Автор конспекта:
Автор(ы): — Логинова Светлана Юрьевна

Место работы, должность: — учитель истории МБОУ СОШ 61 г. Чебоксары

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Урок – игра по теме «Положение различных слоев

населения в Древнем Египте и Междуречье».

Цель урока:

  • Обобщить знания о положении различных слоев населения в Древнем Египте и Междуречье.
  • Показать правовое неравенство Древнего Египта и Междуречья, всеобщую подчиненность власти деспота.
  • Воспитывать в школьниках чувство неприятия деспотизма, угнетения, жестокого обращения, подавленности личности.
  • Задачи урока:

    Продолжать учить детей делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

    Ход урока.

    I.Конкурс – представление.

    Каждая команда представляет одного из слоев древнеегипетского населения, отражая в этом выступлении занятия, владения собственностью, правовое положение. Команда готовит эмблему, девиз, представления рисунков, иллюстрирующее свое выступление.

    Учитель: Ребята, мы с вами изучили две страны Древнего Востока – Древний Египет и Древнее Двуречье. Сегодня мы вновь совершим путешествие по этим странам.

    Какие слои населения в Древнем Египте и Междуречье вы знаете? Правильно, это фараоны, жрецы, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники, рабы.

    Урок наш будет проводиться в форме соревнования между тремя командами, каждая из которой представляет определенный слой населения, выбранный по жребию. Итак, первая команда представляет писцов, вторая команда – жрецов, третья команда – земледельцев. Для подведения итогов конкурсов нужно выбрать экспертную группу из четырех человек.

    Первый конкурс. «Представление команд». Проверка домашнего задания. Нужно кратко сообщить о положении писцов, жрецов, земледельцев, представить эмблему, девиз. Наивысшая оценка – пять баллов.

    II. Конкурс « Сцены из жизни населения Египта».

    Первая команда представляет писцов (сценка).

    Ведущий: Богатые египтяне отдавали своих сыновей в школу. Занятия в школе начинались ранним утром и продолжались до позднего вечера. Ранним утром отец отправляет своего сына Хети в школу.

    Отец: Сын Хети, будь прилежным учеником. Спрашивай совета того, кто больше тебя знает. Не проводи дни праздно, иначе побьют тебя (сын берет с собой еду и идет в школу).

    Хети (заходит в класс): Здравствуйте! (садится на свое место).

    Ведущий: Начинается урок арифметики. (учитель, надсмотрщики входят в класс).

    Ученики (встают): Здравствуйте, дорогой наш учитель!

    Учитель (кивает головой): Садитесь!

    Ведущий: В это время в класс входит ученик, встает у двери.

    Учитель: Почему ты опоздал? (ученик подходит к учителю, кланяется до земли).

    Ученик: Простите, учитель! (учитель бьет ученика).

    Учитель: Садись и больше не опаздывай. (Обращается ко всем ученикам) Записывайте задание: в амбаре находилось 200 мер зерна, из них 18 мер зерна уничтожили грызуны. Сколько мер зерна осталось? (Через некоторое время спрашивает) Какой получился ответ?

    Ученик: 180 мер зерна.

    Учитель : (берет за ухо, подводит к слугам и говорит) Накажите его за нерадивость. (Другой ученик разговаривает) Почему ты во время урока разговариваешь? (бьет его) А ты почему списываешь? ( обращается к другому ученику и тоже бьет). Хети, скажи ответ.

    Хети: 182.

    Учитель: Молодец, Хети! Быть тебе в будущем старшим писцом при дворе великого фараона.

    Вторая команда представляет жрецов.

    Ведущий: Жрецы заходят в храм, в центре которого находится статуя бога Амон – Ра (глиняная статуэтка). (Жрец подходит к статуе, наряжает, одевает. Помощники выносят глиняную статуэтку из храма, ставят на лодку и плывут по Нилу).

    Жрец: Славься во веки веков, о солнцеликий Амон – Ра. Пусть слава и могущество твое не меркнет. Пусть храмы твои богатеют и процветают, а враги твои будут повержены. Снизойди к нам милостью своей, согрей и накорми! А мы всегда будем прославлять имя твое и носить его в своем сердце (помолились, двое помощников принесли чашу с зерном, два кувшина с вином и фрукты – финики. Все это оставили и вышли из храма).

    Ведущий: В храме мог находиться только верховный жрец, который спрашивал у бога его повеления и наставления. Священные фразы – молитвы хранили в тайне от других людей.

    Третья команда представляет земледельцев.

    Семья египетского земледельца – муж и жена. Вечер.

    Муж: Эх, тяжелый нынче выдался год! Саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши, а то, что удалось спасти, затопило водой, когда прорвало плотину. Как жить дальше? Что делать?

    Жена: Укрепи свою веру, Сенухет! Великий бог Амон – Ра нам поможет.

    Муж: Так — то оно так, Нефтида. А вот придут сборщики налогов – стражники и писец – и начнут собирать налог, а у нас нет зерна. Продадут нас в рабство и не увидим мы никогда вольного. Кто нам тогда поможет?

    Жена: Великий бог Амон – Ра все видит и всегда поможет всем обездоленным, кто искренне верит в него.

    Муж: Вот только и остается одно: иуповать на милость бога. А утром нужно идти ремонтировать плотину. Да, нелегка эта работа. Но и работать в поле от зари до заката так же тяжело.

    Жена: А сейчас давай поужинаем. У нас есть пшеничные лепешки, овощи. Я приготовила рыбу, которую ты поймал.

    Ведущий: Такая вот доля была у египетских земледельцев.

    III. Конкурс эрудитов.

    Учитель: Каждая команда по очереди вытягивает вопрос, в течение одной минуты обсуждает, затем отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл (по 3 вопроса каждой команде). А сейчас задание всем командам: сделайте выводы по положению слоев населения Древнего Египта и Междуречья – нарисуйте социально – иерархическую лестницу, располагая на ее ступенях различные слои населения в зависимости от их прав и обязанностей.

    ФАРАОН

    ВЕЛЬМОЖИ, ЖРЕЦЫ

    ПИСЦЫ ( ЧИНОВНИКИ)

    ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ

    РАБЫ

    IV. Подведение итогов конкурсов экспертной группы. Награждение команд.

    Логинова С.Ю., учитель истории «МБОУ СОШ № 61» г. Чебоксары

    Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

    Краткое описание: — Положение различных слоев населения в Древнем Египте и Междуречье.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология