Автор конспекта:
Автор(ы): — Мордвинова Лидия Виссарионовна
Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №1″ г. Мариинский Посад учитель чувашского языка и литературы
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: — 1) знакомство с произведениями П.П.Хузангая; 2) углубить знания учащихся о жизни и творчестве народного поэта; 3)поисково-исследовательскую деятельность учащихся в Интернете.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Чувашская литература: Хрестоматия для 11 класса школ с многонациональным составом учащихся и русских школ/ Авт.-сост. В.Н.Пушкин.-Чебоксары, 2007
Используемая методическая литература: —
Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники.Чебоксары- 2001
Используемое оборудование: —
компютер, проектор, экран
Краткое описание: — Урок о поэзии П.П.Хузангая
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке говорили с вами о жизни и деятельности народного поэта Чувашии П. Хузангая. Сегодня продолжая тему, познакомимся с произведениями П.П. Хузангая, проведём поисково- исследовательскую работу о жизни и литературной деятельности поэта в Интернете.
Родившийся за десять лет до Октябрьской революции, «в пятидесяти верстах от железной дороги и водного пути… до шестнадцати лет не видевший ни города, ни паровоза», Хузангай вырвался из чувашского села на городской простор, в новую жизнь. Казань. Учеба в чувашском педагогическом техникуме. Первый номер литературного журнала «Сунтал» в Чебоксарах со стихами Педера Хузангая.
Восемнадцатилетний Хузангай переезжает в Чебоксары, работает в разных учреждениях, сотрудничает в журнале «Сунтал», пишет стихи.
1 ученик. Общечеловеческие мотивы: осознание красоты мира, неповторимости каждого мгновения жизни можно расслышать во многих стихах П. Хузангая. Вот как любуется поэт, красотой своего края, вбирая внимательным неравнодушным взором и свет угасающей звезды, и голос ветра, и пролетающий караван гусей.
…Ну, не плачь ты ветер, говорю я,
Буйный голос, не греми, как гром,
Вместе с земляками я горюю,
Радуюсь я тоже с чувашом.
Падают ли, угасая звёзды,
Я с печалью на небо смотрю.
Ветер сбил цветы неосторожно,
С ними, утешая, говорю.
На задворки выйду ли под вечер,
Пролетает караван гусей.
2 ученик. Поэзия Хузангая – это действительно открытие красоты во всем и всюду. Этим он близок к Сергею Есенину. Лирично, мягко, с едва уловимым юмором говорит поэт о своих собственных переживаниях, о вечной и безуспешной попытке разгадать тайну бытия.
Я в лес помчался на лихом коньке
И спрятал грусть свою в березняке.
Коль в голове держать одни печали,
Заговорят ведь как о чудаке.
3 ученик. В творчестве любого большого поэта можно выделить еще одну волнующую тему – обращение к родной земле, к своим истокам. Красной нитью проходит эта тема в стихах П.П. Хузангая. Исток родины – детство. Нежной и благородной памятью обращается поэт к этому животворному роднику.
О, если бы из тины быта,
Из плена цепких мелочей
Уплыть в ту даль,
Где детство скрыто,
К истокам чистых первых дней.
Дни детства, искристые струи
Незамутненного ручья,
Как сердце в них омыть хочу я,
Как свежести их жажду я.
4 ученик. Тема детства, первоистока срастается с темой Родины. Нет для поэта большей и высшей ценности, кроме его Родины, кроме народа.
Все вперед, жизнь моя,
Все вперед.
Прояснилась на сердце погода,
Мне б увидеть заветный восход,
Радость, счастье родного народа.
5 ученик. О расцвете сил, культуры, самобытности своего народа мечтал поэт, горячо и пылко утверждая:
Сей, выносливое слово,
В душах гордость, а не спесь.
Сквозь века пройти дано вам,
Чудо – вышивка и песнь…
С этой верой на земле
Самый долгий путь не труден,
В вере сила, как в крыле,
Были мы, и есть, и будем!
6 ученик. Вопросы о смысле бытия, смерти и бессмертия никогда не переставали волновать П. Хузангая. И вечная тема, тема единения с миром, с природой – одна из главных в его творчестве.
Родился я, сжав пальцы в кулаки,
Как будто говоря: мой этот свет.
Умру, так обе разожму руки,
В моих горстях богатств не будет, нет.
7 ученик. Жанровая новизна Петра Хузангая – это цикл стихов. Цикл стихов «Песни Тилли» практически целиком построен на диалогах и внутренних монологах . Уже с первых строк веет колоритом народной жизни, всю суть корой выражает Тилли в своих фразах.
Это:
- предложения разговорно-просторечного типа: …иголкой не пронзенною, не взятым в руки пояском; молодка понесла;
-диалектные выражения: … рахмат;
- слова разговорного стиля речи и высокие, книжные словосочетания: «Грудь горит, душа моя грустит»;
- слова стоящие на грани между неологизмом и просторечные выражениями: с брички, погляд, ковш, сурбан.
Явился я на белый свет- рахмат
И я оставлю в нем свой свет – рахмат.
Богаче ли стал мир со мной? Едва ли.
Беднее станет, коль уйду? Едва ли.
Так для чего же рос я, гриб земной?
Чтоб снова в ту же землю закопали?
Учитель. Рассвет, заря, птицы, река, трава, лес, иней, ветер – это святое для поэта. Всё это – «белый свет». С чувством восторга, душевного подъёма говорит о листьях, снеге, дожде, березе, облаке. Все они дают ему хорошее настроение, силы для жизни.
В произведении находим и образы, пронизывающие все стихотворения, влияние которых испытывает на себе каждое событие. Нагрузка этих образов очень высока. Они связывают воедино воспоминания о прошлом, размышлений о настоящем и будущем, из которых состоит весь сюжет произведения и образуется цикл-поэма.
Композиция цикла даёт нам возможность проследить жизнь героя: детство, юность, его род, семья, служба в царской армии, повседневный крестьянский труд.
И верно, поэт оставил в наследство нам изумительные россыпи откровений, образов, ярко и глубоко выраженных чувств, которые так близки по духу самовыражения с мыслями и чувствами русских поэтов – его собратьев по перу.
Поэзия П. Хузангая искрится всеми цветами радуги. Очень долго можно говорить о поэзии народного поэта. Литературу о жизни и деятельности поэта можно найти в библиотеках, а также в Интернете.
Сейчас все рассаживаемся за компьютеры и выходим в Интернет, находим материал о народном поэте Чувашии и отвечаем на представленные вопросы. Ответы находим в Интернете.
В программе Word открываем файл и под названием «Хузангай. Ф.И.О.» оставляем в папке 10е класса.
Вопросы есть в каждом компьютере на рабочем столе в документе WORD «Хузангай».
1. В каком возрасте он написал первые стихи?
2. В каком журнале была опубликована первая публикация поэта?
3. Какие именитые поэты дали высокую оценку пробным стихам начинающего поэта?
4. Поэзия какого русского поэта повлияла на раннее творчество Хузангая?
5. В каком году П.П. Хузангай был удостоен звания народного поэта Чувашии?
6. Какое отношение имеет к поэту Вера Кузьмина?
7. Перечислите произведения поэта.
8. Какое стихотворение поэта является хрестоматийным и в настоящее время?
3.Подведение урока.
Мы с вами углубили знания по творчеству П. Хузангая. Провели поисково- исследовательскую работу в Интернете. Оценки за работу на уроке поставим на следующем уроке.
4.Домашнее задание.
Выучить наизусть одно стихотворение из цикла стихов Петра Хузангая «Песни Тилли»
Файлы: Путешествие в Страну Знаний.zip
Размер файла: 825196 байт.