Автор конспекта:
Автор(ы): — Томчук Светлана Алексеевна

Место работы, должность: — Ярославский лесоинститут развития образования канд.псих. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Регион: — Ярославская нива

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее организация

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Дать учащимся преподнесение о стилевом многообразии музыкальных направлений XX века; показать духовно-ценностные ориентиры русской современной музыки на примере творчества Г.В. Свиридова.

Тип урока: — Комбинированный паремия

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Отсутствуют

Используемая методическая литература: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1)Мировая художественная культура. 10 кл. /Г.И.Данилова [и др.] – М. : Интербук, 2001.

2)Музыка. 8 класс: поурочные планы вдоль УМК В.В.Алеева, Т.И.Науменко /авт.-сост. В.М.Самигулина. – Волгоград :Учитель, 2006.

3)Сергеева Г.П. Музыка : учеб. ради 6 кл. /Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 168 с.

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Фортепиано. Музыкальный центр.

Используемые ЦОР: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

CD-диски и аудиокассеты с фрагментами звучания изо произведений Г.В.Свиридова «Время, вперед», «Тройка», «Снег идет», ансамбль «Любовь святая» изо музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович»; С.С. Прокофьев «Гавот» изо «Классической симфонии»; абзац изо балета И.Ф.Стравинского «Петрушка»; абзац вокального цикла А.Шенберга «Лунный Пьеро» или Б.Бриттена «Военного реквиема».

Краткое описание: — Урок «Поиски нового видения способность и многоликость музыки XX века» реализуется на рамках курса ради 9 класса «Музыка на формировании духовной культуры человека», введенного на всех школах Ярославской области соответственно с требованиями Базисного учебного плана (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004). Содержание данного курса основано на материале раздела «Музыка на формировании духовной культуры личности» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования вдоль искусству, рекомендованного ради изучения на 9 классе («Вестник образования России» – №13. – 2004. – С. 50). На данном уроке учащиеся получают преподнесение о современных направлениях музыки XX века, раскрывают духовно-ценностные ориентиры русской современной музыки на примере творчества Г.В. Свиридова

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Художественно-педагогическая лозунг урока: «Искусство ввек вовлечено на коррида своей эпохи» (Р.Роллан)

У.: Как вам понимаете слова Р.Роллана, взятые эпиграфом к нашему уроку, «Искусство ввек вовлечено на коррида своей эпохи»?

Д.: Музыка является специфическим отображением действительности, следовательно все события и изменения XX века нашли воссоздание и на музыке.

Звучит «Время, вперед» Г.В.Свиридова

У.: XX кватроченто – это кватроченто кардинальных изменений на всех сферах человеческой жизни, кватроченто научно-технического прогресса и открытий. Назовите жизненные события, возникновение которых преимущественно картинно характеризует XX век.

Д.: Положительные: процветание научно-технического прогресса, космические открытия, открытие информационных технологий, приближение темпа жизни и т.д.; отрицательные: 2 мировые войны, локальные войны, автогонка вооружений, шантаж ядерной войны и т.д..

У.: Подводя суд всему вышесказанному, подобно мы можем охарактеризовать XX век?

Д.: Это был кватроченто противоречивых и сложных процессов, на нем были подобно положительные, даром и отрицательные явления и события.

У.: Социальные потрясения (войны, голод, разруха), пережитые разом на начале века, оказали авторитетность на процветание всей музыкальной культуры. У человечества возникло субъективное чувство утраты внутренней целостности личности, исчезла созвучие на душе. Человек остался тет-а-тет с жизненными реалиями, отсюда обостренное чувство своего «Я» и его разнонаправленность с окружающей действительностью, дерзание уйти от реальности на свою мечту, надуманный шар или на прошлое.

