Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочергина Эльвира Максимовна

Место работы, должность: — МБОУ «Олорская СОШ»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

Цель:изучение и осознание учащимися знаний о периодической печати на марийском языке начала 20 века, жизненного пути известного просветителя и ученого В.М.Васильева; осмысление связи темы урока с культурой и образованием марийского края начала 20 века.

Задачи:

Образовательные:познакомить учащихся с периодическими изданиями на марийском языке («Марла календарь», «Война увер»), с жизнью и деятельностью В.М.Васильева, раскрыть просветительскую роль «Марла календарь».

Развивающие:создать атмосферу творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения: анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями; совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся; развивать память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать эмоциональную отзывчивость к явлениям истории и культуры края.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1 группа – И.Г.Иванов «Из истории марийской письменности», стр.42-43.

2 группа – Марла календарь, 1992 г.

3 группа – А.А.Хабибуллин «Народы среднего Повольжья и Приуралья:история и культура», стр.277

4 группа – История Марийской АССР, 1 том, стр. 265

Используемое оборудование: —

Компьтер, проектор

Используемые ЦОР: —

Презентаия к уроку, видеоролик

Краткое описание: — Урок смоделирован в соответствии ФГОС основной школы

Тема урока: Периодическая печать на марийском языке

Цель:изучение и осознание учащимися знаний о периодической печати на марийском языке начала 20 века, жизненного пути известного просветителя и ученого В.М.Васильева; осмысление связи темы урока с культурой и образованием марийского края начала 20 века.

Задачи:

Образовательные:познакомить учащихся с периодическими изданиями на марийском языке («Марла календарь», «Война увер»), с жизнью и деятельностью В.М.Васильева, раскрыть просветительскую роль «Марла календарь».

Развивающие:создать атмосферу творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения: анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями; совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся; развивать память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать эмоциональную отзывчивость к явлениям истории и культуры края.

Основной дидактический метод:эвристический

Частные методы и приемы: объяснительно- иллюстративный, беседа, групповая или индивидуальная работа.

Интернет-ресурсы: http://www.gg12.ru/node/10036 , http://ru.wikipedia.org , http://www.elisanet.fi , http://aboutmari.com/wiki/Васильев

Ход урока:

1 этап. Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности

Добрый день, дорогие ребята. Я думаю, что день и для меня и для вас действительно будет добрым, немного необычным, потому как не каждый день уроки ведут незнакомые для вас учителя. Этот опыт будет интересен для меня.

2 этап. Актуализация опорных знаний

— Ребята, в начале урока мы с вами совершим небольшое путешествие в город Казань.

Учитель показывает презентацию, видеоролик о городе.

— Как вы думаете, почему в начале урока я пригласила вас на эту экскурсию? Как Казань связан с темой нашего урока? Ответы учащихся.

— "Казань для инородцев такой же центр, каким является для русских Москва", — говорил видный лингвист профессор Н.Ф. Катанов. В истории народов Поволжья, Приуралья, Средней Азии и Казахстана большую прогрессивную роль сыграла Казань. Казань была известным учебным центром дореволюционной России. В школах братства святителя Гурия, в Казанской "инородческой" учительской семинарии, обучались представители многих народностей. С этим городом связано создание первых азбук, букварей для луговских черемисов (марийцев), горных черемисов. В Казани издавались первые произведения, научные труды писателей и ученых удмуртского, марийского, чувашского, башкирского, мордовского, киргизского и других народов.

Казань город одного из крупнейших в стране университетов. Онбыл центром культурной и общественной жизни края. Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете внесло большой вклад в изучение истории, духовной и материальной жизни, культуры марийского, удмуртского, чувашского, мордовского народов. В этой области заслуживают особого внимания содержательные статьи В.Васильева, М.Евсевьева, И.Смирнова, В.Коршунова, опубликованные в "Записках" Общества. В 1889-1892 годах в Казани выходят историко-этнографические очерки И.Н.Смирнова под названием "Черемисы", "Вотяки", "Мордва".

Казань внесла определенную лепту в дело создания газет и журналов на марийском, чувашском и удмуртском языках. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.

4 этап. Изучение нового материала.

Первое периодическое издание на марийском языке, выход которого открыл новую страницу в истории марийской общественной мысли, духовной культуры народа мари – это «Марла календарь.

1. В каких годах издавался ежегодник «Марла календарь»

2. Кто были организаторами и редакторами календаря?

3. Какой материал печатали на страницах ежегодника?

4. Каким был календарь по идейному направлению?

На эти вопросы вы самостоятельно ответите. Ребята, сейчас вы поработаете в группах над разными источниками. Основная задача – найти информацию о календаре. Но в то же время вы должны найти информацию, которой нет в источниках других групп. Об этом вы должны рассказать своим одноклассникам.

Учащиеся делятся на 4 группы, письменно отвечают на вопросы. Один из группы устно отвечает и делится с дополнительной информацией.

1 группа – И.Г.Иванов «Из истории марийской письменности», стр.42-43.

2 группа – Марла календарь, 1992 г.

3 группа – А.А.Хабибуллин «Народы среднего Повольжья и Приуралья:история и культура», стр.277

4 группа – История Марийской АССР, 1 том, стр. 265

Дополнительные вопросы:

1 группа. Назовите первое напечатанное художественное произведение на марийском языке? Значение календаря.

2 группа. Какую цель преследовали издатели календаря? С какими словами они обратились к читателям?

3 группа. Каким был состав редакции?

4 группа. Чем отличался первый выпуск (1907 г) календаря от последующих?

Таким образом, "Марла календарь" — первое периодическое издание на марийском языке. Особенно значительна его роль в формировании марийского литературного языка, становлении художественной литературы. Идея создания первого журнала на родном языке принадлежит марийским просветителям — П.Глезденеву, слушателю Духовной академии в Казани, и В.Васильеву, учащемуся духовной семинарии. Журнал выполнял просветительские функции. На его страницах пропагандировались естественнонаучные, медицинские знания, печатались первые художественные произведения на марийском языке (в частности, было опубликовано около 20 произведений в стихотворной форме). «Марла календарь» дал названия месяцам и дням недели на марийском языке, привязав их к традиционному народному календарю. Издание учило крестьян, как правильно оформлять почтовые письма, сколько стоит отправить письмо, как отправить денежный перевод или посылку, какие цены на проезд на пароходе до Нижнего Новгорода, Уфы, Вытки, Симбирска, а также каковы железнодорожные тарифы на маршруты внутри страны от Варшавы до Владивостока. В частности, цена билета от Казани до Владивостока равнялась в то время месячному жалованию квалифицированного рабочего — 43 рубля 20 копеек. Доехать до Москвы стоило 8 рублей 20 копеек. «Марла календарь» информировал и о том, какие экзамены необходимо сдать для поступления в инородческую учительскую семинарию, какие существуют учебные заведения и как правильно написать прошение на имя «его превосходительства господина директора». Календарь сельскохозяйственных работ учил правильно вести хозяйство, давая сведения о пчеловодстве и о простейших технических приспособлениях.
Составители календаря позаботились и о том, чтобы читатель был осведомлен о восходе и заходе солнца в Казани, о датах солнечных и лунных затмений. Не гнушались авторы и старинным Брюсовым календарем, необычайно популярным на Руси со времен Петра Великого. Считавшийся чернокнижником, граф Брюс оставил календарь, в котором имелись предсказания погоды на много лет вперед.

Из «Марла календаря» можно было узнать о русском ученом Михаиле Ломоносове, об Отечественной войне 1812 года, о планетах Солнечной системы — их размерах, времени оборота вокруг Солнца и расстояниях между ними и Землей.

За семь лет регулярного издания «Марла календарь» стал для марийского населения источником знаний о стране и народе, возможностью прикоснуться к родному слову. Здесь публиковал свои первые произведения С. Чавайн. Сказки и загадки, опубликованные в этом первом марийском альманахе, не потеряли своего интереса для филологов до сих пор. «Марла календарю» благодарны были многие деятели марийского национального движения, строившие автономию своего народа.

Издание просуществовало с некоторыми перерывами более 20 лет (1907-1913 гг. — "Марла календарь", 1918-1920, 1923 гг. — "Мари календарь", 1928-1932 — "Календарь").

2. Вторым периодическим изданием на марийском языке стала газета «Война увер» («Военные вести»). Она выходила с начала 1915 года по октябрь 1917 год. Тираж газеты составлял 500 экземпляров. Появление газеты было вызвано необходимостью освещать ход военных событий Первой мировой войны, о котором не было никакой информации у марийских крестьян, отдавших своих сыновей в царскую армию. Наряду с военными сводками в газете печатались небольшие статьи познавательного характера, например, на медицинские и хозяйственные темы, поэтические произведения. Издавал газету Павел Петрович Глезденёв (1867-1923), один из высокообразованных людей своего времени. В годы первой мировой войны, было выпущено на марийском языке 30 номеров газеты «Война увер».

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом «В.М.Васильев – выдающийся марийский ученый». Учащиеся самостоятельно изучают материал, отвечают на вопросы учителя.

Васильев Валериан Михайлович (Ӱпымарий) (1 января 1883- 2мая 1961 )

Биография

Родился в деревне Сусады-Эбалак (Тумна) Бирского уезда Уфимской губернии — ныне Янаульского района Республики Башкортостан. От рождения — Вастаев Темьян Гайсинович. В 1902 году принял крещение. Учился в Бирской учительской школе (1902), затем в Казанской духовной семинарии, которую окончил в 1906 году, но от сана священнослужителя отказался. Работал преподавателем марийского языка в Казанской женской духовной семинарии. В 1913 году поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, который окончил после Октябрьской революции (1918).

Известен как составитель букваря, учебников «Тÿҥалтыш марла кнага», «Вес марла книга». В 1917 году был председателем марийской секции Общества мелких народностей Поволжья, одним из организаторов и руководителем I Всероссийского съезда мари (1917), который проходил в городе Бирске. По политическим взглядам примыкал к эсерам, но в партии не состоял.

В советские годы В.Васильев преподавал в Казанском университете, Восточно-педагогическом институте, Краснококшайском педагогическом техникуме, МГПИ им. Н.К.Крупской, работал в краеведческом музее. Подвергался преследованиям. В 1931 году был арестован и выслан из МАО. В годы репрессий (1937—1939) скрывался, уезжал за пределы республики, на жизнь зарабатывал разными способами. Дальнейшая его жизнь связана с Марийским научно-исследовательским институтом.

Творчество

Валериан Михайлович Васильев — Ӱпымарий — выдающийся ученый, языковед, этнограф, фольклорист, музыковед. Еще во время учебы в Казани он был одним из издателей ежегодника «Марла календарь» (1907—1914), где выступал как редактор, переводчик, автор оригинальных и собиратель фольклорных произведений.

Основной сферой его деятельности была лингвистика. Его называли «патриархом» марийского языкознания. Начиная с 1906 года им создано свыше 250 научный трудов — исследовательских статей, учебных пособий, в том числе «Научная грамматика марийского языка», «Записки по грамматике народа мари», «Материалы по марийской поэтике». Им впервые был составлен и издан наиболее полный словарь марийского языка («Марий мутэр», 1928), сыгравший большую роль в развитии литературного языка. Значительное место в его научной работе занимала фольклористика. В 1919—1923 годах он издал тексты марийских песен («Марийские песни») с нотами.

Валериан Васильев наряду с С.Чавайном, Н.Мухиным, Г.Кармазиным (Эвайном) и другими стоял у истоков марийской художественной литературы. Его стихи, басни, рассказы еще до революции публиковались в различных изданиях, альманахе «Марла календарь», а позже в школьных хрестоматиях, книгах для внеклассного чтения. В своих произведениях он призывал народ к свободе, знанию, возвеличивал идеи гуманизма, социальной справедливости.Известен как мастер-переводчик. Им переложены на марийский язык басни И.Крылова, рассказы Л.Толстого, А.Ушинского, стихи А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Кольцова, революционные песни «Смело, товарищи, в ногу», «Славьте Первое мая», «Интернационал». В 1943 году участвовал в работе над переводом на марийский язык «Гимна Советского Союза».

Заслуги

В 1944—1956 годах — старший научный сотрудник МарНИИ. Доктор филологических наук (1957). Пользовался псевдонимом Ӱпымарий. Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета МАССР (1958). Его именем названы Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, а также улица в Йошкар-Оле.

— Где родился В.М.Васильев? почему он взял такой псевдоним?

— Какое высшее учебное заведение закончил?

— В какой области он достиг наибольших результатов?

— Какое заведение носит его имя?

4. Знакомство с современными изданиями «Марла календарь»

Издание «Марла календарь» просуществовало с некоторыми перерывами более 20 лет (1907-1913 гг. — "Марла календарь", 1918-1920, 1923 гг. — "Мари календарь", 1928-1932 — "Календарь"). В 1992 году журналист Алексей Юзыкайн вновь восстановил издание "Марла календарь", пытаясь продолжить традиции первых просветителей Марийской Республики.

— Ребята, посмотрите на современные издания этого календаря. Постарайтесь ответить на вопрос – так ли сильно отличается этот календарь?

5. Выставка современных периодических изданий на марийском языке.

— Какие периодические издание в настоящее время выходят на марийском языке?

Учитель показывает современные периодические издание.

Дает домашнее задание поискового характера. « В 1918 году выходит вторая газета на марийском языке «Ужара», в этом же году в Краснококшайске – газета «Йошкар кече». В 20-х годах издаются журналы «У вий», «Тор», в 30-х годах – «Пионер йук». Узнайте современные названия периодических изданий «Йошкар кече», У вий», «Тор», «Пионер йук».

Этап. Первичное закрепление знаний

Составить кроссворд. Ключевое слово «Календарь» или «Кечылык»

Этап. Подведение итогов урока

Закончи фразы:

1. Город Казань …..

2. Первое периодическое издание на марийском языке ……

3. «Марла календарь» — это…….

4. В.М. Васильев — ….

Этап. Рефлексивная деятельность

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую……
  • мне захотелось…
  • Файлы: ИКН, 9 класс.rar
    Размер файла: 127452 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология