Автор конспекта:
Автор(ы): — Сахипярова Регина Мирзагитовна
Место работы, должность: —
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Набережные Челны, Учитель информатики
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Обучающие:
• способствовать формированию понятия информационная система, структура, системный эффект, подсистема;
• дать представление о том, что такое системный подход в науке.
Развивающие:
• развивать представление учащихся о важности системного мышления в современной науке;
• развивать навык быстрой организации применения полученных знаний в различных ситуациях.
Воспитательные:
• формировать и развивать у учащихся познавательные интересы;
• воспитание чувства уверенности в себе и своих знаниях, чувства ответственности за результаты своего труда;
• формировать навыки коллективной работы.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник Информатика и ИКТ И.Г.Семакин 11 класс
Используемая методическая литература: —
· ПК;
· мультимедийный проектор и экран;
· рабочие тетради;
· презентация;
учебник;
Краткое описание: —
Конспект уролка Информационные системы
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Ход урока
I. Организационный момент:
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.
II. Актуализация знаний:
Сегодня мы с вами познакомимся, что же такое информационные системы (ИС) и какие они бывают. Может кто-нибудь из вас знает, что же такое ИС?
III. Изучение нового материала.
Объяснение нового материала:
Учитель:Нередко мы употребляем понятия «простой объект», «сложный объект». А размышляли ли вы о том, в чем разница между простым и сложным? На первый взгляд, возникает такой очевидный ответ: сложный объект состоит из множества простых. И чем больше в нем таких «деталей», тем предмет сложнее. Например: колесо, руль и другие детали велосипеда — простые объекты, а сам велосипед, собранный из этих деталей, — сложное устройство.
Как по-другому назвать этот сложный объект?
Ответ: Велосипед — это система. Его назначение — быть транспортным средством для человека.
Попробуйте сами дать определение системы.
Информационная система– это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Система — это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое. Всякая система имеет определенное назначение (функцию, цель).
А другие части велосипеда чем являются?
Учитель: Подсистема – система, входящая в состав какой либо другой, более крупной системы.
Но только ли в количестве деталей заключается различие между простым и сложным?
Рассмотрим кучу кирпичей и дом, построенный из этих кирпичей.
Учитель: Как бы много ни было кирпичей в куче, ее нельзя назвать системой, потому что в ней нет единства, нет целесообразности. А жилой дом имеет вполне конкретное назначение — в нем можно жить. В кладке дома кирпичи определенным образом взаимосвязаны, в соответствии с конструкцией. Конечно, в конструкции дома кроме кирпичей имеется много других деталей (доски, балки, окна и пр.), все они нужным образом соединены и образуют единое целое — дом.
Какие свойства вы можете выделить системы?
Первое главное свойство системы — целесообразность. Это назначение системы, главная функция, которую она выполняет.
Второе главное свойство системы — целостность. Нарушение элементного состава или структуры ведет к частичной или полной утрате целесообразности системы.
Всякая система определяется не только составом своих частей, но также порядком и способом объединения этих частей в единое целое. Все части (элементы) системы находятся в определенных отношениях или связях друг с другом. Здесь мы выходим на следующее важнейшее понятие — понятие структуры.
Структура — это порядок связей между элементами системы.
Из тех же самых кирпичей и других деталей кроме жилого дома можно построить гараж, забор, башню. Все эти сооружения строятся из одних и тех же элементов, но имеют разную конструкцию. Можно сказать, что они различаются структурой. И от структуры зависят свойства и назначение системы.
Учитель: Например, с зависимостью свойств различных систем от их структуры вам приходилось и еще предстоит встретиться в разных школьных дисциплинах. Например, известно, что графит и алмаз состоят из молекул одного и того же химического вещества — углерода. Но в алмазе молекулы углерода образуют кристаллическую структуру, а у графита структура совсем другая — слоистая. В результате алмаз — самое твердое в природе вещество, а графит мягкий, из него делают грифели для карандашей.
IV. Закрепление изученного материала
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
V. Домашнее задание.
§ 24 (ст. 137) ответить на вопрос 2.
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок за урок.