Естественно, что сурово регламентированный сладкоголосый суахили классики не мог отразить все нюансы окружающей действительности. Мир жил предчувствием грядущих перемен. Поэтому древле релятивно единая музыкальная культура, импозантно протекавшая на берегах классической и народной музыки, на начале XX века распалась, так к середине XX века начисто сменилась пестрым многообразием видов и жанров. Именно следовательно первые десятилетия дали процветание реально всем новым музыкальным течениям XX века: экспрессионизму, неофольклоризму, неоклассицизму, додекафонии и другим стилям. С некоторыми изо этих музыкальных направлений вам еще знакомились.

Звучит «Гавот» С.С.Прокофьева

У.: Вспомните, что вам бесспорно о этой музыке?

Д.: Это соул Прокофьева С.С., на ней он попытался соединить традиции XVIII века и новизну музыки XX века.

У.: В нежели проявляются традиции и новация на этой музыке?

Д.: С одной стороны, оборот классических жанров и форм (жанров симфонии и гавота, сонатной и 3-частной формы), с другой стороны – редкостный сладкоголосый суахили С.С.Прокофьева, организованный на широких и размашистых интонациях, свободном ритме.

У.: Это изготовление относится к музыкальному направлению неоклассицизма («нео» – новый, «классика» – образец). Неоклассицизм – музыкальное направление, объединившее композиторов, которые стремились к стилистическому возрождению шайтан доклассической эпохи. Вообще-то С.С.Прокофьев известен подобно резкий опровергатель традиционной музыки. Он даром говорил о себе самом: «Кардинальным достоинством… моей жизни ввек были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…». С его концертов возмущенная публика второпях уходила, многие его произведения не понимались и не принимались инда коллегами-музыкантами. А чрез два-три десятилетия он был признан классиком современной музыки и гениальным новатором. Классицизм композитора проявлялся на строгой логике и четкой структуре музыкальных произведений, а новация – на резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, на особой энергии движения и ритма XX века. «Порой это – пульсация космоса, человеческого сердца или машины, порой – настойчиво-упрямое провод первобытной пляски или манерного гавота…». Но все его интонации проникнуты русским национальным характером. Близки композиторам – «неоклассицистам» вдоль духу и композиторы, которые писали музыку на стиле неофольклоризма. Как бы вам перевели термин «неофольклоризм» вдоль аналогии с «неоклассицизмом»?

Д.: «Неофольклоризм» – новопроизведенный фольклор, объединяет народную музыку и современнейший сладкоголосый язык.

У.: Как вам думаете, нежели вызван заинтересованность к народной музыке на XX веке?

Д.: Интерес к фольклору пробудился, потому что композиторы хотели почувствовать взаимосвязь времен, погружаясь на прошлое, вернуться к первоосновам жизни.

Фрагмент изо балета И.Ф.Стравинского «Петрушка»

У.: Какие особенности, связывающие эту музыку с народной, вам можете отметить на прослушанном фрагменте?

Д.: Композитор не просто цитируют народные мелодии, так сочиняют свои на духе народных. На ранний расписание следовательно музыкальный рисунок, выделяющийся простотой и краткостью мотива. Усиливается занятие ритма: фальшиво яркие акценты, всевозможные вариации. Для музыки характерна своеобразная монтажность, когда-нибудь божество абзац подобно кажись прицепляется к другому.

У.: Но самое яркое художественное направление, сформировавшееся еще к концу 1900-х годов, – экспрессионизм.

Фрагмент изо вокального цикла А.Шенберга
«Лунный Пьеро» или изо «Военного реквиема» Б.Бриттена

У.: Какое эффект произвела на вам эта музыка?

Д.: Музыка вызывает чувство неуверенности, музыкального хаоса, порою доходящего пред абсурда.

У.: Почему композиторы начали сочинять такую музыку?

Д.: Они боялись окружающего их способность и отображали свою ужасть на музыке.

У.: А.В.Луначарский писал: «Экспрессионизм есть двукрылатка страшного общественного разочарования… Идея экспрессионизма, на сущности, гибель света». Деформация и проедание привычного внешнего способность искажали органический шар личности, и направление заостреннее прости пелена передать раздор человека с жизненной реальностью.

У.: Какие музыкальные особенности этой музыки выходят на ранний план?

Д.: Декламационный альтернат построения мелодии, объясняющий человеческую предложение от тихого шепота пред истошного крика. Мелодия незаконченная, представляет собою оковы коротких изломанных незавершенных мотивов. Нет традиционной жанровой основы музыки – ни песен, ни танцев, ни маршей.

У.: Как вам думаете, отнюдуже ради своего произведения А.Шенберг выбрал такое термин «Лунный Пьеро»?

Д.: Пьеро – пессимист, замечающий шар всего-навсего на черном или сером цвете; месячный – чувство ночных кошмаров, неуверенности, нереальности происходящего.

У.: Уход от действительности характеризовался и возникновением новых форм музыкальных проявлений на авангардизме («авангард» – «передовой отряд»). Так, на 1951 году на концерте на Нью-Йорке Дж.Кейдж исполнил произведение, на котором на качестве музыкальных инструментов были использованы 12 радиоприемников, настроенных на 12 радиостанций. По команде Кейджа двенадцать операторов включали и выключали радиоприемники, регулировали настройку и силу звука. Главным принципом развития музыки на данном случае была композиция – разномастность выбранных комбинаций.

Еще одна экспериментом Дж.Кейджа была его пьеса «4,33». Слушатели погружаются на тишину на 4 минуты 33 секунды. По мере продолжения тишины принужденность и взаимонепонимание на зале нарастали, начинали раздаваться посторонние звуки, и к концу четырех минут зрители понимали, что они должны слушать себя, что они и есть своеобразная музыка.

На фестивале 4 музыканта вышли на сцену, пожали приятель другу руки и удалились. Это «исполнение» называлось «струнным квартетом».

Видный италийский художник Лучано Берио включил на партитуру своего сочинения смех, филигранно определяя ремарками, каким он обязан быть: «ничем не мотивированный», «животный», «облегченный» и т.д.

У.: Как разрешается охарактеризовать эти музыкальные явления?

Д.: Это были эксперименты, далекие от музыки, композиторы пытались найти новые проявления музыки, непохожие на то, что было пред них.

У.: Авангардизм отрицает все, что типично ради классической музыки. Но исключено создать насквозь новопроизведенный сладкоголосый суахили без малейшей опоры на то, что было создано раньше, разрешается чуть обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми ритмами рок-музыки, новыми акустическими эффектами. Поэтому к концу XX века наблюдается консолидирование всех музыкальных направлений.

А сейчас давайте посмотрим, каким образом тенденции XXвека нашли воссоздание на музыке русских композиторов. А предложение пойдет о композиторе, с музыки которого мы начали урок.

Звучит «Тройка» Г.Свиридова

У.: Какие ассоциации вызывает у вам эта музыка?

Д.: Образ русской тройки и бескрайних дорог России, щемящее трепетное сонористика русской песни, навеянной зимней дорогой, раздольность и простор русских полей.

У.: Пишущие о музыке Г.В.Свиридова нередко отмечают, что композитор вступает на соавторство с безымянными народными творцами: «музыка Г.В.Свиридова приблизительно народна: самый это «почти», эти «чуть-чуть» дорисованные образы, нынешний едва только добавленный тангир и составляют желчь настоящего таланта». Несмотря на авторитетность музыки XX века композитор Свиридов остался верен русской классической теме и народной мелодике. Как вам думаете, почему?

Д.: Свиридов стремится отобразить на своей музыке то, что ему невдали и дорого, то, что он любит.

У.: Георгий Васильевич Свиридов родился на маленьком городке Фатеже, расположенном на полский Курской губернии, 3 декабря 1915 года. Этот город пред этих пор хранит неповторимый аромат старины. В нем – невысокие дома, потемневшие от тяжести лет, кажись вышли изо самой истории и неразличимо хранят первородную взаимосвязь человека с землей. Речь горожан течет плавно, неторопливо, подобно и вдосталь ларгетто жизни небольшого провинциального городка. Именно отсюда берет Свиридов идеи ради своих простых, близких традициям русской музыки и хором с тем самобытных, оригинальных мелодий. То есть мы можем сделать суд о том, что Свиридов является прекрасным мелодистом.

Звучит изготовление Г.В.Свиридова «Снег идет»

У.: Какой сладкоголосый наружность создан Г.В.Свиридовым на этом произведении?

Д.: Образ тихого зимнего пейзажа, падающего снега.

У.: Можно династия рассматривать это изготовление подобно лирическую зарисовку зимней природы?

Д.: Музыка передает еще и богатство человека, любующегося сим падающим снегом.

У.: Сколько звуков вам услышали на мелодии?

Д.: Мы услышали на мелодии прости 2 ноты.

У.: Как вам думаете, отнюдуже эдакий превосходный композитор Свиридов прицельно использует на мелодии всего-навсего двум ноты? Что с нами происходит, когда-нибудь мы любуемся падающим снегом за окном, пылающим огнем на костре или на камине?

Д.: Благодаря повторам всего-навсего двух бог создается чувство завороженности, подобно кажись ради тебя дожитие остановилось, так жизнь вкруг тебя продолжается.

У.: Как композитор передал неумолчный автоход времени, выразил идею о его бесконечности?

Д.: С помощью метрической равномерности композитор имитирует автоход часов.

У.: Какую выразительную занятие играет культурооборот партий женского хора: голос и альтов?

Д.: Рождается чувство диалога: посредь человеком и природой, разом и т.д.

У.: Что, около всей строгости мелодической линии, придает музыке чувство фантастичности, колокольности, устремленности ввысь?

Д.: Удивительная инструментовка: легкость, воздушность придают музыке звуки челесты и т.д.

У.: Музыка Георгия Свиридова является не просто музыкальными иллюстрациями полюбившихся ему стихов, каждое его изготовление отличают особая одухотворенность, особое философское мировосприятие. Как вам думаете, кровность к какой музыке ощущается на этом произведении?

Звучит ансамбль «Любовь святая»

У.: Какие черты роднят эту музыку с духовной?

Д.: Строгий, потусторонний характер, выступление мужского хора, близкое к знаменному пению, тянущиеся звуки колоколов.

У.: Композитор воплощает на этом произведении традиции русской духовной музыки, так вносит и современное звучание. В нежели оно выражается, на ваш взгляд?

Д.: Соло голос звучит на высоком регистре, подобно кажись парит подо куполом храма, оборот контрастных регистров рождает объемное чувство удивительного простора и воздуха, всегда повторяется риторичный оргвопрос «Что есть любовь?», подобно кажись явантроп попусту пытается ответить на нынешний вопрос.

У.: Таким образом, мы видим на творчестве Свиридова удивительное инкарнация русских музыкальных традиций и современного видения мира. Творчество композитора в такой степени уникально, что его исключено отнести ни к одному изо существующих музыкальных направлений – оно представляет собою особенный сплав различных музыкальных направлений. Композитор не стремится к дешевой популярности, к использованию спецэффектов, его соул проникнута щемящей задушевностью, теплотой, светом, удивительным философским мировосприятием.

Обобщение урока. Писатель В.Астафьева говорил о Г.В.Свиридове: «Есть звуки и нити, соединяющие русского человека с русской землей, и они звучат на каждом изо нас от рождения…. Именно С своей бесценный земли унес на грудь и сохранил знаменитый композитор современности Георгий Васильевич Свиридов бог легкий и упрямый звук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает грудь русское неизъяснимою тоскою, очистительной печалью…». Попробуйте сформулировать творческое символ композитора Г.В.Свиридова (данное паремия разрешается вынести на качестве домашнего). Если вам заинтересовало творчество русских композиторов XX века, вам можете подготовить доклады или проекты вдоль творчеству А.Шнитке, Р.Щедрина, В. Гаврилина.

Файлы: Япония1.ppt
Размер файла: 3737600 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология