Автор конспекта:
Автор(ы): — Малютина Надежда Николаевна

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное формирование вечерняя (сменная) общеобразовательная спецшкола № 1 Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее основание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 танцкласс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Подвести учащихся к пониманию нравственных проблем рассказа;
развивать навык анализировать, делать выводы, работать на группе, аргументировано отстаивать свое мнение;
онтогенез чувства товарищества, ответственности, взаимопомощи.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Краткое описание: — Когда-то меня потрясли эти стихи, они были на моей голове, когда я читала шванк П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работка посвящена доказательству того, словно создание П.Л.Проскурина злободневно, словно он в самом деле обозначил болевые точки нашего времени, передал свое отрицание таблица зла, свою веру на победу добра и справедливости. Каким войдет на юдоль следующее поколение: разрушителем или созидателем?

Тема: Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления по-над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).
Цели:
подвести учащихся к пониманию нравственных проблем рассказа;
развивать навык анализировать, делать выводы, работать на группе, аргументировано отстаивать свое мнение;
онтогенез чувства товарищества, ответственности, взаимопомощи.
Тип урока: поученье – исследование.
Применяемые образовательные технологии: групповая, проблемного обучения, гидросистема Е.Н. Ильина: обучение литературы будто предмета, формирующего человека, технология сотрудничества, опережающее задание.
Эпиграф: Тяжелее прощевайте человеку быть человеком изо дня на день…
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ход урока
1. Вступительное пароль учителя:

Есть слова-словно раны, слова-словно суд,-
С ними на полон не сдаются и на полон не берут.
Словом разрешено убить, словом разрешено спасти,
Словом разрешено полки за собой повести
(Владимир Познер)
Когда-то меня потрясли эти стихи, они были на моей голове, когда я читала шванк П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работка посвящена доказательству того, словно создание П.Л.Проскурина злободневно, словно он в самом деле обозначил болевые точки нашего времени, передал свое отрицание таблица зла, свою веру на победу добра и справедливости.
Каким войдет на юдоль следующее поколение: разрушителем или созидателем?
«Сейчас все понимают, все, и братва России, и ее враги, словно перспектива России и русского народа зависит от новых поколений. И отчего искренне тут же разгорелась непримиримая энио за их души. В потасовка брошены огромные силы и средства, и порой начинает казаться, словно вторично минута – и все будет кончено. Силы зла и тьмы затопят Россию навсегда. Но характер человека, розно русского, обустраивалась изначально, и на ней извека присутствует теломный промысел. И нынешним темным силам погубить ее дочиста не дано. В самом русском слове, на русской литературе заложены целительные силы самовоскрешения во времени.» (Из письма Проскурина к учительнице Китаевой Г.В.)
В повести «Азъ воздам, Господи» Петр Проскурин поднимает и решает нелегкие проблемы.

2. Класс разбивается на группы по 3 – 4 человека, каждая спецгруппа получает союз вопросов затем чтоб совместной работы по-над ними (Приложение 3)
3. При подготовке урока было дадено опережающее задание: прочитать шванк П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи», найти на словаре В.И. Даля экзегеза слов названия, однако также подготовить результат на вопрос, отколь такое название.
Толкование слов и результат записывается на доске ответственным за это учеником.
4. Ученики отвечают на вопросы отдельно на группах и подготавливают групповой письменный ответ.
5. Один изо учеников отдельно готовит парафраза финальной сцены рассказа и отвечает на вопрос, чем потрясла его эта сцена.
6. Через 15 минут начинаю блицопрос на следующем порядке:
6.1. Толкование заглавия на доске.
6.2. Заранее разученный приготовишка рассказывает, каким был рельс Петра Проскурина к созданию таких произведений, словом которых «можно спасти»
6.3. Ответы на вопросы первого блока
6.4. Ответы на вопросы второго блока
6.5. Пересказ финальной сцены рассказа и результат на вопрос, чем потрясла эта сцена.
6.6. Ответы на вопросы третьего блока.
7. Учитель подводит итоги исследования и предлагает всем синхронно обсудить будто не дать погибнуть человеческому на человеке. Возвращаю учеников к эпиграфу нашего урока и выражаю уверенность, словно любой пребывающий нонче шелковица останется человеком на любом жизненном испытании.
8. Рефлексия. Помечтать. Одним предложением ответить себе, будто сложится, по-вашему, удел Сережи.
9. Задание на изба (на выбор).
— Написать творение по заданию C1 ЕГЭ, опираясь на молитва рассказа.
— Как вам понимаете слова С. Довлатова «Истинное неколебимость на том, затем чтоб любить жизнь, предвидя о ней всю правду?
— Что вас розно взволновало на этом рассказе? Какой вам видите дальнейшую судьбу семьи Никитиных? Свою дальнейшую судьбу.

Приложения 1:
Примерный молитва ответов учеников

Азъ
-первая С русской азбуки;
-(церк.-стар.)первое лицо, я.
Воздам
-отдавать, возвращать, признавать заслуги, награждать за них, платить или карать и льстить (Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля)
Слова молитвы концентрируют внимательность на заглавии и будто бы подсказывают главную проблему произведения: за все на жизни недурно платить самому, и шелковица тебе будет возвращено.

Повесть отражает современную Россию, сегодняшний день. Здесь поднимаются проблемы нравственности. О ней размышляет писатель Тулубьев, преобладавший атлас произведения. Проскурин отмечает, словно нонче на мире, где-либо господствуют деньги, никак нет места доброте, милосердию и человечности. Все решает сила, она у тех, кто имеет деньги. Твердая позиция автора такова: задолго подобный степени быть не должно. И повесть «Азъ воздам, Господи» тому доказательство. Итак, то-то и есть словно важно: добродетельный подбор человека, семья, духовность, творчество, добро, истинное мужество. С.Довлатов писал: «Истинное неколебимость на том, затем чтоб любить жизнь, предвидя о ней всю правду».
В произведениях Проскурина отражен сложный, строющий и неустрашимый рельс русского народа на протяжении прощевайте трагического XX века: церковный отыскивание русского человека на своем историческом пути, его цель к созданию новых форм социального обустройства общества. Центральной темой его творчества стала Великая Отечественная война, ее трансвлияние на нравственное понимание народа, прикрепление патриотизма и духовной силы. Особый путь творчества Проскурина представляют его произведения последнего периода постфактум распада Советского Союза. Он не побоялся сказать правду. Романы «Седьмая стража», «Число зверя», книги повестей и рассказов «Азъ воздам, Господи», «Мужчины белых ночей», публицистические статьи и очерки характеризуются углубленными философским и психологическим проникновением на самые трагические противоречия, доходящие задолго хаотического состояния и распада на русской жизни послеперестроечной России, бедне обретающей близкий насильственно синкопированный знаменательный путь.
Каким был рельс писателя к созданию таких произведений, словом которых «можно спасти»?
Петр Лукич Проскурин (1928-2001)родился на крестьянской семье, на поселке Косовицы Брянской области. Подростком хлебнул военного лихолетья, голодал и замерзал. После службы на армии, уехал на Камчатку, работал шофером, лесорубом, гонял плоты по таежным рекам. «Систематического образования не получил, маститых учителей не имел, но тут же постфактум первых книг стал знаменит – все тут же признали его инстинктивный настоящий дар», — говорил о немой аристарх Юрий Медведев.
Книга «Глубокие раны» (1960) – кинодебют начинающего писателя. Потом был группа рассказов «Цена хлеба» (1961), романы «Исход» (1966) – словарь о брянских партизанах, «Камень сердолик» (1968), «Судьба» (1973), «Имя твое» (1977), «Отречение» (1987), «Седьмая стража» и «Число зверя» (1990), повесть «Азъ воздам, Господи».
За огромную литературную энергия писателю П.Л. Проскурину было присвоено фельдмаршал Героя Социалистического труда. Он лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации..
Проскурин недурственно знал Россию, жил на разных местах (Камчатка, Орел, Хабаровск, Москва), хоть завались видел и ужас как трудностей испытал. Поэтому задолго сих пор его произведения, основанные на жизненном материале, интересны читателям и вызывают острые споры. В советское же лейдейс Проскурин был одна изо самых подцензурных авторов. Нет ни одного произведения, на которых не снимались бы «опасные» места. Но
произведения Проскурина все на равной мере оставались востребованными. В своих книгах писатель мог предопределить будущее, и это доказало время.
Книги Проскурина знают на Канаде, Австралии, Северной и Южной Америке. Его произведения переведены на французский, немецкий, польский, чехословацкий и румынский языки.
«В немой было осязание катастрофы, тревоги, обостренной боли за каждого человека, брошенного на пространстве истории»,-писал аристарх Виктор Чалмаев. Таким был наш единоплеменник – писатель Петр Лукич Проскурин. До конца своих дней он являлся почетным гражданином Брянской области. В городе Брянске его именем названа центральная библиотека.
Моя цель — дать самоанализ повести Проскурина «Азъ воздам, Господи» (1998), определить ее особое местечко на его творчестве. Какие мысли и чувства вызывает она? Тревогу, соболезнование к главному герою; осязание безысходности от действительности, адинамия от того, словно зло торжествует; банкротство властей; возмущение и удивление: ужели задолго подобный степени бывает? Действие происходит на Москве, на начале 90-х годов XX века, когда зазвучали ровно другие гимны, оскверняющие и опрокидывающие все пережитое отцов и дедов…хищно возносились стоэтажные банковские чудовища, символизирующие безоговорочную полномочие капитала, всепозволительность сильного и всепокорность слабого, когда заново начато новостройка храма Христа Спасителя. И вот, поздним ввечеру с высоты двенадцатого этажа Тулубьев, преобладавший атлас произведения, созерцает бессонную и беззащитную Москву, сияющую рекламой. К старости он остался общий на пятикомнатной квартире, изо которой вывезено и продано неакадемично все, вплоть задолго известной всей Москве библиотеки, евротелефон выключили за неуплату.
Как же происходит блат Тулубьева с другим героем, Сережей? Какое ощущение производит ребятенок на писателя? Размышления старого писателя прервал мальчик:
«Я звонил….Толкнул проем – открылась….Простите, неважно входить безо разрешения…» Какой-то незнаемый холодочек и ласковость сжали уставшее и ожесточившееся ретивое Тулубьева! Что заставило смягчиться ожесточившееся сердце? Глаза. «Глаза мальчика, неограниченно расставленные, светлые задолго прозрачности, тянули словно бы яма – дна не достать, и Тулубьев на какое-то лейдейс потерял благостыня речи – стоял и тихомолком смотрел. Молчал и мальчик, не опуская странных прозрачных глаз, — смотрел пронзительно и неотступно».
Отец Сережи чертовски богатый, преуспевающий человек. Он «делает деньги», может статься исполнить «любое самое фантастическое желание», но дочиста не замечает сына. Мама тоже немного внимания уделяет ребенку, отчего Сережа чувствует себе чертовски одиноким. «Да им все равно», — отзывается Сережа о родных. А шелковица страшная болезнь, которая вторично большею частью угнетает ребенка. Он знает, словно торопливо умрет…Но появилась на доме словарь писателя Тулубьева для Рыжика «Идущие следом». Этот песик занял фантазия Сережи, парнишка порой ощущал дежурство собаки на трех шагах с собой. Рыжик приходит к Сереже во сне. «Сел рядом, высунул наречие и дышит…Потом лизнул ладошка и смотрит, я знаю, он сказать хотел: удовлетворительно не бойся!», — рассказывает Сережа. Мальчику чертовски нужно, затем чтоб Рыжик вернулся. «Я знаю, я торопливо умру, однако Рыжик все на равной мере будет. С ним не страшно…Как же он мог пропасть? Он, наверное, приходит к тем, кто его любит. Сидит у двери, ждет. Нехорошо, он у вас дочиста не вернулся…» И Тулубьев почесть резко ощутил на себе любопытный точка зрения изо неведомого потустороннего мира. А когда Сережа узнает, словно непременно будет доведение книги, глаза у мальчика «брызнули ярким всплеском».
И то-то и есть надвинувшейся старости будто не бывало. Недовольство жизнью и огорчения прочь. Тулубьев забыл о все, работал по-над своей рукописью для Рыжика. «Надо торопиться, недурно успеть…» Для Сережи доведение книги явилось чудодейственным лекарством, которое спасает ребенка от смерти. Тулубьев приходил к Сереже каждое утречко и читал новую главу о Рыжике. Жизнь Сережи была на руках старого писателя, считавшего своим долгом «вернуть этого, тут же ступившего за земную черту, ребенка назад, на земной, популярный мир, и словно может статься и обязанный сделать это малость он». Когда по прогнозам врачей, профессоров, академиков Сережа необходимо был тут же умереть, Тулубьев добрался задолго возвращения Рыжика домой. «Он (Тулубьев) знал, словно придет секунда и наступит перелом, почесть кожей ощущал сродность сей момента». И то-то и есть сотворилось чудо! Что вселяло веру на Тулубьева? Это ислам на силу слова, реалистический опыт, искренность.
Как же Проскурин изображает родителей Сережи? Как они реагируют на такую помощь? Они растеряны. Мать бросает на моська мужу: «Я справлюсь, я должна справиться…А ты можешь продолжать делать свои проклятые деньги!» И, казалось бы, могущественный Никитин сейчас выглядит жалким, беспомощным и аж раздавленным возникшими обстоятельствами. Когда парнишка выздоравливает, Елена Викторовна и Никитин обещают «век Бога молить» за Родиона Афанасьевича. «Пожизненно раба Ваша. Мы с мужем…все, словно угодно». И как-то на глубине квартиры мелькнуло растерянное и измученное моська Никитина. Но ему не дадено понять Тулубьева, тот или иной аэрозоль найти мера затем чтоб спасения Сережи. Родион Афанасьевич успел прощевайте отметить на этом облике «тяжелую малоподвижность»
Спустя двум возраст парнишка ровно окреп, он был чертовски привязан к писателю. Между ними установились крепкие, дружеские отношения, полные взаимопонимания, духовное родство. Как если сей не мог большею частью терпеть месье Никитин. Он считал, словно Тулубьев отнимает у него сына. Никитин забыл, кем этот смертный стал затем чтоб Сережи, упрекая писателя на том, словно его книги делают изо Сережи «слюнтяя». «Россия издавна другая-теперь главное на России деньги. Это и сила, и власть, и жизнь.» Никитин олицетворяет силу капитала, которой разрешено прощевайте достигнуть, все сломить. Слова же писателя, словно «Россия-это прежде прощевайте всего Бог…А все иное это тут же не Россия», не находят понимания у Никитина.
Какую черту характера Тулубьева розно ценит Проскурин? Силу воли. Тулубьеву всегда приходилось чему-то или кому-то противостоять: спервоначала новым хозяевам жизни, которых он не хотел понимать и которым не хотел подражать, потом дочери, уговаривавшей его переселиться на маленькую квартиру. Наконец, аэрозоль противостоять той страшной болезни, которая малость не уничтожила соседского мальчика. Теперь то-то и есть противостоял холодному и циничному господину Никитину, требовавшему, с тем затем чтоб Тулубьев изменил местечко жительства и не виделся большею частью с Сережей. Тулубьев — чертовски высокомудрый и геройский человек. Его запрещается было запугать, и Никитин это понимал: он убивает Тулубьева.
Человек рожден, затем чтоб творить добро, созидать, нести удовольствие близким. Писатель Тулубьев делал щедрота своим творчеством, исцелял людей на прямом смысле сей слова. И он благодарен Богу за этот талант. Сережа привязался к Тулубьеву: благодарностью воздалось старому писателю за его доброту и отзывчивость. Думается, словно Никитину тоже воздастся по его заслугам. Ведь им убит порядочный человек, избавивший юдоль его сына. Вряд единица Сережа останется на одном доме с человеком, которому ровно чужды понятия о совести, чести, долге. Вряд единица матушка Сережи ниже сможет жить с этим негодяем, благодаря тому словно что она помнит, чем обязана Тулубьеву. Сможет единица Никитин жить мировозренчески с таким страшным грехом?
Отмечая достоинства повести, надобно сказать и о роли пейзажа. Как природа чувствует и передает изменения на жизни? Осенний пейзаж, запоздалый вечер, ночь. В пейзаже предугадывание какой-либо тревоги, беды. Он держит всегда нас на напряжении.
В начале повести пред нами Москва на пору поздней осени: «Над Москвой, бессонной и беззащитной, пластались низкие осенние тучи, высыпая ледяные пронизывающие потоки». Пейзаж помогает почувствовать техсостояние главного героя: юдоль прожита, его книги на оны лета были нужны читателям, он этим годился. Когда Тулубьев начинает неутомимо работать, затем чтоб спасти Сережу, кажется, ночь отступает. И, выходя на балкон, Родион Афанасьевич угадывал на ночном небе громаду храма Христа Спасителя. Этот псевдопериптер на повести выступает будто флаг высокой чистоты и нравственности.
И вторично напряжение: болезнь Сережи усилилась ночью, и заполночь парнишка видел черную тенечек смерти. Потом наступало утро, и приходило помаленьку чудесное оздоровление ребенка.
В заключении повести вновь ночь. И немедленно «…тяжелая пуля, вылетевшая изо мрака, придурковато ударила его на середину лба…время вспыхнуло, рассыпалось и погасло». Страшный финал. Ночь.
Тулуьев погиб, но он не был сломлен на своем бесконечном жизненном противостоянии. Он, говоря словами Проскурина, «…до самого конца, единоборствуя с собой, остался с факелом гонца, горящим по-над кромешной мглою». Образное выражение «факел гонца» означает беспокойное, горящее сердце. Человек с факелом гонца не терпит мрака, зла, несправедливости, лжи. Он горазд вернуть человека к жизни и заставить трепетать негодяя, может статься созидать и объединять людей. Не непредумышленно Проскурин на конце повести говорит, словно Сережа на остатний если пришел к Тулубьеву с тетрадкой: « Я шелковица нечто набросал, я вас оставлю тетрадку, вам посмотрите. Хорошо?» Появилось молодое слово, оно окрепнет и на будущем сможет карать зло и несправедливость, утверждать добро.

Приложение 2
Позиция учителя
Вот на подобный активной позиции близ отставании добра и привитии детьми высоких моральных и нравственных качеств я вижу реставрация великой и счастливой державы по-под именем Россия. Для каждого учителя это программа, и Петр Лукич Проскурин облек ее на такие стихотворные строчки:
Дай мне задолго самого конца,
Единоборствуя с собою,
Остаться с факелом гонца,
Горящим по-над кромешной тьмою.
(П. Проскурин «Зов вершин»)

Приложение 3
Блоки вопросов.

I группа
1. В какие лета и где-либо происходят действия на рассказе.
2. Какие проблемы подняты на рассказе?
3. Какова позиция автора по этим проблемам?
4. Как вам понимаете слова эпиграфа?

II группа
1. Родион Афанасьевич Тулубьев, всеизвестный писатель – будто живется ему на это время?
2. Зачем к Тулубьеву приходит мальчик?
3. Что большею частью прощевайте потрясло писателя на первую встречу с Сережей?
4. Как вам понимаете слова эпиграфа?

III группа

1. Почему не к мужу, не к врачу, однако к писателю прибегает обезумевшая матушка Сережи?
2. По-вашему, мал – высшая ценность?
3. Какова ипостась семьи на жизни человека?
4. Почему насквозь крошку лет постфактум выздоровления Сережи Никитин предлагает Тулубьеву уехать?
5. Как вам понимаете слова эпиграфа?

Файлы: Приложение.docx
Размер файла: 11573 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Услуга глубокий минет - это великолепный метод почувствовать успокоение и в то же время раздражение от касаний женских рук. На сайте http://nizhniy-tagil.prostitutkirest.com/uslugi/glubokij-minet/ вы увидите самых изящных проституток со всего города. | Родилось волеизлияние разукрасить собственный отдых? Нам есть, что вам предоставить. Только все проститутки Тюмени оставили информацию о себе на страничках сайта. Извлекайте одну из них и договаривайтесь о встрече. | Вы имеете возможность звякнуть приятной проститутке в абсолютно любое время ночи, она будет очень рада вашему сообщению. Вообще-то симпатичные индивидуалки уже готовы испытать удовольствие с вами и сделать этот трах высококачественным.