Автор конспекта:
Автор(ы): — Смирнова Елена Валентиновна

Место работы, должность: — Омская область, г. Исилькуль, МОУ «СОШ №2″ учитель географии

Регион: — Омская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Создание единого представления об осени.

Обучающая: умение выразить свое впечатление о музыкальном произведении, стихотворении в форме высказывания.

Развивающая: развитие коммуникативных свойств речи; умение посмотреть на предмет высказывания с разных точек зрения.

Воспитывающая: привитие уважения к природе, понимание единства человека и природы, их взаимосвязи.

Используемое оборудование: —

Оборудование:

-осенние костюмы,

-блюда – « Дары осени»

-необычный овощ,выставка овощей и фруктов «Дары осени»;

-слайды с зарисовками об осени, рисунки детей для выставки;

— фонограмма песни из репертуара группы «ДДТ» «Что такое осень»

Используемые ЦОР: —

Презентация "По Стране Осени"

Краткое описание: — Мы с вами совершим путешествие по Стране Осени. Согласны? А пригласили нас в гости Осень и Старичок-Листовичок. С каторыми мы поговорим о природе, понимании единства человека и природы, их взаимосвязи.

Ведущая: Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень…

Эти строки замечательного русского поэта А.С.Пушкина стали эпиграфом нашей встречи Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте! Устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами совершим путешествие по Стране Осени. Согласны?

А пригласил нас в гости вместе с Осенью, Старичок-Листовичок

Есть на свете Старичок,

Старичок-Листовичок,

Ношу я из пёстрых листьев

Разноцветный колпачок,

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные.

Сам в зеленом пиджаке,

Посошок в моей руке.

Как по узеньким тропинкам

Хожу-брожу я по травинкам

Старичок-Листовичок,

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в дождь и в зной

Сторожу я мир лесной.

Осень: Старичок-Листовичок принёс нам вот такую сумку с замком, но пока он добирался до нас, потерял ключ. Путешествуя по осеннему лесу, мы будем искать, ключ и если выполним все задания Листовичка, обязательно его найдем. А как лучше путешествовать по лесу?

Дети: Пешком.

Осень: Почему?

Дети: Чтобы всё рассмотреть, заметить, полюбоваться красотой осеннего леса.

Осень: Как называются остановки для отдыха у туристов?

Дети: Привалы.

Старичок- Листовичок: Вот и мы с вами, путешествуя по лесу, сделаем несколько привалов. На каждом привале нас будут ждать задания.

(Привал №1 «Осень в поэзии»)

Осень: …Осень-самое романтичное и красивое время года. Но осень бывает разная. Одна-радостная, пышно убранная. Расписанная золотыми и багряными красками. «Золотая осень». А другая-грустная, дождливая, увядающая. Поздняя осень. Многие поэты воспевали осень в своих произведениях, восхищались ею. Она осталась в нашей памяти и сердце благодаря стихам А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, И.С.Никитина, С.А.Есенина.

Ведущая: Ребята подготовили для праздника стихи и сейчас они их нам прочтут. Давайте попросим! (Чтение стихотворений об осени. Приложение 1)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все-простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле… (Ф.И.Тютчев

Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

…Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо-все одето

Каким-то тусклым серебром… (А.А.Фет)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник-

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком. (Сергей Есенин)

Все студёней заря по утрам,

У рябины в рубинах кисти.

С горных высей срываясь ветра,

На опушках взметают листья.

Над поляной шелест листопада,

В синий пруд упали облака,

Аромат антоновки из сада

Ветерок принёс издалека.

Ходит осень по районам нашим,

По полям, по тропкам луговым.

Ходит осень по родным раздольям,

Изобильем дышит трудовым.

Покраснели на бугре осинки…

Журавли трубят, на юг летят,

По стерне седые паутинки

Разбросал задумчивый октябрь.

Овеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Ещё на ветках шелестит.

Бродит в роще листопад,

По кустам, по клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер

Яркий и красивый.

Побежит по листьям ветер

Лёгкий и игривый. (И.С.Никитина)

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы. (А.С.Пушкин)

Ведущая: Ребята, какой показана осень в этих стихотворениях? Какое настроение они создают? Почему человеку особенно грустно именно осенью? (ответы детей).

(Следующий Привал №2 « Звери осенью»)

Старичок — Листовичек: Ребята, а сейчас давайте вспомним приметы осени, которые люди знали с давних пор. (Ответы детей: бабье лето ненастно -осень сухая. Осенью тихая вода- хорошая зима, шумная -морозы, метели. Если журавли полетят на Покров, будет мороз. Комары в ноябре-быть теплой зиме).

Осень: Ребята, а что происходит с птицами и зверями поздней осенью? (Ответы детей: птицы улетают в теплые края, некоторые звери впадают в зимнюю спячку).

Ведущая: Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу,

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса,

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловка,

Хвою щиплют глухари,

Зимовать к нам прилетели

Северяне-снегири.

Осенью линяют зайцы, белки. Барсук чистит нору, натаскивает сухих веток и залегает на зимнюю спячку. Еж, наломав на иголки листья, тоже несет их к себе в нору, готовит мягкий матрац на зиму. Совсем не видно медведя. Что с ним? (Ответы детей: он залег спать до весны).

А сейчас давайте проведем игру, которая называется «Помоги белке собрать шишки». (дети делятся на 2 команды. Задача: ложкой перенести шишки в корзинки. Чья команда быстрее?)

Старичок – Листовичек: Вы, конечно, ловкачи! Белочке помогли. А сейчас «Осенняя викторина». Ее участником может стать любой из вас. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Сохраняйте жетоны до конца нашей программы.

Итак следующий привал №3 «Осенняя викторина»

ВОПРОСЫ:

1. Назовите признаки осени. По каким приметам мы узнаем, что наступила осень?( похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, дожди и одежда, зонты)

2. Чем осень отличается от весны?( весной день длиннее становится, почки на деревьях, прилетают птпцы, зеленеет трава, теплеет, тает снег и пр.)

3.. Какое время года идет следом за осенью?(зима)

4.Какие птицы улетают от нас на юг?( журавли, соловьи, гуси, ласточки, дрозды, лебеди)

5. Какие птицы остаются зимовать с нами?(снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны, клесты- даже выводят зимой птенцов)

6. Какие животные впадают в спячку?( медведи, ежи, лягушки)

Осень: Прекрасно справились с вопросами викторины. Очень хорошо. Давайте сейчас отправимся в осенний лес за грибами!

(Привал №4 «За грибами в осенний лес)

Очень красиво осенью в лесу. Червонное золото листвы украшает стройные березки, горят багрянцем осинки, а еще осень щедра на грибы. Посмотрите сколько вокруг грибов! Настоящее грибное царство! А для грибника главная цель-набрать побольше грибов. Это-подберезовики, а это-мухоморы. Для сорок и лосей мухоморы-это лекарство. Сейчас мы проведем игру «По грибы».

(Двое играющих берут по корзинке и с завязанными глазами собирают грибы)

Ведущая: Сколько же грибов вы набрали? Ребята, давайте, проверим, съедобные они или нет. Я показываю гриб, если он съедобный, то вы хлопаете в ладоши, а если несъедобный, топаете ногами. Игрок, набравший наибольшее количество съедобных грибов, получает жетон.

А теперь я хочу проверить какие вы сообразительные. Отправимся к следующему привалу.

(Привал №5 «Богатый урожай»)

Вед. А теперь самая сложная часть наших осенних соревнований. Мы будем загадывать вам загадки, а вы- давать на них ответы. И так: Загадки Поехали?.

1.Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья..( осень)

2. Вот художник, так художник!

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (осень)

3.Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

4.Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? ( октябрь)

5. Поля черно-белыми стали:

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц- подскажи.(ноябрь)

6.Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает.

Когда это бывает?(осенью)

7. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я ..(осень)

8. Вырос в поле дом, полон зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом. ( колос)

9. Я красна, я- кисла, на болоте я росла. Дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

10. Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (арбуз)

11. Какие овощи усатые? (горох, фасоль)

12. У какого овоща есть глазки? (картофель)

13. Какого Петрушку не кладут в щи? (игрушечного)

14. Какой овощ мешал принцессе спать? (горох)

15. У каких овощей красный нос? (редис, морковь, свекла)

16. Круглая, как луна, листья, как ель, а хвостик, как у мышки? (репа)

Правильно-это репа. Раньше репу ели каждый день, пекли с нею пироги, варили кашу, ели нарезанную с медом. Народ не забыл репу и в своих сказках. И мы с вами сейчас посмотрим сказку. Только не про репку а, про золотое яицо.

Инсценировка сказки О.Высоцкой «Золотое яичко»

Баба: Эй старик, проснись скорей!

Дед: Волки, что ли у дверей?

Баба: Да смотри, что я нашла.

Наша курочка — пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо- то не простое,

А гляди-ка золотое.

Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба: Погляди, горит, как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ох горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздаётся стук в дверь.

Баба: Нету дома никого.

Ишь, соседей, как назло

Ненароком принесло. (Уходит к двери).

Дед: Ты пойди запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвращается)

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду.

Накидают мне рублей,

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую.

До краёв набью сундук.

Дед: Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трёхэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живём других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко

Баба: Да уймись, ты не кричи.

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох не мил мне белый свет

Дед: Я хозяин или нет?

Баба: Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось

И скорлупки не осталось,

Всё куда-то подевалось!

Дед: Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба: И шубёнку справить можно

И подправить можно дом.

Дед: Только то, видать, надёжно,

Что даётся нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба: Эй, сосед!

Забывать друзей на след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И варенья, и соленья!

Баба и дед (вместе): Заходите без стесненья!

Осень: Следующий привал № 6 «Уборка урожая».

А давайте проверим какие вы внимательные. Это очень просто. На любой мой вопрос вы будете отвечать: картошка. Я могу задать вопрос всем, а иногда спросить кого-то одного.

-Что вы кушали на завтрак?

-Что бы вы хотели купить в магазине?

-Что у тебя на этом месте (на носу)?

-А кто это сидит на стуле?

-Что хотите подарить маме?

-О чем вы мечтаете ночью?

-Что у тебя в портфеле?

-Что осенью вы копаете на огороде?

А какие овощи вы еще убираете на огороде?(дети перечисляют). Посмотрите на нашу выставку, какой удивительный урожай овощей и фруктов вы собрали. Давайте определим победителя и вручим ему приз (набор овощей для винегрета).

А сейчас проведем эстафету «Уборка урожая». (Дети делятся на несколько команд. Перевезти на игрушечных машинках овощи в гараж. Каждый участник берет по одному овощу и везет его в кузове до отметки, где мелом нарисован гараж, выгружает овощ и передает машинку следующему игроку. Чья команда перевезет больше овощей за 1 минуту, та и победит. Звучит веселая музыка).

Ведущая: Теперь немного передохнем и следующий привал №7 «Музыка Осени»

2. Грибные частушки

1. Начинаем мы запевку

Первую, начальную

Мы хотим развеселить

Публику печальную.

2. Вот растёт гриб-боровик,

И красив он, и велик.

В толстой шапке набекрень

Ножка крепкая, как пень.

3. Шоколадная папаха

Белый шёлковый мундир.

Посмотрев, опёнок ахнул:

Настоящий командир.

4. Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

Возраст мой — всего два дня.

5. Спрятались под елками

Рыжики с иголками.

Не малы, не велики

И лежат, как пятаки.

6. А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое ушко.

Это груздь нас просит взять,

А за ним ещё штук пять.

7. Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

8. Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Нам не надо ни одной,

Обойдём их стороной.

9. Пучеглазый мухомор

Смотрит, улыбается,

Хочет всем понравиться.

Боком сел на косогор.

10. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Осень: Спасибо вам, ребята! Сегодня к нам на праздник пришли три моих братца месяца. Сейчас они расскажут о себе.

Сентябрь: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл? Дети: Сентябрь.

Октябрь: Всё мрачней лицо природы:

Помрачнели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? Дети: Октябрь.

Ноябрь: Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц? Подскажи? Дети: Ноябрь.

Осень: А знаете ли вы, что в древности сентябрь имел несколько названий:

ХМУРЕНЬ- за частое ненастье

ВЕРЕСЕНЬ- пора цветения вереска

Октябрь называли ГРЯЗНИК, ЗИМНИК, ЛИСТОБОЙ все эти названия отражали состояние погоды и природы.

Ноябрь- ПОЛУЗИМНИК, СТУДЕНЬ. По народным приметам ноябрь считался воротами зимы, сумерками года.

Старичок – Листовичек: Холодной осенней порой родился русский поэт, гордость нашего Отечества-Сергей Есенин. Стихи Есенина очень напевны и мелодичны, многие из них стали романсами. Привал №8 «Осенины-именины»

Ведущая: Осенью отмечают свой день рождения многие люди. И сегодня в этом праздничном зале мы поздравляем всех тех, кто родился осенью. А кто из сидящих в зале отмечает свои именины осенью, поднимите руки. Примите в подарок наше пожелание:

Будьте здоровыми, будьте счастливыми,

Будьте, как солнышко, красивыми,

Будьте, как звонкие ручьи,

Будьте, как бабочки игривыми,

Будьте всегда трудолюбивыми,

Никогда не ссорьтесь с мамой, папой, бабушкой, друзьями и растите большими, большими! Вот такими!!!

Громче музыка, играй

Для друзей своих сегодня испечем мы каравай. Каравай, каравай кого хочешь, выбирай я люблю конечно всех но вот эти лучше всех. (проводится игра «Каравай»)

Ведущая: Вот и побывали мы с вами на последнем привале.

Осень: «очей очарованье»… И в этом ее прелесть и неповторимость. Мы прощаемся с ней до следующего года, и она будет обязательно новая, непредсказуемая, потому что и мы будем другие — на год взрослее и старше… Всем большое спасибо за путешествие в Страну Осени!

Файлы: Методические материалы.doc
Размер файла: 39424 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология