Автор конспекта:
Автор(ы): — Тарлакова Алевтина Николаевна

Место работы, должность: —

Учитель истории и обществознания МКОУАксеновской оош

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Обобщение работы по изучению истории малой Родины как средство патриотического воспитания учащихся.


Обобщение опыта работы по теме:

Поисково-исследовательская деятельность

по изучению истории малой Родины

как средство патриотического воспитания учащихся.

Тарлакова Алевтина Николаевна,

учитель истории и обществознания МОУ Аксеновской средней общеобразовательной школы Гусь – Хрустального района.

1. Условия возникновения опыта.

Вступление России в XXI век ознаменовано поиском общенациональной идеи. Главным в ее содержании является обращение к духовно-нравственным основам нашего самосознания, которые определяют внутреннее единство российского общества. Одной из таких основ является забота о своем Отечестве, чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, родной земле, своей истории и культуре. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года называет воспитание патриотизма приоритетной целью исторического образования. Сельская школа, в которой я работаю, находится в 40 километрах от г. Гусь – Хрустальный. В ней обучаются 100 учащихся. Несмотря на то, что построено новое здание школы, есть школьный автобус, школа обеспечена педагогическими кадрами, компьютеризирована, есть природный газ, вода, но по-прежнему, остаются многочисленные материальные и социальные проблемы, которые особенно видны в сельской местности. Эти проблемы создают трудности в деле воспитания и развития учащихся. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом, способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма, помогают школьникам переживать и осмысливать как положительные, так и отрицательные страницы истории России. Знания о Родине должны вызывать не только уважение, гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность ее проблемами. История открывает широкие возможности для формирования личности школьника. Но только предметных знаний недостаточно. Главной ценностью исторического знания является то, что без знания прошлого невозможно понять настоящее и заглянуть в будущее. Как гласит народная мудрость: «Чтобы воспитать одного ребенка, необходимы усилия всей деревни», чтобы он понимал важность духовной связи с малой Родиной, сохранял ее традиции. Главной задачей для меня, как преподавателя истории, является формирование интереса учащихся к предмету через вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению истории малой Родины. Воспитать патриотов сегодня — значит быть уверенным в стабильном развитии общества – завтра.

II. Актуальность и перспективность опыта.

Курс на деидеологизацию, провозглашенный государством в постперестроечное время, привел к размыванию многих общественных идеалов. В 90-ые годы XX века вопрос о воспитании патриотизма на уроках истории носил дискуссионный характер, т.к. отождествлялись такие понятия, как «Родина» и «государство». В предметных журналах шел спор о том: должны ли учителя истории «прививать учащимся любовь к Родине, которая их не любит?». Лишь с 2001года проблема патриотического воспитания стала рассматриваться на уровне государства и органов местного самоуправления. Государственная Дума утвердила программу «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.». Основной ее целью является – создание системы патриотического воспитания. Программа призвана придать патриотическому воспитанию дальнейшую динамику. Новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм — этим и определяется актуальность моего опыта работы. В 2005 году была принята новая программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010г.г.». Программа направлена: 1) на развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; 2) на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важной ценности, одной из основ духовно – нравственного единства общества. На основании государственной программы постановлением главы Муниципального образования Гусь — Хрустального района Владимирской области разработана программа «О комплексе мер по патриотическому воспитанию граждан на 2006 – 2010 г.», которая рекомендует муниципальным образованиям района разработать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию граждан (при этом главный акцент делается на работу образовательных учреждений как интегрирующих центров воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций). Одним из направлений патриотического воспитания школьников является изучение истории родного края. Существует несколько вариантов ее изучения.! Наиболее распространенными можно назвать: яркий образный рассказ учителя, сообщение учащихся по заранее заданной теме, но самый эффективный — организация поисково- исследовательской деятельности учащихся с последующим использованием собранных материалов на уроках истории. Введение в образовательный процесс методов исследовательской деятельности является одним из направлений модернизации современного образования. На уроке истории невозможно в полной мере организовать поисковую деятельность учащихся, поэтому я создала в школе краеведческий кружок. Эта работа нравится кружковцам, о чем свидетельствуют результаты ниже приведенной анкеты. 1. С каким настроением ты идешь на занятия краеведческого кружка? — с хорошим, потому что знаю, будет интересно – 95%. 2. О чем ты хочешь узнать на занятиях кружка? — узнать о личностях, которые прославили мою малую Родину — 70% — найти информацию, которая пригодится на уроках истории и в жизни — 83% 3. Какие занятия кружка тебе нравятся больше всего? — участие в поисково-исследовательской деятельности — 53% — участие в краеведческих акциях, викторинах, конкурсах, конференциях — 47%. Поисково — исследовательская деятельность по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи позволяет ребенку осознать свою сопричастность к истории страны. Собранные в ходе кружковой работы материалы способствуют развитию исторического мышления учащихся. У них складывается целостная картина восприятия исторического прошлого: от истории малой родины к истории края, от истории края к истории России. Активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать их творческие способности возможно только при условии наличия устойчивой мотивации к изучению истории. В решении проблемы патриотического воспитания учащихся я вижу следующие противоречия: — между необходимостью изучения обязательного минимума содержания исторического образования и недостаточным количеством времени на изучение истории родного края и особенно истории малой Родины; — между классно-урочной системой и необходимостью введения в образовательный процесс исследовательской деятельности учащихся; — между необходимостью сокращать учебную нагрузку школьников и все возрастающим объемом информации.

III. Ведущая педагогическая идея.

Преодолеть выше названные противоречия возможно при условии вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, сочетая урочную и внеурочную работу по патриотическому воспитанию учащихся. Если учитель способствует формированию патриотических качеств школьников, развивает чувства сопричастности к судьбе России, духовным ценностям и традициям русского народа, желанию защищать Отечество, то это способствует воспитанию полноценных граждан своей большой и малой РОДИНЫ. Формирование навыков патриотического воспитания в моей педагогической практике идет через систему урочной, внеурочной и кружковой работы.

IV. Теоретическая база опыта.

Стандарт основного общего образования по истории в основной школе одной из основных целей называет: воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. Исходя из выше сказанного, к началу XXI в. отчетливо вырисовываются пять основных качеств, востребованных Российским государством и обществом и реально формируемых в рамках школьного образования: — патриотизм; — межнациональное согласие; — социальный мир; — принятие общечеловеческих ценностей; — умение преодолевать трудности. Как учитель истории, одной из главных задач в воспитании учащихся, считаю воспитание ПАТРИОТИМА. Рассмотрим содержание понятий «патриот» и «патриотизм». Для каждого человека понятие «патриотизм» имеет индивидуальный смысл, в зависимости от уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта. Для российской общественности и философской мысли характерны размышления об этих понятиях. Так К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Н.А. Добролюбов утверждал, что «патриотизм» есть ничто иное, как «желание трудиться на пользу своей стране». В.С. Соловьев считал, что «нравственная обязанность настоящего патриота — служить народу в человечестве и человечеству – в народе». Попытку наиболее подробно проанализировать это понятие сделал Н.М.Карамзин, который разделял любовь к Отечеству на физическую, моральную, политическую: физическая — привязанность и любовь к своему месту рождения; моральная – любовь к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем (эти формы характерны для каждого человека и не нуждаются в специальном воспитании); политическая – и есть патриотизм, национальная гордость и народное достоинство, которое следует вырабатывать на примерах героического прошлого и развивать в каждом, «ибо, если человеку оскорбительно называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно гражданину называться сыном презренного народа». В словарях можно встретить следующие определения данных понятий. «Патриот» — любитель Отечества, ревнитель о благе его (В. Даль «Толковый словарь живого русского языка»); — человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам («Краткий политический словарь», 1989). «Патриотизм» (греч. Patris – Родина) — любовь к Родине, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств (В.И. Ленин. «Советский энциклопедический словарь», 1984.); — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка). В современной литературе патриотизм определяется как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Патриотическое воспитание в современной школе складывается из двух составляющих: Патриотическое воспитание Гражданско-патриотическое Военно-патриотическое Проблему военно-патриотического воспитания рассматривает в своей статье «Инновационная стратегия военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях» В.Ю. Микрюков. Автор предлагает следующие пути патриотического воспитания учащихся: 1) в области обучения (через отбор, корректировку учебного материала, на примерах воинской доблести: Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Александра Невского, воинов Петра I, солдат и офицеров Великой Отечественной войны и т.д.); 2) в области внеклассной работы (беседы, лекции на патриотические темы, поисково- исследовательская работа, встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги); 3) в области работы с родителями (создание альбома «Моя родословная», спортивные праздники, экскурсии и др.). Не менее важным в воспитании школьников является гражданско-патриотическое воспитание. Понятие «гражданин» в юридическом (правовом) смысле рассматривается как принадлежность лица к государству, т.е. человек, обладающий правом гражданства. В русском языке с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывался особый нравственный смысл: быть гражданином – значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственности по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, придти на помощь нуждающимся. Вместе с тем, гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И, конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на защиту своей Родины от любых посягательств. Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократических процессах. «Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений, где он практически приобретает навыки исследовательской деятельности и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развивать у российских детей такие навыки, следует «раздвинуть» стены школы, «включить школьника в окружающий мир во всем его многообразии». (И.В. Калиш «Гражданское образование – новая реальность российской школы», «НТЦ», 2005). «Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). В традиционной образовательной системе, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в жизни чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика». (А.В. Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т). Важно помнить, что задача исследования должна соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся (интерес к работе и посильность во многом определяют успех). Эта деятельность возможна при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу. (Приложение 1).

V. Новизна опыта.

Патриотическое воспитание учащихся было одним из главных направлений в советской школе. В годы перестройки проблема патриотического воспитания носила дискуссионный характер и утратила свою приоритетность. Лишь с 2000 года эта проблема стала решаться на государственном уровне. Была разработана Концепция «Патриотического воспитания граждан РФ» на основе которой были приняты две программы по патриотическому воспитанию граждан России на 2000-2005 и на 2006-2010 г.г. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан, однако приоритетным направлением является воспитание подрастающего поколения. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций. В связи с этим опыт моей работы приобретает особое значение, а его новизна состоит в особенностях отбора содержания, форм, методов, условий обучения и воспитания учащихся в урочное и внеурочное время. Наиболее эффективным в патриотическом воспитании учащихся является вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению истории большой и Малой Родины. В ходе этой работы ребята реально переживают чувства привязанности к своей земле, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе способствует формированию у ребят гражданских качеств.

VI. Технология опыта.

«…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины». Карамзин. Владимирский край – это его малые города, деревни, поселки, села. Каждый из них имеет свою историю, а история — это, прежде всего, люди с их радостями и печалями, достижениями и потерями. Из всего этого и складывается история малой Родины. Нам есть что любить, чем гордиться, с кого брать пример. История не только всегда с нами, но и в нас самих. К сожалению, на изучение истории края, выделяется недостаточно времени. Один из выходов – включение краеведческого материала в курсы истории России. При составлении тематического планирования курсов истории особое внимание уделяю возможности включения краеведческого материала, особенно касающегося героического прошлого нашего края, в общероссийскую историю. Например. Тема урока по истории России. История Владимирского края. История малой Родины Владимиро-Суздальское княжество. Андрей Боголюбский. Загородная резиденция края-Боголюбово. Владимир–столица Северо-Восточной Руси. Андрей Боголюбский – князь Владимиро-Суздальский. Экскурсия в Боголюбово. Посещение храма в селе Цикуль. Знакомство с иконой Владимирской Божьей Матери, которая является копией той, что привез Андрей Боголюбский. Ее место в храме. Знакомство с православным календарем и определение дня праздника иконы Боголюбской Божьей Матери (6 июня). Экономика и население России во второй половине XVIII века. Развитие промышленности и народных промыслов на территории Владимирской губернии во второй половине XVIII века. Организация поисковой экспедиции в урочище речки Шиворово в результате которой учащиеся выясняют, что в 1756 г. там появилась Гусевская хрустальная фабрика, давшая рождение нашему районному центру — городу Гусь-Хрустальный, основателем которого был Аким Мальцов. Социально – экономическое развитие России после отмены крепостного права. Строительство Московско-Казанской железной дороги, которая проходила по территории Владимирской губернии. (Работа с картой). Учебно-исследовательский проект «Путешествие по станциям Московско-Казанской железной дороги». В ходе работы с картой, краеведческим материалом, ребята узнают о том, что железная дорога проходила в нескольких верстах от Цикульской волости. Это обстоятельство сыграло решающую роль в развитии промышленности на территории Аксеновского округа, в частности строительство стекло – завода, получившего в последствии название «Красный Октябрь». Его основателями являются братья Зацепины, которые пошли на большой риск, приняв решение строить завод в лесной глухомани Мещерского края. Коллективизация в СССР. Коллективизация на территории Владимирского края: судьба крестьянства. Сбор материала для написания исследовательской работы о создании в 1933-34 г.г. колхоза им. Красной Армии в селе Цикуль и судьбе местных крестьян. (Встреча со старожилами близлежащих деревень). Население России в начале XIX веке. Владимирская губерния в начале XIX века. Жизнь различных сословий Владимирской губернии в начале XIX века. Поисковая работа учащихся по сбору материала для написания исследовательской работы по теме: «Жизнь дворян Танеевых и крестьян в селе Цикуль». (Определение по карте места расположения земель, принадлежащих дворянам Танеевым (деревня Аксеново и село Цикуль). Большевики и церковь. Гонения на религию и церковь в нашем крае. Работа с архивными документами, фотографиями и воспоминаниями очевидцев с целью восстановления картины событий 1934г., когда в селе Цикуль с Преображенского храма сбрасывали колокола с колокольни и был разбит самый большой колокол. Великая Отечественная война. Наш край в годы Великой Отечественной войны (итоговый урок). Сбор материала для подготовки исследовательских работ учащихся о подвигах земляков в годы Великой Отечественной войны (среди них Н.В. Козлов и М.В.Волков — Герои Советского Союза, уроженцы села Цикуль Аксеновского сельского совета), о героическом труде работников тыла. В выше приведенном планировании указаны лишь отдельные темы. Планируя работу по включению материала по истории малой Родины, я четко разделяю, что будет изучаться на уроке, а что во внеурочное время самостоятельно в ходе поисковой работы. При этом результаты поиска обязательно представляются всем учащимся. Наш край интересен своей историей. Но историческое прошлое края изучено очень неравномерно, остается много «белых пятен». Чтобы вызвать позитивный интерес у ребят к истории малой Родины, эту работу начиню с 5 класса. Знакомлю учащихся с литературой, посвященной родному краю, с историческими источниками, обращаю внимание на историю своего села, деревни. Начинаю с того, что обсуждаем с ребятами особенности местности, где возникло село, деревня, выясняем причины их появления, ведем разговор о людях прославивших край. С 6 класса вовлекаю учащихся в поисково-исследовательскую деятельность. Темы поисковых заданий подбираю в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Результат исследования должен быть социально и практически значимым. При подготовке к уроку, даже по темам, которые далеки от истории края, стараюсь вводить элементы краеведения. Например, в 7 классе при изучении темы « Внешняя политика России в XVII веке» я предлагаю ребятам показать границы между Россией и Речью Посполитой, которые были установлены по Вечному миру 1686г. и города: Смоленск, Киев, Чернигов. По окончании практической работы, мы с ребятами выясняем то, что оказывается, Мальцовы, которые основали в XVIII в. Гусевскую хрустальную фабрику и дали рождение нашему городу, были родом из города Чернигова. Включение даже таких незначительных подробностей из истории края делают историю для них более близкой и понятной, более запоминающейся. В современном историческом образовании большое внимание уделяется истории повседневности, поэтому события XX века, особенно его 2 половины я предлагаю учащимся изучать, обратившись к истории своей семьи. Мои ученики с интересом собирают материал о своих предках, а итогом работы являются небольшие исследовательские работы, из которых иногда выстраивается целый хронологический ряд событий. Завершая изучение темы «Великая Отечественная война» я провожу итоговый урок «Великая Отечественная война глазами ее участников», с использованием работ моих учеников. Для примера рассмотрим отдельные фрагменты воспоминаний родственников моих учеников 9 класса: «Я не раз слышала от бабушки, Кокаревой Ангелины Алексеевны, интересные истории о её отце, моем прадедушке, Чернышеве Алексее Петровиче. Я решила узнать все об этом человеке. Что-то я узнала от нее, что-то из семейного архива и старых пожелтевших газет. В 1933 году он был призван в ряды Вооруженных сил Советского Союза. Службу проходил матросом на подводной лодке на Северном флоте. В 1941 г. началась Великая Отечественная война. Воевать ему пришлось подводником уже на Балтийском флоте. Команда субмарины подобралась дружная. Защищая Ленинград, несколько раз смерть проходила рядом с ним, но он остался жив. Во время одного боя лодка была подбита глубинной бомбой и не могла всплыть на поверхность. Несколько отсеков было затоплено. Моряки, рискуя своей жизнью, закрывали своими телами пробоины, всячески пытались привести субмарину в действие. Им это удалось, но многие моряки погибли от переохлаждения и от недостатка кислорода. Многие, в том числе и Алексей Чернышев, были отправлены в госпиталь в Москву на лечение». (Зайцева Даша). «Моя бабушка, будучи в возрасте 18 лет, работала на почте, куда письма с фронта приходили целыми мешками. Когда они читали в газетах, как немцы издевались над Зоей Космодемьянской, она вместе с другими девчонками плакала. Было много горя, но какая была радость, когда вернулся с фронта бабушкин папа. А потом начались деревенские свадьбы…. В конце своей работы Илья пишет: «Со слов бабушки я узнал, как тяжело жилось людям во время войны, конечно, я смотрю фильмы о войне, читаю книги, но с каким интересом слушал рассказ моей бабушки, которая ощутила на себе все тяготы войны. Слушая рассказы о войне, я понял, что вера в Победу никогда не покидала наш народ. Поэтому наша армия и победила»! ( Гайтанов Илья) «В 1941 г. началась Великая Отечественная война, и мой прадедушка, Мухин Виктор Михайлович, которому в этом году исполнилось 98 лет, был призван на военную службу. В семье у них к этому времени было трое детей. Воевал он на Западном фронте под командованием дважды Героя Советского Союза маршала Рокоссовского. В холод и зной, пургу и метель приходилось защищать Родину. В самые трудные минуты вспоминалась деревня, семья, дни юности и веселее становилось на душе, легче было жить, бить врага. В 1943г. в бою на Брянском направлении во время передышки командир дивизии отправил прадедушку в ближайший лес, где виднелся шалаш. Он немного не дошел до него, когда раздался взрыв. Это была противотанковая мина, которая упала в воронку и целый взвод погиб, а он и несколько солдат, которые были с ним, остались живы. Здесь же в лесу они взяли в плен четырех немцев. В 1943 году под Брянском в одном из боев он был тяжело ранен. Его отправили во Владимир, затем в госпиталь в город Омск. Ранение было тяжелое, и поэтому после госпиталя, вернулся домой. Мой прадедушка награжден орденами и медалями. Сейчас все дальше уходит то далекое и трудное время. Мы, молодое поколение, знаем о войне по рассказам ветеранов, по фильмам. Главный человеческий долг состоит в том, чтобы люди не забывали о героях, которых остается с каждым годом все меньше. Герои живут до тех пор, пока мы помним о них». (Мухина Оля) «Проживание» событий Великой Отечественной войны учащимися через историю их семей способствует более глубокому, эмоциональному их восприятию. Ученики более охотно участвуют в социальных проектах. Уже четвертый год мои ученики шефствуют над ветеранами войны д. Окатово, которая находится в шести километрах от нашей школы. Осенью 2007 года была проведена акция (социальный проект) «Поделись своим теплом». Узнав о том, что у некоторых ветеранов остались небольшие запасы дров, да и органического удобрения для огорода нет, ребята обратились к заместителю председателя СПК «Русь», с просьбой помочь техникой. Отказа ребятам не было. В выходные дни мальчики грузили дрова, доски и доставляли их в д. Окатово. Ребята гордились тем, что в долгие зимние вечера тепло домашнего очага еще долго будет согревать ветеранов. Следующим направлением в поисково-исследовательской деятельности учащихся является использование материалов средств массовой информации. Мои учащиеся следят за судьбой выпускников нашей школы, узнают об их судьбах из местных газет и журналов, оформляют материалы для школьной музейной комнаты, используют их во время написания творческих работ. Кроме того, участники клуба «Патриоты России», пишут краеведческие статьи по результатам поисково – исследовательской деятельности. Ограниченность учебного времени не позволяет мне часто включать в содержание уроков краеведческий материал по истории малой Родины, который ребята нашли в ходе изучения истории малой Родины. Эту проблему я решаю с помощью внеклассной работы, используя разнообразные формы. (Приложение 2,3). Большую помощь в деле воспитания патриотов оказывает мне открытые в школе музейная комната «Боевой славы», экспозиция «Русская изба». Материалы для экспозиций бережно собраны, описаны и систематизированы учащимися. Многие из экспонатов имеют свою историю, хранят вековую традицию русского народа, передавались из поколения в поколение в семьях. Именно там происходят встречи с ветеранами войны и труда, там проводятся народные костюмированные праздники, такие как «Рождественские посиделки», «Масленица». Все народные праздники проходят под народную музыку и обязательно в русских народных костюмах. Дети очень любят наряжаться в народную одежду В школе не первый год работает кружок «Историки Владимирского края», клуб «Патриоты Отечества» где нет жестких рамок классно – урочной системы. Ребята очень любят совершать походы по родному краю, экскурсии, нести вахту памяти у памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Участвуют в трудовых десантах, выполняют поисковые задания. Традиционными стали такие мероприятия, как акция «Растим патриотов России», «Мой подарок ветерану», «Богатыри Гусевской земли», неделя Краеведения, встречи с ветеранами, выпускниками нашей школы, проходившими службу в горячих точках и др. Исследовательские работы, написанные с использованием материалов, полученных в ходе поисково-исследовательской деятельности, представляются на конференциях и конкурсах: школьных, районных, областных и всероссийских. (Приложение №4,5).

VII. Результативность.

Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность способствует повышению мотивации к изучению истории у учащихся. Средний балл по истории России за последние 3 года довольно высокий: 2004-2005 учебный год 2005-2006 учебный год 2006 2007 учебный год 4,4 4,0 4,2 Качественная успеваемость (% учащихся обучающихся на «4» и «5») по истории России за последние три года такова: Ежегодно учащиеся 9 и 11 классов выбирают для итоговой аттестации историю. Многие выпускники продолжают образование по профилю предмета. Среди моих выпускников двое работают учителями, одна – методистом в ЦДО г. Курлово. Двое выпускников являются студентами Владимирского юридического университета, еще один является курсантом Рязанского военного училища. Выбранное мной направление работы дает положительные результаты на олимпиадах и краеведческих конференциях в течение последних 3-х лет. Победы моих учеников в районных мероприятиях: 1. 2004-2005 уч. год – 3-е место в районной олимпиаде по истории России заняла уч-ся Артемьева Юлия. 2. 2005-2006 уч. год – 2-е место в районной олимпиаде по основам правовых знаний заняла уч-ся Маслакова Анжела. 3. 2005-2006 уч.год – за участие в конкурсе от ЦДО «В тяжкий час страны родной» Артемьева Юлия награждена ценным призом. 4. В декабре 2005г. Участвовали в районной конференции школьников-участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Результат: Награждены дипломом отдела образования администрации Гусь-Хрустального района. 5. В декабре 2006г. Участвовали в районной конференции школьников-участников туристско – краеведческого движения «Отечество». Результат: II место. Награждены дипломом отдела образования администрации Гусь-Хрустального района. 6. 2006 –2007 уч. год – 2-е место в районной олимпиаде по истории России заняла учащаяся 11 класса Гаврилова Наталья. 7. Лето 2007г. Награждены районной Почетной грамотой за участие в летней краеведческой детско – юношеской научно – исследовательской экспедиции «Юные исследователи Мещеры». Победы и участие моих учеников в областных конкурсах и конференциях: 1 .2004-2005 уч. год. Участие учащихся в 3-х турах городского конкурса «Знай и люби родной Владимир». Результат: Учащиеся были приглашены на празднование Дня города Владимира и награждены двумя грамотами и ценными призами (личная номинация – Лавор Юлия, командная – уч-ся 11 класса). 2. 2005-2006 уч. год. Участие в областном научном семинаре «Феноменология искусства и художественно – эстетического образования», который проходил в рамках мероприятий, посвященных 150 – летию со дня рождения С.И.Танеева и награждены ценным подарком. Участие учащихся во всероссийских конкурсах. 1. 2004- 2005 уч. год – Артемьева Юлия принимала участие в четвертьфинальных играх гуманитарной телевикторины «Умники и умницы», где получила Орден. 1. В 2005-2006 уч. году участвовали во всероссийском конкурсе «Государственная символика России». 2. В 2006-2007 уч. году участвовали в VIII ежегодном всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории Россия – XX век». Результат: Благодарность за активное участие, учащиеся были приглашены к участию в проекте Летней Школы «Исследователь» отделением социальных наук. Среди кураторов этого проекта – «Учительская газета», Межрегиональное объединение преподавателей истории и др., а также были награждены Свидетельствами международного историко – просветительского и правозащитного общества «Мемориал», Союза краеведов России, Международного благотворительно фонда имени Д.С.Лихачева, Кафедры региональной истории и краеведения Российского государственного университета. .

VIII. Адресная направленность.

Опыт адресован учителям истории, а также всем кто интересуется проблемами патриотического воспитания учащихся. Главное требование – это профессиональная подготовленность учителя, заинтересованность в своей работе, любовь к своей Родине. Это поможет Вам правильно организовать ребят, а также правильно использовать материалы, собранные в ходе поисково-исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению творческой активности учащихся, воспитанию гражданственности.

Приложения.

Исследовательский метод в обучении

Приложение 1 (М. В.Короткова, М.Т. Студеникин «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях», М, 1999)

Приложение 2. Именитый гражданин Столетов. Интеллектуальная игра .

Ход занятия. 1. Вступительное слово учителя: Столетов Николай Григорьевич (1834-1912) — военачальник, генерал от инфантерии (1898), член Государственного Совета (1899). Происходит из купеческого рода Столетовых. Окончил Владимирскую гимназию (1850) с золотой медалью, физико-математический факультет Московского университета (1854) и Академию Генштаба (1859). Участвовал в Крымской войне (1853-1856 г.г.) и боевых операциях на Кавказе и в Туркестане (1860-е). В 1869 командовал отрядом, занявшим восточное побережье Каспийского моря, основал там г. Красноводск. В 1874 стоял во главе Амударьинской научной экспедиции. В русско-турецкой войне 1877-78 принял участие в качестве начальника болгарского ополчения; руководил обороной Стара-Загоры, Шипки, авангардом колонны генерала М.Д. Скобелева при переходе через Балканы и в сражении при Шейново (южнее Шипки). В 1878 возглавил дипломатическую миссию в Афганистан. С 1893 состоял командиром 15-го корпуса. Награжден многими русскими орденами, в том числе Белого Орла, св. Александра Невского, болгарскими орденами, золотой медалью Русского географического общества. Почетный гражданин болгарского г. Габрово. Именем Н. Столетова была названа вершина у перевала Шипка. Похоронен на старом городском кладбище во Владимире. 2.Интеллектуальная игра. 1)«Угадай города» Столетов – незаурядная личность, человек яркой судьбы. Выполняя задания военного ведомства, он оказывался в разных государствах и городах. Расшифруйте, в каких городах по долгу службы бывал Н.С. Столетов.

Б е з п у р т е г р … « » Ф а т и с и л … « » К в к а р н о с к о д с … « » Б а к л а у … « » Р о т г а б о в… « » С л а т а р Р а з а г о… « » Н ы т а р о в о… « » Ю л б ы л н и… « »

2)Представьте себе, что вы – научный сотрудник музея, которому посчастливилось найти старинную рукопись, содержавшую полные послужные списки русских офицеров и генералов. Однако многие листы книги местами почернели от сырости, а кое-где выцвели и размылись чернила. Ваша задача, во-первых, восстановить текст о Н.Г. Столетове и, во-вторых, дополнить биографию генерала данными о дальнейшей его жизни. Ге… Николай г… роди… в губ. г. в г…у. По оконча… наук в тамошней …..ся М…. по физико-математическому факультету, за ……л со степенью кандидата. В 1854 посту…б…ю сл…у по …ллери . Под инкерманом …чи фей…м от…ился и был …раж…ен ор.. Сб. Ге… Участвовал в отби….и штурма Се…..ля в июне 1…55 года. После …ны …л в ака… . …Ра …го штаба и по око…и …Ур… в оной наз…н на Ка…з, …е пробы… с …..О по 186…. Го… В 1867 и 1868 …х путей….л по вос…ч……. М прови…..ям …..рсии. В 1…6…. ….у отряд под его ко…н….ва….м занял …..чный Бер… К…. с….го ….ря и осно…. Форт ….одск. После того он был к….нди….м 112…. Уральского …хо…ого полка. Вес… 1…4г. Наз…н …чаль…м ученой э…спе…и. Санаря….й Им ….ор ….м г…фи…им общ…м для исследова…. р… ….му- …рьи. Прои…й в ….7 ..го.. в …рал – А…ы. С…в ….л назначен к..н….н 1-й б….иг..ы …7 п…от..й. диб….и, а в ноябре 1876 г. ….чил на…ч…е состоять при Его …чес….е Гл…ко…ан…ю….м действ….. …..р….и. Здесь ему была …уче ….а ор….э…..ц….я Б…ла…с…о опол…я с на…нач…м нача….м он….о. Ру…ы оп…че….я 19 и…я под Э…и-…рой дрались с бле….м му…. Ом с войсками С…анна-…ши. Причем по…сли ….лыше по….е…и. Вслед затем была «безкри…я и уди…н…я д….с….й…..я оборона …к….кинс…го керебела». За это тем дело …рал С….т…. н….раж… рде….. св.Г….г..я 4-й ст. Вновь Сфор….е ….ра….м Столетовым ….ру…ы Б…а…к…о о…лч…и… в с…же…и 28-го …ка… «д…л…сь блис…но». ….ак с….за…то в тел….м… Е… Вы…ч…ст…а.

3)Известно, что Н.Г. Столетов владел многими иностранными языками. В криптограмме «Китайские иегролифы» зашифровано высказывание военного корреспондента В. Немировича – Данченко. Что он сказал о генерале Столетове?

4) Чайнворд «Героика минувшего» 1) Так называли болгары русских солдат – освободителей. 2) Восточная часть Севастополя, в которой 24.10 (5.11) 1854г. состоялось ожесточенное сражение. 3) Город-крепость на севере Болгарии. 4) Болгарский город — важный узел дорог, сражение за которое произошло 21 .8(3.9) 1877г. 5) Российский император в 1855-1881гг. 6) Индивидуальное много зарядное нарезное стрелковое оружие. 7) Борьба, предпринятая с целью взять вверх над прежнем победителем. 8) Перевал в Болгарии, в городах Стара-Планина. 9) Русский публицист и общественный деятель, в годы русской-турецкой войны 1877-1878гг. – председатель Московского славянского комитета. 10) Город – крепость на черноморском побережье Болгарии. 11) Наплечный шнур с металлическими наконечниками на парадных мундирах некоторых военных чинов. 12) Русский инженер-генерал, который руководил осадой Плевны. 13) Невмешательство в чужой спор, неучастие в вооруженных конфликтах. 14) Часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки военного боя. 15) Склад для хранения оружия и предметов военного снаряжения. 16) Учреждение при воинской части для лечения больных и раненых. 17) Древняя столица Болгарии, которую войска И.В. Гурко освободили 25.06 (7.07). 18) Представитель сербской династии, князь в 1868-1889гг. 19) Южнославянское государство, в июне 1876 г, объявившее войну Османской империи. 20) Рубящее и колющее оружие у народов Ближнего Востока. 21) Одна из форм поощрения, свидетельство признания особых заслуг. 22) Река в Средней Азии, низовья которой изучала в 1874г. экспедиция под руководством Н.Г. Столетова. 23) Город в Болгарии. 24) Воинское звание офицерского состава. 25) Представитель известного купеческого рода, активный деятель Московского славянского комитета. 26) Известный русский живописец, автор картин, посвященных русско-турецкой войне 1877-1878гг. 27) Известный военный корреспондент времен русско-турецкой войны 1877-1878гг., автор воспоминаний о Н.Г. Столетове. 1 2 3 10 11 17 18 16 22 23 12 9 27 24 26 4 8 21 15 25 19 20 13 5 14 7 6

Приложение 3.

Конкурс эрудитов «Своя игра». Предварительно делаются карточки с указанием очков (0, 100,200 и т. д.), которые потом раздаю правильно ответившим ученикам. Очки суммируются; если игрок ответил не правильно, все его набранные очки сгорают. Очки повышаются по мере усложнения вопроса. Побеждает тот ученик, который наберет большее количество баллов. Вопросы для конкурса: Личности в истории большой и малой Родины. 100. В июне 1941г. советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? 200. В честь этого полководца Отечественной войны 1812 года была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944г. Кто этот полководец? 300. Во время встречи в Эрфурте Александра I и Наполеона последний шутя предложил российскому императору: «Какого человека имеете при себе! Не угодно ли, государь, променять мне этого человека на какое – нибудь королевство?». Кто он? 400. Кто из владимирских губернаторов стал кавалером ордена святого А. Невского? Ученые. 100. Профессор живописи, написавший картины и эскизы для украшения внутреннего интерьера Георгиевского собора в г. Гусь — Хрустальном. 200. Известный русский архитектор, профессор по его проектам в г. Гусь – Хрустальном построены Георгиевский собор, богадельня и причтовые дома. 300.Выдающийся художник, который выполнил мозаику по эскизу В. Васнецова «О Тебе радуется, Благодатная…». 400. Этим художником было сказано небезынтересное высказывание «Весьма редкие просвещенные меценаты понимают и ценят ( как например, Юрий Степанович Нечаев –Мальцов) новые художественные средства и пользуются ими для своих сооружений».Религиозная жизнь в пределах Гусь – Хрустального района 100. Храм, построенный братьями — дворянами в 1815г. в селе Цикуль с престолами Преображения Спасова и святителя Николая Чудотворца. Кто они? 200. Первые упоминания о храме в селе Пятница относятся к 30-м годам XVII века. Протоиерей Пятницкого храма причислен к лику святых. Кто он? 300. Один из самых молодых приходов Гусь — Хрустального района, первая служба в котором состоялась в 1991г. 400. Народное предание свидетельствует нам о явлении иконы в 1765 году у лесной речки на окраине рабочего поселка Гусь. Эта икона является покровительницей города Гусь – Хрустального. Назовите ее. Литобъединение «Мещера» 100. Историк, писатель и журналист по крупицам собиравший историю края: стекольных заводов Мещерского синеборья. 200. Уроженец поселка Великодворье, педагог. Автор пяти сборников коротких новелл и рассказов, член Союза писателей России. 300. Член Союза писателей России, автор пяти сборников стихов и гимна городу Гусь –Хрустальный. Имеет звание «Меценат года Владимирской области в области культуры». 400. Известный писатель второй половины XX. Вырос в Гусь –Хрустальном.

Приложение 4.

Исследовательская работа по теме: История создания и реконструкции памятника воинам-землякам на территории Аксеновской школы.

К 20 – летию победы в Великой Отечественной войне на территории Гусь- Хрустального района были созданы памятники погибшим воинам, в том числе и на территории нашей Аксеновской восьмилетней школы. Проводя поиково-исследовательскую работу, мы установили, что инициаторами создания памятника выступили: бывший директор школы Можаев Николай Ефимович и жители Аксеновского сельского совета. Учащиеся провели беседы со старожилами близлежащих деревень с целью выявления истории создания памятника. В конце 60-х годов проводилась реконструкция памятника учителем труда, участником Великой Отечественной войны, Гайтановым Михаилом Герасимовичем. Из воспоминаний жительницы д. Аксеново Шестаковой Зои Федосеевны: «Памятник был создан в 1965 г. ко дню Победы. Около него всегда проводился концерт. Павлов Алексей Антипович рассказывал детям и учителям как он сражался на фронте. У него было много орденов. В этот день он пел военные песни и стрелял из своего ружья». Гаврилова Мария Ивановна, бывшая учительница Аксеновской школы, читала письма с фронта. Палагина Мария Андреевна задушевно исполняла военные песни. Из воспоминаний бывшего председателя сельского совета, ныне завуча школы, Тростиной Т.В.: «К 30-летию Великой Победы мы с директором Аксеновской школы Козловой Клавдией Ивановной решили провести очередную реконструкцию памятника, так как он был в ветхом состоянии. Была повешена мемориальная доска». Из воспоминаний бывшего директора школы, ныне учителя русского языка, Козловой Клавдии Ивановны: «Около памятника ежегодно проводили торжественный прием в пионеры, учащиеся нашей школы выступали с праздничным концертом к 9 мая, председатель парткома колхоза, Козлова Мария Степановна, вручала ветеранам подарки». Следопыты нашей школы Можаев Сергей, Миронова Люда, Можаев Вова, Зуева Таня собирали материал о наших Героях- земляках, Михаиле Васильевиче Волкове и Николае Васильевиче Козлове, погибших в 1943 году в бою за Днепр. О работе наших следопытов была статья в газете «Пионерская правда», о них рассказывали по радио. В 1989 году была открыта новая школа и в связи с этим, по предложению председателя сельского совета Ковылова Василия Николаевича и директора школы Русакова Сергея Михайловича, памятник был перенесен на территорию новой школы (в 1991г.). Ежегодно учащиеся нашей школы собираются у памятника на торжественный митинг, посвященный Дню Победы; 22 июня – в день начала войны; первоклассники и выпускники в свой торжественный день приходят сюда, чтобы почтить память своих дедов, возложить цветы и просто молча постоять Приложение 5. Исследовательская работа учащихся по теме: Цикуль – Танеевский уголок на речке Сентур. Село Цикуль стоит у места слияния двух речек с древними, еще угро – финскими, а точнее – мерянскими – названиями: там речка Ючер впадает в другую речку Сентур. Этим названиям более тысячи лет. Но примечателен Цикуль не только этим. На пригорке, видный издалека, высится стройный храм. В отличие от многих других православных церквей он практически не закрывался и сохранился во всем своем великолепии. Но главное – Преображенская церковь села Цикуль (с главным престолом в честь Преображения Господня), построенная в 1812 -1815гг. на средства местных землевладельцев братьев Танеевых: генерал — майора Сергея Михайловича, действительного статского советника Андрея Михайловича, бригадира Ильи Михайловича и полковника Василия Михайловича. Среди них Илья Михайлович Танеев – родной дед композитора Сергея Ивановича Танеева — знаменитого композитора. Для подтверждения этих исторических фактов, учащиеся Аксеновской школы, члены кружка «Историки Владимирского края», обратились к игумену Варсонофию, настоятелю Преображенского храма в с. Цикуль. По его рекомендации они встретились с искусствоведом — Титовой Еленой Михайловной. Она рассказала о родословной Танеевых, о том, что не только с. Цикуль было во владении Танеевых, но и близлежащие деревни: Аксеново, Бараново, Савиково… И возможно, на территории Цикульского кладбища, есть захоронения предков Танеевых. Елена Михайловна показала документы из архива отдела письменных источников Российской Государственной Библиотеки, в которых говорилось: «…Исполнив это поручение Иван Ильич Танеев возвращается в Москву и по упразднению дирекции по постройке шоссе от Москвы до Твери, отправляется во Владимирскую губернию, Меленковского уезда село Цикуль для приведения и размежевания имения, доставшегося ему в наследство вместо отца». Этот рассказ побудил ребят к более серьезному изучению рода Танеевых. В ходе этой работы учащиеся выяснили, что Танеевы – старинный и уважаемый род. Они связаны с Цикулем с XVII в. Это село было во владении предков композитора не по мужской линии, а по женской. Еще при императрице Елизавете Петровне, дочери Петра Великого, гвардии майор Преображенского полка Михаил Тимофеевич Танеев женился (удивительный факт!) на Надежде Петровне…Танеевой. Его невеста была урожденная Танеева, из того же рода, но из другой его ветви. Оба супруга Танеевых имели общего предка, жившего еще в царствование Ивана Грозного. Даже с церковной точки зрения родственниками они до брака уже не считались. Цикуль как раз и был приданым Надежды Танеевой – прабабки композитора. Прежде в этом селе существовала и Танеевская усадьба. Там еще проживал отец Надежды – подполковник Невского пехотного полка Петр Иванович Танеев. Но после его кончины унаследовавшая имение дочь осталась жить в доме мужа – в селе Маринино (ныне Ковровского района). С тех пор в Цикуль Танеевы лишь наезжали – приглядеть за своими крепостными, навести порядок. И посетить старый деревянный храм, при котором было погребено немало их предков. Михаил Танеев еще в XVIII в. построил в деревне Маринино под Ковровом чудом, сохранившийся до сих пор дом – усадьбу. А существующий там сейчас Покровский храм в честь Покрова пресвятой Богородицы строили в 1808 г. три его сына. Вскоре после этого началась Отечественная война 1812г. После огромных потерь, разорения Москвы, но полной победы над грозным врагом в России в патриотическом восторге состоятельные люди строили каменные храмы – в честь великой победы. Не отстали от других и братья Танеевы. В Маринино храм был только что построен. Поэтому было решено украсить новой церковью село Цикуль. А чтобы ускорить дело, заказчики решили воспользоваться уже готовым проектом марининской церкви. По нему безвестные мастера – каменщики и выстроили к 1815г. Преображенскую церковь. К тому времени средний из братьев – дед композитора Илья Танеев уже скончался. Поэтому новый храм стал ему своего рода памятником. В 1830году в Цикуле некоторое время жил отец композитора Иван Ильич Танеев. Иван Ильич, после окончания Московского университета верой и правдой 23 года прослужил во Владимире советником губернской Палаты государственного имущества. В свободное время увлекался литературой и музыкой, даже стал автором нескольких произведений в том и другом виде искусств. Во время разразившейся тогда в губернии эпидемии холеры он был избран на выборную общественную должность «смотрителя для предохранения от холеры» в Меленковском уезде (Цикульская волость с 1784г. принадлежала Меленковскому уезду, Владимирской губернии). Последний раз И. Танеев «пересекался» с цикульскими крестьянами в 1873г., когда они договорились о покупке земли в размере 643десятин за немалую по тем временам сумму в 16 386 рублей. Сам Сергей Иванович приходился кузеном фрейлине последней русской императрицы А. Вырубовой (в девичестве Танеевой), которая оставила нам подробные воспоминания о жизни семьи Николая II … В октябре 2006 года в школе была проведена конференция: «Танеевы в истории села Цикуль». Много интересного рассказали ребята о композиторе, о том, как они собирали этот материал. Искусствовед, Титова Елена Михайловна, рассказала ребятам о конференции, которая проходила в городе Коврове в родовом поместье Танеевых 5-6 октября 2006г. Передала для нашей школы подарок — диск с записью музыки С.И.Танеева от праправнучки С.И. Танеева- Елены Владимировны Фетисовой, которая обещала весной посетить село Цикуль и нашу школу. В ноябре 2006г. автор данного опыта была приглашена департаментом по культуре совместно с департаментом образования в Областной дом работников искусств на научный семинар «Феноменология искусства и художественно – эстетического образования», который проходил в рамках мероприятий, посвященных 150 – летию со дня рождения С.И.Танеева. В декабре того же года в г Гусь-Хрустальном проходила районная конференция краеведческих исследовательских работ школьников – участников туристско– краеведческого движения «Отечество», на котором работа «Цикуль – Танеевский уголок на речке Сентур » заняла II место .

Файлы: ТАРЛАКОВА.doc
Размер файла: 2918400 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология