спортсмена, за динамикой изменения функций его органов и систем осуществляют физиологи, биохимики, морфологи, психологи, гигиенисты, биомеханики. Определение максимального потребления кислорода, устойчивости вестибулярного аппарата, состава крови и многих других показателей, особенно в условиях тренировочного сбора, помогает анализировать процессы и состояние легкоатлетов, недоступные педагогическим методам.

    Дневник и самоконтроль спортсмена

    Самоконтроль-это умение человека следить за собственным выполнением действий, намеченных программой, и корректировать программу в соответствии с поставленными задачами, выявленными достижениями и возможными изменениями. Систематический и чёткий самоконтроль предполагает ведение дневника самоконтроля (особенно в начале организуемой деятельности), в котором ежедневно или 2-3 раза в неделю отмечается выполнение запланированных действий, даётся их самооценка, анализируются причины неудачи или успеха.

    Регулярное заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчётом о проделанном за день. Анализируя свои действия, поступки, человек глубже осознаёт (а иногда вдруг узнаёт), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков следует избавиться, какие изменения в связи с этим нужно внести в личный план работы над собой. Например, при самоотчёте отмечается, что не всё запланированное удалось выполнить, потому что не было четкого распределения дел во времени. На следующую неделю все мероприятия рассчитываются по времени заранее. Или: констатируется появление лёгкости при выполнении запланированной физической деятельности, на основании этого намечается введение новых упражнений, повышающих физическую нагрузку.

    Список литературы

    1. Вайцеховский В. М. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1978.

    2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 1988.

    3. Гостев Г. Р. Физическая культура и спорт в современных условиях. – М.: ФиС, 2003.

    4. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1978.

    5. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта. – Киев, 1999

    6. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. – М.: «Астрель», 2004.

    7. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. – М.: ФиС, 1988.

    8. Платонов В. Н. Система подготовки в олимпийском спорте. – Киев, 2004.

    Файлы: 32772_Деятельность_учителя_физической_культуры_по_здоровьесбережению_обучающихся_гимназии.doc
    Размер файла: 68096 байт.

    Рубрики: Физическая культура Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология