Автор конспекта:
Автор(ы): — Логинова Светлана Юрьевна
Место работы, должность: — учитель истории МБОУ СОШ 61 г. Чебоксары
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Урок – игра по теме «Положение различных слоев
населения в Древнем Египте и Междуречье».
Цель урока:
Задачи урока:
Продолжать учить детей делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.
Ход урока.
I.Конкурс – представление.
Каждая команда представляет одного из слоев древнеегипетского населения, отражая в этом выступлении занятия, владения собственностью, правовое положение. Команда готовит эмблему, девиз, представления рисунков, иллюстрирующее свое выступление.
Учитель: Ребята, мы с вами изучили две страны Древнего Востока – Древний Египет и Древнее Двуречье. Сегодня мы вновь совершим путешествие по этим странам.
Какие слои населения в Древнем Египте и Междуречье вы знаете? Правильно, это фараоны, жрецы, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники, рабы.
Урок наш будет проводиться в форме соревнования между тремя командами, каждая из которой представляет определенный слой населения, выбранный по жребию. Итак, первая команда представляет писцов, вторая команда – жрецов, третья команда – земледельцев. Для подведения итогов конкурсов нужно выбрать экспертную группу из четырех человек.
Первый конкурс. «Представление команд». Проверка домашнего задания. Нужно кратко сообщить о положении писцов, жрецов, земледельцев, представить эмблему, девиз. Наивысшая оценка – пять баллов.
II. Конкурс « Сцены из жизни населения Египта».
Первая команда представляет писцов (сценка).
Ведущий: Богатые египтяне отдавали своих сыновей в школу. Занятия в школе начинались ранним утром и продолжались до позднего вечера. Ранним утром отец отправляет своего сына Хети в школу.
Отец: Сын Хети, будь прилежным учеником. Спрашивай совета того, кто больше тебя знает. Не проводи дни праздно, иначе побьют тебя (сын берет с собой еду и идет в школу).
Хети (заходит в класс): Здравствуйте! (садится на свое место).
Ведущий: Начинается урок арифметики. (учитель, надсмотрщики входят в класс).
Ученики (встают): Здравствуйте, дорогой наш учитель!
Учитель (кивает головой): Садитесь!
Ведущий: В это время в класс входит ученик, встает у двери.
Учитель: Почему ты опоздал? (ученик подходит к учителю, кланяется до земли).
Ученик: Простите, учитель! (учитель бьет ученика).
Учитель: Садись и больше не опаздывай. (Обращается ко всем ученикам) Записывайте задание: в амбаре находилось 200 мер зерна, из них 18 мер зерна уничтожили грызуны. Сколько мер зерна осталось? (Через некоторое время спрашивает) Какой получился ответ?
Ученик: 180 мер зерна.
Учитель : (берет за ухо, подводит к слугам и говорит) Накажите его за нерадивость. (Другой ученик разговаривает) Почему ты во время урока разговариваешь? (бьет его) А ты почему списываешь? ( обращается к другому ученику и тоже бьет). Хети, скажи ответ.
Хети: 182.
Учитель: Молодец, Хети! Быть тебе в будущем старшим писцом при дворе великого фараона.
Вторая команда представляет жрецов.
Ведущий: Жрецы заходят в храм, в центре которого находится статуя бога Амон – Ра (глиняная статуэтка). (Жрец подходит к статуе, наряжает, одевает. Помощники выносят глиняную статуэтку из храма, ставят на лодку и плывут по Нилу).
Жрец: Славься во веки веков, о солнцеликий Амон – Ра. Пусть слава и могущество твое не меркнет. Пусть храмы твои богатеют и процветают, а враги твои будут повержены. Снизойди к нам милостью своей, согрей и накорми! А мы всегда будем прославлять имя твое и носить его в своем сердце (помолились, двое помощников принесли чашу с зерном, два кувшина с вином и фрукты – финики. Все это оставили и вышли из храма).
Ведущий: В храме мог находиться только верховный жрец, который спрашивал у бога его повеления и наставления. Священные фразы – молитвы хранили в тайне от других людей.
Третья команда представляет земледельцев.
Семья египетского земледельца – муж и жена. Вечер.
Муж: Эх, тяжелый нынче выдался год! Саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши, а то, что удалось спасти, затопило водой, когда прорвало плотину. Как жить дальше? Что делать?
Жена: Укрепи свою веру, Сенухет! Великий бог Амон – Ра нам поможет.
Муж: Так — то оно так, Нефтида. А вот придут сборщики налогов – стражники и писец – и начнут собирать налог, а у нас нет зерна. Продадут нас в рабство и не увидим мы никогда вольного. Кто нам тогда поможет?
Жена: Великий бог Амон – Ра все видит и всегда поможет всем обездоленным, кто искренне верит в него.
Муж: Вот только и остается одно: иуповать на милость бога. А утром нужно идти ремонтировать плотину. Да, нелегка эта работа. Но и работать в поле от зари до заката так же тяжело.
Жена: А сейчас давай поужинаем. У нас есть пшеничные лепешки, овощи. Я приготовила рыбу, которую ты поймал.
Ведущий: Такая вот доля была у египетских земледельцев.
III. Конкурс эрудитов.
Учитель: Каждая команда по очереди вытягивает вопрос, в течение одной минуты обсуждает, затем отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл (по 3 вопроса каждой команде). А сейчас задание всем командам: сделайте выводы по положению слоев населения Древнего Египта и Междуречья – нарисуйте социально – иерархическую лестницу, располагая на ее ступенях различные слои населения в зависимости от их прав и обязанностей.
ФАРАОН
↓
ВЕЛЬМОЖИ, ЖРЕЦЫ
↓
ПИСЦЫ ( ЧИНОВНИКИ)
↓
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ
↓
РАБЫ
IV. Подведение итогов конкурсов экспертной группы. Награждение команд.
Логинова С.Ю., учитель истории «МБОУ СОШ № 61» г. Чебоксары
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: — Положение различных слоев населения в Древнем Египте и Междуречье.