Автор конспекта:
Автор(ы): — Парилова Нина Михайловна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ№36″г. Норильск заместитель директора по научно-методической работе

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Показать зависимость выбора каждого содержательного элемента, каждой микротемы и языковых средств от темы и основной мысли текста.

Н.М. Парилова
г. Норильск, р.ТалнахМБОУ«СОШ №36»
Разработка урока по развитию речи в 6классе т (программа М.Т. Баранова и др.)
ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПРИРОДЫ
Цель:
— показатьзависимость выбора каждого содержательного элемента, каждой микротемы и языковых средствот темы и основной мысли текста;
— формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства художественнойвыразительностидля раскрытия темы;
— развивать умение видеть прекрасное в обыденных картинах и описывать свои ощущения словами;
— создать эмоционально-психологический, коммуникативно-языковой настрой на работу.
ХОДУРОКА.
Эпиграф написан на доске: Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
М.Ю. Лермонтов
— 1.Объявление задачи урока: после сегодняшнего урока у васдолжно родиться такое созвучье “слов живых”, чтобы каждая строка вашего сочинения“дышаласвятой прелестью”.
Оформление записи в тетради: число, тема урока.
— 2. С помощью слов можно доказать свое утверждение, передать цепочку последовательных событий, сформулировать представление о каком-то предмете, явлении.
– Какие три типа речи (письма)я назвала?(рассуждение, повествование, описание)
– Тип речи, с которым сегодня работаем?где ответ на вопрос?(описание – в теме урока)
— Запись в тетрадь: тип речи — описание
стиль речи — (Какие стили речи вы знаете? Каким стилем речи преиму-
щественно пользуемся при описании?)
художественный
жанр — зарисовка.
— Наше сочинение состоит из обязательных частей. Каких? (вступление, основная часть, заключение).
В описании эти части называются: ЗАЧИН
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
КОНЦОВКА.
В зачине заявляется тема текста, в основной части с помощью микротем раскрывается заявленная тема.
— 3. Работа по учебнику Никитиной “Развитие речи” стр.105
Что такое описание? В текстах упражнений 253,255,256,257определить ЗАЧИН и — МИКРОТЕМЫ.
— 4. ЗИМА. Самое знакомое нам время года.
Как описывают зиму мастера слова? Определите общее настроение автора.
( Ученики работают с домашними заготовками.)
— С помощью каких языковых средств выразительности создается художественный образ?
( эпитет, метафора, инверсия, гротеск, оксюморон, сравнительный оборот, контекстуальные синонимы, определенные синтаксические конструкции и т.д.)
— все это признаки литературно- художественного стиля.
— 5. У каждого на парте лежит иллюстрация “зима” (Дети приготовили заранее. Вместо иллюстраций на бумаге можно использовать презентацию. Смотри приложение)
Используя любые средства языковой выразительности, опишите одну из характеристик зимы одним — двумя предложениями (устно или письменно на черновике).
— 6. Восторг, радость, ощущение полноты жизни, сказка — такой словесный образзимыполучился у большинства. — К словесному образу мы добавим звуковой.
Прослушиваемдва отрывка из “Времен года” Чайковского (“Июнь” и “Февраль”). Определяем, какому времени года соответствует какая музыка. Почему?
Какие новые чувства добавились к описанию, восприятию зимы? (тревога, тяжесть, холод, озноб, тоска…)
— 7. И все-таки это еще не наша зима. Посмотрите отрывок видеофильма “Зимний сон города” (“Норильск зимой”). Чем отличается образ зимы, эмоционально-чувственный фон, созданный оператором и художниками? ( На доске — или на экране- вывешены иллюстрации о зиме в ярких, солнечных тонах)
-Почему в фильме нет ярких, солнечных, оптимистичныхкрасок? (тона определяет название фильма – сон города)
-Микротемы фильма (туман, темнота, безлюдье, дорога, табло -450С и маленькая, вся в инее, сказочно необычная веточка)
-Остается ли на душе тяжесть от такой зимы? (Нет. Ощущение покоя , холод и мрак не кажутся страшными)
-Какими приемами автор создает подобное восприятие образа? (музыка, веточка волшебная)
— — Значит, наша зима похожа и на эту (иллюстрации), и на эту (Чайковский).
Прекрасно о ней сказал наш земляк, писатель Анатолий ЛЬВОВ:
— “Зима в Норильске многолика. То угрюмая и колючая — полярной ночью, то белоснежная и солнечная, то натаскивает в город из тундровых низин туманы… Или, скажем, пожалует пурга. Это обличье зимы — самое злое. Рядом с пургой и суровый мороз покажется нестрашным. Но нет хуже, когда они действуют сообща.
Пурга наведывается часто — февральская, мартовская, апрельская. Прилетает и в мае — это обязательно. Может и в июне, летом. Она путается под ногами, хлещет по лицам, перехлестывает провода.”
— 8. Вывод: чтобы раскрыть тему, донести до читателя главную мысль, надо целенаправленно отбирать языковой материал, правильно расставлять смысловые акценты иобязательно передать свое эмоциональное состояние.
Прочитайте слова Ю. Нагибина о том, что значит“писать” (запись в тетрадиза прошлый урок, или на слайде, или можно написать заранее на отвороте доски)
“Так вот что такое- писать… Это значит узнавать окружающее… Ведь все, что происходит с людьми, интересно. Надо еще уметь передать свое удивление, свою очаро- ванность открывшейся тайной. “
Писать — это узнавать окружающее, передавать свои чувства.
— 9. Самостоятельная работа. Задание: записать в тетрадь слова, словосочетания, предложения о зимней природе в Талнахе, которые отражают ваше внутреннее состояние, ваше восприятие, ваши ощущенияэтого времени года.(3-4 минуты).
Чтение нескольких работ по желанию детей.
— 10. Задание на дом:написать сочинение – описаниепо общей теме “Зима в Талнахе”
Это широкая тема.Сформулируйте возможные узкие темы для зарисовки.
( “Зимняя сказка”,“Первый снег”,“Узоры на окне”, “Следы на снегу” и т.п.)
Вспоминаем: что такое зарисовка (это картина, нарисованная словами).
Сильным ученикам (или всем желающим, тем, кто понял, как справиться с работой) предлагаю написать сочинение-зарисовку, остальным – сочинение-описание, сочинение-повествование с включением описания.
На следующем уроке при анализе сочинений у нас будет прекрасный материал для определения типа речи и жанра письменной работы.
— — — — — — — — — — —
Файлы: Приложение РР 6 класс.ppt
Размер файла: 3317760 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология