Автор конспекта:
Автор(ы): — Царик Наталья Владимировна

Место работы, должность: —

г. Великий Новгород, МАОУ "СОШ №34 с углублённым изучением обществознания и экономики", учитель географии.

Регион: — Новгородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Программа подготовки к ЕГЭ по географии, которая расписана по уровню сложности и темам.

Подготовка к ЕГЭ по географии выпускников школы.

Системный подход к повторению изученного материала – это одна из главных задач при подготовке к экзаменам. Грамотно выстроить этот процесс и повысить эффективность усвоения материала возможно на занятиях в малых группах по 5-6 человек.

География — предмет, изучающий местоположение, физические и экономические особенности стран, территорий, островов и материков. И это далеко не все, что необходимо знать для успешной сдачи ЕГЭ по географии. Школьникам нужно знать названия и местоположения стран, их столиц, их экономики и многое другое.

В своей деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ первоначально мы составляем программу «ЕГЭ по географии», которая расписана по уровню сложности и темам. В процессе обучения прорабатываем темы, конкретные навыки и умения, которые должен иметь школьник, чтобы получить, как можно больше баллов за уровень С. Изучаем варианты ЕГЭ прошлых лет, где показывается, как выполняли задания ЕГЭ выпускники предыдущих лет? Какие вопросы вызвали у них наибольшее затруднение? Над чем необходимо более серьезно поработать?

Анализ результатов ЕГЭ по географии прошлых лет выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:

• материал изучался в 6-7-х классах;

• недостаточное количество часов на изучение материала;

• отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал.

Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии обращаем особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок:

1. Определение направлений по карте;

2. Градусная сетка;

3. Зенитальное положение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний;

4. Взаимосвязь географической широты места и полуденной высоты Солнца;

5. Расчет поясного времени;

6. История географических открытий;

7. Климатические области и типы климатов;

8. География населения России и мира;

9. География субъектов Российской Федерации;

10. Почвы. Типы почв;

11. Горные породы, слагающие земную кору.

В структуре экзаменационной работы выделяются три части, отличающиеся уровнем сложности и типом заданий.

Часть 1 – 32 задания базового уровня с выбором ответа

Часть 2 – 12 заданий повышенного уровня с кратким ответом

Часть 3 – 6 заданий высокого уровня с развернутым ответом.

Задания ЕГЭ по географии с выбором ответа позволяют проверить большой объем географического материала за ограниченный промежуток времени. Этот тип заданий является оптимальным для проверки усвоения материала на базовом уровне.

При выполнении заданий с выбором ответа необходимо выбрать правильный ответ, правильное дополнение высказывания или правильное утверждение.

Для проверки знаний и умений учащихся на более высоком уровне используются задания с кратким открытым ответом (не допускающие возможность случайного угадывания правильного ответа).

В заданиях ЕГЭ по географии на установление соответствия, правильной последовательности или с выбором нескольких правильных ответов ответ нужно записать в виде последовательности букв.

В заданиях на установление соответствия требуется установить соответствие между различными географическими объектами, между географическими объектами их признаками и т.п. Количество элементов, между которыми нужно установить соответствие, не совпадает.

Все эти условия при сдаче экзамена школьник должен выполнить, самому подготовиться и успешно сдать ЕГЭ, конечно, сложно.

Методика обучения.

Реализуя, деятельностный подход в обучении географии планируем, проводим занятия, на которых большая доля учебного времени приходится на самостоятельную работу с настенной картой, таблицей, картиной, учебником, атласом, справочником, объектами на местности.

Обучение географии в значительной степени зависит от оснащённости кабинета географии необходимым оборудованием, которое влияет как на качество преподавания географии, так и на качество географической компетентности школьников.

Важным условием качественного обучения является обеспеченность методическими материалами учителя и учащихся.

Большое значение имеет форма организации деятельности учащихся на этапе закрепления знаний.

В своей деятельности мы используем индивидуальную и групповую формы обучения.

Более эффективны групповые формы работы, при которых создаются группы, включающие учащихся с разным уровнем подготовки, где учитываются индивидуальные особенности детей.

При групповой форме работы более сильные учащиеся могут повторить для слабых учащихся инструкцию, данную учителем, разъяснить её.

Форма заданий ЕГЭ отвечает задачам контроля. Поэтому при включении их в групповую работу важно использовать само содержание заданий, то есть учебную задачу, которую требуется решить для их выполнения, а форму (необходимость выбрать правильный ответ, записать последовательность букв и т.п.) изменить. Учащимся дается возможность самостоятельно сформулировать ответ. Этап закрепления знаний имеет огромное значение для понимания учащимися сущности изучаемых географических процессов и явлений, отражённых в понятиях.

Для формирования картографических пространственных представлений в учебный процесс, включаем задания на определение географических различий отдельных территорий с использованием тематических карт.

Чрезмерное увлечение тестовыми заданиями с выбором ответа при проверке знаний учащихся неизбежно приводит к тому, что учащиеся теряют возможность самостоятельно формулировать ответы. Чтобы помочь учащимся, начиная с курса географии 6 класса, обучаем их самостоятельному формированию ответов, в форме включения в индивидуальный опрос вопросов, требующих небольших письменных ответов, разбора этих ответов с группой. Для старшеклассников проводим небольшие письменные работы (в том числе и творческие) и организуем взаимное рецензирование их учащимися.

Большую роль в достижении планируемых результатов обучения имеет этап контроля, содержание которого проверяет соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям.

Объективной реальностью является то, что в условиях введения итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ учитель субъективно нацеливает свою работу на то, чтобы его выпускники продемонстрировали как можно более высокий уровень подготовки. К ЕГЭ, как и к любому экзамену, школьников необходимо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Поэтому мы считаем, что залогом высоких результатов, которые могут продемонстрировать выпускники на экзамене, является систематическая продуманная работа в течение всего обучения, нацеленная на полное изучение школьной географии.

Кроме того, на наших занятиях мы используем элементы психологической подготовки к экзамену.

Примерная программа

«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ»

Тема занятия

Виды практических работ

1

Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом заданий ЕГЭ. Отработка навыков оформления бланков регистрации, ответов в формате ЕГЭ.

Задания для самостоятельной подготовки: масштаб и направления на плане и географическойкарте; географические координаты; определение направлений на плане и карте; условные знаки топографической карты (плана), общегеографических и тематических карт.

2.

План и карта.

Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численный масштаб.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Закрепление рекомендуется проводить в форме практических работ: измерение расстояний с помощью линейного масштаба, линейки и циркуля-измерителя; перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.

3.

План и карта.

Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений по рамке плана и специальным указателям; определение направлений по рамке карты и элементам градусной сетки; определение по карте географических координат точки, нахождение точки на карте по указанным координатам; определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

4

План и карта

Зачет

5

Природа Земли.

Земля как планета солнечной системы. Географические следствия суточного и годового движения Земли. Равноденствие и солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в соответствии с географической широтой места наблюдения и датой наблюдения.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

Решение задач на определение продолжительности светового дня в соответствии с указанной датой и широтой места наблюдения; на определение относительной продолжительности светового дня в зависимости от широты места наблюдения.

6

Природа Земли.

Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные породы. Состав и строение земной коры материкового и океанического типов. Понятие о литосферных плитах.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на сравнительный анализ геологической и тектонической карт, установление взаимосвязи тектонического и геологического строения территории, определения главных рельефообразующих факторов в формировании рельефа территорий.

7

Природа Земли.

Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению территории. Динамика формирования рельефа. География распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм рельефа. Географическая номенклатура.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на определение географического положения объектов суши; определение географических объектов по указанным координатам и характерным признакам.

8.

Природа Земли.

Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы климата. Перемещение воздушных масс. Формирование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт. Закономерности изменения среднегодового количества осадков и режима их выпадения. Атмосферные явления.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

9.

Природа Земли.

Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в зависимости от географической широты. Океанические течения.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура объектов Мирового океана и вод суши. Номенклатура крупнейших водных объектов материков: озера, реки, ледники.

10.

Природа Земли.

Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса, Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура зональных природных комплексов равнин и высотная поясность в горах.

11.

Зачет по теме «Природа Земли».

Практика решений тестовых заданий по теме.

12.

Население мира.

Расовый состав населения. География расселения экваториальной, европеоидной и монголоидной рас. Смешанные расы.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

13.

Население мира.

Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и группы.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура народов Индоевропейской, Алтайской, Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской семей; география их расселения.

14.

Население мира.

Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и естественный прирост. Географические различия в возрастно-половой структуре населения,типы воспроизводства населения.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Показатели численности и воспроизводства населения. Возрастно-половая структура населения.

15.

Население мира.

Мировые религии. География и религиозные центры христианства, ислама, буддизма.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран с преобладанием в числе верующих христиан, мусульман и буддистов.

16.

Население мира.

Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских агломераций по принадлежности к странам.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

17.

Зачет по теме «Население мира».

Практика решений тестовых заданий по теме.

18.

Мировое хозяйство.

Природные ресурсы. Минеральные ресурсы: энергоносители, рудные ресурсы.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

Номенклатура стран – экспортеров нефти.

19.

Мировое хозяйство.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под воздействием НТР. Региональные и межрегиональные экономические объединения стран. Транснациональные корпорации.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

20.

Мировое хозяйство.

Территориальная структура мирового хозяйства. География промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение, пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. География сферы услуг.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура регионов и стран, имеющих туристско-рекреационную специализацию.

21.

Мировое хозяйство.

Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные направления: зерновое хозяйство, производство технических, волокнистых, масличных культур и сахароносов.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – крупнейших экспортеров зерна, хлопка, сахара – сырца.

22.

Мировое хозяйство.

Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте. Роль различных видов транспорта в мировых грузо- и пассажирообороте.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

23.

Экономическая и социальная география России.

Экономическое районирование РФ. Критерии экономического районирования. Экономические районы и регионы Западного и Восточного экономических макрорегионов РФ.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура субъектов Российской Федерации.

24.

Экономическая и социальная география России.

Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и Восточном экономических макрорегионах страны.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Установление соответствия субъектов РФ территориальным центрам (столицам).

25.

Экономическая и социальная география России.

Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по различным видам природных ресурсов.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

26.

Экономическая и социальная география России.

Комплекс конструкционных материалов. Отраслевой состав комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и лесная промышленность, промышленность строительных материалов. Межотраслевые связи отраслей комплекса конструкционных материалов. Электроэнергетика: типы электростанций.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура нефтедобывающих, газодобывающих и угледобывающих субъектов РФ.

27.

Экономическая и социальная география России.

Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская, Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры цветной металлургии: география производства алюминия, меди, титана. Факторы размещения предприятий, производящих тяжелые и легкие цветные металлы.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

28.

Сельское хозяйство России.

Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные ресурсы. География животноводства. Молочное и мясомолочное животноводство. Сельскохозяйственная экономическая специализация субъектов РФ.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

29.

Зачет по теме «Экономическая и социальная география России».

Практика решений тестовых заданий по теме.

30.

Политическая карта мира.

Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социально-экономического развития.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран Северной, Западной, восточной и Южной Европы, Европейского союза и СНГ.

31.

Политическая карта мира.

Политическая карта Азии, Африки и Америки.

Номенклатура и состав субрегионов. Установление соответствия стран указанным столицам и столиц указанным странам.

32.

Политическая карта мира.

Динамика формирования современной политической карты мира. Региональные объединения стран Европы, Азии, Африки и Америки.

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

33.

Подготовка к контрольно-зачетному тестированию

34-35

Контрольно-зачетное тестирование.

Файлы: Программа ЕГЭ по географии.doc
Размер файла: 102912 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология