Автор конспекта:
Автор(ы): — Симонова Ольга Николаевна

Место работы, должность: — филиал МБОУ Токаревской СОШ № 1 в с. Троицкий Росляй, учитель русского языка и литературы

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Повысить интерес к русскому языку.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемая методическая литература: —

I. Список литературы:

Научная литература:

1. Бондалетов В.Д . Старославянский язык. – М.: Флинта, 2012. – 296 с.

2. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007.- 464 с.

Церковная литература:

1. Библия.

2. Жития.

3. Псалтырь.

II. Лексикографические источники:

1. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т 10. Ро-Си. – М.: Олма Медиа Групп; Олма-Пресс Образование, 2006. — 240 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В двенадцати томах. – М.: Мир книги, 2004. — 416 с.

3. Орфоэпический словарь / Под ред. Б.А. Зильберта. – М.: Мир книги, 2004, — 400 с.

4. Ушаков Д.Н.. Большой толковый словарь русского языка.- М.: Дом славянской книги, 2008. – 960 с.

Используемое оборудование: —

Для работы профильной смены потребуются следующие технические средства обучения (ТСО): персональные компьютеры (ПК) с выходом в Интернет по количеству учащихся, проектор, фотоаппарат, видеокамера. Для совершения экскурсий необходим автобус.

Краткое описание: — Разработка плана профильной смены "Мой родной язык — русский"

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Курс

«Работа с одарёнными детьми и

детьми с высокими познавательными способностями»

О.Н. Симонова, учитель русского языка и литературы, филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токарёвской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Троицкий Росляй

ПЛАН РАБОТЫ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

«Мой родной язык — русский»

Тамбов

2013

Предисловие.

Профильная смена «Моя язык — русский» рассчитана на учащихся средней и старшей ступеней обучения (9 и 10 классы).

В планировании профильной смены учтены особенности учащихся данного возраста, обучающихся в филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токарёвской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Троицкий Росляй, а также их интересы в названной области.

Коллектив учащихся разнородный: присутствуют дети как с высокими, так и с низкими познавательными способностями. Но у каждого из них есть определённые задатки, которые мы постараемся максимально развить.

Учащимся можно предложить небольшую анкету[1] . Она поможет разбить учащихся на группы по интересам. Дети выбирают форму работы, а содержание будет предлагать наставник.

Материал профильной смены не копирует школьную программу по русскому языку, а расширяет и углубляет её. Присутствуют элементы опережающего обучения.

Профильная смена рассчитана на 21 день.

Цель:

— повысить интерес к русскому языку.

Задачи:

— показать значимость русского языка как государственного языка Российской Федерации (РФ);

— обучить самостоятельно выполнять поиск необходимой информации, используя различные методы и источники;

— развивать познавательные способности, культуру речи, коммуникативные умения и навыки;

— воспитывать уважение к родному языку, традициям и культуре.

В общей сложности планируется 7 мероприятий, которые реализуются от 2-х до 4-х дней в зависимости от сложности и объема предлагаемого материала.

Для работы профильной смены потребуются следующие технические средства обучения (ТСО): персональные компьютеры (ПК) с выходом в Интернет по количеству учащихся, проектор, фотоаппарат, видеокамера. Для совершения экскурсий необходим автобус.

План работы профильной смены «Мой родной язык — русский»

Наименование мероприятия

Цели мероприятия

Методы

Краткое описание (примерный план).

Оборудование

Примерное количество времени для реализации мероприятия

1

2

3

4

5

6

Деловая игра «Русский язык как государственный язык Российской Федерации».

1. Познакомить с отдельными статьями и положениями из федеральных документов о русском языке.

2.Развитие культуры речи, коммуникативных умений и навыков, умений работать в группе.

3.Воспитание толерантности.

Работа в группах, частично-поисковый метод, интервьюирова-ние, работа с источниками информации.

I. Подготовка:

1. Изучение учителем следующих федеральных документов о русском языке:

— Конституция РФ;

— Федеральный закон РФ от 01.06.2005 г. ФЗ № 53ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;

— федеральная целевая Программа «Русский язык» на 2011-2015 гг.;

— закон «Об образовании», вступающий в силу 01.09.2013 г.

2. Подготовка отдельного вопроса для изучения каждой команде (домашнее задание)[2] .

3.Консультирование команд по работе над заданием (основы риторики, речь, последовательность, структура выступления и др.).

4. Подготовка необходимого оборудования.

5. Интервьюирование населения микросоциума по данным вопросам членами команд.

6. Репетиции выступления с каждой командой (отдельно).

II. План мероприятия:

1. Вводное слово учителя о значении языка в жизни человека.

2. Выступление членов команды с использованием наглядностей (презентации, плакаты, интервью и т.д.).

3. Обмен мнениями.

4. Подведение итогов.

5. Размещение материалов деловой игры «Русский язык как государственный язык Российской Федерации» на сайте школы.

1.Тексты необходимых федеральных документов о русском языке (см. раздел 5).

2. ПК с выходом в Интернет.

3. Проектор.

4. Видеокамера (для интервью).

4 дня.

Экскурс «Язык и история».

1. Познакомить с историей русского языка, особенностями старославянского языка (обзор).

2. Учить произносить буквы кириллицы (X-XIвв.) в соответствии с их звуковым значением, читать тексты, написанные кириллицей.

2.Развитие культуры речи, коммуникативных умений и навыков.

3.Воспитание интереса к истории русского языка.

Создание проблемных ситуаций, работа с текстом, лекция, наблюдение.

I. Подготовка:

1. Сбор материала по теме.

2.Подготовка лекции и иллюстративного материала.

3. Организация экскурсионной поездки в ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина».

II. План мероприятия:

1. Иллюстрированная лекция «О старославянском и современном русском языке».

2. Практикум с использованием проблемных ситуаций: чтение старославянских текстов (кириллические рукописи: Саввина книга, Листки Ундольского, Супрасльская рукопись).

3. Работа с информацией в сети Интернет (официальный сайт ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина»: www.tambovlib.ru ).

3. Экскурсия в областную Тамбовскую библиотеку.

1. ПК с выходом в Интернет.

3 дня.

Мини-исследование «Язык и христианство».

1.Познакомить учащихся с религиозно-богословским стилем речи. Определить его особенности на всех языковых уровнях.

2. Углубить знания о русской православной церкви на примере Михаило-Архангельского храма (п. Мордово, Тамбовская область) и церквей Токарёвского района.

3.Расширение представлений о стилистических и функциональных возможностях русского языка.

4.Развитие культуры речи, коммуникативных умений и навыков.

5. Воспитание духовно богатой личности.

Лекция, поисковый метод, работа с источниками информации, наблюдение, самостоятельная работа.

I. Подготовка:

1. Сбор материала по теме.

2. Подготовка текстов для учащихся.

3. Учащиеся готовят примеры – отрывки из произведений художественной литературы, где употреблена церковная лексика.

4. Организация экскурсии в церкви Токарёвского района (выборочно).

II. План мероприятия:

1. Диспут «Есть ли место церковной лексике в современном русском языке?»

2. Иллюстрированная лекция о религиозно-богословском стиле русского языка (с использованием текстов, которые подготовили учащиеся).

3. Работа с текстами: сравнительный анализ (тексты подготовлены учителем).

4. Работа в сети Интернет: поиск информации о Михаило-Архангельском храме, обсуждение материалов.

5. Просмотр фильма о Михаило-Архангельском храме.

6. Беседа «Использование в устной речи лексики религиозно-богословского стиля» на примере фильма.

7. Экскурсия в церкви Токарёвского района (выборочно).

8. Домашнее задание: эссе на свободную тему на основе полученных знаний и впечатлений.

9. Чтение эссе. Обмен мнениями. Размещение лучших работ на сайте школы, в районной газете «Маяк».

1.Тексты из Библии, Псалтыря, Жития и произведения других жанров церковной литературы.

2. Фильм о Михаило-Архангельском храме.

3. Проектор.

4. ПК с выходом в Интернет.

5. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т 10. Ро-Си. – М.: Олма Медиа Групп; Олма-Пресс Образование, 2006. — 240 с.

3 дня.

Круглый стол «Язык и культура».

1. Учить на примерах соблюдать нормы русского литературного языка.

2. Развитие памяти, внимательности.

3. Воспитание осознанного отношения к сохранению русского языка.

Наблюдение, прослушивание текста, поисковая деятельность, работа с источниками информации.

I. Подготовка:

1. Сбор материала по теме.

2. Организация поездки в Тамбовский государственный драматический театр.

II. План мероприятия.

1. Беседа «О чистоте русского языка».

2. Прослушивание рассказа М. Зощенко «Аристократка». Поиск речевых ошибок.

3. Работа в сети Интернет: посещение сайта Тамбовского государственного драматического театра: www.tambovdrama.ru

Знакомство с репертуаром. Выбор спектакля.

4. Посещение театра.

5. Обмен мнениями.

1. Фоно- или видеозапись рассказа М. Зощенко «Аристократка».

2. ПК с выходом в Интернет.

3. Фотоаппарат.

4. Видеокамера.

2 дня.

Фестиваль русской словесности и культуры

«Во славу Бориса и Глеба»[3]

(г. Борисоглебск, Воронежская область).

1. Учить слушать и понимать поэтическое слово.

2.Повышение словесной культуры на примере выступлений участников фестиваля.

3.Воспитание осознанного отношения к сохранению русского языка.

Работа с различными источниками информации, наблюдение, самостоятельная работа, интервьюирова-ние.

I. Подготовка:

1. Сбор материала по теме (поиск информации о фестивале в сети Интернет (www.fondborisagleba.ru ), пригласить поэта В. Абросимова для интервью, найти статью о фестивале в районной газете «Маяк»).

2. Связаться с организаторами фестиваля, обсудить возможность присутствия на фестивале.

3.Организация доставки к месту назначения.

II. План мероприятия.

1. Работа с сайтом фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба», встреча с участником фестиваля (поэт В. Абросимов), чтение статей в средствах массовой информации о данном фестивале.

2. Участие в фестивале «Во славу Бориса и Глеба» по плану организующей стороны.

3. Обмен мнениями.

4. Размещение статьи о фестивале на сайте школы, в районной газете «Маяк».

1. Видеокамера.

2. Фотоаппарат.

3. ПК с выходом в Интернет.

3 дня.

Игра «Что? Где? Когда?» для детей младшего школьного возраста.

1. Учить работать с детьми младшего школьного возраста.

2.Развитие навыков сотрудничества.

3.Воспитание толерантности.

Проблемные ситуации, самостоятельная работа, беседа.

I. Подготовка:

1. Изучение педагогического опыта по теме.

2. Сбор материала.

3. Создание сценария.

4. Объявление о проведении игры.

5. Определение команд игроков: приём заявок.

6. Познакомить старшеклассников с психологическими особенностями младших школьников.

II. План мероприятия.

1. Представление команд и капитанов команд.

2. Знакомство с правилами игры.

3. Проведение игры.

4. Подведение итогов.

5. Награждение.

1. ПК.

2. Настольные лампы (по количеству команд).

3. Карточки

с заданиями.

4. Записи известных песен («-» и «+»).

5. Протокол игры.

6. Грамоты.

3 дня.

Заключительные занятия «Моё мнение».

1. Выявить уровень заинтересованнос-ти и подготовки учащихся по данному материалу.

Самостоятельная работа, проблемные ситуации, поисковая деятельность, работа в группах.

I. Подготовка:

1. Сбор накопленного материала по теме, его деление на микротемы.

2. Разбить учащихся на группы, дать каждой группе индивидуальное задание по определённым микротемам.

II. План мероприятия.

1. Создание фотоальбома «Новый взгляд» (о работе в профильной смены).

2. Создание блога «Мой родной язык -русский».

3. Мини-сочинение на одну из предложенных тем:

— «Что я узнал о родном языке».

— «Чему я научился».

— «Мои размышления о родном языке».

— «Наставление потомкам о сохранении чистоты русского языка ».

— собственная тема.

4. Выставка мини-сочинений

«О русском языке».

5. Творческий отчёт о реализации плана профильной смены.

1. ПК с выходом в Интернет.

2. Проектор.

3 дня.


I. Список литературы:

Нормативные документы:

1. Закон «Об образовании».

2. Федеральный закон РФ от 01.06.2005 г. ФЗ № 53ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

3. Федеральная целевая Программа «Русский язык» на 2011-2015 гг.

Научная литература:

1. Бондалетов В.Д . Старославянский язык. – М.: Флинта, 2012. – 296 с.

2. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007.- 464 с.

Церковная литература:

1. Библия.

2. Жития.

3. Псалтырь.

II. Лексикографические источники:

1. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т 10. Ро-Си. – М.: Олма Медиа Групп; Олма-Пресс Образование, 2006. — 240 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В двенадцати томах. – М.: Мир книги, 2004. — 416 с.

3. Орфоэпический словарь / Под ред. Б.А. Зильберта. – М.: Мир книги, 2004, — 400 с.

4. Ушаков Д.Н.. Большой толковый словарь русского языка.- М.: Дом славянской книги, 2008. – 960 с.

III. Ресурсы сети Интернет:

www.tambovlib.ru

www.fondborisagleba.ru

www.tambovdrama.ru

Приложение

АНКЕТА

Дорогой друг!

Внимательно прочти вопросы анкеты. На каждый вопрос выбери только один вариант ответа.

Нам очень важно знать твоё мнение.

Вопрос

Варианты ответов

1. Любишь ли ты узнавать новое?

1) да

2) нет

3) скорее да, чем нет

4) скорее нет, чем да

5) другое (напиши, что именно)

1. Какие формы мероприятий тебе нравятся больше всего?

1) фестиваль

2) экскурсия

3) деловая игра (интеллектуальный ринг, диспут)

4) другое (напиши, что именно)

2. Что тебе удаётся лучше всего?

1) поиск информации (в печатных источниках, сети Интернет)

2) видео- и фотосъёмка

3) подготовка презентаций

4) участвовать в организации и проведении различных мероприятий

5) другое (напиши, что именно)

3. Любишь ли ты родной язык?

1) да

2) нет

3) скорее да, чем нет

4) скорее нет, чем да

5) другое (напиши, что именно)

4. Соблюдаешь ли ты нормы русского литературного языка?

1) да

2) нет

3) скорее да, чем нет

4) скорее нет, чем да

5) другое (напиши, что именно)

5. Что бы ты хотел (а) узнать о современном русском языке?

1) какие изменения произошли за последнее время в данной области

2) какова популярность русского языка

3) зачем надо грамотно владеть русским языком

4) мне достаточно той информации, которой я владею

5) другое (напиши, что именно)

6. Твоё хобби.

Спасибо за участие!


[1] Смотрите приложение на странице 12.

[2] В данном случае можно поделить команды на ведомства (Государственная Дума, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и архивного дела и другие). Команды должны выступить от имени какого-либо ведомства и рассказать о реализованных мероприятиях по данной теме. Также возможен и такой вариант: учащиеся, изучив определённые пункты вышеназванных документов, поделятся информацией с присутствующими, дадут им оценку.

[3] Данный двухдневный фестиваль проводится ежегодно с 6 августа 2010 года.план летний отдых

Файлы: План профильной смены Мой родной язык-русский.docx
Размер файла: 42476 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология