Автор конспекта:
Автор(ы): — Курбатова Ольга Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «ООШ с Малое Перекопное» Балаковского района Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Литература 7 класс"- учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель: Коровина Вера Яновна.

Используемая методическая литература: —

О.А.Ерёмина. "Поурочное планирование по литературе" К учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной "Литература 7". Издательство "Экзамен". Москва, 2003 год.

Используемое оборудование: —

  • Музыкальный центр. "Песня о любви" из кинофильма "Гардемарины, вперед!", музыка В.Лебедева, слова Ю.Ряшенцева.
  • DVD, телевизор(кадры из кинофильма "Звезда пленительного счастья" В.Мотыля)
  • Физическая карта страны (флажками отмечен путь жен декабристов)
  • Репродукции картин (портреты женщин)
  • Стойка со свечами, женскими белыми перчатками, веером.
  • Портрет Н.А.Некрасова.
  • Краткое описание: — Горят свечи, демонстрируются кадры фильма, исполняется песня … Психологический эффект на первых минутах урока. А далее о литературных героях; об ответственности перед долгом- супружеским, семейным; воспитание благородных человеческих чувств.

    Тема урока : «Пленительные образы России!»

    ( по произведению Н.А.Некрасова «Русские женщины» )

    Эпиграф : Пленительные образы! Едва ли
    В истории какой-нибудь страны
    Вы что-нибудь прекраснее встречали.
    Их имена забыться не должны.

    Н.А.Некрасов

    Тип урока : комбинированный.

    Вид урока : урок- путешествие в прошлое.

    Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные

    понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического

    и выразительного чтения, построению логических высказываний.

    Основной метод: беседа с элементами исследовательской деятельности учащихся.

    Задачи урока : 1 (обучающая )обучение приёмам раскрытия характера литературного героя в

    драматическом произведении;

    2 (развивающая) развитие у учащихся интереса к истории своей Родины; развитие и

    формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность

    перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на

    помощь ближнему;

    3 ( воспитывающая) воспитание верности, способности на благородные

    человеческие чувства – дружбу, любовь.

    Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, музыкальный центр ( «Песня о любви» из кинофильма «Гардемарины, вперёд!» музыка В.Лебедева , слова Ю. Ряшенцева) , видеомагнитофон, телевизор ( кадры из кинофильма «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля ), физическая карта страны, репродукции картин ( портреты женщин), стойка со свечами, перчатками, веером.

    1.Организационный- психологический этап.

    (дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке ; организация внимания)

    Здравствуйте , ребята! Уважаемый гости! Сегодня мы продолжаем урок по произведению Н.А.Некрасова ( показ портрета) «Русские женщины». И отправляемся с вами в путешествие в прошлое нашей страны. (Учитель зажигает свечи)

    ( Идёт показ фрагментов фильма «Звезда пленительного счастья» . Исполнение «Песни о любви» и отрывка стихотворения Т.Кузавлёвой .)

    1-ый куплет- мелодия

    Припев: молчание, стук сердца.

    Отрывок из стихотворения: На Руси это издавна чтимо,

    Что, наверное, в нашей крови,

    Чтобы женщина шла за мужчиной

    В испытаньях, в скитаньях, в любви.

    2-ой куплет: Дороги любви у нас не легки, Пр-в: Земля, где так много разлук,

    Зато к нам добры белый мох и клевер Сама повенчает нас вдруг.

    Полны соловьи счастливой тоски За то, что верны мы птицам весны

    И вёсны щедры, возвратясь на север к нам. Они и зимой нам слышны, любимый мой

    Речитатив припева.

    - От чего, ради чего отказывались дамы светского общества ( подходит к стойке со свечами), отправляясь вслед за мужьями в Сибирь? ( подходит к телевизору: фрагмент дороги)

    (от богатства, роскоши; ради любви и верности)

    - О чём же пойдёт у нас речь на уроке? Что мы можем рассказать нашим гостям?

    (Мы можем рассказать о русских женщинах-декабристках, которые последовали за своими мужьями и рассмотреть произведение Некрасова «Русские женщины», которое он посвятил их героическому подвигу.)

    2.Этап проверки домашнего задания , воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

    (дидактическая задача: установить правильность и сознательность выполнения задания всем классом , устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях , осуществляя дальнейшее совершенствование умений и навыков)

    -Дома, ребята, вы готовили сообщения, и сегодня на уроке у нас присутствуют: историки, географ, филолог. Прошу вас в ходе урока информировать нас по вашим вопросам.

    - На партах перед вами лежат листы с вопросами. В конце урока вы должны будете на них ответить, познакомьтесь с ними.

    - Итак, ребята, тема сегодняшнего урока «Пленительные образы России». И эпиграфом нам станут строки Н.А.Некрасова (зачитываются ; плакат на доске).

    Пленительные образы! Едва ли
    В истории какой-нибудь страны
    Вы что-нибудь прекраснее встречали.

    Их имена забыться не должны.

    Н.А.Некрасов

    - Н.А.Некрасов в примечании к поэме «Русские женщины» указал, что не касается «политической стороны события», тогда что же воспевает автор произведения .

    ( героический подвиг жён декабристов).

    - Поразмышляем сегодня и мы , чем пленяют (восхищают) нас женщины, декабристки.

    (значение слова- «декабристки»)

    -Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы- мы отправляемся в дорогу. Последний кадр, который мы с вами видели в эпизодах фильма «Звезда пленительного счастья» была дорога. Вспомним, что символизирует дорога в русской литературе

    (размышления, думы о прошлом, воспоминания).

    -Отправляясь в дорогу, мы возьмём с собой образок, который следовал вместе с героиней из отцовского дома. (значение слова – «иконка», «образок»)

    - Какую роль играет эта деталь в повествовании? Зачем люди обращаются к иконе Божьей Матери с молитвой?

    ( просят помощи, заступничества)

    -Прощание с родными- тяжёлое испытание, а тем более с родителями.

    (сообщение о князе Ловале и его жене).

    -Кто она такая княгиня Трубецкая? Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь? (сообщение о Е.И.Трубецкой)

    - Таковы семейные устои и традиции, в которых наша героиня черпала силы. Что же заставило её бежать из родного дома, за кем она следует и почему?

    (сообщение о С.Трубецком)

    -Вспомним, каким приёмом в композиции пользуется Некрасов, чтобы рассказать о прощании княгини с любимым отцом. Обратите внимание на время глаголов 1-ой части поэмы.

    (Воспоминания о прошлом, так как глаголы употреблены в прошедшем времени).

    -Почему нарушен автором ход событий ?

    (Уже произошёл разрыв человека с прошлым: с привычной жизнью, с родными.

    Выбор уже сделан, но воспоминания передают внутреннюю борьбу

    княгини Трубецкой на пути к окончательному решению)

    -Итак, последний раз мелькнула перед княгиней хорошо знакомая панорама Петербурга: Нева, дворцы, соборы, особняки. Позади Зимний дворец, где Каташа Ловаль танцевала мазурку с наследником престола Николаем Павловичем. Княгине предстоит проехать всю Россию. Куда она спешит, в какую сторону?

    ( сообщение о Сибири)

    -Дома, ребята вы внимательно читали 2-ую часть поэмы. О чём эта часть?

    ( встреча губернатора Иркутска с княгиней).

    -В чём особенность этой части? ( написана в форме пьесы)

    -Какие художественные приёмы указывают на то, что эта встреча– самое последнее и тяжёлое испытание на пути Трубецкой к поставленной цели?

    (Драма- пьеса с острым конфликтом, который обращён к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и затрагивает отношения человека со средой.

    Диалог-разговор двух и более лиц.

    Монолог- речь одного героя

    Нравственная победа- победа духом сильного человека ) – понятия на доске

    -Какую цель имеет каждый из героев ?

    (губернатор- задержать и вернуть княгиню Трубецкую;

    княгиня- быстрее встретиться с мужем )

    -В связи с этим, какой будет интонация чтения второй части поэмы?

    (напряжённая, взволнованная, чёткая).

    - От чего она зависит?

    ( от того, какую цель имеет каждый герой)

    - Сегодня на уроке мы исследуем 2-ую часть поэмы Некрасова . И постараемся ответить на вопрос : в чём заключается подвиг жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь?

    Этап исследования

    Работа в группах : задание на карточках ; записи ведут «секретари».

    I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает

    губернатор княгине .

    - наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой.

    Дорога наша так дурна,

    Вам нужно отдохнуть…

    -напоминание о том , какой властью « в здешней стороне» он обладает.

    Покуда я не прикажу,

    Его не подадут…

    ………………….

    Княгиня ! здесь я- царь!

    -наличие бумаги

    С последней почтой прислана

    Бумага…

    -предсказание будущего

    Но хорошо ль известно вам,

    Что ожидает вас?

    -невозможность вернуться к прежней жизни , возможные угрызения совести мужа , ставшего

    виновником её горькой судьбы.

    … с вами не знавать

    Ему счастливых грёз…

    -напоминание о славе и знатности рода.

    Когда б не доблестная кровь

    Текла в вас – я б молчал.

    -обращение к женской гордости.

    И что ж?… бежите вы за ним ,

    Как жалкая раба.

    -угроза добираться до Нерчинска «этапом»

    Вас по этапу поведут

    С конвоем…

    II группа: Проследите по тексту , как укрепляется мужество женщины , как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.

    -княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем

    Так прикажите ж! Я прошу…

    -княгиня выдерживает напоминание о горе отца.

    Но долг другой…меня зовёт…

    -она морально готова к жизни на каторге.

    Ужасно будет , знаю я…

    Живут же люди в том краю,

    Привыкну я…

    -княгиня бесстрашна

    Пусть смерть мне суждена

    Мне нечего жалеть!…

    -тверда и мужественна

    Всем вашим пыткам не извлечь

    Слезы из глаз моих!

    -на разрыв с прежней жизнью решается осознанно , разделяя убеждения мужа.

    Там места нет , там друга нет

    Тому, кто раз прозрел!

    -высота гражданских чувств княгини Трубецкой.

    Но знаю : к родине любовь

    Соперница моя…

    -готовность к героическому поступку:

    Велите ж партию сбирать

    Иду , мне всё равно…

    - Как воспринимается финал этого поединка?

    (нравственная победа беззащитной женщины, характер её уже сложился,

    мужественный и сильный)

    -Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

    -Сцена: Трубецкая- губернатор – вершинный эпизод поэмы. Не удалось губернатору запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей, эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину. Что ожидало её впереди? ( сообщение о семье Трубецкой)

    - Своё горе не сделало женщин глухими к страданиям других.

    - Как вы думаете , можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?

    (Да , это был настоящий подвиг для них , привыкших жить в неге и беззаботности.

    Когда же наступил час испытания , эти женщины оказались сильными и стойкими,

    потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу).

    -Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, — подвиг русских женщин во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу.

    Строки из письма Н.А.Некрасова Л.Н.Толстому «Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора»

    Поэт продолжает трудный разговор об истории нашей Родины, о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю народа. Он первый в печати прославил декабристов ( произведение «Дедушка»), их самоотверженных жён ( поэма «Русские женщины»).

    1-ая часть поэмы названа «Княгиня Трубецкая». Встречаем ли мы далее эту фамилию? Почему? ( не встречаем, так как автор подчёркивает обобщающий смысл созданных им образов)

    -Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.

    -Ребята, сможем мы теперь ответить на вопрос: чем пленяют нас ( волнуют) образы жён декабристов, воспетые поэтом? (самоотверженность, преданность, исполнение супружеского долга, верность…) Пленительные образы!

    -Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.

    ( чтение учащимися имён и фамилий жён декабристов под мелодию)

    -Русская история , литература , театр , кинематограф уберегли от забвения память о прекрасной женщине- княгине Трубецкой. В Иркутске в доме Трубецких открыт музей , где бережно хранятся письма , вещи , рукоделия княгини.

    -Чистый благородный образ декабристки создала актриса Ирина Купченко в замечательном фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», фрагменты которого мы видели в начале урока.

    -Образ женщины, светлый и святой, воспевали во все времена не только поэты , но и живописцы. (показ репродукций картин известных художников)

    Обратите внимание, какая женщина бывает разная: задумчивая, трогательная в ожиданиях, легкая и воздушная, грациозная, божественная, мудрая.

    -Перед вами фотографии ваших любимых мам. С помощью подбора эпитетов, сравнений, познакомьте нас с ними поближе. ( работа учащихся по фотографиям ; рассказы) Спасибо!

    -Как вы думаете, ребята, что нужно для счастья ваших любимых мам? (ответы учащихся)

    -Секреты семейного счастья в разных семьях разные. Мне хотелось бы, чтобы вы, ребята знали историю своей страны, чтобы любили и были любимы, были счастливы в своей семье. Поэтому я приготовила вам «Заповеди семейной жизни», придерживаясь которых, вы достигнете этого счастья. ( раздаются листы). Для наших гостей мы тоже приготовили небольшие подарки – иконки Божьей Матери. Храните их! ( ребята дарят иконки , желают гостям счастья).

    -В завершении урока подведём итог. Ответьте на вопросы , лежащие перед вами ( рефлексия)

    В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА

    «ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОССИИ»

    МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

    · ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ИМЕНИ:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    · ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ДЕЙСТВИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    · ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ЧУВСТВА………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    · ТРИ ПОНЯТИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    УЧ-СЯ 7 КЛАССА:…………

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология