Автор конспекта:
Автор(ы): — Чертопрудова Т.И.
Место работы, должность: — МОУ «Гимназиия имя Сергия Радонежского г.Йошкар-Олы»,учитель истории и обществознания
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее бизнес-образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 сорт
Класс(ы): — 6 сорт
Класс(ы): — 7 сорт
Класс(ы): — 8 сорт
Класс(ы): — 9 сорт
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
способствовать формированию нравственных качеств чрез изучения и анализа исторических фактов.
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемая методическая литература: —
Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное выучивание на уроках истории и обществознания. – Волгоград: Учитель, 2009.
Бугаева И.В. Принять на себя подвиг (о церковной составляющей концепта) (электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/
philology/37389.php
Виноградов В.В. История слов: подвиг (электронный ресурс). – Режим доступа: http://wordhist.narod.ru/podvig.html
Летопись героического подвига «Наш единоплеменник – А.П. Маресьев» (электронный ресурс). – Режим доступа: http://otvoyna.ru/geroy.htm
Студеникин М.Т. Методика преподавания эпопея в школе. – М: Владос, 2003.
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор
Краткое описание: — Внеклассное мероприятие в форме круглого стола
Цель: способствовать формированию нравственных качеств чрез изучения и анализа исторических фактов.
Задачи:
– рассмотреть различные примеры героических поступков;
– формировать умения синтеза и анализа получаемой информации, навыки критического мышления;
– воспитывать патриотизм, уважение к традициям русского народа.
Предварительная подготовка:
– уд сообщения: «Лингвистическая справка», «Священное Писание и Отцы Церкви о мученичестве», «Алексей Петрович Маресьев»;
– мистерия «Княгиня Трубецкая у императора Николая I», альтернативность двух ведущих.
Оборудование: презентация, проектор, чемпионат «Грани подвига», сертификаты участников, видеосюжет об А. Маресьеве.
Ход мероприятия
1-й ведущий: Добрый день, уважаемые гости и участники круглого стола!
2-й ведущий: Мы собрались, точно рассмотреть немного актуальных вопросов.
1-й ведущий: Люди привыкли употреблять проклитика «подвиг» в разных значениях. Например: «подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»; «потянуло на подвиги»; «подвиг самопреодоления».
2-й ведущий: Что объединяет условие выражения и подобно точно в поступках людей, называемых подвигами, является принципиально разным? Способен единица индивид в современном мире совершать подвиги? Мы постараемся дать ответы на сии вопросы.
Учитель: Мероприятие предполагает рассуждение заявленной проблемы, обтолковывание различных взглядов и заканчивается решением проблемы, формулировкой выводов. Самые активные участники мероприятия получат поощрения.
1-й ведущий: Первоначально нужно рассмотреть этимологию слова подвиг.
1-й ученик: «Лингвистическая справка».
В историческом развитии словаря русского литературного языка происходили сложные процессы. Интересно усовершенствование значений слова «подвиг», которое вошло в древнерусский беллетристический майя-соке изо старославянского.
Слово «подвиг» было образовано ото глагола «подвигать, подвигнуть».
В «Материалах ради словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И. Срезневского отмечены следующие значения сей слова, иллюстрируемые примерами изо русских текстов XI-XV веков: 1) движение: «без подвига» – безо движения, безо перемены, одинаковый («Изборник Святослава» 1073 год); 2) стремление, усилие («Житие Нифонта», XIII век); 3) борьба, сильное умаивание («Остромирово евангелие», XII век); 4) великое и трудное действие («Минеи праздничные», XII век).
Подвиг в XVIII и начале XIX веков употреблялся также в значении: побуждение, предприятие, приступ к делу, решительность на какое-нибудь дело. Например, в письме будущего императора Павла Iк митрополиту Платону: «Теперь поуже добро пожаловать у вас благословения и молитв ваших на подвиг, за которым семо приехал, привить оспу дочери своей Марии».
В современном словаре русского литературного языка разрешено найти массово распространенное разговорно-ироническое приспосабливание слову «подвиг»: «О каких-либо проделках, нелепых, неблаговидных поступках». – «Я давнешенько поуже перестал удивляться его в самом деле редким способностям – умению готов купить партию подмоченной, засолодевшей муки, продать мордвину – торговцу сотню пудов загнивших кренделей, – сии торговые подвиги надоедали своим жульническим однообразием…» (Максим Горький «Хозяин»).
1-й ведущий: Какие значения слова «подвиг» вам запомнились?
2-й ведущий: Какие изо них можно, по-вашему, назвать устаревшими?
1-й ведущий: Слово «подвиг» неединично употребляют, говоря о мучениках. Мученики, пострадавшие за веру, почитаются Православной Церковью на протяжении многих столетий. Можно единица назвать мученика героем? Какой подвиг совершают мученики?
2-й ведущий: Разобраться в этих вопросах нам поможет следующее сообщение.
2-й ученик:
«Священное Писание и Отцы Церкви о мученичестве»
Две тысячи лет вспять на земле родился Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Земная оживление Господа ото Вифлеема раньше Голгофы явилась одним положительным исповедничеством, окончившимся мучением на Кресте. И христианская Церковь с первых времен своего существования стала Церковью мучеников, убиенных за Христа. Это побуждает С всем вниманием отнестись к осмыслению подвига мученичества точно центрального духовного явления в христианстве, точно наиболее полного и всеобъемлющего выражения самого существа православной веры.
Слово священномученик – означает «свидетель». «О нежели же свидетельствовали мученики? – вопрошает преподобный Федор Студит, воочью исповедник. – О том, подобно точно Иисус есть Христос, Сын Божий, и подобно точно именем Его даруется оживление вечная…».
Мученичество означает также «свидетельство о непереходящей ценности жизни во Христе и С Христом, о радости быть выну с Ним, о готовности пребывать полностью Верным Ему даже раньше смерти».
Христианский священномученик – не герой, а свидетель: принятием страданий и смерти он утверждает ликование Победы Искупителя. Мученичество – это свидетельство самого главного – Воскресения изо мертвых Христа Спасителя!
1-й ведущий: Почему ложно сводить подвиг мученичества к геройству?
2-й ведущий: Только единица в мученичестве заключается подвиг во имя веры?
1-й ведущий: Подвиг веры возможно заключаться в проповеди, молитве, посте.
2-й ведущий: Покровитель нашей гимназии преподобный Сергий Радонежский всей своей жизнью свидетельствовал о незыблемости веры в оживление вечную.
1-й ведущий: Ежегодно весной в России празднуется знаменательная дата. Какая? (День Победы в Великой Отечественной войне)
2-й ведущий: Много подвигов было произведено в возраст Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
1-й ведущий: Какие подвиги наших соотечественников вам известны?
2-й ведущий: Скажите, пожалуйста, кому посвящена полиптих Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»? (летчику Алексею Мересьеву)
Послушаем радиосообщение о судьбе Алексея Маресьева, какой-нибудь стал прототипом героя Бориса Полевого.
3-й ученик:
Алексей Маресьев родился 20 река 1916 смерть в городе Камышин Саратовской губернии. В уд смерть остался безо отца.
В 1937 году был призван в армию, был направлен в Батайское авиационное мореходка имя А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив титул младшего лейтенанта. После окончания училища оставлен после инструктором, после же, в Батайске, встретил войну.
4 апреля 1942 года, во сеанс бой с истребителями противника около сопровождении бомбардировщиков его истребитель-бомбардировщик был подбит, а воочью Алексей удручающе ранен. Он совершил вынужденную посадку на территории занятой немцами. 18 суток царапнутый летчик сначала на покалеченных ногах, а опосля ползком пробирался к линии фронта.
Алексея обнаружили мальчики изо деревни Плав Валдайского района.
Только в мае Алексей был отправлен в московский госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени ради гангрены.
Еще в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, точно летать с протезами.
Тренировки продолжались и в санатории, не в пример Маресьев был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 смерть пошел медкомиссию и был направлен в летную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.
В феврале 1943 смерть совершил основной опосля ранения проверочный вылет. Добился отправки на фронт. В июле 1943 смерть Алексей Маресьев во сеанс воздушного бой с превосходящими силами противника христос жизни двух советских летчиков и сбил двоечка вражеских истребителя. В августе Алексею было присвоено титул Героя Советского Союза.
В 1946 году А.П. Маресьев был уволен изо ВВС.
– Я приближенно хотел полетать на «Аэрокобрах»! – признался он однажды. – Но у них тормоза ногами управляются, а звук это не подходит. Я опять-таки в госпитале врачам пообещал, подобно точно не полезу на рожон: благо б не чувствовал, подобно точно не могу летать, не просился бы на фронт. А я не то, подобно точно чувствовал, я знал! Я ж движенья свои оттачивал в самом деле с линейкой: засовывал протезы посередине перекладинами стула, отворачивался и представлял, подобно точно управляю самолетом. Потом измерял все линейкой и начинал все сначала.
Умер Алексей Петрович 18 река 2001 смерть в ультимо своего 85-летия.
1-й ведущий: Знаменательна оживление Алексея Маресьева. Какими качествами вам можете его охарактеризовать? (мужество, целеустремленность, трудолюбие)
2-й ведущий: В жизни любого человека возможно произойти трагедия, точно большей трагедией является на суждение многих, убыль надежды, веры в свои собственные силы.
1-й ведущий: Трагедией окончилось выпад декабристов на Сенатской площади Петербурга 14 декабря 1825 года.
2-й ведущий: Более ста молодых, образованных офицеров были сосланы на каторгу в Сибирь. Но их близкие не оставили их в одиночестве. Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась потом за мужем в Сибирь.
1-й ведущий: Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля.
Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним.
После ареста мужа, Екатерина Ивановна направляет императору Николаю I просьбу о разрешении разделить удел мужа.
Представим, подобно точно могло произойти на приеме.
Инсценировка
Император: Поймите, мадам, то, подобно точно вам задумали, – безрассудство! Зачем вам каторжанин Трубецкой?!
Трубецкая: Простите, Ваше Величество, точно Сергей Трубецкой – мои муж, и разлучить нас возможно токмо смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.
Император: Как исключительно вам пересечете Урал, мера единовременно же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями!
Трубецкая: Ваше величество, я должна быть с мужем…
(Император уходит).
Трубецкая: Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя предел –
Я буду ей верна!
О, благо б он меня забыл,
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И благо б желательно было, вновь
Ему простила б я!..
2-й ведущий: Жены декабристов, отправившись в Сибирь, также совершили подвиг, точно нежели он отличается ото подвигов рассмотренных нами ранее?
1-й ведущий: Подведем итоги нашей беседе.
Какой поведение называют подвигом?
2-й ведущий: С почему начинается любой подвиг?
1-й ведущий: Во имя почему совершаются подвиги?
2-й ведущий: Как подвиг меняет человека?
1-й ведущий: Нужны единица подвиги сегодня?
Подведение итогов учителем.
Вручение сертификатов активным участникам и ведущим.
2-й ведущий: Завершить наше мероприятие мы хотим стихотворением А.С. Хомякова
Подвиг есть и в сражении,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпении,
Любви и мольбе…
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, безо усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской.
Файлы: конспект мероприятия.doc
Размер файла: 53760 байт.