Автор конспекта:
Автор(ы): — Чернова О.Н.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №3 Учитель английского языка

Регион: — Нижегородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок дает конкретное представление о международной обстановке в начале XX века.

Визитка урока.
МОУ СОШ г. Кулебаки, 11 класс
Курс: История России XXXXI века
Программа: Левандовский А.А., История России // Программы общеобразовательных учреждений. История. 5/11 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Учебник: История России XXXXI века 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Левандовский А.А; под ред. А.Н. Сахарова. – 6 издание, перераб.– М.: Дрофа, 2007. – 238, [2] с.: ил., карт.
Тема урока: «Россия в Первой Мировой войне»
Тип урока: комбинированный, беседа с элементами практической работы.
Цель урока: дать учащимся конкретное представление о международной обстановке в начале XX века; дать представление о положении России в Первой Мировой войне; продолжить формирование умения учащихся работать с исторической картой и схемами битв.
Образовательная задача:
● уч-ся должны знать цели и планы участников войны;
● уч-ся должны знать как была развязана Первая мировая война;
● характер войны;
● уч-ся должны в результате работы с картой представлять общую картину боевых действий;
● как относились к войне различные слои населения, классы и политические партии воюющих государств, в том числе Россия;
● итоги и историческое значение Первой мировой войны.
Развивающая задача;
● уч-ся должны уметь анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, касающиеся темы урока;
● развить речь учащихся; увеличить словарный запас на историческую тематику;
● способствовать развитию памяти; умению анализировать, находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
● развить навыки работы с фактологическим и картографическим материалом;
Воспитательная задача:
● научить школьников высказывать свое мнение по заданной теме;
● способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности;
● оценивать свою работу и работу товарищей, умение жить в коллективе.
Оборудование урока:
1) карта «Первая Мироваявойна: 1914-1918 г.г.»;
2) презентация;
3) тест для проверки домашнего задания;
4) тема, записанная на доске «Первая Мироваявойна: 1914-1918 г.г.».
5) карточки с заданиями;
6) подборка книг по теме;
7) контурная карта и атлас;
8) Документы времен Первой Мировой войны из учебника А.А. Левандовского «Россия. XX век».
План урока
I Организационный этап (1 мин.)
II Этап проверки домашнего задания (9 мин.)
III Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала (3 мин.)
IV Этап усвоения новых знаний (20 мин.)
VЭтап закрепления новых знаний (5 мин.)
VI Этап информирования учащихся о домашнем задании (2 мин.)
Ход урока:

Этапы урока
Задачи этапов
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Теоретико-методическое обоснование урока
1) Организационный этап 2 мин. Психологические задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; психологическая подготовка учащихся к предстоящему занятию
Содержание этапа:
Приветствие
— — — — — — — — — — Определение отсутствующих
— — — — — Проверка готовности учащихся к уроку.
— — — — Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
— — — Организация внимания
— — — — — — — — — — — — — — — — — — Учитель: «Здравствуйте ребята!»
— — — — — — — — — Учитель отмечает, кого из учеников на уроке нет.
— — — — — Негласно учитель интересуется внешним видом учеников, их рабочей позой, состоянием рабочего места
— — Классное помещение – рабочее место класса и учителя, от состояния которого зависит, в том числе и здоровье.
— — — — Учитель берет небольшую психологическую паузу.
— — — — — — — — — — — — — — — — Учащиеся молча приветствуют учителя, встав у своих рабочих мест
— — — — — — — Дежурные по классу сообщают учителю об отсутствующих.
— — — — Ученики собраны, готовы к работе.
— — — — — — Ученики, прежде всего дежурные, предварительно позаботились о чистоте в классе, о вымытой доске, о проветривании помещения.
Ученики настраиваются на рабочий лад.
Приветствие учителя выражает уважение, симпатию, желание добра. Это первый ключ к сотрудничеству.
Учитель формирует и демонстрирует свою позицию к факту отсутствия кого-либо: порицает, если ученик отсутствует без уважительной причины, сочувствует тем, кто болеет, приветствует ребенка, который после долгого отсутствия вновь появился в классе; тем самым реализуется необходимость углубления сотрудничества.
Ученики отмечают отсутствующих быстро и четко, вовлекая весь класс в деловой ритм урока.
Забота учителя о здоровье каждого учащегося – важнейший канал формирования чувства собственного достоинства.
— — — — Психологическая пауза, взятая учителем выражает твердое намерение прейти к уроку.
Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая настроенность учителя побуждает внимание учеников, настраивает класс на деловой лад.
2) Проверка домашнего задания
Учебно-воспитательные задачи: проверить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины не выполнения; устранить пробелы в знаниях;
— — Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный на прошлых уроках. Далее
учитель раздает тесты ученикам( см. ниже)
учитель собирает письменные работы учащихся.
Учитель оценивает подготовку учащихся к уроку.
Уч-ся просматривают свои записи в тетрадях, вспоминают пройденный материал.
Уч-ся получают тест, выполняют его.
Ключ к тесту:
1)1; 2)2; 3)2; 4)3; 5)4; 6)1; 7)4; 8)2; 9)1; 10)1; 11)2; 12)1,3;
13) 1Г,2А,3В,4Г;14) Головин; 15) Москве; 16) кадетами.
Проверка домашнего задания позволяет определить степень усвоения учениками пройденного материала.
— — Выполнение данных заданий происходит в индивидуальной форме, которая помогает осуществить контроль знаний, выявить пробелы
3) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учебно-воспитательные
задачи:
Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
1) Учитель проводит мотивационную беседу: «Более 90 лет, отделяющие нас от невеселого дня 1 августа 1914 года, — срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершавшегося тогда. Человечество вступало в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. 1МВ стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 г.г. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.
Учитель записывает тему урока на доске и озвучивает ее: «Россия в Первой Мировой войне».
В процессе сегодняшнего урока нам предстоит узнать о международной обстановке в начале XX века; положение России в Первой Мировой войне (план урока).
Ученики внимательно слушают учителя, следят за его логикой мысли.
— — — — — — — — — — — — Ученики записывают тему урока и план в тетради:
1) 2 группировки.
2) Причины войны.
3) Претензии ведущих европейских государств.
4) Повод к войне, характер войны.
5) Ход военных действий.
6) Итоги и значение.
Эвристическая беседа помогает учащимся увидеть проблему, поставить перед собой цель и составить план действий.
Уч-льпереключает внимание уч-ся на изучение нового, старается вызвать у них интерес к теме, потребность в познании неизвестного, создает необходимый психологический настрой.
Учащиеся, завершая вместе с учителем мотивационную беседу, поставили перед собой учебную задачу, преобразовали ее и подготовились к усвоению нового материала.
4
Этап усвоения новых знаний.
Учебно-воспитательная задача этапа: дать уч-ся конкретное представление о причинах, ходе, и итогах такого события как 1МВ; добиться усвоения уч-ся способов воспроизведения изучаемого материала; сформировать нравственное отношение к тем событиям того времени, к себе, другим людям, Родине.
— — Учитель берёт небольшую психологическую паузу, выражающую твёрдое намерение перейти к основному этапу урока. Слова учителя: « Итак, в начале XXв.в. в Европе завершился процесс формирования двух противостоящих друг другу группировок. Каких?
Какие страны входили в Тройственный союз?
В Антанту?
Слова учителя: «Англияоставалась относительно нейтральной. Она сделала выбор в пользу Антанты, т.к. у Англии были противоречия с Германией. Экономика Германии быстро развивалась→ боролись за рынки сбыта и теснили монополию англичан. Также в Германии была принята программа перевооружения (сделать самый сильный военный флот).
Войну ждали, к ней готовились, но как и всякая война эта была неожиданностью для большинства.
Подумайте, из-за чего вообще происходят войны. Перечислите все возможные факторы способствующие развязыванию войны?
— — Учитель использует презентацию.
Таким образом, можно сформулировать причины 1МВ. Какие?
— — — — — — — — — — — Пользуясь атласом, определите планы главных участников войны. Отметьте, какими территориями стремились овладеть. Стрелками обозначьте столкновения их интересов.
Какие были претензии ведущих европейских государств?
1) Между Англией и Германией?
2) Между Францией и Германией?
3) Между европейскими государствами?
— — Поводом к войне послужило
убийствов Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены 15 июня 1914 года (убийца Георгий Принципо — член тайной террористической организации «Молодая Босния», которая выступала за освобождение Боснии и Герцеговины от австро-венгерской оккупации).
В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Ещё английский адмирал Нельсон говорил: «Кое-что мы должны оставлять на волю случая». Этой же точки зрения придерживались Ллойд-Джордж, У.Черчилль.
Подумайте,как соотносятся в начале Первой мировой войны элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?
Ребята, на основе сведений о целях участников войны определите ее характер. Обсудите варианты ответов с товарищем.
Приведите известные вам из курсов историипримеры справедливых и несправедливых войн. Какие войны можно отнести к справедливым, какие – к несправедливым? Дайте обоснованное определение характера Первой Мировой войны (для каждой из воюющих сторон).
15 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия вступилась.19 июня Германия России, 21 июня – Франции.Затем пошла цепная реакция, и война стала не только европейской, но и мировой.
Слова учителя: «Заполните письменно таблицу: Ход военных действий. Для этого используйте § 20, также используйте карту. На выполнение задания вам дается 10 минут.
Ученики внимательно слушают учителя
— — — — — — — Ответы уч-ся:
Антанта — Россия, Франция и Англия.
Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия, Италия.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — Ответы уч-ся:
- экономические (сбыт товаров, рынки сырья);
- политические;
- территориальные;
- религиозные;
- национальные.
Причины:
1) обострение м\у империалистическими гос-ми за рынки сырья, сбыт товаров, территорий, за доминирующее положение на международной арене.
2) борьба за передел уже поделенного мира, за колонии и сферы влияния.
1) Англия и Германия: экономические, военно-морские, колониальные.
2) Франция и Англия: из-за колоний в Африке, Эльзас и Лотарингии.
3) Между европейскими гос-ми на Балканах («Пороховой погреб Европы») и Ближнем Востоке (борьба за контроль над Черноморскими проливами Босфор и Дарданелла).
(уч-ся отмечают на контурной карте названные территории)
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Ответы уч-ся:
Международная обстановка бала накалена. Нужен был повод. Подходящий повод нашелся – убийство наследника престола Австро-Венгрии. Если бы не было сараевского убийства, то нашелся бы другой повод для начала военных действий.
— — Характер войны:
* захватнический;
* несправедливый с обеих сторон;
* мировой (всего 38 государств).
— — — — — — — — — — — Ход военных действий 1914-1917 г.г.
Восточный
фронт
Западный
фронт
— — — — — Выполнение данного задания ребятами, у которых средний уровень познавательной активности, способствует включению учащегося в познавательную деятельность.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — Выполнение данного задания ребятами, у которых средний уровень познавательной активности, развивает выбирать главное, определять причину и повод исторических событий.
Уч-ль оказывает необходимые консультации. Создается атмосфера творческого поиска, сплоченности, в работу втянуты все.
— — — — — — — — Выполнение данного задания способствует включениюучащегося поисковую работу,формирование картографических знаний и умений
— — — — — — — — — — Выполнение данного задания способствует включениюучащегося в поисковую работу.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — Выполнение данного задания способствует формированию собственной точки зрения на происходящие тогда события.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — При выполнении задания на этом этапе используется индивидуальная форма работы, т.к. цель – закрепить и углубить знания каждого уч-ся.
Индивидуальная работа с учебником.
5. Этап закрепления новых знаний.
Учебно-воспитательная задача этапа: закрепит в памяти уч-ся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы над темой
Учитель совместно с уч-ся анализирует составленные таблицы и по ней проводит беседу.
Учитель использует презентацию
Вопросы:
1) Подведите итог 1914 года — первого года войны.
— — — — — — — 2) Итог 1915 года.
— — — — — — — — — —
— — 3) Итог 1916 года.
— — — — — — — — — — 4) Итог 1917 года.
— — — — — — — — — — — — — — — Хотя Россия фактически вышла из войны, но война ещё продолжалась.
- Определите итоги и значение Первой Мировой войны.
— — Уч-ся участвуют в беседе, опираясь на знания, полученные в результате индивидуальной деятельности, и отвечают на поставленные вопросы.
Ответы:
- Срыв «молниеносной войны», которую разработал Шлиффен;
- переход к позиционной войне;
- сроки окончания войны были неопределенными (затяжной характер).
- Немецкое командование изменило план «молниеносной войны», перевес войны был у Тройственного союза (были применены газовые атаки).
Русская армия отступает «Великое отступление».
В России из-за военных поражений осложнилось внутриполитическое положение.
- Брусиловский прорыв. Наступил явный перелом в пользу Антанты. Война приобрела ещё более ожесточенный характер. Стало расти недовольство войной. Затянувшаяся война истощила военно-экономические ресурсы сторон.
Россия фактически выходит из войны, т.к. происходит революция. Начавшийся после Февральской революции развал русской армии позволил Германии и её союзникам активизировать свои действия на других фронтах. Странам Антанты не удалось реализовать своих планов.
— — Ответы уч-ся:
- первая мировая война продолжалась более 4 лет. В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире.
Уч-ся обобщают, систематизируют материал, делают выводы, ставят перед собой вопросы, которые им еще предстоит решать. Здесьиспользуется словесный и репродуктивный метод.
— — — — — Выполнение данного задания закрепляет умение выделять главное, выявлять причинно-следственные связи исторических событий, их взаимосвязь.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Выполнение данного задания способствует умению давать необходимые оценки явлениям, отмечать их неоднозначность, делать выводы
6. Этапинформации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учебно-воспитательная задача этапа: сообщить уч-ся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.
Учитель задает д./з.
1)учебник § 19-21, вопросы в конце.
2) Ответить письменно на вопросы:
- Почему эта война была империалистической?
- Как изменилось отношение русского общества к войне в начале и в конце;
3) добровольное задание: подберите информацию о женщинах и детях в годы Первой Мировой войны.

— — — Уч-ся получают домашнее задание, записывают его в дневнике
В домашнее задание вводятся разноплановые задания, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.
Добровольное задание используется как сильное воспитательное средство.

Тест 1. Вследствие участия России в русско-японской войне произошло
1) ослабление позиций России на Дальнем Востоке
2) усиление позиций России на Дальнем Востоке
3) положение России на Дальнем Востоке не изменилось
2.По характеру революция 1905-1907 г.г. является
1) буржуазной
2) буржуазно-демократической
3) социал-демократической
4) социалистической
3. Договор России с Англией завершил оформление Тройственного согласия (Антанты) в составе:
1) России, Англии, Италии
2) России, Англии, Франции
3) России, Англии, США
4.Манифест о роспуске II Думы был издан
1) 3 июня 1905 года
2) 3 июня 1906 года
3) 3 июня 1907 года
5. Требование обязательное сохранение абсолютной монархии
выдвигала партия
1) кадетов
2) октябристов
3) эсеров
4) «Союз русского народа»
6. В начале XX века социализации частновладельческих земель
содержала программа партии
1) эсеров
2) «Союз русского народа»
3) «Союз освобождения»
4) «Союз 17 октября»
7. В начале XX века в России наибольшего вложения иностранного капитала сделаны в отрасль хозяйства России, —
1) текстильную отрасль
2) пищевую отрасль
3) мелкую розничную торговлю
4) добычу и переработку нефти
5) сельское хозяйство
8. Согласно закону о выборах в Государственную думу, изданному вслед за Манифестом 17 октября, максимальное преимущество на выборах имели
1) буржуазия
2) помещики
3) крестьяне
4) рабочие
5) казаки
9. Ранее других в ходе русско-японской войны 1904-1905 г.г., произошло(а)
1) высадка японских войск в Корее
2) гибель адмирала С.О. Макарова
3) Цусимское морское сражение
4) падение Порт-Артура
5) Мукденское сражение
10. После поражения революции 1905-1907 г.г. царь не ликвидировал Думу, потому что
1) Дума была нужна правительству как инструмент политики сдержек и противовесов
2) опасался падения международного авторитета России
3) царь гарантировал ранее в Манифесте существование Думы
11.Проект Манифеста 17 октября 1905 года разработал
1) П.А. Столыпин
2) С.Ю. Витте
3) П.Д. Святополк-Мирский
4) великий князь Михаил Александрович
5) А.Г. Булыгин
Выберите и подчеркните все правильные ответы
12. Укажите партии, которые образовались в 1905 году
1) эсеры
2) кадеты
3) «Союз 17 октября»
4) РСДРП
13. Установите соответствие
ЛидерыНазвание партии
1) Керенский А) кадеты
2) Милюков Б) эсеры
3) Гучков В) «Союз 17 октября»
4) Г.В. Плеханов Г)РСДРП (меньшевики)
Ответы: 1_Б_; 2__А; 3__В; 4__Г.
14. Фамилия председателя II Думы, выдвинувший лозунг: «Берегите Думу!» ………ГОЛОВИН
15. Декабрьское вооруженное восстание 1905 года произошло в городе …………Москве
16. Большинство депутатов I Государственной думы по партийной принадлежности были …..кадетами

Файлы: Реформы Петра I.pps
Размер файла: 2870784 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология