Автор конспекта:
Автор(ы): — Коркина Наталья Евдокимовна

Место работы, должность: —

учитель биологии МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района

Регион: — Оренбургская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок на тему: Модификационная изменчивость адониса весеннего.

Урок биологии в 10 профильном классе, с использованием Интернет-технологии. На уроке учащиеся повторяют и обобщают полученные знания о ненаследственной изменчивости, с использование интерактивных учебных дисков. Ученики приобретают навык самостоятельного поиска сведений о статусе адониса весеннего, его целебных свойствах через Интернет. Там же они представляют свои результаты, общаются с другими организациями, осуществляющие природоохранную деятельность первоцветных растений, получают консультацию ученых, узнают возможные направления деятельность ребят по защите и сохранению адониса. Для исследования различных модификаций высоты стеблей растений на разных ареалах, используют методы мониторинга в полевых условиях. Приглашается инженер леса, который сопровождает 2 учеников до места произрастания адониса, что транслируется через веб-камеру ноутбука, остальные ученики в кабинете, в реальном режиме, наблюдают за работой в полевых условиях, задают вопросы, фиксируют и обрабатывают данные высоты стеблей адониса.Основой для видеосвязи является программа Skype из бесплатного пакета полезных программ Google.

План – конспект урока

Учебный предмет – биология.

Класс: 10, профильный

Учебно- методический комплект: Захаров В. Б., Мамонтов С. М., Сонин В. И. Общая биология. 10 – 11 класс. — Москва: Дрофа, 2002год. Автор программы: Захаров В. Б.

Тема. Модификационная изменчивость адониса весеннего.

Тип урока — комбинированный.

Вид урока – повторение, применение знаний в новой ситуации.

Цель урока. Повторить изученный материал по теме ненаследственная (модификационная) изменчивость, научиться применять полученные знания на практике и в новой ситуации.

Задачи урока:

1. Образовательная: Применить полученные знания законов модификационной изменчивости при исследовании высоты стеблей адониса весеннего на разных ареалах.

2. Развивающая: Приобрести навык сбора данных в полевых условиях, проведения экологического мониторинга, с использованием различных методик; развивать умение анализировать полученные данные. Развивать навык работы в группе, выполнения интерактивных тестов, поиска и интерпретации нужной информации, общения в сети Интернет.

3. Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, осуществляя природоохранную деятельность, защищая первоцветное растение.

Оборудование. Компьютеры с сети, с выходом в Интернет, проектор, экран, цифровой фотоаппарат, веб-камера, встроенная в ноутбук или сотовый телефон с подключением к Интернету.

Рама 1м/1м. для количественного учета адониса в различных ареалах, рама со спицами на различной высоте для учета точечным методом высоты растений.

CD – диски: «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г., «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

План урока

1.Организационное начало урока. — 1 мин.

2. Постановка проблемы, сообщение целей урока. – 2 мин.

3. Повторение и проверка знаний изученного материала — 7 мин.

4.Формирование умений применять опорные знания и умения на практике. Видеопутешествие или видеосвязь. — 23 мин.

5. Подведение итогов. Выводы. «Экспресс-конференция».- 8 мин.

6. Творческое домашнее задание — 4 мин.

I.Организационное начало урока. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

II. Постановка проблемы. Какие первоцветные растения, произрастающие в нашем крае вам знакомы? Что вы знаете об их численности? (Резко сокращается)

— Наша область, к сожалению, не исключение, также имеет печальный список, регулярно пополняющийся редкими и исчезающими растениями, занесенными в Красную книгу Оренбургской области. В чем же причина уменьшения численности?(Основная причина этому печальному факту – прямая или косвенная деятельность человека).

— Большинство из них обладают полезными свойствами для человека! Так, среди видов, нуждающихся в охране — лекарственные, сбор которых осуществляется без контроля. Другие страдают от своей красоты! Красотой и лекарственными свойствами наделен природой первоцвет Адонис весенний, произрастающий в нашем Бугурусланском районе, в Карповском лесу, возле сел Михайловка, Аксаково. (Показ слайда с изображением адониса весеннего (Горицвет)).

Сообщение целей урока. Провести исследование модификационной изменчивости высоты стеблей адониса, изучить современное экологическое состояние этого растения и предложить меры по его сохранению — главная цель, которую предлагаю нам совместно осуществить. Для этого необходимы знания об основных свойствах ненаследственной изменчивости, полученные вами ранее, на предыдущих занятиях.

III. Повторение и проверка знаний изученного материала.

Класс делится на 3 группы: «Теоретики», «Практики», «Творчество», получают разные задания, приступают к их одновременному выполнению.

1) Группа «Творчество» работает с учителем, представляет синквейны в виде презентации слайдов, выполненные учениками дома по теме: Модификационная изменчивость.

(См. «Методические рекомендации»)

2) Группа «Теоретики» работает самостоятельно, выполняя интерактивное тестирование знаний основных теоретических понятий темы «Модификационная изменчивость» (используется электронный учебник, CD-диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г., который устанавливается на компьютеры в локальной сети). В набор тестов входят задания шести типов:

— выбор одного варианта ответа из нескольких;

— выбор нескольких вариантов ответа;

— ввод слова или фразы;

— указание на рисунке нужного объекта (point– n– click);

— перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (drag– n– drop);

Компьютеры автоматически проверяют ответ, выставляют оценку. В случае неправильного ответа выдается комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос.

3) Группа «Практики» выполняют самостоятельно виртуальную практическую работу: «Построение вариационного ряда» (с использованием СD- диска «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

IV. Формирование умений применять опорные знания и умения на практик

1. «Мозговой штурм».

Ученики класса делятся на творческие микрогруппы, с учетом их желаний, придумывают творческое название группы, отражающее суть их деятельности, получают проблемный вопрос, для решения которого необходимо совершить сбор информации в Интернете. Например, Проблемные вопросы: «Исследователи», «Знатоки флоры»: Приспособился ли первоцвет условиям среды в ответ? «Питомник»: Адонис из семени – это реально? «Спецкор» — Интервью в аптеке «Адонис». Почему горицвет – лекарство от семи бед? «Борцы с браконьерами»: Как изменится лесная тропинка, коли исчезнет одна травинка?

Учитель рекомендует использовать ресурсы сети Интернет: http://flower.onego.ru/other/adonis_v.html , http://www.thinkquest.ru/library/40601/rast/g/goriqvet.htm (биологические свойства адониса весеннего) http://www.vitaminov.net/rus-27600-1463927455-0-7211.html , (справочник лекарственных растений, лек. свойства адониса весеннего) http://npl-rez.ru/litra/lecrast.htm . (Способы заготовки приготовления и применения лекарственных растений.)

Выступления представителей каждой группы, знакомство с собранной информацией об адонисе весеннем.

Предполагаемые ответы:

«Исследователи»- распространение адониса весеннего в Оренбургской области.

По данным Е. В. Кучерова, Г. К Байкова, в Оренбургской области встречаются две формы адониса — лесная и степная. Лесные формы имеют более высокорослые растения, чем степные. Степные формы адониса растут на степных лугах в ковыльно-злаково-разнотравных и разнотравно-бобовых ассоциациях, на южных и юго-восточных склонах холмов. Лесные формы встречаются по опушкам березовых лесов и на каменистых склонах. Наиболее крупные массивы адониса обнаружены на склонах высоких берегов рек Урала и Миасса и их притоков. В Оренбургской области в северо-восточной и северо-западной части от Оренбурга до Орска, в Бугурусланском районе.

«Знатоки флоры» — биоморфологическое описание адониса весеннего.

Примерный ответ: Горицвет весенний AdonisvernalisL относится к семейству Лютиковых Ranunculaceae. Многолетнее травянистое растение с бурым многоглавым, коротким, толстым корневищем. Высота растения – 15 – 60 см. Разветвленные стебли с серовото – зелеными листьями, сильно рассеченными на очень узкие дольки, густо покрывающими стебель. Цветки одиночные золотисто — желтые, расположенные на верхушке стеблей, до 5, 5 см. в диаметре, состоящие из 15 – 20 лепестков. Лепестки – продолговатые, эллиптические. Тычинок и пестиков много. Плод из многочисленных односемянных орешков с крючковидным носиком. Цветет в мае – июне. Ценное лекарственное растение.

«Спецкор». Видеоинтервью в фитоаптеке «Адонис»: Данная группа вместе с учителем до проведения урока посещает аптеку, где учащиеся задают вопросы фармацевту фитоаптеки «Адонис» г.Бугуруслана. Беседа записывается на видеокамеру или цифровой фотоаппарат. На уроке транслируется предварительно подготовленный учениками видеофильм (С помощью цифрового фотоаппарата или видеокамеры).

Примерные вопросы:

Какими фармакологическими свойствами обладает адонис?

Почему адонис применяется в медицине, ведь он является ядовитым растением?

Применяется ли адонис в чистом виде?

Известно, что адонис исчезающий вид из-за безжалостного выдергивания его с корневищем. Ведется ли заготовка сырья в нашем крае? Принимает ли аптека сырье от местного населения?

Лекарственные свойства адониса.

Промерный ответ: Для лечебных целей используют зеленые части растения, собранные в период от начала цветения до полного осыпания лепестков. Наибольшей продуктивностью надземной массы, по данным Е. В. Кучерова и др., обладают степные формы. В Оренбургской области они сохраняют свою активность до августа. Желательно собирать сырье с крупных и средних кустов растения. Траву срезают ножом, секатором или серпом, но не выдергивают. Сушат ее небольшими пучками толщиной в 5 см. на чердаках или в сушилках при температуре 30—40°С, часто переворачивая. Готовое сырье хранят в течение года в сухом, хорошо проветриваемом помещении.

Лимитирующие факторы. Быстро исчезает из-за неправильного сбора – выдергивания с основанием корневища, вместо срезки; заготовка на одних и тех же местах. Сбор необходимо проводить только со средневозрастных и старых растений.

Меры охраны, применяемые в Оренбургской области ученики узнают на сайте: http://www.oopt.info/orenb/biblio.html ) «Особо охраняемые природные территории России» / раздел «Заповедники» /Оренбургский степной заповедник.

Охраняется в Оренбургском степном заповеднике, в ур. Шайтантау. (по материалам автора Красной книги Оренбургской области д.б.н. З. Н. Рябининой)

2. Видеопутешествие.Для проведения данного этапа урока проводится предварительная подготовка: учитель и 2 – 3 учеников из группы «Знатоки флоры» и «Исследователь». Заранее проводят в полевых условиях сбор данных о высоте стеблей адониса весеннего, в классе на уроке транслируется видеофрагмент, просмотрев который ученики составляю вариационный ряд и график модификационной изменчивости адониса весеннего (может быть использована программа «схематические диаграммы» или Excel).

Может быть организован 2 вариант проведения данного этапа урока — видеосвязь: приглашается инженер леса, ведущий шефскую работу с учениками школьного лесничества, который сопровождает 2 учеников на холм «Шихан», ребята используя методику сбора данных высоты стеблей адониса в полевых условиях с помощью рам: 1м/1м. — для количественного учета адониса в различных ареалах, рамы со спицами на различной высоте — для учета точечным методом высоты растений (подробнее см. «Методические рекомендации к уроку»). Проводятся измерения, которые с помощью веб-камеры на ноутбуке, транслируются в кабинете в реальном времени, остальные ученики наблюдают за работой в полевых условиях, задают вопросы, фиксируют и обрабатывают данные высоты стеблей адониса, так же, как и 1 варианте, составляют вариационные ряды и графики.

V. Подведение итогов. «Экспресс-конференция».

Демонстрируются на экране полученные вариационные ряды и графики модификационной изменчивости высоты стеблей адониса весеннего на различных формациях, проводится сравнение. Выводы о влиянии природных и антропогенных условий на высоту стеблей адониса весеннего на разных ареалах.

«Экспресс- конференция».

Учащиеся делятся на 2 группы: «Корреспонденты», предлагающие обсудить «Знатокам природы» вопросы: Какова причина изменения высоты стеблей адониса весеннего на тенистом участке? На освещенном? На что направлена ненаследственная изменчивость? Какие антропогенные условия способствовали сокращению численности адониса в нашем селе? Какие меры природоохранной деятельности можно предпринять? Задаются также вопросы ребятам, участвующим в исследовании.

Учащиеся выходят в Интернет, на сайты природоохранных организаций, осуществляющие мониторинг первоцветных растений (студенческая Дружина по охране природы биологического факультета МГУ http://www.bio.msu.ru/dop/ ,

http://www.dop.environment.ru/links.html ), общаются, высказывают предложения по выращиванию адониса из семени и корневищ на учебном школьном участке, основываясь на полученные знания о наследственности и изменчивости, в том числе модификационной.

Выводы.

Какие природные условия влияют на высоту стеблей адониса весеннего?

Какие действия человека повлияли на модификационную изменчивость данного растения?

Какие меры по сохранению растения, занесенного в Красную книгу Оренбургской области можно предпринять?

VI. Домашнее задание на выбор учащихся:

— Повторить материал о наследственности и изменчивости,

— выйти на сайт учителя биологии http://korkina.ucoz.ru/ , выполнить тестовые задания по теме: ненаследственная (Модификационная изменчивость);

— разместить информацию о других первоцветных растениях нашего края;

— предложить, основываясь на полученные по теме знания, учитывая экологические закономерности модификационной изменчивости, меры по охране адониса.

— выпустить буклет, подготовить публикацию о лекарственных свойствах адониса;

— об опасности и вреде пожаров в лесной и лесостепной зонах;

— создать веб- сайт. (См. приложение)

— Составить программу действий, посильных для школьников в защите и увеличении численности адониса в нашем крае.

— Предложить правила агротехники выращивания адониса, используя знания о наследственности и модификационной изменчивости.

— Подготовить вопросы для школьного форума об организации охраны адониса весеннего.

Методические рекомендации

к уроку «Модификационная изменчивость адониса весеннего»

Автор: Коркина Наталья Евдокимовна, учитель биологии МОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района

Учебный предмет – биология.

Класс: 9

Учебно- методический комплект: Учебник: С. Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Москва: Дрофа, 2002г. Авторы: Захаров В. Б. Сонин Н. И.

Тема. Модификационная изменчивость.

Тип урока — комбинированный.

Вид урока — практическое занятие.

Биология — наука о природе, научить её любить, беречь, невозможно, если обучение организовано только по страницам учебника. Проблема в том, что нарастающий объем теоретических знаний, в отрыве от практики, вытесняет живое общение с природой, лишает ребенка возможности восхищения, удивления, осознания себя её неотделимой частью. Отсюда возникает проблема: низкая экологическая культура современной молодежи, равнодушие к проблемам родного края. Не всегда удается организовать экскурсию, полевые практики. Изменить ситуацию можно с помощью ЭОР. Исследования могут проводиться во внеурочное время с увлеченными ребятами, либо с учениками профильных классов, а полученные результаты, зафиксированные с помощью цифрового фотоаппарата или видеокамеры использовать в различных этапах урока, что поможет трудные темы по предмету сделать интересными и доступными.

Для удачного проведения данного урока, тема которого достаточно сложна для усвоения, рекомендую: использовать региональный компонент, исследовать ненаследственную изменчивость на примере растения, растущего в родном крае. Так как данная тема изучается весной, когда распускаются первоцветные растения, начинается их истребление, лучше выбрать раннецветущее редкое растение. Это позволит применить полученные знания на практике и изучить материал на конкретном примере, и вместе с тем, провести пропаганду природоохранной деятельности, привлечь внимание и усилия учеников на необходимость сохранения редких, исчезающих растений родного края.

Разделить ребят на группы, создать тематические сектора, которые в зависимости от направления, будут проводить различные исследования в ходе реализации исследовательского практико-ориентированного проекта «Сохраним первоцвет – весенний горицвет». Ученики класса делятся с учетом их желаний, придумывают творческое название группы, отражающее суть их деятельности, получают проблемный вопрос, для решения которого необходимо совершить сбор информации в Интернете и предварительно провести кратковременные исследования. Главное, чтобы в классе был задействован каждый ученик, не остался незамеченным ни один талант: артистичные в «Экологическом спецкоре», сильные — в секторе борьбы с брако­ньерством, а склонные к науке, логической деятельности занимаются в «Исследователь» и др..

Проблемные вопросы должны быть интересными, могут быть такими: «Исследователи», «Знатоки флоры»: Приспособился ли первоцвет условиям среды в ответ? «Питомник»: Адонис из семени – это реально? «Спецкор» — Интервью в аптеке «Адонис». Почему горицвет – лекарство от семи бед? «Борцы с браконьерами»: Как изменится лесная тропинка, коли исчезнет одна травинка?

Для быстрой и объективной проверки знаний и оценки рекомендую применить ЦОР, электронные пособия: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. CD диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г. Для проверки знаний не только теоретических навыков, но и практических, класс лучше разделить на 3 группы: «Теоретики», «Практики», «Творчество», дать дифференцированные задания.

1) Группа «Творчество» работает с учителем, представляет синквейны в виде презентации слайдов. Следует в качестве домошнего задания индивидуально, по желанию, задать ученикам — составить синквейны, познакомив их с правилами составления синквейна:

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написаниясинквейна таковы:На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Такой же схемой является для него структура всего синквейна. Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн в качестве домашнего задания, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Показателем правильно составленного синквейна служит узнаваемость темы синквейна при чтениитолько 2-5 строк синквейна. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о высокой степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:знает содержание учебного материала темы;умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.Синквейн1.

Мутация

Случайная, стойкая

Изменяет, проявляется, наследуется

Не было счастья, да несчастье помогло!

Эволюция

2) Группа «Теоретики» работает самостоятельно, выполняя интерактивное тестирование знаний основных теоретических понятий темы «Модификационная изменчивость» (электронный учебник устанавливается на компьютеры в локальной сети).

В набор тестов включить задания шести типов:

— выбор одного варианта ответа из нескольких;

— выбор нескольких вариантов ответа;

— ввод слова или фразы;

— указание на рисунке нужного объекта (point– n– click);

— перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (drag– n– drop);

Компьютер автоматически проверяет ответ, выставляет оценку. В случае неправильного ответа выдается комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. На этапе оценивания результатов тестирования, желательно сразу выставить положительные оценки, ученикам, получившим низкие отметки, дать возможность повторного прохождения теста индивидуально, позаниматься дома по СD- диску.

3) Группа «Практики» выполняют самостоятельно виртуальную практическую работу: «Построение вариационного ряда» (с использованием СD- диска «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.)

На 4 этапе урока, формирования умений применять опорные знания и умения на практике «Мозговой штурм» получится действительно «штурмом», а не потерей времени в поисках, если учитель заранее подготовит рекомендации сайтов, где может быть информация по теме для каждой группы ребят. Данный этап урока обязательно необходимо завершить кратким представлением собранного материала.

Методические рекомендации по проведению практической части урока

«Анализ модификационной изменчивости, особенно количественный учет в виде модификационных кривых, имеет большое значение для понимания эволюционной теории. Часто учащиеся до конца не осознают, для чего строится модификационная кривая, как она характеризует состояние популяции. Изучение высоты стеблей адониса весеннего поможет разобраться в этих вопросах. В норме высота адониса 30 см., но зависит от условий произрастания, может изменяться до 45 см. Определяющие факторы в развитии мощности растения — освещенность, влажность и характер почвы. Для сравне­ния размеров стеблей в двух популяциях адониса, произрастающих в разных условиях, но имеющих примерно одина­ковый генофонд, нужно выбрать две лу­жайки адониса, которые удалены друг от друга не более чем на 0,5 км. На такое расстояние свободно распростра­няются семена, следо­вательно, популяции не изолированы. Лужайки должны отличаться по услови­ям произрастания. Например, одна нахо­дится в освещенном месте на лугу, дру­гая рядом с тропинкой на краю леса освещенность та же, но почва плотная, утрамбованная. На 25-30 растениях учащиеся линейкой измеряют диаметр стеблей адониса с точностью до 1 см. Естественно, растения срывать нельзя, тревожить руками как можно меньше, поможет провести исследование точечный метод: рама с отверстиями, в которые вставлены спицы, 10 шт., подсчитывали все растения адониса, касающиеся спиц по мере их опускания!

Для каждой лужайки получаем свой ряд измерений. Чтобы построить кривую, нужно по крайней мере, пять точек. Для этого разо­бьем наш ряд цифр на пять классов. В каж­дом классе объединяются близкие по зна­чению величины. Самое маленькое значе­ние в ряду равно 18, самое большое — 40. Это пределы модификационной изменчи­вости диаметра на дан­ной лужайке. Размах изменчивости, или норма реакции, — 22 см (40 — 18). Норма реакции — это то, что наследует­ся стеблей адониса данной популяции. Размер стеблей адониса изменяется не бесконечно, а в стро­го определенных пределах — от 18 до 40 см. Величину 22 см разобьем на пять интер­валов, т.е. определим цену каждого из пяти классов: 22:5=4,5 (см). Округляем в боль­шую сторону до целого числа — цена каж­дого класса составит 5 см. Разобьем интер­вал 22 см на пять классов, начиная с само­го маленького числа — 18 см. Размах каж­дого класса 5 см. Первый класс составят величины 18, 19, 20, 21, 22 (см). Во второй класс по такому же принципу войдут вели­чины от 23 до 27 см. Третий класс начина­ется с 28, он объединяет значения от 28 до 32, четвертый класс — с 33 и заканчивает­ся 37, пятый — с 38, в него войдут диамет­ры цветков 38, 39, 40 (см). Больших значе­ний в последнем ряду нет, следовательно, этот класс неполный. Для построения модификационной кри­вой заполним таблицу. Среднее значение каждого класса нахо­дим как среднее арифметическое. Напри­мер, для первого класса (18 + 22):2 = 20 (см). Количество растений в соответству­ющем классе подсчитываем, пользуясь тем рядом измерений, для которого стро­им модификационную кривую. Так, в пер­вый класс входят стебли, диаметр кото­рых изменяется от 18 до 22 см. В ряду это значения 18, 20, 22, 21, 20. Коли­чество растений с такими стеблями рав­но 5. Так же подсчитываем количество растений в других классах. Построим модификационную кривую. По горизонтальной оси отложим средние значения классов, по вертикальной — количество растений в соответствующем классе. Точки кри­вой соединим плавной линией. Рассмотрим полученную кривую. Макси­мальное значение кривой примерно долж­но соответствовать средней высоте стеблей в изучаемой популяции — 30 см. Определив среднее арифметическое для всех измерений, получим 27,9 см, что близ­ко к 30 см. Таким образом, средняя высота стеблей адониса на солнечной лу­жайке составляет около 30 см. Форма модификационной кривой может быть узкая, с хорошо выраженной вершиной, может быть широкая и пологая или смещенная в одну сторону, пока­зывает состояние изучаемого объекта в природной популяции. Если кривая узкая и высокая, значит, большое количество растений имеет стебли, размер которых близок к среднему. Значительно меньшее количество расте­ний будут иметь стебли намного меньшего или большего диаметра. Таким образом, на солнечной лужайке по высоте стеблей популяция адониса доста­точно однородна. Такая форма кривой характерна для по­пуляций, хорошо приспособившихся к ме­сту обитания. Стоит только изме­ниться условиям обитания, изменится и форма модификационной кривой. Если построить модификационную кривую для высоты стеблей адонисов, выросших на вытоптанной площадке с хорошим ос­вещением, то кривая будет более пологая и широкая, а среднее значение сместится к меньшим величинам. Форма пологой кривой показывает, что значительная часть растений имеет высоту стеблей больше или меньше среднего, т.е. популя­ция по высоте стеблей неоднородна — гетерогенна. Изменение условий выживания приво­дит к разнообразию в проявлении фенотипических признаков, прежде всего благо­даря модификационной изменчивости. Каждая особь может варьировать призна­ком в строго определенных пределах. Если измененные условия сохраняются на про­тяжении значительной череды поколений, то естественный отбор как вектор, помо­гающий выжить наиболее приспособлен­ным, изменит генетическую структуру дан­ной популяции. Широкая и пологая кривая со временем может преобразоваться, например, в более узкую с другим средним значением высоты стебля. Анализ простого параметра высота стеблей адониса, помогает учащимся усвоить такие сложные понятия, как модификационная изменчивость, естественный отбор и влияние экологических факторов на проявление фенотипических признаков.

(Использована статья Н.С. Стволинской. Прогулки в школьном дворе. Фенотипический и модификационный анализ.//Журнал Биология в школе №3 2001 г, с 42.)

Видеосвязь. Для проведения данного этапа урока проводится предварительная подготовка: учитель и 2 – 3 учеников из группы «Знатоки флоры» и «Исследователь» заранее проводят в полевых условиях сбор данных о высоте стеблей адониса весеннего, их работа снимается на видеокамеру, либо цифровой фотоаппарат. На уроке транслируется заранее подготовленный видеофрагмент, просмотрев который, ученики составляю вариационный ряд и график модификационной изменчивости адониса весеннего. Для наглядной и быстрой демонстрации результатов измерений, может быть использована программа «схематические диаграммы» или Excel.

Данный этап урока может быть организован по-другому, в виде видеосвязи: приглашается инженер леса, ведущий шефскую работу с учениками школьного лесничества, который сопровождает 2 – 3 учеников до места произрастания адониса, проводятся измерения по указанной выше методике, что транслируется через веб-камеру ноутбука. Остальные ученики в кабинете, в реальном режиме, наблюдают за работой в полевых условиях, задают вопросы, фиксируют и обрабатывают данные высоты стеблей адониса. Применение возможностей трансляции видео через программу Skype позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, привлечь к проведению данного урока ведущих специалистов фармакологии и лесного хозяйства, занимающихся проблемами, обсуждаемыми на данном уроке. Кроме того, в местах произрастания адониса нежелательно проведение экскурсий, так как может произойти вытаптывание корневищ, снижение численности растений. Таким образом, фрагмент урока с применением Интернет-технологий удаленной связи не только расширит информационное поле урока, но и обеспечивает качественный диалог, организованный с привлечением специалистов, а также позволит провести сбор данных, виртуальную экскурсию на место обитания адониса, при этом сохранить его.

В основе данного этапа урока — технология видеосвязи. При видеосвязи общение происходит в реальном времени, с использованием web-камеры. Наличие широкополосного Интернета делает возможным проведение видеосвязи на высоком технологическом уровне, демонстрации собранной в полевых условиях учебной информации в графической, мультимедийной форме, проведение мониторинга редкого и исчезающего растения, организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации. /http://ido.tsu.ru /

Основой для видеосвязи является программа Skype из бесплатного пакета полезных программ Google.

Техника безопасности при проведении практических работ, полевых практик с учащимися

1. Школьники в вопросах техники безопасности беспре­кословно выполняют указания преподавателей.

2. Взрослые участники практики в вопросах техники бе­зопасности следуют указаниям руководителя практики, от­ветственного за жизнь и здоровье детей, который действует на основании настоящей инструкции.

3. Участники практики до ее начала должны быть озна­комлены с данной инструкцией руководителем практики.

4. Руководитель практики обязан иметь при себе: инструкции по технике безопасности и правилам ока­зания первой помощи.

5. Участники практики обязаны:

• иметь личное снаряжение (по списку);

• соблюдать правила охраны природы, не уничтожать редкие виды животных и растений;

• соблюдать установленный распорядок дня;

• во всех необходимых случаях оказывать помощь дру­гим участникам практики.

6. Обо всех травмах и заболеваниях, должны быть поставлены в известность по телефону родители школьника и руководители учреждения, проводя­щего практику.

7. При нарушениях данной инструкции руководитель практики может принимать любые меры, которые сочтет необходимыми, вплоть до удаления нарушителей с практики. При удалении с практики школьников их родители ста­вятся об этом в известность по телефону или телеграммой с полной информацией о прибытии школьника в пункт назна­чения. Школьник отправляется в со­провождении взрослого.

8. Правила проведения пеших экскурсий

1. Запрещается школьникам перемещаться в одиночку на расстояние более 500 м;

2. При выходе на экскурсию руководитель заботится об экипировке группы, не­обходимо иметь: защищенный от намокания запас спичек; плащи и/или укрытие (тент, палатку) на случай дождя; нож или топор; аптечку первой помощи, в которую вхо­дят перекись водорода, йод или зеленка, перевязочные средства, обезболивающие средства.

При передвижении по лесу необходимо держать интер­вал 3-4 м, ветви отгибать вниз. Преодолевать стволы упав­ших деревьев нужно тем же способом, что и впереди иду­щий — перешагивать (перелезать) через них или пролезать под ними.

9. При выходе на экскурсию группы школьников без со­провождения взрослых четко оговариваются примерный маршрут и контрольное время возвращения. До этого груп­па должна быть ознакомлена с планом местности и проин­структирована о мерах безопасности в местных условиях. Назначается старший группы, ответственный за время воз­вращения и соблюдение правил безопасности.

Предлагаемый урок может быть использован коллегами при работе над темой: «Модификационная изменчивость» в профильных классах, а так же на занятиях со старшеклассниками в системе дополнительного образования.

В профильном классе данный урок проводится третьим в системе работы над темой:

На первом уроке изучаются основные теоретические понятия темы «Модификационная изменчивость», с использованием активных форм, материала электронного учебника, CD диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г.

2 урок: Практическая работа: Построение вариационного ряда с использованием СD- диска «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г. (Модель урока и презентацию к нему см. в приложении 2)

3 урок: Полевая практика: Модификационная изменчивость адониса весеннего.

4. урок: Семинарское занятие. Сохраним первоцвет – весенний горицвет. Интернет–общение, обмен опытом на сайтах, посвященных охране первоцветов.

Для использования данного конспекта в работа коллег, прилагаются приложения с презентациями и веб- сайтом, созданные автором и учащимися.

Файлы: тест по генетике.rar
Размер файла: 4087 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология