Автор конспекта:
Автор(ы): — Ткачева Наталья Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ Наушкинская СОШ

Регион: — Республика Бурятия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Познакомить учащихся с понятием информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности; познакомить учащихся с видами информации по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемые учебники и учебные пособия: —

Семакин 8 класс

Используемое оборудование: —

Компьюnер, проектор

Краткое описание: — План урока. 1. Изложение нового материала. 1. Что такое информация? 2. Виды информации. 1. Закрепление. 2. Домашнее задание.

План урока на тема: "Информация. Виды информации."

Цель урока:Познакомить учащихся с понятием информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности; познакомить учащихся с видами информации по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению.

План урока.

1. Изложение нового материала.

  • Что такое информация?
  • Виды информации.
  • Закрепление.
  • Домашнее задание.
  • Ход урока.

    1.Изложение нового материала.

  • Что такое информация?
  • Информатика– это наука, находящаяся в процессе становления.. В становлении находятся и основные понятия информатики.

    К основным понятиям информатикиотносятсяинформация, структура, модель, алгоритм.Есть и многие другие понятия, но эти – основные.

    В любой науке, в информатике тоже, основные понятия определить достаточно сложно. Именно потому, что они основные. Нельзя однозначно определить точку в геометрии, материю в физике, информацию в информатике. Существуют и другие трудности. Понятие “информация” является одним из основных во многих других науках: в журналистике и философии, в экономике и физике, в математике и психологии. Социологи дают свое толкование информации, физики – свое и т. д.

    Для большинства из нас слово “информация” – нечто само собой разумеющееся. Но попробуйте сформулировать, что такое информация.

    Чтобы лучше разобраться в этом, давайте приведем примеры информации. (Если же дети затрудняются привести примеры, предложить рассмотреть следующие примеры)

    • Жизнь впервые появилась в химически богатой воде около 3.5 миллиардов лет назад. Как свидетельствуют окаменелости, первыми живыми организмами были одноклеточные бактерии и водоросли.
    • Реки обычно берут начало в горах, стекают по их склонам, принимая воду от притоков, и так достигают равнины. А река Кали-Гандак поступает точно наоборот. Рождаясь у края огромной Тибетской равнины, река устремляется прямо к горам. Невозможно поверить, что река была способна прорезать путь среди них.
    • Вы смотрите фильм. На экране мирный пейзаж. Вдруг за кадром зазвучала тревожная мелодия. “Что-то произойдет”, – заволновались вы. Каким образом вы спрогнозировали события?

    Надеемся, что примеры помогли вам лучше разобраться в понятии “информация”.

    Можете ли вы теперь сформулировать определение информации?

    Каким образом в вашем определении удалось отразить, что информация:

    • Существует в неживой природе;
    • Существует в биологических системах;
    • Может не всегда быть выражена словами;
    • Возникает в процессе общения;
    • Хранится, перерабатывается, передается и т.д.

    Понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира.

    Вещество, энергия, информация – фундаментальные сущности

    всех явлений нашего мира.

    В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации.

    Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

    Наиболееобщимбудет следующее определение:информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

    2. Виды информации.

    Какие типы или виды информации можно выделить?

    Во-первых, по способу восприятия информации.

    У человека пять органов чувств:

    • зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
    • слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
    • обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;
    • вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;
    • осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.

    Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

    Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

    Во-вторых,по форме представления информации.

    Рассмотрим только те виды информации, которые “понимают” технические устройства (в частности, компьютер).

    Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

    • Рассмотрим пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

    Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.

    • Например, при решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + числовые расчеты (числа).

    Музыкальная (звуковая) информация.

    В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

    В-третьих,по общественному значению информации.

    Информация может быть:

    • личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;
    • общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;
    • обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения;
    • эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.;
    • специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.
  • Домашнее задание.
  • Выучить конспект к данному уроку

    Файлы: внеклассное мероприятие.doc
    Размер файла: 134656 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология