Автор конспекта:
Автор(ы): — Шестаков Иван Викторович

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Северобайкальск

Регион: — Республика Бурятия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Развивающая – формировать умение анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала с вновь изучаемым материалом; побудить интерес к работе с компьютером; развитие способностей анализировать условие задачи, делать выводы; развитие воображения; продолжить формирование умений выделять цели и способы деятельности, т.е. развивать творческое и логическое мышление. Образовательная – формировать понятие о регулярном и итерационном циклах; рассмотреть различные способы решения задач на накопление суммы; выбирать оптимальный путь для решения задач. Воспитательная – создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу; вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках информатики с практическим применением; способствовать дальнейшему формированию нравственных норм поведения в коллективе; вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведение работ на компьютере; способствовать развития самостоятельности, самоуправлению.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение QBasic

Краткое описание: — Изучить команду цикла, понятия регулярного и итерационного циклов

План-конспект урока

1. Адресация.
Тема: «Команда цикла. Регулярный и итерационный циклы.»
Урок № 12
Тип урока: Урок – лекция
Цели и задачи урока:

  • Развивающая – формировать умение анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала с вновь изучаемым материалом; побудить интерес к работе с компьютером; развитие способностей анализировать условие задачи, делать выводы; развитие воображения; продолжить формирование умений выделять цели и способы деятельности, т.е. развивать творческое и логическое мышление.
  • Образовательная – формировать понятие о регулярном и итерационном циклах; рассмотреть различные способы решения задач на накопление суммы; выбирать оптимальный путь для решения задач.
  • Воспитательная – создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу; вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках информатики с практическим применением; способствовать дальнейшему формированию нравственных норм поведения в коллективе; вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведение работ на компьютере; способствовать развития самостоятельности, самоуправлению.
  • Возраст: 10 класс (15 лет)
    Время работы: 1 урок (45 минут)
    2. Обеспечение
    Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, раздаточный материал для самостоятельной работы.
    ЗУНы, необходимые для самостоятельной работы: учащиеся должны знать понятие «команда цикла», уметь работать в среде программирования QBasic, выполнять анализ условия задачи, производить математическую постановку задачи, составлять алгоритм и блок-схему, записывать программу.
    Специальные ЗУНы: знать понятия алгоритма, блок-схемы, программы, записывать операторы и математические выражения в среде QBasic.
    Мотивация: проверка на практике знаний полученных при изучении математики.
    3. Предполагаемые приращения
    ЗУНы (новое содержание): учащиеся узнают практическое применение регулярных и итерационных циклов; умение резать задачи из курса алгебры с помощью циклов.
    Новые практические приёмы: овладеют способами накопления сумм.
    Развитие навыков: самостоятельная работа с условием задачи, составление алгоритмов и программ, самостоятельное применение коммуникативных умений и навыков, умение самостоятельной мыслительной деятельности, умение самоанализа и рефлексии.
    Воспитание толерантности.
    Расширение кругозора.
    План урока.


    Этапы урока
    Приёмы и методы
    Время
    1
    Организационный момент.
    Сообщения учителя
    1
    2
    Изучение нового материала.
    Сообщения учителя, демонстрация решения задач с использованием циклов
    15
    3
    Закрепление. Практическая работа с текстами.
    Самостоятельная работа учащихся по решению задач
    23
    4
    Просмотр результатов практической работы.
    Совместный анализ результатов работы, обсуждение альтернативных способов
    5
    5
    Итог урока.
    Сообщение учителя.
    1




    Поурочное планирование.


    Название урока в поурочном планировании
    Основное содержание
    ТСО, наглядные пособия
    Межпредметные связи
    Контроль знаний учащихся
    Примечание
    4
    Команда цикла. Регулярный и итерационный циклы.
    Изучить команду цикла, понятия регулярного и итерационного циклов
    Компьютер, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, раздаточный материал.
    Математика
    Практическое применение навыков работы на компьютере, анализ и работа с задачами


    Деятельность учителя и ученика в процессе урока.


    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    1
    Сообщение учителя.
    Восприятие, запись в тетрадь.
    2
    Сообщение и демонстрация учителя.
    Восприятие, запись в тетрадь.
    3
    Ответы на вопросы, индивидуальная работа с учащимися, предоставление дополнительной информации.
    Практическая работа, изучение раздаточного материала, работа с компьютером.
    4
    Вопросы к учащимся.
    Показ выполнения работ, ответы на вопросы учителя.
    5
    Комментарий учителя
    Восприятие, анализ.


    Ход урока.
    I. Организационный момент.
    II. Изучение нового материала (лекция с демонстрацией).
    Командой повторения или циклом называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий повторяется до тех пор, пока сохраняется значение некоторого логического выражения. При изменении значения логического выражения на противоположное повторения прекращаются (цикл завершается).
    Для организации цикла необходимо выполнить следующие действия:
    Ø перед началом цикла задать начальные значения параметра;
    Ø внутри цикла изменять параметр цикла с помощью оператора присваивания;
    Ø проверить условие повторения или окончания цикла;
    Ø управлять циклом, т.е. переходить к его началу, если он не закончен, или выходить из цикла если он закончен.
    Различают циклы с известным числом повторений (цикл с параметромили регулярный цикл) и итерационный (с предусловием).
    В цикле с известным числом повторений параметр изменяется в заданно диапазоне.
    Если в цикле изменяется простая переменная, то она является параметром цикла; если в цикле изменяется переменная с индексом, то индекс этой переменной является параметром цикла.
    Для организации цикла с известным числом повторений в QBasic используется оператор FOR.
    Структура цикла, организованного с помощью этого оператора, имеет вид:
    дляIотАдоВшагN

    нц

    кц
    ForI=AtoBstepN

    Next I
    — Здесь I – параметр, изменяющийся в цикле; A, B – выражения порядкового типа, обозначающие начальное и конечное значение параметра цикла. Шаг изменения параметра цикла равен N, если шаг изменения параметра N=1, то оператор step не пишется.
    Порядок выполнения цикла с шагом N следующий: вычисляются значения начального и конечного значений параметра цикла; параметр I принимает начальное значение; если I меньше или равно конечному значению, исполняется тело цикла; значение параметра цикла увеличивается, т.е. I=I+N; проверяется условие A=B) и при его выполнении цикл повторяется. Выход из цикла осуществляется, если I>B (IB (илиAB THEN NOD=NOD-B ELSE B=B-NOD
    WEND
    PRINT “NOD=”; NOD
    END
    Контрольные вопросы и задания

  • Назовите отличия интерактивных и регулярных циклов
  • Какова структура оператора цикла с параметром? Как выполняется цикл с параметром?
  • Какого типа должен быть параметр цикла, его начальное и конечное значения в цикле с параметром?
  • Могут ли параметр цикла, его начальное и конечное значения в цикле с параметром быть разных типов? Обоснуйте ответ.
  • Какова структура итерационного цикла? Как выполняется этот цикл?
  • Сколько раз исполнится фрагмент программы?
  • ForI = 1to-1step 1
    K = K * I
    NextI

  • Сколько раз исполнится фрагмент программы?
  • ForI = -1to1step 1
    K = K * I
    NextI

  • Сколько раз исполнится фрагмент программы?
  • ForI = 1to-1step -1
    K = K * I
    NextI

  • Сколько раз исполнится фрагмент программы?
  • M := 123
    WhileM > 0
    M := M — 10
    WEnd

  • Для цикла с параметром запишите его полный эквивалент с помощью итерационного цикла.
  • IV.Задание на дом.
    Дана последовательность натуральных чисел от 1 до 15. найти произведение элементов последовательности.
    V. Итоги урока.
    Мы с вами сегодня рассмотрели команды цикла, выяснили, как решаются задачи, в которых происходит неоднократное повторение выполнения одних и тех же действий. Разобрали на практике как проверить правильность вычислений нахождения сумм последовательностей чисел.

    Файлы: Команда цикла_решение задач.ppt
    Размер файла: 391680 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология