Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Светлана Петровна
Место работы, должность: — МАОУ СОШ д.Волок,учитель русского языка и литературы.
Регион: — Новгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — 1. воспитывать чувство языка, умение слушать учителя; 2. развивать аналитические способности, логическое мышление учащихся через составление плана художественного текста, подбор заголовка, раскрывающего основную мысль текста. 3. обучать правильной речи: научить писать изложение от 3-го лица, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения. 4. научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. 5. обобщить знания по орфографии (НЕ с глаголами, проверяемая гласная в корне слова, ЧК/ЧН, ЧУ/ЩУ, слитное/раздельное написание предлогов) и пунктуации.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебниу М.М.Разумовской "Русский язык. 5 класс"
Используемая методическая литература: —
"Уроки русского языка в 5 классе, поурочные планы по программе М.М.Разумовской. " автор-составитель О.А.Финтисова. Волгоград, издательство "Учитель", 2008 г.
Используемое оборудование: —
Карточки чтекстом Отрывка из рассказа Г.Скребицкого "Барсучонок"
Карточки с заданиями по орфографии.
Краткое описание: — Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (первый урок по теме). Вид урока: урок развития речи. Метод: частично-поисковый. Цели урока реализовывались: 1. Воспитательная. Через работу с текстом ( отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Барсучонок»). Слушание чтения отрывка учителем помогает воспитывать уважение к одноклассникам и учителю. 2. Развивающая. Развитие речи осуществлялось через подбор заголовка к отрывку, выделение основной мысли и темы текста, пересказ текста от 3-го лица. Развитие логического мышления и аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время работы по составлению плана текста. 3. Обучающая: через самостоятельную работу по орфографии и пунктуации.
Русский язык. Развитие речи .
Урок № 1 (по теме).
5 класс.
Тема урока:
Подготовка к изложению
текста художественного стиля.
Цели урока:
1. воспитывать чувство языка, умение слушать учителя;
2. развивать аналитические способности, логическое мышление учащихся через составление плана художественного текста, подбор заголовка, раскрывающего основную мысль текста.
3. обучать правильной речи: научить писать изложение от 3-го лица, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения.
4. научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства.
5. обобщить знания по орфографии (НЕ с глаголами, проверяемая гласная в корне слова, ЧК/ЧН, ЧУ/ЩУ, слитное/раздельное написание предлогов) и пунктуации.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
(приветствие, знакомство с темой урока, определение целей урока).
II. Работа по подготовке к изложению.
1. Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста
(упр.373, стр.123)
«1)Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. 2)Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. 3)Долго бродили и выбрались наконец на полянку.4) Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.
5)Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. 6)Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. 7)Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.
8)От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. 9)Что там такое, я и не понял. 10)Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то.11) Смотрю: из дупла оса, другая, третья… целый рой. 12)Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. 13)Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! 14)Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. 15)А осы за ним. 16)Я корзину с грибами бросил да бежать. 17)Джек тоже удирать пустился.
18) И всё-таки не удрали.19) Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. 20)Один Барсик не пострадал. 21)Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.»
Беседа по вопросам.
В: О чём рассказывается в тексте Г. Скребицкого?
(в тексте говорится о том, как Скребицкий вместе с Джеком и Барсиком
ходили в лес, и там на них напали осы)
В: Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?
(иногда бывает так, что кто-то наозорует, а расплачиваются другие)
В.: Как вы думаете, кто такой Джек? А Барсик?
(Джек это собака, а Барсик – ручной барсук.)
Тема текста: поход за грибами.
Основная мысль: Барсик полакомился, а за его лакомство расплатились другие.
2. Подбор названия, которое бы отразило содержание текста.
В: Как вы думаете, ребята, как можно озаглавить этот текст?
(«Неожиданная расплата», «Расплата за лакомство»)
3. Общее понятие о структуре рассказа.
Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части.
(первое предложение – вступление, последнее
предложение – заключение, остальное – основная часть).
4. Составление плана и нахождение частей текста соответствующихпунктам плана..
ПЛАН.
1. Прогулка по лесу.
Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу.Я грибы
собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков,
червячков под листвой отыскивал.
2. Полянка – хорошее место для отдыха.
Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое
хорошее место посидеть, отдохнуть.
3. Мы отдыхали по-разному. (Кто чем занимается.)
Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек
возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах.
Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-
то учуял.
4. Барсик что-то учуял.
Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-
то учуял.От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать.
5. Барсик разорил гнездо ос в старом пне.
Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит,
загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья…
целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть
бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его!
6. Осы преследуют Барсика.
Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А
осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек
тоже удирать пустился.
7. Расплата за лакомство.
И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а
другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он
личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство
расплатиться пришлось.
5. Составление рабочих материалов.
(записываем тему текста, основную мысль, заголовок, план) запись производится в процессе разбора текста.
6. Выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го
лица.
(….писатель корзину с грибами бросил да бежать, Джек тоже удирать пустился, один хитрый барсик не пострадал, он личинками ос полакомился, а автору с собакой за его лакомство расплатиться пришлось…)
7. Наблюдение над тем, как Скребицкий избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм.
- заменяет существительные местоимениями.
- На доску выписать:
Ø Имена собственные: Джек, Барсик.
Ø Наконец, всё-таки, прямо – наречие.
Ø Что-то, кто-то – местоимение.
Ø Дуплистый пень – пень с дуплом.
Ø Удирать, отыскивал.
- Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах (листочки с текстом отложить в сторону).
§ Птичками, червячков, собирал (приставка), бродили, хорошее (место) (какое?), посидеть (сидя), под куст, хотел (хочет), корзина (словарное слово), перебрать (приставка), холодок (холод), подбежал (бег), вдруг, начал (начало), водить (водит), учуял (чу/щу), разгребать (грёб), зажужжит, кружатся, пустился, личинками (лик, личико), не бывало, не понял, не удрали, не пострадал, расплатиться пришлось.
- Вернёмся к тексту. Объясните знаки препинания.
2, 6, 9, 10, 11, 13, 19, 21 предложения – СП;
4, 5, 7,10, 11 – с однородными сказуемыми;
12 – однородные подлежащие;
13 – восклицательное.
III. Устный пересказ по частям. (закрепление)
Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь
составленным планом.
IV. Домашнее задание.
Написать изложение на черновике, проверить его.
Файлы: урок на конкурс.rar
Размер файла: 7547345 байт.