Автор конспекта:
Автор(ы): — Вахрушева Елена Дмитриевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов

Регион: — Республика Бурятия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: — Знакомство учащихся с произведениями великих мастеров живописи прошлого (XVII — XX в.в.), посвящённых теме письма.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

Авторский урок

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор.

Краткое описание: — На уроке ученики знакомятся с живописными полотнами Вермера Делфтского, И. Е. Репина, А. И. Лактионова,на которых художники раскрывают роль письма в жизни людей.

8 – 9 классы
Тема урока
ПИСЬМА ИЗ ПРОШЛОГО
/Тема письма на полотнах известных мастеров живописи/
Цель урока:
· познакомить учащихся с произведениями мировой живописи XVII – XX в. в., посвящёнными теме письма: Вермеера Делфтского «Девушка с письмом», «Дама, пишущая письмо», И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», А. И. Лактионова «Письмо с фронта»;
Задачи:
· показать роль письма в жизни людей разных эпох на полотнах великих мастеров прошлого;
· продолжить формирование коммуникативных компетенций в устной и письменной речи;
· воспитыватьуважительное отношение к истории России;
· подготовить школьников к написанию сочинения-письма на предложенную тему.
Оформлние
презентация картин выше названных художников, аудиозапись песни «В землянке»
Форма урока
урок-экскурсия

Урок ведут учитель и 5 учеников-экскурсоводов
На уроке происходит интеграция предметов «русский язык», «литература»,
«мировая художественная культура»
Эпиграф

В письмах человек обнажает свою душу.
С. Джонсон

Ход урока

Учитель. Дорогие друзья, сегодня нам предстоит совершить воображаемую экскурсию в музей картин, посвящённых письму. Экскурсию по музею мне помогут провести «экскурсоводы» (называются имена детей, получивших задание заранее и принимающих участие на уроке). (Классу)Ваши задачи, ребята, будет такими: познакомиться с предлагаемыми картинами, запомнить, что на них нарисовано, кто их авторы, а в заключительной части урока выбрать понравившуюся картину для сочинения-письма и написать его. Сейчас я предоставляю слово 1-му экскурсоводу.
1-й экскурсовод. Добрый день, уважаемые гости! Я приглашаю вас в наш замечательный музей картин, посвящённых письму. Мы перенесёмся с вами в XVII век в Голландию, в XIX век в Россию и в XX век в нашу страну, которая тогда называлась СССР. Пройдёмте к картине голландского художника XVII века Яна Вермеера Делфтского «Девушка с письмом».
На экране поочерёдно появляются картины Вермеера «В мастерской художника», «Вид Делфта», «Девушка с письмом», фрагмент картины «Девушка с письмом»
1-й экскурсовод (продолжает). За всю свою жизнь Вермеер Делфтский нарисовал мало картин, потому что очень долго, тщательно и кропотливо работал над ними. Полотно «Девушка с письмом» было нарисовано в 1657 году. К сожалению, нам неизвестно, сколько лет тогда было живописцу, потому что неизвестна и точная дата его рождения. Делфтским художника прозвали по месту его рождения. Голландский город Делфт в ту пору был весьма оживлённым, и в его гостиницах и гостиничках всегда толпился разный люд. (На экране картина В. Делфтского «Вид Делфта»).Но вернёмся к нашей картине. У открытого окна стоит девушка, одетая по моде XVII века. Она держит в руках письмо. Посмотрите, как внимательно она читает его, как её глаза, не отрываясь, следят за строчками текста. Она ничего не замечает вокруг. Кажется, ничто и не способно отвлечь её от дорогих её сердцу строк. Почему так трепетно она держит в своих руках это письмо? О чём оно? Кто его написал? Какую роль играет или сыграет это послание в судьбе девушки?
Учащиеся дают самые разнообразные ответы, но, безусловно, в числе прочих высказывают предположение о том, что письмо в судьбе девушки играет
значительную роль.
Учитель. Действительно, ребята, то, что написано в письме, навсегда останется загадкой для зрителей картины,и само это произведение искусства останется для них вечной тайной. Ещё многие и многие поколения, стоя перед полотном, будут задаваться теми же самыми вопросами, что и мы с вами. Прошу обратить ваше внимание на фрагмент полотна: в нарисованном открытом окне искусно отражается облик девушки, что, безусловно, говорит нам о замечательном таланте живописца.
Вермеер посвятил теме письма несколько картин. Я познакомлю вас с ещё одним полотном Вермеера Делфтского. Оно называется «Дама, пишущая письмо».
На экране репродукциякартины «Дама, пишущая письмо».
Проводится беседа по картине

  • Кто изображён на картине?
  • В какой позе изображена дама? Как она одета?
  • Что она делает в данный момент? Каковы были её действия до этого момента?
  • Кому она пишет письмо?
  • Можем ли мы предположить, что в нём написано?


Посмотрите, ребята, как блестяще удалось передать художнику задумчивый взгляд своей героини. Она вся погружена в свои мысли, задумалась о том, что написать в своём письме дальше. Сейчас пройдёт миг, она подберёт нужную фразу, повернёт голову к своему письму и продолжит его писать. Тсс! Давайте не будем ей мешать и познакомимся со следующей картиной.
2-й экскурсовод. Уважаемые зрители! Прошу вас подойти к картине, которую написал известный русский живописец XIX века Илья Ефимович Репин.
На экран демонстрируются портрет И. Е. Репина и репродукция его картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Картина называется «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин писал её с 1878 по 1991 год. Сюжетом для полотна послужило реальное историческое событие. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махмуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя, в случае отказа, поголовным уничтожением. Запорожцы ответили султану насмешливым письмом (оно не один раз опубликовано) — момент его написания и изобразил Репин. Другой очевидный источник этой работы – гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которой словно «ожили, — по словам Н. Грабаря, — на полотне». Как Н. В. Гоголь описывает своих героев?
Ученик зачитывает описание героев повести «Тарас Бульба»

2-й экскурсовод. Сыновья Тараса «были два дюжие молодца», у них «крепкие, здоровые лица», «черты лица их … грозны и сильны». «…испытанной уверенностью стали теперь отличаться его (Остапа) движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».
«В чертах Андрия ничего не было страшного: он был очень хорош собою».
«Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Тарас был уже стар, его голова вся поседела, как и усы, он грузен, но у него всё ещё могучи плечи. Любил носить красную свитку (род казачьей верхней одежды).

На экране поочерёдно демонстрируются фрагменты картины

3-й экскурсовод. Давайте подробнее рассмотрим фрагменты картины. Каждый из персонажей картины по-разному реагирует на содержание письма. Искусствоведы утверждают, что художник изобразил на своём полотне 14 видов смеха.
Слева на картине ( фрагмент 1) изображены мягко улыбающийся гоголевский «Андрий» и израненный запорожец, выражающий своё презрение не смехом, а решительным взглядом.
Над писцом склонился предводитель казаков (фрагмент 2). Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
На 3-м фрагменте (фрагмент 3)нарисован обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей, который символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
4-й экскурсовод. 4-й фрагмент (фрагмент 4) показывает нам, зрителям, могучего, решительного и прямодушного запорожца — гоголевского «Тараса Бульбу», который, схватившись за бока, безудержно хохочет над содержанием письма. Скажите, похожи ли репинские герои на гоголевских?
Следуют ответы учащихся

И, наконец, обратимся к центральному персонажу картины – казаку-писцу. Он с упоением, не отрывая руки от письма, пишет те фразы, которые сочиняют вольные казаки. На его лице видна лёгкая ухмылка. Совершенно очевидно, что ему очень нравится то, что он пишет. Глаза его чуть прищурены, рука твёрдо выводит гусиным пером строки, которые заставляют смеяться всю казацкую вольницу.
Учитель. Ребята, как вы думаете, что могли написать казаки султану Махмуду IV? Каково по содержанию было это письмо? Почему казаки так безудержно и по-разному смеются? Удалось ли Репину показать характеры казаков? Какую роль сыграло это письмо в их жизни?
Ученики отвечают на вопросы, высказывая свои предположения

Учитель. Безусловно, ребята, правы те из вас, кто сказал, что письмо, написанное казаками, сыграло очень важную роль не только в их жизни, но и в жизни России: оно вызвало ярость султана, и казаки дали достойный отпор его войску, защищая рубежи нашей Родины, в результате чего враг был посрамлён.
А вы хотите узнать, что же всё-таки было написано в письме?
Подготовленный ученик выразительно зачитывает фрагменты письма казаков

Ученик: «Салтан, сын проклятого салтана турского, товарищ сатанин, …повар вавилонской, колесник ассирийской, …свинопас александрийский, …пёс татарской, …всего света привидение, …турского уезду бусурман, равен жмоту, …всего сонмища адова внук, проклятого сатаны гонец, распятого бога враг и гонитель его, надежда и утешение басурманское. Падение и скорбь их же.
Не поддадимся тебе, но биться с тобой будем».
Примечание. Стиль и орфография письма сохранены.
Реакция учащихся: весёлый смех
Включается тихая музыка песни «В землянке»

5-й экскурсовод (на фоне тихой мелодии песни).В заключение, уважаемые зрители, я приглашаю вас перенестись в XX век и остановиться у известного полотна русского художника А. И. Лактионова «Письмо с фронта», написанного в 1947 году. Интересна история этой картины. По залитой солнцем улице старинного русского городка шёл солдат в пропыленных сапогах. Выгоревшая пилотка была сдвинута на затылок; одна рука на перевязи, в другой – шинель, палка и белый треугольничек письма. Он обращался к встречным и спрашивал, как пройти на улицу, указанную в адресе. Среди людей, повстречавшихся солдату, был и художник А. И. Лактионов. Они разговорились. «От фронтового товарища его семье письмо несу, — рассказал боец, — вотпуску я, из госпиталя выписался; письмо у меня давно передачи дожидается, может, уже устарело?»
И в воображении художника одна за другой начали складываться возможные картины передачи письма. Он мысленно продолжал идти за солдатом, вместе с ним как бы входил в дом и присутствовал при чтении письма. Художнику очень посчастливилось. Этот солдат с фронтовым письмом помог ему разрешить тему картины, которую живописец обдумывал уже очень давно. В нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких в армии; чувства, волновавшие всех, кто получал письма с фронта, были пережиты художником (он сам воевал), были близки и понятны каждому человеку. Простота и жизненность – главные черты картины (художник писал её 11 месяцев); они в позах людей, и в выражении улыбающихся лиц, и в самом незамысловатом сюжете: мальчик завладел письмом и, окружённый слушателями, читает им вслух станицу за страницей рассказ отца о фронтовой жизни и о наступлении Советской Армии – такой знакомый и долгожданный рассказ. Это письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его товарища, и девушку-соседку, подошедшую послушать вести с фронта.
Сплочённость и дружба простых людей, живущих жизнью фронта, жизнью и интересами своей Родины, — вот подлинное и глубокое содержание картины Лактионова. А объединило этих людей письмо с фронта.Учитель. Сейчас, ребята, я попрошу вас вспомнить, с какими картинами, посвящёнными теме письма, написанными мастерами живописи прошлого, вы сегодня познакомились.
Какие картины вам запомнились больше всего? Почему? Какова основная тема всех представленных вам в нашем музее картин?
Ученики называют картины и отвечают на вопросы

Обратимся к эпиграфу урока: «В письмах человек обнажает свою душу». Познакомившись с картинами известных живописцев прошлого, посвящёнными теме письма, можете ли вы ответить, что имел в виду Джонсон?
Следуют ответы

Учитель. Прошу вас оценить выступлениянаших экскурсоводов.
Учащиеся оценивают выступления одноклассников по известному им плану анализа устных выступлений. Учитель при необходимости дополняет выступления, объявляет окончательные оценки.
Домашнее задание. Написать об одной из картин сочинение – письмо кому-нибудь (другу, родным и др.), используя план описания произведения искусства и материалы урока.
Вариант. При наличии времени можно провести 2-й урок, на котором учащиеся напишут творческую работу. Этот вариант предпочтительнее, так как учащимся можно прямо на уроке дать консультацию по написанию сочинения (в первую очередь это касается школьников, испытывающих затруднения), а также вывесить репродукции картин.


Приложение

План анализа произведения искусства

  • Название произведения, автор, дата написания.
  • Материал /по возможности указать, из какого материала выполнено произведение искусства, если это скульптура; если делается описание произведения живописи, то назвать также материал, способ рисования; для всех произведений искусства желательно назвать размеры/.
  • История создания художественного произведения.
  • Тема, сюжет произведения/если это жанровое полотно или скульптура/.
  • Герой или герои /если их несколько/: их позы, жесты, мимика, одежда.
  • Фон картины, пейзаж /если он есть/.
  • Колорит картины /краски, которые использовал художник/.
  • Идея художественного произведения /основная мысль, то есть что хотел сказать своим произведением автор/
  • Собственное впечатление от произведения искусства.
  • Файлы: Урок письма.doc
    Размер файла: 56832 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    Утешьте индивидуалок и пригласите к себе на виллу для того, чтобы возгореться порядочным сексом без каких-либо ограничений. Индивидуалки Чебоксар выжидают вашего звонка в любое время ночи.