Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Светлана Петровна

Место работы, должность: — МАОУ СОШ д.Волок,учитель русского языка и литературы.

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — 1. воспитывать чувство языка, умение слушать учителя; 2. развивать аналитические способности, логическое мышление учащихся через составление плана художественного текста, подбор заголовка, раскрывающего основную мысль текста. 3. обучать правильной речи: научить писать изложение от 3-го лица, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения. 4. научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. 5. обобщить знания по орфографии (НЕ с глаголами, проверяемая гласная в корне слова, ЧК/ЧН, ЧУ/ЩУ, слитное/раздельное написание предлогов) и пунктуации.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебниу М.М.Разумовской "Русский язык. 5 класс"

Используемая методическая литература: —

"Уроки русского языка в 5 классе, поурочные планы по программе М.М.Разумовской. " автор-составитель О.А.Финтисова. Волгоград, издательство "Учитель", 2008 г.

Используемое оборудование: —

Карточки чтекстом Отрывка из рассказа Г.Скребицкого "Барсучонок"

Карточки с заданиями по орфографии.

Краткое описание: — Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (первый урок по теме). Вид урока: урок развития речи. Метод: частично-поисковый. Цели урока реализовывались: 1. Воспитательная. Через работу с текстом ( отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Барсучонок»). Слушание чтения отрывка учителем помогает воспитывать уважение к одноклассникам и учителю. 2. Развивающая. Развитие речи осуществлялось через подбор заголовка к отрывку, выделение основной мысли и темы текста, пересказ текста от 3-го лица. Развитие логического мышления и аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время работы по составлению плана текста. 3. Обучающая: через самостоятельную работу по орфографии и пунктуации.

Русский язык. Развитие речи .

Урок № 1 (по теме).

5 класс.

Тема урока:

Подготовка к изложению

текста художественного стиля.

Цели урока:

1. воспитывать чувство языка, умение слушать учителя;

2. развивать аналитические способности, логическое мышление учащихся через составление плана художественного текста, подбор заголовка, раскрывающего основную мысль текста.

3. обучать правильной речи: научить писать изложение от 3-го лица, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения.

4. научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства.

5. обобщить знания по орфографии (НЕ с глаголами, проверяемая гласная в корне слова, ЧК/ЧН, ЧУ/ЩУ, слитное/раздельное написание предлогов) и пунктуации.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

(приветствие, знакомство с темой урока, определение целей урока).

II. Работа по подготовке к изложению.

1. Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста

(упр.373, стр.123)

«1)Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. 2)Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. 3)Долго бродили и выбрались наконец на полянку.4) Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

5)Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. 6)Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. 7)Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

8)От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. 9)Что там такое, я и не понял. 10)Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то.11) Смотрю: из дупла оса, другая, третья… целый рой. 12)Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. 13)Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! 14)Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. 15)А осы за ним. 16)Я корзину с грибами бросил да бежать. 17)Джек тоже удирать пустился.

18) И всё-таки не удрали.19) Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. 20)Один Барсик не пострадал. 21)Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.»

Беседа по вопросам.

В: О чём рассказывается в тексте Г. Скребицкого?

(в тексте говорится о том, как Скребицкий вместе с Джеком и Барсиком

ходили в лес, и там на них напали осы)

В: Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?

(иногда бывает так, что кто-то наозорует, а расплачиваются другие)

В.: Как вы думаете, кто такой Джек? А Барсик?

(Джек это собака, а Барсик – ручной барсук.)

Тема текста: поход за грибами.

Основная мысль: Барсик полакомился, а за его лакомство расплатились другие.

2. Подбор названия, которое бы отразило содержание текста.

В: Как вы думаете, ребята, как можно озаглавить этот текст?

(«Неожиданная расплата», «Расплата за лакомство»)

3. Общее понятие о структуре рассказа.

Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части.

(первое предложение – вступление, последнее

предложение – заключение, остальное – основная часть).

4. Составление плана и нахождение частей текста соответствующихпунктам плана..

ПЛАН.

1. Прогулка по лесу.

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу.Я грибы

собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков,

червячков под листвой отыскивал.

2. Полянка – хорошее место для отдыха.

Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое

хорошее место посидеть, отдохнуть.

3. Мы отдыхали по-разному. (Кто чем занимается.)

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек

возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах.

Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-

то учуял.

4. Барсик что-то учуял.

Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-

то учуял.От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать.

5. Барсик разорил гнездо ос в старом пне.

Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит,

загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья…

целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть

бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его!

6. Осы преследуют Барсика.

Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А

осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек

тоже удирать пустился.

7. Расплата за лакомство.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а

другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он

личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство

расплатиться пришлось.

5. Составление рабочих материалов.

(записываем тему текста, основную мысль, заголовок, план) запись производится в процессе разбора текста.

6. Выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го

лица.

(….писатель корзину с грибами бросил да бежать, Джек тоже удирать пустился, один хитрый барсик не пострадал, он личинками ос полакомился, а автору с собакой за его лакомство расплатиться пришлось…)

7. Наблюдение над тем, как Скребицкий избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм.

- заменяет существительные местоимениями.

- На доску выписать:

Ø Имена собственные: Джек, Барсик.

Ø Наконец, всё-таки, прямо – наречие.

Ø Что-то, кто-то – местоимение.

Ø Дуплистый пень – пень с дуплом.

Ø Удирать, отыскивал.

- Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах (листочки с текстом отложить в сторону).

§ Птичками, червячков, собирал (приставка), бродили, хорошее (место) (какое?), посидеть (сидя), под куст, хотел (хочет), корзина (словарное слово), перебрать (приставка), холодок (холод), подбежал (бег), вдруг, начал (начало), водить (водит), учуял (чу/щу), разгребать (грёб), зажужжит, кружатся, пустился, личинками (лик, личико), не бывало, не понял, не удрали, не пострадал, расплатиться пришлось.

- Вернёмся к тексту. Объясните знаки препинания.

2, 6, 9, 10, 11, 13, 19, 21 предложения – СП;

4, 5, 7,10, 11 – с однородными сказуемыми;

12 – однородные подлежащие;

13 – восклицательное.

III. Устный пересказ по частям. (закрепление)

Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь

составленным планом.

IV. Домашнее задание.

Написать изложение на черновике, проверить его.

Файлы: урок на конкурс.rar
Размер файла: 7547345 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология