Автор конспекта:
Автор(ы): — Бахтиярова С.А.
Место работы, должность: — СОШ № 45 г. Набережные Челны
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
сформировать у учащихся знания по теме «Поиск информации в сети Интернет», научиться осуществлять поиск в сети Интернет
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)
2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)
3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)
1.Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Краткое описание: — 1. Цели, задачи 2. Организационный момент 3. Актуализация знаний 4. Изучение нового материала 5. Закрепление 6. Домашнее задание
Ход урока:
1.Организационный момент:
— Здравствуйте, ребята, сегодня мы узнаем о поисковых системах.
2. Объяснение новой темы:
Сеть Интернет очень обширна. Как на прошлых занятиях мы выяснили ее возможностям еще не нашли предел. Теперь представим сеть в виде города, в котором мы гости. У этого города есть парки развлечений, библиотеки, архивы, магазины. Возникает вопрос как нам гостям ориентироваться в этом городе. Ведь что бы перестроить здания в этом городе требуется очень мало времени, а сколько схожих названий. Справочное бюро? Но дело в том, что в этом городе слишком быстро все меняется, чтобы постоянно быть в курсе всех событий справочное бюро будет слишком больших объемов. В итоге мы приходим к ответу надо найти нужный нам магазин или библиотеку. Благо в этом городе есть системы поиска, которые за очень короткий срок облетят на вертолете этот город и сообщать вам, где находится то, что вы ищете.
ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ INTERNET
Слава Богу, что помимо «Желтых страниц» в Сети существуют более совершенные инструменты поиска — «следопыты», поисковые роботы.С их помощью вы можете, обшарив за несколько секунд сотни тысяч и миллионы страниц, найти те, на которых содержится нужная вам информация.
Без сомнения, поисковые системы — самые популярные среди ресурсовInternet: странички таких крупнейших поисковиков, как Yahoo(www.yahoo.com)или Altavista(www.Altavista.tella.com)ежедневно принимают миллионы посетителей.
Есть три типапоисковых систем. Одни относятся к разряду «каталогов» или так называемые Справочники Internet— сведения о страничках Internetв них рассортированы по тематике и, как правило, добавляются в поисковик самими создателями странички. С каталогами очень удобно работать, если вы интересуетесь не какой-либо отдельной страничкой, а некоей тематикой. Например, компьютерной прессой. Для того чтобы выйти на список изданий компьютерной тематики, вам необходимо зайти в раздел каталога, посвященный информатике, затем выбрать пункт «Пресса»… и т. д.
Однако далеко не все создатели страничек могут (и хотят) вносить информацию о собственном детище в каталог. И тогда на помощь приходят поисковые системы второго типа, называемые «пауками», т.е. поисковые системыобщего назначения, позволяющие находить документы в WWWпо ключевымсловам. Что ж, закономерно: если существует Информационная Паутина (WWW), то почему бы в ней не завестись паукам? Тем более, что насекомые эти полезны. Ползая по хитрым переплетениям Сети, «пауки» ежедневно и даже ежечасно заползают практически на все доступные страницы и заносят их в специальный индекс, громадную базу данных, по которым впоследствии и ведется поиск.
Для удобства поисковых роботов практически каждая страница в Internetснабжена скрытым, невидимым для пользователя, но доступным роботам списком кодовых слов, определяющих тематику сайта. Например, страничка книжного издательства может содержать кодовые слова: «книги», «литература», «издания», «детективы», «фантастика», «книга — почтой» и пр. Однако поисковые роботы редко полагаются только на внутренний «индекс» странички. Большинство серьезных поисковых систем не ограничиваются взглядом в индекс, а добросовестно сканируют всю страничку — на всякий случай.
Что происходит потом? Пользователь, зайдя на страничку «поисковика», вводит слово, по которому должен будет осуществляться поиск. Слов может быть и несколько, причем из них можно составлять достаточно сложные конструкции. Ряд поисковых систем позволяют применять так называемые логические операторы Буля — слова-связки AND(и), OR(или) и ряд других того же типа. В итоге ваш запрос в переводе на русский может выглядеть гак: «Булгаков и Замятин без Катаева». По этому запросу поисковый сервер выдаст вам список всех страничек, содержащих слова «Булгаков» и «Замятин», за исключением тех, на которых упоминается еще и Катаев.
Просто? Удобно? Оперативно? Спору нет — замечательное изобретение эти самые «пауки». Но… Читатель уже ждет обширного списка недостатков — и будет прав!
Языку запросов надо учиться. Но даже правильно составленный запрос не гарантирует нужного вам результата. Допустим, вам нужно найти в сети midi-файлы с музыкой группы «Битлз». Каков будет ваш запрос? Правильно, midiBeatles. Готово — добрая сотня ссылок. Заходите на первую же из них и оказывается, что слово midiнаходится в верхней части страницы, а слово Beatles— в самом низу. И оба этих слова ну никак не связаны между собой… Комбинация их трех и больше слов в запросе значительно упростит поиск, но такой режим поддерживают далеко не все поисковики…
Кроме собственно поисковых механизмов, поисковые сайты оборудованы еще множеством полезных вещей. Так, на Altavistaили Yahooвы можете прочитать последние новости со всего света по любой тематике, ознакомиться с хит-парадом сайтов, зайти на «Желтые страницы» и т. д.
Было бы удивительно, если бы поисковые возможности не были востребованы создателями программ для путешествия по Сети — браузеров. Вы еще не забыли, что на панели вашего InternetExplorerесть кнопка «Поиск»? Нажав на нее, вы сможете обратиться сразу к нескольким крупнейшим поисковым серверам, в том числе — и к русскоязычным. Еще два года назад российским пользователям Internetприходилось довольствоваться исключительно англоязычными «поисковиками», не слишком уверенно справляющимися с русским текстом. Теперь все изменилось — в Сети исправно функционирует добрый десяток русских поисковых машин, таких как Rambler(www.rambler.ru).Yandex (www.yandex.ru ). Апорт! (www.aport.ru)или Ау (www.au.ru ).
Кстати поисковые машины – привилегия не только WWW. Собственные поисковые системы существуют и для серверов FTP(например, www.files.com ), являющихся другим «слоем»Internet, смежным с WWW. Их называют специализированными.
Так как информация в Интернет постоянно меняется (создаются новые документы, удаляются старые и т.д.) поисковые роботы не всегда успевают отследить все эти изменения. Информация, хранящаяся в базе данных поискового сервера, может отличаться от реального состояния Интернет, и поэтому иногда пользователь может получить ссылку на уже не существующий или перемещенный документ.
Интерфейс поисковых серверов обычно примерно одинаков, и поэтому рассмотрим его на примере российского поискового сервера
RAMBLER (www.rambler.ru ).
Начальная страница поисковой системы содержит список разделов, уточняющих область поиска, и поле поиска. В поле поиска пользователь может ввести ключевые слова для поиска документа, т.е. слова, которые, по мнению пользователя, позволят идентифицировать документ.
Начальная страница поисковой системы Rambler
Поставим задачу найти сведения об учебниках по информатике.Однако перед тем, как ввести ключевые слова в поле поиска, целесообразно сузить область поиска, выбрав из списка разделов категорию Образование.
В качестве ключевых выберем слова: информатика, учебник, каталог — и введем их в поле поиска. В результате мы получим явно избыточную информацию, перечень почти из 90 тысяч документов, так как слово информатика содержится в 7378 документах, слово учебник — в 6153 документах и слово каталог — в 74848.
Результаты поиска
—
Поиск необходимо уточнить и указать, что вышеперечисленные слова должны присутствовать в документе одновременно. В поле поиска это вводится с использованием логической связки И (&): информатика&учебник&каталог. В результате уточненного поиска мы получим перечень из 104 документов, что вполне приемлемо.
Каждый документ имеет числовой рейтинг, который показывает, насколько полно отвечает заданный документ условиям поиска. Список документов приводится в порядке этого рейтинга, начиная от документа с самым большим рейтингом. В нашем случае этот документ называется Каталог учебников и имеет максимальный рейтинг (1,0000).
Для каждого документа приводится краткая аннотация его содержания и его местонахождение в Интернет (универсальный указатель ресурсов). Таким образом, в результате поиска мы нашли URLWeb-страницы (http://textbook.int-edu.ru/books.html), на которой содержится наиболее полная информация об учебниках по информатике.
3. Домашнее задание: Записать в своих тетрадях названия поисковых систем, которые вы сможете найти.
4. Итог урока.
Файлы: otkrurok.ppt
Размер файла: 1102848 байт.