Автор конспекта:
Автор(ы): — Часовских Ольга Викторовна
Место работы, должность: — учитель Саюкинского филиала МБОУ Платоновской СОШ
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Цель урока: —
Формирование представлений о первобытном искусстве
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умения:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели и задачи;
- расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека.
Воспитательная:
- воспитывать личностные качества (активности, наблюдательности, самостоятельности), обеспечивающие успешность творческой деятельности.
Развивающая:
- тренировать память, развивать способности концентрировать внимание;
развивать ассоциативное мышление и воображение.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник Мировая художественная культура. От истоков до ХVII века. 10 класс. Автор Данилова Г.И.
Используемое оборудование: —
Средства обучения (в том числе технические средства обучения)
· компьютер, мультимедийный проектор, экран
Использование компьютера при подготовке учителя уроку
Учителем просматриваются сайты, содержащие информацию о первобытной культуре.Отбираются ресурсы сети Интернет.
Часть материалов будет использована при подготовке презентации урока с помощью программы Microsoft Power Point.
Учитель готовит вспомогательный материал для изучения и работы в группах.
Используемые ЦОР: —
На уроке будут использованы:
- ресурсы сети Интернет
- программа Microsoft Power Point для создания презентации
Краткое описание: — Урок проводится в 10 классе. Содержание урока направлено на знакомство учащихся с художественной культурой древнейших цивилизаций. Урок показывает значение данного периода развития культуры в истории человечества.
Методика проведения урока мировой художественной культуры в 10 классе
Название темы «Первые художники Земли»
Форма урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с применением интерактивных технологий.
Проблемный вопрос: Знакомо ли древнему человеку чувство красоты?
Основные вопросы темы
- Первобытная культура: исторические рамки, источники, проблемы изучения;
- Религиозные верования и культы;
- Специфика первобытного синкретизма;
- Особенности первобытного искусства;
- Формирование элементов отдельных видов искусства в первобытности;
- Элементы первобытного искусства в современной культуре.
Средства обучения (в том числе технические средства обучения)
- компьютер, мультимедийный проектор, экран
- учебник для 10 класса Данилова Г.И. «Мировая художественная культура. От истоков до XVIIвека: – М, 2006
Использование компьютера при подготовке учителя уроку
Учителем просматриваются сайты, содержащие информацию о первобытной культуре. Отбираются те ресурсы сети Интернет,
Часть материалов будет использована учителем при подготовке презентации урока с помощью программы Microsoft Power Point.
Учитель готовит вспомогательный материал для изучения в группах религиозных верований и культов первобытного человека.
Отличительные особенности урока
Класс делится на 3 группы
Урок начинается с игрового упражнения, которое позволит узнать тему урока.
Заданный жест. К доске выходят 3 учащихся – по 1 из группы. Каждый из них получает карточку – задание. Изобразить жест:
1. бросания чего – то, рука должна быть вытянута
2. раненое животное
3. художник пишет картину
Учащимся — зрителям в группах предлагается внимательно посмотреть и подумать о ком или о чем данная история.
Каждая команда в ходе "мозгового штурма" формулирует тему урока.
Урок включает в себя интерактивные методы и приемы:
работы в группах на заданную тему, составление набора «так» и «не так», «мозговой штурм», игровая пауза «Произнеси скороговорку» : "Саутуола Марселино прославил пещеру Альтамира" (работа в группах: каждый участник группы быстро произносит следующее слово скороговорки).
Описание деятельности учителя на уроке
- рассказывает с использованием программы Microsoft Power Point об исторических рамках, источниках и проблемах изучения первобытной культуры;
- организует работу в группах по изучению религиозных верований и культов первобытного человека;
- организует обсуждение групповых заданий;
- подводит детей к формулировке выводов и к ответу на проблемный вопрос
Описание деятельности детей
- Презентуют крупнейшие центры первобытной культуры;
- Участвуют в беседе по проблемам изучения первобытной культуры;
- Изучают в группах основные религиозные верования и культы;
- Выступают с кратким сообщением по заданию группы;
- составляют набор "так" и "не так"
- Формулируют выводы по теме.
Содержание презентации для урока:
- Название темы урока
- Периодизация первобытной культуры
- Имена первооткрывателей первобытной культуры
- Основные центры первобытной культуры
- Изображения наскальных рисунков
- Основные пути изучения первобытной культуры
- Определения основных религиозных верований и культов
- Домашнее задание
Межпредметные связи на уроке: МХК, история, география.
Домашнее задание
изучить материалы, предложенные на сайте http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st006.shtml (разделы: первобытные религиозные представления, погребальные обычаи, условия возникновения первобытных верований)
Подготовить письменный ответ на вопрос: «Какие черты религиозных верований мы можем встретить в современной культуре?»
Ожидаемые результаты обучения
В ходе изучения темы Первые художники Земли» обучающиеся:
- Узнают, в чем и как проявился синкретический характер первобытного искусства
- Научаться устанавливать связи между религиозными верованиями и искусством первобытного человека;
- Смогут находить отражения первобытного искусства в современной культуре;
- Смогут использовать средства Microsoft Power Point для подготовки презентаций по данной теме.