Автор конспекта:
Автор(ы): — Теплова Надежда Васильевна
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ № 19, г. Коврова, учитель истории и обществознания
Регион: — Владимирская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
План-конспект. Обобщение темы Духовная культура с использованием ИКТ-технологий.
Предмет, класс
Обществознание. Базовый уровень.
10 «А» класс. Статус класса: Универсальный.
Тема урока
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Духовная культура».
Цель и задачи урока
Цель: закрепить знания учащихся о культуре, её видах
и духовной жизни общества.
Задачи:
*Обобщение учащимися знаний о духовной культуре, о духовной сфере, её роли в развитии общества, во взаимодействии личности с социальной средой.
*Развитие умений и навыков учащихся, по определению сущностных характеристик различных типов культуры, сравнение и классификация их по указанным критериям.
*Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
*Умение пользоваться компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, написания творческих работ и тестов.
*Воспитание толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Оборудование
Схемы, отражающие особенности различных видов культуры
и мировых религий.
Плакаты с рисунками, характеризующими массовую, элитарную и народную культуру.
Тестовые задания (электронный вариант).
Средства обучения
Учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова.
Алгоритм модульного урока
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Этап 1.
Организационный
Вводное слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы вели разговор о духовной культуре, пытались выяснить её роль в жизни общества. Сегодня вам предстоит обобщить изученный материал и показать свои знания во время тестирования и написания эссе.
Этап 2.
Фронтальное повторение и закрепление изученного ранее материала.
(коррекция.)
Работа по вопросам для повторения:
*Известно, что существует более 250 определений понятия «культура». Что мы понимаем под культурой?
*Исходя из определения, назовите основные виды культуры.
Схема на экране (материальная и духовная).
*Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой?
*Какими путями человек приобщается к культуре?
*Что такое культурные ценности?
*Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные.
Схема на экране. По основным признакам определите, о каких видах духовной культуры идёт речь? (массовая, элитарная).
Какие черты характеризуют данные виды культуры?
*На экране изображения плакатов.
Соотнесите плакаты, относящиеся к различным типам культуры с их названиями:
Массовая, элитарная, народная.
Говоря о культуре, мы должны помнить, что главное в культуре это человек, он творец, преобразователь. Что значит быть культурным человеком? Нарисуйте словесный портрет культурного человека.
Область духовной культуры включает в себя понятия морали, религии, искусства, науки, образования.
*Какова цель науки в обществе?
*Для чего нужно образование человеку?
*Как вы понимаете высказывание Цицерона «Дом без книг подобен телу без души»?
*Какую роль в жизни человека играет религия? Назовите основные элементы религии. Какие виды религий можно выделить? Назовите ранние формы религий. Какие религии относят к национальным?
А теперь выстроим схему мировых религий.
(Работа на интерактивной доске). По датам, указанным в схеме определите, какие религии должны быть в схеме. Укажите течения каждой из мировых религий.
*Что вы можете сказать о принципах политики в нашем государстве по отношению к религии? Существует ли какая-либо главная религия? Есть ли запрет на вероисповедания? Разрешена ли деятельность сект, которые пропагандируют насилие, разрушение семьи, государства, культуры? Как соотносятся церковь и государство?
Последний блок вопросов касается искусства:
*Какие виды искусства вам известны? Человек, занимающийся творчеством, что пытается донести до зрителя? Что зритель ищет в искусстве? Для чего люди посещают театры, музеи, слушают музыку? Что даёт людям искусство?
Подводя итог нашему разговору, вам предстоит выполнить творческое задание, написать синквэйн (стихотворение, пять строк). Схема синквэйна: Существительное
Прилагательное Прилагательное
Глагол Глагол Глагол
Существительное (вывод)
При написании синквэйна необходимо отразить роль, которую
Данный вид культуры играет в жизни общества. Пример:
Наука.
Фундаментальная, глубокая.
Учит, доказывает, создаёт.
Знания — основа любой науки.
Прогресс.
Учащиеся разбиваются на группы (5), им предлагаются слова:
Культура, Искусство, Религия, Мораль, Образование.
На выполнение работы даётся 10 минут. Учащиеся набирают синквэйн на компьютере и демонстрируют на интерактивной доске.
Этап 3.
Обобщающий контроль знаний.
Форма контроля:обобщающий тест по теме «Духовная культура». (15 вопросов с одним вариантом ответа). На выполнение отводится 15 минут.
Комментарий учителя: на экране компьютера вы видите вопрос, выбираете один из 4-х вариантов ответов, по окончанию работы компьютер выдаст количество % правильных ответов, которые соответствуют следующим оценкам: 100%-86% — «5», 85%-66%- «4», 65%-53%- «3».
Этап 4.
Практическое
закрепление знаний.
В качестве практического закрепления изученного материала вам предлагается написать эссе по одной из предложенных тем:
1. «Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьёв).
2. «Если у человека есть «зачем» жить, он может
выдержать любое «как». (Ф.Ницше).
3. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях
делает слабым государство». (Вольтер).
Этап 5.
Домашнее задание.
Домашнее задание:Повторить определения по данной теме,
По материалам периодической печати, подготовьте сообщение о новостях в культурной жизни города, области, государства.
Файлы: Внеклассное мероприятие 9-11 кл.odt
Размер файла: 24588 байт.