Автор конспекта:
Автор(ы): — Теплова Надежда Васильевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 19, г. Коврова, учитель истории и обществознания

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

План-конспект. Обобщение темы Духовная культура с использованием ИКТ-технологий.

Предмет, класс

Обществознание. Базовый уровень.

10 «А» класс. Статус класса: Универсальный.

Тема урока

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Духовная культура».

Цель и задачи урока

Цель: закрепить знания учащихся о культуре, её видах

и духовной жизни общества.

Задачи:

*Обобщение учащимися знаний о духовной культуре, о духовной сфере, её роли в развитии общества, во взаимодействии личности с социальной средой.

*Развитие умений и навыков учащихся, по определению сущностных характеристик различных типов культуры, сравнение и классификация их по указанным критериям.

*Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

*Умение пользоваться компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, написания творческих работ и тестов.

*Воспитание толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

Оборудование

Схемы, отражающие особенности различных видов культуры

и мировых религий.

Плакаты с рисунками, характеризующими массовую, элитарную и народную культуру.

Тестовые задания (электронный вариант).

Средства обучения

Учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова.

Алгоритм модульного урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Этап 1.

Организационный

Вводное слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы вели разговор о духовной культуре, пытались выяснить её роль в жизни общества. Сегодня вам предстоит обобщить изученный материал и показать свои знания во время тестирования и написания эссе.

Этап 2.

Фронтальное повторение и закрепление изученного ранее материала.

(коррекция.)

Работа по вопросам для повторения:

*Известно, что существует более 250 определений понятия «культура». Что мы понимаем под культурой?

*Исходя из определения, назовите основные виды культуры.

Схема на экране (материальная и духовная).

*Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести чёткую границу между материальной и духовной культурой?

*Какими путями человек приобщается к культуре?

*Что такое культурные ценности?

*Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько её видов. Назовите основные.

Схема на экране. По основным признакам определите, о каких видах духовной культуры идёт речь? (массовая, элитарная).

Какие черты характеризуют данные виды культуры?

*На экране изображения плакатов.

Соотнесите плакаты, относящиеся к различным типам культуры с их названиями:

Массовая, элитарная, народная.

Говоря о культуре, мы должны помнить, что главное в культуре это человек, он творец, преобразователь. Что значит быть культурным человеком? Нарисуйте словесный портрет культурного человека.

Область духовной культуры включает в себя понятия морали, религии, искусства, науки, образования.

*Какова цель науки в обществе?

*Для чего нужно образование человеку?

*Как вы понимаете высказывание Цицерона «Дом без книг подобен телу без души»?

*Какую роль в жизни человека играет религия? Назовите основные элементы религии. Какие виды религий можно выделить? Назовите ранние формы религий. Какие религии относят к национальным?

А теперь выстроим схему мировых религий.

(Работа на интерактивной доске). По датам, указанным в схеме определите, какие религии должны быть в схеме. Укажите течения каждой из мировых религий.

*Что вы можете сказать о принципах политики в нашем государстве по отношению к религии? Существует ли какая-либо главная религия? Есть ли запрет на вероисповедания? Разрешена ли деятельность сект, которые пропагандируют насилие, разрушение семьи, государства, культуры? Как соотносятся церковь и государство?

Последний блок вопросов касается искусства:

*Какие виды искусства вам известны? Человек, занимающийся творчеством, что пытается донести до зрителя? Что зритель ищет в искусстве? Для чего люди посещают театры, музеи, слушают музыку? Что даёт людям искусство?

Подводя итог нашему разговору, вам предстоит выполнить творческое задание, написать синквэйн (стихотворение, пять строк). Схема синквэйна: Существительное

Прилагательное Прилагательное

Глагол Глагол Глагол

Существительное (вывод)

При написании синквэйна необходимо отразить роль, которую

Данный вид культуры играет в жизни общества. Пример:

Наука.

Фундаментальная, глубокая.

Учит, доказывает, создаёт.

Знания — основа любой науки.

Прогресс.

Учащиеся разбиваются на группы (5), им предлагаются слова:

Культура, Искусство, Религия, Мораль, Образование.

На выполнение работы даётся 10 минут. Учащиеся набирают синквэйн на компьютере и демонстрируют на интерактивной доске.

Этап 3.

Обобщающий контроль знаний.

Форма контроля:обобщающий тест по теме «Духовная культура». (15 вопросов с одним вариантом ответа). На выполнение отводится 15 минут.

Комментарий учителя: на экране компьютера вы видите вопрос, выбираете один из 4-х вариантов ответов, по окончанию работы компьютер выдаст количество % правильных ответов, которые соответствуют следующим оценкам: 100%-86% — «5», 85%-66%- «4», 65%-53%- «3».

Этап 4.

Практическое

закрепление знаний.

В качестве практического закрепления изученного материала вам предлагается написать эссе по одной из предложенных тем:

1. «Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьёв).

2. «Если у человека есть «зачем» жить, он может

выдержать любое «как». (Ф.Ницше).

3. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях

делает слабым государство». (Вольтер).

Этап 5.

Домашнее задание.

Домашнее задание:Повторить определения по данной теме,

По материалам периодической печати, подготовьте сообщение о новостях в культурной жизни города, области, государства.

Файлы: Внеклассное мероприятие 9-11 кл.odt
Размер файла: 24588 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология