Автор конспекта:
Автор(ы): — Малютина Надежда Николаевна

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, познакомить учащихся со сферой употребления определенно-личных предложений; повторить правописание повелительного наклонения глагола, обращение.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — План-конспект урока на тему: "Определенно-личные предложения"

Цели: дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, познакомить учащихся со сферой употребления определенно-личных предложений; повторить правописание повелительного наклонения глагола, обращение.
Тип урока: изучение нового материала.
Применяемые образовательные технологии: дифференцированного обучения и проблемного обучения.

I. Контроль усвоения предыдущей темы
1) Диктант. Подчеркните грамматические основы, разберите односоставные предложения, проверьте корневую гласную (проверочные слова – на полях).
• Вечерний час. В долину тень сползла. Как тихо. Каждый звук и шорох слышу. Осенний скучный день. (А. Фет)
• Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь (А. Пушкин)
2) Задание для слабо усвоивших учебный материал.
Подчеркнутое слово является сказуемым в односоставном
— в двусоставном предложении?
• Жизнь предъявляет нам порой суровые требования.
• Нам предстоит пройти путь до вершины за световой день.
• И вижу я себя ребенком.
• Тянуло вечерней прохладой.

3) Задание для усвоивших учебный материал удовлетворительно.
Односоставным является предложение? (подчеркнуть)
• Вот и граница.
• На дне ковша было немного воды.
• В саду жило много муравьев.
• Идешь, бывало, по опавшей листве и любуешься.
• Ему не стоило так резко отвечать на грубость.

4) Задание для усвоивших материал хорошо
Подчеркнуть грамматическую основу, дать характеристику предложениям.
• В небесах торжественно и тихо.
• Находить приметы – очень увлекательное занятие.
• В нем было все прекрасно.
• Меня не понимают и не хотят понять.
• Уже давно смеркалось.
• Разрушать – не строить.

II. Изучение нового материала.
Работу над понятием «определенно личное предложение» провожу методом эвристической беседы. Для этого создаю проблемную ситуацию. Обращаю внимание класса на термин «определенно личное» и прошу подумать, какую информацию о предложении можно получить на основе этого термина, не читая материал учебника. Выясняю значение, семантику этого типа предложений.
Через наблюдение привожу учеников к выводу: на лицо достаточно определенно указывают окончания глаголов – сказуемых в форме первого и второго лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или в форме повелительного наклонения. На доске и в тетрадях делается запись:

Наблюдение провожу по записанным на доске парам предложений.
1. Люблю тебя, Петра творенье.
(Я люблю тебя, жизнь)
2. Слышишь что-нибудь?
(Каждую ночь ты слышишь эти шорохи.)
3. С чего день начинать будем?
(Мы будем приходить домой под вечер.)
4. Отберите только самое необходимое.
(Сейчас вы будете говорить с врачом)
• Назовите в парах предложений общие признаки. Чем различаются данные предложения?
• Обращаем внимание на возможность употребления в этом виде предложений составных сказуемых.
• Параллельно повторяем обращение. Разбирая первое предложение, доказываем, что обращение – не член предложения. Оно не может быть подлежащим, поэтому это предложение односоставное.
• Чтение § 21.
Выявляется сфера употребления определенно-личных предложений (письменно, репортаж, разговорная речь).

III. Контроль за усвоением новой темы.
1) Упражнение № 206 (выписать определенно-личные предложения, подчеркнуть сказуемые)
2) Перестроить, где возможно, двусоставные предложения в определенно-личные. Устно.
• Мы идем по тенистой лесной тропинке.
• Лодка чуть покачивалась у причала.
• Ты выполнил работу на отлично.
• Пианист выполняет этот этюд виртуозно.
• Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.
• Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.
• Ветер воет и свистит за окном.

Вопросы:
— Можно ли в определенно-личных предложениях использовать глаголы-сказуемые в третьем лице единственного и множественного числа?
— Какой формой глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?

3) Самостоятельная работа для учеников, слабо усвоивших новый учебный материал. Упражнение № 205
4) Для учеников, усвоивших новый учебный материал удовлетворительно. Выписать из карточек определенно-личные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
• Вижу сон.
• Живи красиво, вольно, широко, люби людей светло и прямодушно.
• Уходи, зима седая!
• Слышно легкое поскрипывание половиц.
• Глаголом жги сердца людей.
• Плавание по реке было опасно.
• За Москвой-рекой, алея, встал рассвет.
• Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая. Иду с трудом ее руками разбирая.
• Все им скажи да покажи.
5) Самостоятельная работа для учеников, хорошо усвоивших учебный материал.
В стихотворении К. Бальмонта обозначить односоставные предложения. В определенно-личных предложениях подчеркнуть сказуемое. Дать общую характеристику выделенным предложениям.

Кто кого.
Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню.
Я колдую. Вихри чую. Грею сбрую я коню.

Конь мой спорый. Топи, боры, степи, горы пролетим.
Жарко дышит. Мысли слышит. Конь — огонь и побратим.

Враг мой равен. Полноправен. Чей скорей вскипит бокал?
Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обогнал.
(Побратим здесь – «лучший друг»)

IV. Подведение итогов. Задание на дом:
§ 21 изучить, составить от 5 до 10 определенно-личных предложений.

Файлы: Урок на интеракт.доске МЕСТОИМЕНИЕ 6 кл..notebook
Размер файла: 848953 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология