Автор конспекта:
Автор(ы): — Малютина Надежда Николаевна
Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Павлово-Посадского муниципального района Московской области
Регион: — Город Москва
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, познакомить учащихся со сферой употребления определенно-личных предложений; повторить правописание повелительного наклонения глагола, обращение.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — План-конспект урока на тему: "Определенно-личные предложения"
Цели: дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, познакомить учащихся со сферой употребления определенно-личных предложений; повторить правописание повелительного наклонения глагола, обращение.
Тип урока: изучение нового материала.
Применяемые образовательные технологии: дифференцированного обучения и проблемного обучения.
I. Контроль усвоения предыдущей темы
1) Диктант. Подчеркните грамматические основы, разберите односоставные предложения, проверьте корневую гласную (проверочные слова – на полях).
• Вечерний час. В долину тень сползла. Как тихо. Каждый звук и шорох слышу. Осенний скучный день. (А. Фет)
• Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь (А. Пушкин)
2) Задание для слабо усвоивших учебный материал.
Подчеркнутое слово является сказуемым в односоставном
— в двусоставном предложении?
• Жизнь предъявляет нам порой суровые требования.
• Нам предстоит пройти путь до вершины за световой день.
• И вижу я себя ребенком.
• Тянуло вечерней прохладой.
3) Задание для усвоивших учебный материал удовлетворительно.
Односоставным является предложение? (подчеркнуть)
• Вот и граница.
• На дне ковша было немного воды.
• В саду жило много муравьев.
• Идешь, бывало, по опавшей листве и любуешься.
• Ему не стоило так резко отвечать на грубость.
4) Задание для усвоивших материал хорошо
Подчеркнуть грамматическую основу, дать характеристику предложениям.
• В небесах торжественно и тихо.
• Находить приметы – очень увлекательное занятие.
• В нем было все прекрасно.
• Меня не понимают и не хотят понять.
• Уже давно смеркалось.
• Разрушать – не строить.
II. Изучение нового материала.
Работу над понятием «определенно личное предложение» провожу методом эвристической беседы. Для этого создаю проблемную ситуацию. Обращаю внимание класса на термин «определенно личное» и прошу подумать, какую информацию о предложении можно получить на основе этого термина, не читая материал учебника. Выясняю значение, семантику этого типа предложений.
Через наблюдение привожу учеников к выводу: на лицо достаточно определенно указывают окончания глаголов – сказуемых в форме первого и второго лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или в форме повелительного наклонения. На доске и в тетрадях делается запись:
Наблюдение провожу по записанным на доске парам предложений.
1. Люблю тебя, Петра творенье.
(Я люблю тебя, жизнь)
2. Слышишь что-нибудь?
(Каждую ночь ты слышишь эти шорохи.)
3. С чего день начинать будем?
(Мы будем приходить домой под вечер.)
4. Отберите только самое необходимое.
(Сейчас вы будете говорить с врачом)
• Назовите в парах предложений общие признаки. Чем различаются данные предложения?
• Обращаем внимание на возможность употребления в этом виде предложений составных сказуемых.
• Параллельно повторяем обращение. Разбирая первое предложение, доказываем, что обращение – не член предложения. Оно не может быть подлежащим, поэтому это предложение односоставное.
• Чтение § 21.
Выявляется сфера употребления определенно-личных предложений (письменно, репортаж, разговорная речь).
III. Контроль за усвоением новой темы.
1) Упражнение № 206 (выписать определенно-личные предложения, подчеркнуть сказуемые)
2) Перестроить, где возможно, двусоставные предложения в определенно-личные. Устно.
• Мы идем по тенистой лесной тропинке.
• Лодка чуть покачивалась у причала.
• Ты выполнил работу на отлично.
• Пианист выполняет этот этюд виртуозно.
• Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.
• Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.
• Ветер воет и свистит за окном.
Вопросы:
— Можно ли в определенно-личных предложениях использовать глаголы-сказуемые в третьем лице единственного и множественного числа?
— Какой формой глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?
3) Самостоятельная работа для учеников, слабо усвоивших новый учебный материал. Упражнение № 205
4) Для учеников, усвоивших новый учебный материал удовлетворительно. Выписать из карточек определенно-личные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
• Вижу сон.
• Живи красиво, вольно, широко, люби людей светло и прямодушно.
• Уходи, зима седая!
• Слышно легкое поскрипывание половиц.
• Глаголом жги сердца людей.
• Плавание по реке было опасно.
• За Москвой-рекой, алея, встал рассвет.
• Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая. Иду с трудом ее руками разбирая.
• Все им скажи да покажи.
5) Самостоятельная работа для учеников, хорошо усвоивших учебный материал.
В стихотворении К. Бальмонта обозначить односоставные предложения. В определенно-личных предложениях подчеркнуть сказуемое. Дать общую характеристику выделенным предложениям.
Кто кого.
Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню.
Я колдую. Вихри чую. Грею сбрую я коню.
Конь мой спорый. Топи, боры, степи, горы пролетим.
Жарко дышит. Мысли слышит. Конь — огонь и побратим.
Враг мой равен. Полноправен. Чей скорей вскипит бокал?
Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обогнал.
(Побратим здесь – «лучший друг»)
IV. Подведение итогов. Задание на дом:
§ 21 изучить, составить от 5 до 10 определенно-личных предложений.
Файлы: Урок на интеракт.доске МЕСТОИМЕНИЕ 6 кл..notebook
Размер файла: 848953 байт.