Автор конспекта:
Автор(ы): — Малютина Надежда Николаевна

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Павлово-Посадского муниципального района Московской области. Учитель русского языка и литературы

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

2. Попытаться раскрыть, над чем смеется автор в этом рассказе?

3. Расширить творческие возможности учеников в процессе самостоятельной работы на уроке.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» Цель урока: 1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» 2. Попытаться раскрыть, над чем смеется автор в этом рассказе? 3. Расширить творческие возможности учеников в процессе самостоятельной работы на уроке. Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения и технологии сотрудничества. Ход урока I Изучение нового материала 1. Слово учителя об А.П.Чехове. (Обратить внимание учащихся на портреты Чехова – на доске и в учебнике) 2. Зачитать 2-3 заметки из воспоминаний о Чехове (стр. 161-163) 3. Перед чтением рассказа «Хамелеон» разбираем, что обозначает слово «Хамелеон»

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

2. Попытаться раскрыть, над чем смеется автор в этом рассказе?

3. Расширить творческие возможности учеников в процессе самостоятельной работы на уроке.

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения и технологии сотрудничества.

Ход урока

IИзучение нового материала

1. Слово учителя об А.П.Чехове. (Обратить внимание учащихся на портреты Чехова – на доске и в учебнике)

2. Зачитать 2-3 заметки из воспоминаний о Чехове (стр. 161-163)

3. Перед чтением рассказа «Хамелеон» разбираем, что обозначает слово «Хамелеон» (и зачитываем на стр. 164)

— Можно ли назвать так человека, который меняет свои взгляды в зависимости от того, в какую ситуацию он попадает?

— Прочитать, что означает слово «городовой» и «конфискованный» (стр.164)

4. Задание перед чтением: прочитать на доске вопросы и в процессе знакомства с текстом рассказа подготовить на них ответы.

Вопросы на доске:

а) Помогают ли фамилии героев («говорящие» фамилии) лучше понять их поступки?

б) Кого из героев можно назвать хамелеоном?

5. Чтение рассказа осуществляют заранее подготовленные ученики.

6. Беседа по содержанию. Параллельно записываем на доске и в тетради таблицу коротких реплик.

— Как реагирует Очумелов на жалобу Хрюкина? Найти в тексте.

— Найти в тексте и прочитать, как изменилось самочувствие полицейского надзирателя, когда кто-то из толпы предположил, что собака генерала Жигалова? Как меняется отношение к собаке? Речь Очумелова?

— Почему поменялось мнение Очумелова и он снова ополчился на собаку? Найти в тексте, как Очумелов ее называет? Какие советы дает он Хрюкину?

— найти в тексе, как меняется отношение к собаке и к происходящему через минуту после реплики из толпы?

— Найти в тексте и прочитать, каким решительным и грозным ( и речь – как приказ) становится Очумелов после того, как повар сказал, что «этаких собак у них отродясь не было»?

— Какова реакция Очумелова, когда выясняется, что собака все – таки благородных хозяев? Найти в тесте и зачитать.

— Чем закончился рассказ? Зачитать конец рассказа (с.167)

Запись на доске и в тетрадях выглядит так:

1. «Я покажу вам!» — «Она бешеная»

2. «Ужас как жарко!» — «Она маленькая»

3. «Нужно проучить!» — «Собачонка-подлость одна»

4. «Знобит!» — «Собака – нежная тварь»

5. «Истребить, вот и все!» — «Она бродячая»

6. «Я еще доберусь до тебя!» — «Собачка шустрая, ха – ха – ха»

7. Толпа хохочет над Хрюкиным

— Почему толпа хохочет над Хрюкиным? (Помочь сделать правильный вывод)

7. Устные ответы на вопросы, написанные на доске.

8. Вывод делает учитель, затронув вопрос, можно ли было смеяться над Очумеловым.

IIЗакрепление материала

( На индивидуальных листочках, образец карточек дан ниже)

Карточка №1

1. Как меняется речь Очумелова в зависимости от того, чья собака? (найти примеры в тексте)

2. Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (речь, поступки, поведение) помогают понять это?

3. Нравятся ли вам фамилии действующих лиц рассказа, можно ли сказать, что они «говорящие», то есть несут какую – то характеристику о человеке, которому принадлежат?

Карточка №2

1. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах.

2. Над чем смеется Чехов и что его огорчает в рассказе «Хамелеон» .

3. Как закончился рассказ у Чехова? А как закончил бы его ты?

IIIИтоги урока, вывод (делают ученики)

В чем проявляется новаторство А.П.Чехова? – Кратко изображать правду обыденной жизни.

Зачитать последний абзац статьи о Чехове на с. 161

Материал урока усваивался с интересом. Каждый ученик получил по две оценки: за участие в анализе и за письменные ответы по карточкам. Все оценки положительные.

Файлы: Урок лит чтения Железников. В.К. Рыцарь..doc
Размер файла: 64000 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология